Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»
статья (10 класс)

Немеш Марина Валерьевна

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение СК

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

                                                          Доклад

НА ТЕМУ:

 «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»

                                                                       Разработана преподавателем

                                                                ЦМК ОГСЭ дисциплины

                                                                 Немеш М.В.

                                                                 Одобрено на заседании ЦМК

                                                                 «    »                     2022г.

                                                                 Протокол №

                                                                 Председатель ЦМК Мирзоян Е.В.

Ставрополь 2022г.

Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности.

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.

Результат внедрения проектной технологии – инновационно-развивающая среда, которая предусматривает:

- мотивацию учебной деятельности;

- проблемно-креативную направленность;

- интерактивную организацию деятельности;

-приобретение знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения;

- формирование нового опыта и развитие необходимых психологических качеств;

- ориентацию на личностный и коллективный успех

Технология проектов предполагает постановку определенной проблемы и последующее ее решение, с обязательным наличием идеи и гипотезы, четким планированием действий, распределением (если групповая работа) ролей, то есть наличием задач для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственности участников проекта за свою часть работы, регулярного обсуждения промежуточных шагов и результатов.

Решение определенной учебной или воспитательной проблемы в ходе проектной деятельности предполагает, с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений, из разных областей науки, техники, творчества.

С помощью внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс можно научить:

- выявлять и определять проблемы;

- проводить их анализ и находить пути их решения;

- развивать умение искать и работать с информацией;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Технология проектов является эффективной в том случае, когда в учебном процессе поставлено определенное исследовательское, творческое задание, для решения которого нужны интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследования демографических или экономических проблем в разных регионах мира, создания серии репортажей из разных регионов по одной из проблем, которые бы раскрывали определенную тему).

Проекты по праву относятся к числу нетрадиционных технологий обучения, поскольку они способны обеспечить:

- активность даже тех, которые, как правило, предпочитают молчание;

- раскрытие своих способностей, формирует у них уверенность в себе;

- комфортность обучения, поскольку они перестают бояться негативной оценки;

- совершенствование коммуникативных навыков, поскольку это позволяет им больше высказываться;

- развитие ряда способностей (совместного принятия решений, избежать конфликтов и т.п.);

- развитие творческого мышления, не просто воспроизведения усвоенных знаний, но и использование их в практически-ориентированной деятельности.

Наряду с понятием «проект» в психолого-педагогической литературе

используются и понятия «проектная деятельность», «творческая проектная деятельность», «проектное обучение», «метод проектов». В одном случае проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, включающая в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразующей, творческой и практической деятельности, несет в себе все качества и компоненты (мотив, цель, способы, средства, предмет, результат).

Исследования доказывают, что творческая проектная деятельность:

- формирует навыки самостоятельной ориентации в учебной, научно методической и справочной литературе, учит добывать необходимую информацию самостоятельно;

- активно развивает основные виды мышления;

- способствует психическому развитию;

- способствует развитию интеллектуальных способностей, учит мыслить от абстрактного к конкретному;

- привлекает к реальному самообразованию;

- помогает осознавать себя творцом своей деятельности;

- усиливает положительную мотивацию к обучению, потому что проект выбирается и реализуется на основе собственных интересов, потребностей и возможностей;

- способствует формированию культуры делового «общения, умению аргументировано защищать свои позиции;

- усиливает воображение, которое является значительным стимулом для рождения новых идей, поиска альтернативных решений, их анализа и синтеза как основы инновационного мышления;

Основные принципы проектного обучения

Основными принципами проектного обучения являются:

- добровольность выбора вида деятельности;

-учет интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы;

- доведение работы до логического конца;

- формирование основ культуры труда, качественное изготовление и эстетическое оформление объектов;

- полезная значимость выполненных проектов.

Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской деятельностью, но по ряду признаков она отличается тем, что: во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью всестороннее тематическое исследование проблемы и разработку конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа над проектом предполагает, прежде всего, получение практического результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника.

Формируя мотивацию достижения успеха в процессе проектировочной деятельности как основу для создания позитивной атмосферы, педагог может использовать различные варианты мотивации для работы над проектом, а именно: возможность получить интересную информацию и самостоятельно выполнить задание; получить уважение сверстников; быть лучшим; осознать полезность своей деятельности для других людей; знакомство с новыми людьми.

Особенности проектной технологии

Можно выделить следующие особенности проектной технологии:

1. Основой технологии является не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, направленный на формирование комплекса разнообразных умений и навыков, необходимых для успешной самореализации.

2. Проектная технология предусматривает создание мотивационной ситуации, поддержания его в процессе работы и улучшения результативности обучения и воспитания.

3. Проектная технология предусматривает решение проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом,

оформленным тем или иным образом.

4. Проект - целостная работа, ее нельзя закончить, остановившись на полпути, поскольку оценивается конечный продукт.

Классификация проектов

Основываясь на теоретические положения и практический опыт отечественной и зарубежной педагогики, рассмотрим вопрос классификации типов проектов.

Значительный вклад в развитие теории проектирования делает русский исследователь Е. Полат. Его классификация исследовательских проектов осуществлена ​​в соответствии с предметно-содержательной направленностью, выделяя монопроекты и межпредметные проекты.

 

Межпредметные проекты выполняются обычно во внеурочное время, предусматривают интеграцию знаний из нескольких предметов и нуждаются в квалифицированной помощи учителей-предметников.

Также Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

- по доминирующему в проекте методу или виду деятельности;

- по признаку предметно-содержательной области;

- по характеру контактов;

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности проекта;

- по результатам.

С учетом выделенных типологических признаков Е.С. Полат определяет следующие основные виды проектов:

- исследовательские проекты, представляющие собой научно-исследовательскую работу, с определением понятийного аппарата;

- информационные проекты, направленные на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для определения каких либо выводов, результатов;

- творческие проекты, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

- телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых на базе компьютерной коммуникации;

- прикладные проекты – характеризуются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который ориентирован на их социальные интересы; имеют четкую структуру, сценарий, распределенные роли .

А. Клименко та О. Подколзина классифицируют проекты по доминирующему в проекте методу или виду деятельности.

Прикладные проекты отличаются четко определенным результатом деятельности его участников (например, проект закона, справочные материалы, словарь, аргументированное объяснение любого явления). Такие проекты предусматривают основательное осмысление структуры, распределение функций между участниками, оформление результатов деятельности, их дальнейшую презентацию и внешнее рецензирование.

Исследовательские проекты имеют целью организации деятельности учащихся, направленную на решение творческих задач с заранее неизвестным результатом и предусматривают наличие определенных этапов работы (обоснование актуальности темы исследования, предмета и объекта, определение целей и задач, выявление методов поиска и источников информации, выдвижения гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление с сообщением или докладом, определение новых проблем для дальнейшего анализа).

Информационные проекты, которые направлены на изучение характеристик любых процессов, явлений, объектов и предусматривают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта похожа на структуру исследовательского часто является основой для их сочетания. . Структуру такого проекта можно обозначить следующим образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и электронные интервью, анкетирование и т.д.) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, доклад, реферат, видеофильм) презентация (публикация, в том числе в электронной сети, обсуждение в телеконференции). Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем.

Ролевые проекты, в которых участники выполняют определенные роли, (литературных персонажей или вымышленных героев), обусловленные характеру и содержанию проекта, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями; структура таких проектов только определяется и остается открытой до завершения работы. Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют получению определенного социального опыта.

По продолжительности проекты бывают краткосрочные та долгосрочные.

Проектная технология на уроках литературы

Основа проектной технологии на уроках литературы - стимулирование интереса к проблеме осознанного выбора жизненных ориентиров, определяющих будущее, а стратегические направления деятельности учеников - учиться быть умными, здоровыми, полезными людям, быть гражданами своей Родины, научиться составлять и реализовывать собственные жизненные проекты в сложных условиях современности.

Проектная технология на уроках литературы позволяет применять активные и интерактивные методы ориентации учащейся молодежи на духовные ценности народа («героическая история народа, выдающиеся исторические фигуры, обычаи и обряды и т.д.»).

Цель проектного обучения по литературе состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Можно выделить несколько видов проектной деятельности на уроках литературы:

- исследовательский проект;

- информационный проект;

- ролевой (игровой) проект;

- практико- ориентированный проект;

- творческий проект.

Творческие проекты могут быть не только групповыми, но и индивидуальными. Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность.

  Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой  для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого. С этой целью можно использовать ролевые проекты. При выполнении таких проектов участники принимают на себя определенные роли, предписанные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения.

Тематические вопросы - конкретизация ключевого вопроса, путь его раскрытия. Методические рекомендации касаются особенностей работы над конкретной учебной темой с целью подготовки  к разработке проекта, а также советов по организации процесса проектирования. Операционные карты могут быть ярко оформленными по усмотрению учителя, размещенные на отдельных листах, размноженные и будут служить раздаточным материалом для учащихся при организации проектирования на уроке.

 Применение методики проектов на уроках русского языка

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место и призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.
Цель образования – это формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
В воспитании черт творческой личности и формировании ее жизненной стратегии важное место занимают в единстве языковое образование и речевое воспитание, языковая культура и речевое поведение.

С. Ермоленко приводит толкование понятия «языковая личность», которое вошло в научные парадигмы многих отраслей человеческих знаний: «Языковая личность» – сочетание в лице говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободному, автоматическому осуществлению разносторонней языковой деятельности. Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отпечаток общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре».

Итак, язык аккумулирует ум и эстетику нации, является искусством живого общения, является компетенцией и профессионализмом любой специальности.

В методике русского языка под коммуникативной компетенцией понимаются «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, ситуациям общения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современность предъявляет серьезные проблемы развития и совершенствования образования. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит прогресс общества.

Учебный проект по русскому языку и литературе– это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблем.

Такой подход к процессу обучения и воспитания способствует развитию их интеллектуально-творческих задатков и формированию исследовательско-поисковых способностей, которое обеспечивается альтернативными формами обучения: индивидуальная работа, фронтальная, кооперативная, работа в парах, в малых и больших группах.

Таким образом, проектная технология создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, ответственности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Список использованной литературы

1. Активные методы обучения // http: // users.kpi.kharkov.ua/ lre / bde / ukr/ pedde / active.htm

2. Баранов, М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1979. - № 4. - С. 22.

3. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в обучении родному языку [Текст] / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 5.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...

Статья "Роль педагога организатора в учебно-воспитательном процессе"

Современные изменения в образовательно-воспитательной политике государства привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному раз...

Статья "Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе"

Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе...

Статья "Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе"

Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе. Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельно...