«Применение метода проектов на уроках физики»
проект
В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.
Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать еѐ увлекательной, занимательной и полезной.
Дети должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1
Мавлеева Любовь Дмитриевна
Учитель физики
Номинация № 2: «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности »
«Применение метода проектов на уроках физики»
В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.
Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать еѐ увлекательной, занимательной и полезной.
Дети должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
К проектной деятельности я привлекаю ребят с 7 класса. Работу с учащимися я начинаю с начала первой четверти. Предлагаю темы исследовательских работ или узнаю их предпочтения. Даю общие методические рекомендации. После того, как желающие принять участие в исследовательской деятельности, определятся с выбором темы, начинаю проводить индивидуальные консультации, в ходе которых определяются конкретные цели, задачи, составляется план работы, обговариваются способы получения информации, даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований в рамках выбранной темы. В исследовательской деятельности участвуют ребята разных способностей и разного возраста. Кто-то впервые пробует свои силы в исследовательской деятельности, для кого-то это уже не первый опыт, поэтому первых приходится обучать, а со вторыми нужна индивидуальная работа. На
втором этапе учащиеся определяют определенный способ информации:
наблюдение, анкетирование, опрос, проведение эксперимента, работа в сети
Интернет, с литературой.
В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов.
Как вызвать интерес к такой работе? Конечно, стимулом для ребят является, в первую очередь, желание докопаться до сути, самим что-то изобрести. Ребята получают своеобразный пропуск в школьную лабораторию. Гордятся тем, что их туда пускают и им доверяют. Они исследуют все, что там имеется. Это любознательные, трудолюбивые, кропотливо выполняющие работу юные учёные!
В процессе проектной деятельности формировались следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать процесс (изделие);
4. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль учащихся: они выступали активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогала им научиться работать в «команде». Ребята свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Проектная деятельность способствует развитию:
Рефлексивных умений, поисковых умений, навыков оценочной самостоятельности, умений и навыков работы в команде, сотрудничестве, менеджерских умений и навыков, коммуникативных умений. Центральным принципом проектной работы является совместная работа (преподаватель - ученик).
Цель учителя: теоретически обосновать, разработать, опробовать проектную методику в урочной и внеурочной деятельности при обучении физике. Проанализировать собственный опыт использования метода проектов, выявить эффективность данного метода для развития творческого мышления учащихся, развития самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении формирования умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения на практике (компетенций).
Объект исследования: проектная деятельность на уроках и во внеурочное время.
Задачи учебного проекта:
В процессе обучения необходимо научить учащихся:
понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание физических явлений,
проявления явлений в природе и их использование в технических устройствах и в повседневной жизни;
применять законы физики для решения задач на качественном уровне;
анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований; анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, и составлять, используя их, расчеты.
Предмет исследования: формирование творческого мышления учащихся, повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей подростков.
Гипотеза исследования: Использование проектной методики как на уроках, так и во внеурочное время будет способствовать развитию внутренней мотивации учащихся к овладению знаниями по физике; повышению мыслительной активности учащихся; формированию ключевых и образовательных компетентностей.
Элемент новизны: использование метода проектов для формирования познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике.
Ожидаемый результат:
Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности, развитие умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты, системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики.
Формирование положительной самооценки учащегося.
Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных проектных работ.
Этапы проектной деятельности.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2. Выделение подтем и тем проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) | |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3.Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Проводя такие работы в течение учебного года можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.
- Этот метод позволил ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
- Если подросток сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
С помощью данного учебного проекта большая часть учащиеся научились:
---выделять причинно-следственные связи и рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
---отвергать ненужную или неверную информацию;
---понимать, как различные части информации связаны между собой;
---выделять ошибки в рассуждениях, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
умеют отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.
Совместное сотрудничество, где первым правилом работы является взаимопомощь и поддержка, вовлекло в процесс работы всех учеников класса, в том числе ребят с низкой мотивацией. Ученики знают и применяют навыки работы в группах. В процессе работы в группах выявлялись лидеры, вокруг которых сплачивалась команда, и в которой чувствовался дух коллективизма. Ребята работали в группах, в парах и индивидуально. В групповой работе дети чувствовали поддержку друг друга, был положительный эмоциональный настрой и не было страха получить отрицательную оценку.
Применение новых приёмов в обучении предоставило возможность раскрыться даже тем ученикам, которые болезненно реагируют на языковой барьер.
Опыт проведения учебной проектно-исследовательской деятельности показал, что она способствует:
-развитию интереса к предмету;(приложение №1)
-расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;
-развитию представлений о межпредметных связях;
-формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
-профессиональному самоопределению детей;
-развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
-развитию творческих способностей детей;
-формированию системного мышления;
-самоутверждению благодаря достижению поставленной цели;
-формированию познавательной самостоятельности учащихся.
В заключении хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие и исследовательские возможности ребенка, он и сам должен быть творческим, увлеченным человеком, знатоком своего дела. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; формировать исследовательские умения и навыки учащихся; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя — научного руководителя. Этот союз позволяет стереть грань «учитель — ученик», способствует профессиональному росту учителя, позволяет лучше узнать своих учеников. В результате такой деятельности у детей появляется возможность формирования исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.
Участие в такой форме работы способствует моему профессиональному росту, позволяет лучше
узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения.
Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на
уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы.
Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех
участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание
эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение
интереса к физике и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.
Количество учащихся 9-х классов, выбравших проект по физике, как итоговый при аттестации (приложение№1)
Уч. год | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 |
Кол-во учащихся 9-х классов | 2 | 5 | 9 |
Приложение 1
к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».
РЕШЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1 выдвигает Мавлееву Любовь Дмитриевну, учителя физики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1
на участие в муниципальном этапе Регионального конкурса «Лучшая методическая разработка», номинация №2.
Наименование методической разработки:
«Применение метода проектов на уроках физики»
Руководитель Муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения города Иркутска
Средняя общеобразовательная школа № 1 ____________/ Багмат Л.Н.
«____» ноября 2019 год
Я, Мавлеева Любовь Дмитриевна
Даю согласие на участие в муниципальном этапе Регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».
__________/ Мавлеева Л.Д.
«____» ноября 2019 год
Приложение 2
к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».
В организационный комитет муниципального этапа регионального конкурса «Лучшая методическая разработка» от Мавлеевой Любови Дмитриевны, учителя физики МБОУ г. Иркутска СОШ № 1
Заявление
Прошу принять документы для участия в конкурсе среди педагогов образовательных организаций и работников методических служб «Лучшая методическая разработка», номинация №2.
Наименование методической разработки: «Применение метода проектов на уроках физики»
Даю свое согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», указанных в документах, для проверки достоверности представленной мной информации.
_______________/______________________/
«____» ноября 2019 год
Приложение 3
к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».
Анкета
Муниципальное образование | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1 | |
Фамилия, имя, отчество автора (полностью). Если работа выполнялась коллективом авторов (ФИО каждого, не более 3-х человек) |
| |
Место работы (полное наименование) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1 | |
Должность | Учитель физики | |
Контактные данные (контактный телефон, e-mail) | 89501032744, angelina-mld@mail.ru | |
Номинация, в которой представлены конкурсные материалы | Номинация № 2: «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» | |
Название/тема конкурсных материалов | «Применение метода проектов на уроках физики» | |
Гарантируем, что представленные конкурсные материалы не нарушают авторских прав. | _____________/________________ Подпись ФИО участника конкурса |
Директор _____________/______________
Подпись ФИО
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36388.jpg)
Применение метода проектов на уроке технологии.
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-102948-1351277324.jpg)
Применение метода проектов на уроках истории
В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-128742-1510944099.jpg)
Применение метода проектов в преподавании физики
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/20/picture-1414619-1660979373.jpg)
Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики
В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184398-1358879448.jpg)
«Применение метода проектов на уроках физики»
В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе ле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/19/picture-1422163-1663606221.jpg)
Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности
Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...