«Применение метода проектов на уроках физики»
проект

Мавлеева Любовь Дмитриевна

В 2015 году я  начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.  

Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать еѐ увлекательной, занимательной и полезной.

Дети должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1

Мавлеева Любовь Дмитриевна

Учитель физики

Номинация № 2: «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности »

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я  начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.  

Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать еѐ увлекательной, занимательной и полезной.

Дети должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

     К  проектной деятельности я привлекаю ребят с 7 класса. Работу с учащимися я начинаю с начала первой четверти. Предлагаю темы исследовательских работ или узнаю их предпочтения. Даю общие методические рекомендации. После того, как желающие принять участие в исследовательской деятельности, определятся с выбором темы, начинаю проводить индивидуальные консультации, в ходе которых определяются конкретные цели, задачи, составляется план работы, обговариваются способы получения информации, даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований в рамках выбранной темы. В исследовательской деятельности участвуют ребята разных способностей и разного возраста. Кто-то впервые пробует свои силы в исследовательской деятельности, для кого-то это уже не первый опыт, поэтому первых приходится обучать, а со вторыми нужна индивидуальная работа. На

втором этапе учащиеся определяют определенный способ информации:

наблюдение, анкетирование, опрос, проведение эксперимента, работа в сети

Интернет, с литературой.

В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность  учащихся. «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.   Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.  Свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов.

 Как вызвать интерес к такой работе? Конечно, стимулом для ребят является, в первую очередь, желание докопаться до сути, самим что-то изобрести. Ребята получают своеобразный пропуск в школьную лабораторию. Гордятся тем, что их туда пускают и им доверяют. Они исследуют все, что там имеется.   Это любознательные, трудолюбивые, кропотливо выполняющие работу юные  учёные!
   В процессе проектной деятельности формировались
следующие компетенции:

1.        Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

 2.         Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.  Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

         - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

- умение проектировать процесс (изделие);

4.        Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

5.        Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль  учащихся: они выступали активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогала им научиться работать в «команде». Ребята свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Проектная деятельность способствует развитию:

Рефлексивных умений, поисковых умений, навыков оценочной самостоятельности, умений и навыков работы в команде, сотрудничестве, менеджерских умений и навыков, коммуникативных умений. Центральным принципом проектной работы является совместная работа (преподаватель -  ученик).

Цель учителя:   теоретически обосновать, разработать, опробовать проектную методику в урочной и внеурочной деятельности при обучении физике. Проанализировать собственный опыт использования метода проектов, выявить эффективность данного метода  для развития творческого мышления учащихся, развития самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении формирования умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения на практике (компетенций).

Объект исследования: проектная деятельность на уроках и во внеурочное время.

Задачи  учебного проекта:

В процессе обучения необходимо научить учащихся:

 понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

 объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание  физических явлений,

проявления явлений в природе и их использование в технических устройствах и в повседневной жизни;

применять законы физики для решения задач на качественном уровне;

анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований; анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем,  и составлять, используя их, расчеты.

 Предмет исследования: формирование творческого мышления учащихся, повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей подростков.

Гипотеза исследования: Использование проектной методики как на уроках, так и во внеурочное время будет способствовать развитию внутренней мотивации учащихся к овладению знаниями по физике; повышению мыслительной активности учащихся; формированию  ключевых и образовательных  компетентностей.

Элемент новизны: использование метода проектов для формирования познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике.

Ожидаемый результат:

Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности, развитие умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты, системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики.

 Формирование положительной самооценки учащегося.

 Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных  проектных работ.

Этапы проектной деятельности.

Стадии 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

1. Разработка проектного задания 

1.1. Выбор темы проекта 

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения 

1.2. Выделение подтем и тем проекта 

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора 

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) 

1.3. Формирование творческих групп 

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы 

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом 

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности 

Учитель принимает участие в обсуждении 

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. 

2. Разработка проекта 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 

3.Оформление результатов 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность 

Учащиеся вначале по группам,  потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами 

4. Презентация 

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). 

Докладывают о результатах своей работы 

5. Рефлексия 

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся 

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу 

             

  Проводя такие работы в течение учебного года  можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

  1. Этот метод позволил ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения.  Обучающиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у  школьников критическое и творческое мышление.
  2. Если подросток сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

       С помощью  данного учебного проекта большая часть учащиеся научились:

 ---выделять причинно-следственные связи и  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

---отвергать ненужную или неверную информацию;

---понимать, как различные части информации связаны между собой;

---выделять ошибки в рассуждениях, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

 умеют отличать факт, который всегда можно проверить,  от предположения и личного мнения.
         Совместное сотрудничество, где первым правилом работы является взаимопомощь и поддержка, вовлекло в процесс работы всех учеников класса, в том числе ребят с низкой мотивацией. Ученики знают и применяют навыки работы в группах. В процессе работы в группах выявлялись лидеры, вокруг которых сплачивалась команда, и в которой чувствовался дух коллективизма. Ребята работали в группах, в парах и индивидуально. В групповой работе дети чувствовали поддержку друг друга, был положительный эмоциональный настрой и не было страха получить отрицательную оценку.

Применение новых приёмов в обучении предоставило возможность раскрыться даже тем ученикам, которые болезненно реагируют на языковой барьер.

         Опыт проведения учебной проектно-исследовательской деятельности показал, что она способствует:

-развитию интереса к предмету;(приложение №1)

-расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

-развитию представлений о межпредметных связях;

-формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

-профессиональному самоопределению детей;

-развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

-развитию творческих способностей детей;

-формированию системного мышления;

-самоутверждению благодаря достижению поставленной цели;

-формированию познавательной самостоятельности учащихся.

В заключении хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие и исследовательские возможности ребенка, он и сам должен быть творческим, увлеченным человеком, знатоком своего дела. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; формировать исследовательские умения и навыки учащихся; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя — научного руководителя. Этот союз позволяет стереть грань «учитель — ученик», способствует профессиональному росту учителя, позволяет лучше узнать своих учеников. В результате такой деятельности у детей появляется возможность формирования исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.

Участие в такой форме работы способствует моему профессиональному росту, позволяет лучше

узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения.

Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на

уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы.

Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех

участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание

эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение

интереса к физике и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.

Количество учащихся 9-х классов, выбравших проект по физике, как итоговый при аттестации (приложение№1)

Уч. год

2016-17

2017-18

2018-19

Кол-во учащихся 9-х классов

2

5

9

Приложение 1

к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».

РЕШЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1 выдвигает Мавлееву Любовь Дмитриевну, учителя физики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1  

на участие в муниципальном этапе Регионального конкурса «Лучшая методическая разработка», номинация №2.

Наименование методической разработки:

«Применение метода проектов на уроках физики»

Руководитель Муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения города Иркутска

Средняя общеобразовательная школа № 1        ____________/ Багмат Л.Н.

                                 

«____» ноября 2019 год

        Я, Мавлеева Любовь Дмитриевна

Даю согласие на участие в муниципальном этапе Регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».

__________/ Мавлеева Л.Д.

                                                                «____» ноября 2019 год

Приложение 2

к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».

В организационный комитет муниципального этапа регионального конкурса «Лучшая методическая разработка» от Мавлеевой Любови Дмитриевны, учителя физики МБОУ г. Иркутска СОШ № 1

Заявление

        Прошу принять документы для участия в конкурсе среди педагогов образовательных организаций и работников методических служб «Лучшая методическая разработка», номинация №2.

        Наименование методической разработки: «Применение метода проектов на уроках физики»

        Даю свое согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», указанных в документах, для проверки достоверности представленной мной информации.

_______________/______________________/

                                                                «____» ноября 2019 год

Приложение 3

к Положению о муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка».

Анкета

Муниципальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1

Фамилия, имя, отчество автора (полностью). Если работа выполнялась коллективом авторов (ФИО каждого, не более 3-х человек)

  1. Мавлеева Любовь Дмитриевна

Место работы (полное наименование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 1

Должность

Учитель физики

Контактные данные (контактный телефон, e-mail)

89501032744, angelina-mld@mail.ru

Номинация, в которой представлены конкурсные материалы

Номинация № 2: «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Название/тема конкурсных материалов

«Применение метода проектов на уроках физики»

Гарантируем, что  представленные конкурсные материалы не нарушают авторских прав.

_____________/________________

         Подпись              ФИО участника конкурса

Директор                        _____________/______________

                                          Подпись                           ФИО

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Применение метода проектов в преподавании физики

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе ле...

Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...