П.К. 3.3
учебно-методический материал

Яренских Светлана Константиновна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Яренских Светлана Константиновна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ «РУССКАЯ ЛАПТА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен                  

 Специальность: 49.02.01

с оценкой_________

 Физическая культура

«   »2021 года

 Курс: 2, группа: 29

 Руководитель: Камалова Е.А,

 преподаватель физической культуры

 высшей квалификационной категории

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста посредством игры лапта

1.1 Общая характеристика игры «Русская лапта» и правила игры

1.2 Техническая подготовка

1.3 Понятие «ловкость» и средства ее развития

1.4 «Русская лапта» как средство физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста

1.5 Анатомо-физиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста

Выводы по 1 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях перестройка системы образования диктует учителю необходимость поиска путей повышения эффективности, как уроков, так и других форм физического воспитания школьников.

Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства, но утеря духовности, традиций своего народа - не менее важный показатель. Я искала ту игру, которая смогла бы увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивала развитие двигательных способностей обучающихся. Не секрет, что при начале занятий обучающихся любым видом спорта нужна определенная физическая подготовленность. И каждый вид спорта требует своих, только ему присущих физических способностей и физического развития.

Мой выбор пал на замечательную игру «Русская лапта». Игра — это основной вид деятельности ребенка, это средство общения, накопления опыта, выражения эмоций и формирования отношений. Недостаточная двигательная активность, повальное увлечение компьютером влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность двигаться. И одним из способов мотивации может быть игра. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях и особенно в играх.

«Русская лапта» – одна из самых распространенных народных игр не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья. История этой игры исчисляется веками. К счастью, «Русская лапта» – такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются практически все физические качества и их разновидности: скоростные качества; быстрая реакция; умение быстро стартовать и поддерживать высокую скорость; ловкость, гибкость, сила и т.д. Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. Ведь для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: площадка школьного стадиона, бита, мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество обучающихся и размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих, возможностей площадки, простора для творчества и импровизации более чем достаточно.

Следует отметить, что лапту можно включать в образовательный процесс как по отдельным разделам базовой программы (легкая атлетика - элементы метания, развитие быстроты, выносливости, спортивные игры - ловкость, ловля, передача мяча), так и отдельным разделом вариативной части учебной программы.

Русские народные игры занимают особое место в системе физического воспитания детей школьного возраста. Наши народные игры отличаются высоким духовным началом, богатырской силой, молодецкой удалью, задором и весельем, парадом красоты, ловкости и здоровья. Многие специалисты отмечают непреходящую ценность народных игр, поскольку им характерны разносторонность физической подготовки, многогранность воспитательного воздействия, доступность, эмоциональность, зрелищность, простота организации. Несмотря на это, они до настоящего времени не нашли должного применения в физической подготовке школьников, обучающихся в общеобразовательных школах центральной европейской части России.

Изучение элементов русской культуры и включение их в образовательный процесс школьников считается актуальным еще и потому, что в многонациональном составе российского населения русские доминируют как нация, значительно превосходят по численности остальные народы и народности. Именно поэтому включение в образовательный процесс элементов русской народной физической культуры, и в первую очередь развивающих народных игр спортивной направленности, к которым, несомненно, относится и русская лапта, является актуальной необходимостью и потребностью сегодняшнего времени.

Таким образом, нами была выбрана тема исследования «Использование игры «Русская лапта» на уроках физической культуры как средство развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста».

Цель исследования: выявить значение игры лапта в развитии ловкости обучающихся среднего школьного возраста

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения игры «Русская лапта»
  2. Выяснить значение игры «Русская лапта» в физическом воспитании обучающихся среднего школьного возраста
  3. Рассмотреть понятие ловкость и средства ее развития



Предварительный просмотр:

Паспорт спортивного зала лицея №95

Заведующий кабинетом: Коузов Александр Андреевич

Введён в эксплуатацию 01.09.1988

Реконструкция, капитальный ремонт не производился.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Общая информация
  2. Техническая характеристика кабинета
  3. Расписание работы учителей в кабинете
  4. Оснащенность кабинета мебелью, ТСО, оборудование.
  5. Учебный спортивный инвентарь

  1. Общая информация:

1

Название кабинета

Спортивный зал

2

Расположение

2 этаж

3

Площадь кабинета

136 кв.м.

4

Единовременная пропускная способность

20 единиц/смена

5

Электроснабжение

централизованное

6

Освещение: естественное

90 кв.м.

                     искусственное (л.д.с. / л.н.)

светильники СК-30

7

Количество светильников

4

8

Ограждение окон

Нет

9

Теплоснабжение

котельная/батареи

10

Вентиляция: естественная

естественная

                      искусственная

-

11

Водоснабжение

централизованное

12

Противопожарные средства

пожарная сигнализация / дымоуловители,

огнетушитель

13

Покрытие

паркет

Заведующий кабинетом: Коузов Александр Андреевич

2. Техническая характеристика:

Спортивный зал – специализированный (игровой – баскетбол, волейбол, футзал).

Пол – покрыт паркетом.

Стены – заштукатурены, окрашены масляной краской, батареи закрыты съемными панелями, которые обеспечивают циркуляцию воздуха.

Освещение одностороннее естественное и искусственное: окна размещены по левой длинной боковой стороне. Светильники от механических повреждений решетками не защищены.

В раздевалках (для девочек, для мальчиков) вентиляция с естественным побуждением через окна. Раздевалки покрашены краской, имеются вешалки для одежды, скамейки.  Санузел и раковина находятся в отдельном от раздевалок помещении.

Снаряды в зале закреплены, размещены с учетом требований учебной программы.

Гимнастическая стенка – прикреплены стальными штырями.

Баскетбольные щиты / волейбольные стойки – имеется 2 шт. / отсутствуют

Скамейки гимнастические размещены по длинной стороне зала.

Разметка площадки соответствует нормам (5 см).

Инвентарная комната соединяется с залом проемом, высота и ширина соответствует нормам. Площадь инвентарной комнаты – 8 кв. м. Комната оборудована стеллажами для инвентаря.

Инвентарь в наличии для проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Зал оснащен противопожарной сигнализацией.

Санитарное состояние – ежедневная двухразовая уборка и проветривание.

  1. Материалы конструктивных элементов здания

Фундамент - блоки ж/б,

стены – кирпич, перегородки – отсутствуют,

крыша – рубероид, потолок – побелка,

полы – паркет,

проёмы дверные – деревянные,

внутренняя отделка – штукатурка, покраска.

  1. Техническое состояние на момент паспортизации

Основные несущие конструкции стен и покрытия существующего здания находятся в нормальном состоянии, пригодны для дальнейшей эксплуатации.

  1. Культивируемые виды спорта

Легкая атлетика

Волейбол

Баскетбол

Футбол

  1. Расписание работы учителей в кабинете

Понедельник-пятница

Время проведения

Занятия

ФИО учителя

8:00-8:40

Урок по расписанию

Коузов А.А.

8:55-9:35

Урок по расписанию

9:55-10:35

Урок по расписанию

10:55-11:35

Урок по расписанию

11:50-12:30

Урок по расписанию

12:45-13:25

Урок по расписанию

13:40-14:20

Урок по расписанию

14:30-15:10

Урок по расписанию

15:20-16:00

Урок по расписанию

  1. Оснащенность кабинета мебелью, ТСО, оборудованием

п/п

Наименование

Кол-во

Состояние

2

Оборудование

2.1

Скамейка гимнастическая

5

удовлетворительно

2.2

Мостик гимнастический

2

удовлетворительно

2.3

Козел гимнастический

1

удовлетворительно

2.4

Гимнастическая стенка

2

удовлетворительно

5. Учебный спортивный инвентарь

п/п

Наименование

Кол-во

Состояние

Обруч взрослый 900мл

12

удовлетворительно

Скакалка спортивная малая

7

удовлетворительно

Скакалка спортивная

16

удовлетворительно

Мяч баскетбольный

20

удовлетворительно

Мяч волейбольный

18

удовлетворительно

Мяч футбольный

15

удовлетворительно

Ракетка теннисная

4

удовлетворительно

Теннисный мяч

1

удовлетворительно

Сетка бадминтонная

1

удовлетворительно

Сетка волейбольная

1

удовлетворительно

Лыжи с креплениями

40

удовлетворительно

Палки лыжные

40

удовлетворительно

Ботинки лыжные

45

удовлетворительно

Блины по 5 кг

5

удовлетворительно

Мат гимнастический

7

удовлетворительно

Футболки

20

удовлетворительно

Ракетки для настольного тенниса

2 пары

удовлетворительно

Сетка для настольного тенниса

1

удовлетворительно

Мяч для настольного тенниса

5

удовлетворительно

Палочки эстафетные

10

удовлетворительно

Канат для перетягивания

1

удовлетворительно

Сетка баскетбольная

4

удовлетворительно



Предварительный просмотр:

Макроцикл подготовки баскетболистов в ЧПК№1

№ п/п

Тема тренировки

Краткое содержание

Сентябрь

1

Технико-тактическая подготовка

Техника владения мячом, тактика нападения и тактика защиты, игра

2

Физическая подготовка

ОФП, игра «догонялки с мячом»

3

Игровая подготовка

Специальные упражнения в стойке, ведение, применение тактических действий в игре

4

Отработка бросков

Различные упражнения, связанные с броском (например, пара выполняет вместе броски с разных точек при определенных условиях), игра

Октябрь

5

Технико-тактическая подготовка

Ведение мяча (2 мячей, с закрытыми глазами и тд), передачи мяча (быстрый отрыв), игра

6

Физическая подготовка

СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра

7

Технико-тактическая подготовка

Разучивание новых комбинаций, закрепление старых, отработка в защите; броски в кольцо при различных условиях

8

Игровая подготовка

Отработка комбинаций, учет и статистика игроков

9

Технико-тактическая подготовка

Индивидуальные и тактические действия, обводки, упражнения на выносливость, игра

10

Физическая подготовка

Упражнения для быстрого отрыва, челночный бег, игра

11

Урок

Изучение соперников, обсуждение их подготовленности, игра

12

Технико-тактическая подготовка

Выбивания и вырывания, зонная и индивидуальная защита, игра

13

Физическая подготовка

ОФП без мяча (щадящий режим), игра

Ноябрь

14

Игровая подготовка

Отработка игровых моментов, 3-х секундная зона, игра под кольцом

15

Технико-тактическая подготовка

Бросок мяча в корзину, ведение, передачи, игра

16

Технико-тактическая подготовка

Тактика нападения и защиты, повторение всех правил игры, игра

17

Физическая подготовка

Специальные упражнения с мячом на координацию, упражнения на ориентирование в пространстве

18

Игровая подготовка

Отработка всех тактических действий, учёт статистики игроков

19

Технико-тактическая подготовка

Игра «корпусом», борьба под кольцом, броски с 3-очковой линии, игра

20

Физическая подготовка

СФП с мячом, в частности ведение задом, боком, в усложнённых условиях, самомассаж, растяжка

21

Технико-тактическая подготовка

Штрафной бросок, броски в прыжке, броски через защиту, бросок одной рукой

Декабрь

22

Физическая подготовка

ОФП с различным инвентарём (канаты, гантели, степ-платформы и тд), самомассаж, растяжка, игра

23

Игровая подготовка

Игра с меняющимися правилами и условиями

24

Технико-тактическая подготовка

Индивидуальные и тактические действия, упражнения на выносливость, игра

25

Игровая подготовка

Отработка всех тактических действий, учёт статистики игроков

26

Отработка бросков

Броски со всех точек, в движении, на месте, с изменением положения тела и тд

27

Технико-тактическая подготовка

Индивидуальные, групповые и командные действия, проходы, игра

28

Физическая подготовка

СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра

29

Игровая подготовка

Специальные упражнения в стойке, ведение, применение тактических действий в игре

Январь

30

Физическая подготовка

ОФП (щадящий режим), игра

31

Технико-тактическая подготовка

Уход от защитника с помощью изменения направления движения, обводки, игра

32

Физическая подготовка

Круговая тренировка на силу, самомассаж, растяжка

33

Игровая подготовка

Отработка индивидуальных действий, учет и статистика игроков

34

Технико-тактическая подготовка

Обманные движения (финты), броски в кольцо со штрафной линии в усложнённых условиях (крик, разговоры, топанье)

35

Физическая подготовка

ОФП (щадящий режим), игра

Февраль

36

Технико-тактическая подготовка

Ведение мяча (2 мячей, с закрытыми глазами и тд), передачи мяча (быстрый отрыв), игра

37

Физическая подготовка

СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра

38

Технико-тактическая подготовка

Разучивание новых комбинаций, закрепление старых, отработка в защите; броски в кольцо при различных условиях

39

Игровая подготовка

Отработка комбинаций, учет и статистика игроков

40

Технико-тактическая подготовка

Индивидуальные и тактические действия, упражнения на выносливость, игра

41

Физическая подготовка

Упражнения для быстрого отрыва, передвижения с мячом, игра

42

Урок

Изучение соперников, обсуждение их подготовленности, игра

43

Технико-тактическая подготовка

Выбивания и вырывания, зонная и индивидуальная защита, игра

44

Физическая подготовка

ОФП без мяча (щадящий режим), игра

Март

45

Игровая подготовка

«Лояльная (расслабленная) игра»

46

Технико-тактическая подготовка

Обманные движения (финты), броски в кольцо со штрафной линии в усложнённых условиях (крик, разговоры, топанье)

47

Физическая подготовка

Круговая тренировка на силу, самомассаж, растяжка, игра

48

Игровая подготовка

Игра с учетом статистики игроков, её разбор

49

Технико-тактическая подготовка

Передачи, заслоны, «финты», игра

50

Игровая подготовка

Игра с меняющимися условиями, специальные упражнения

51

Технико-тактическая подготовка

Игра «корпусом», борьба под кольцом, броски с 3-очковой линии, игра

52

Физическая подготовка

СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра

53

Игровая подготовка

Отработка командных действий, учет и статистика игроков

Апрель

54

Физическая подготовка

Упражнения на ловкость и координацию, игра

55

Технико-тактическая подготовка

Техника владения мячом, тактика нападения и тактика защиты, игра

56

Игровая подготовка

Отработка групповых действий, учет и статистика игроков

57

Физическая подготовка

Бег из различных И.п., челночный бег, игра

58

Технико-тактическая подготовка

Позиционное нападение и быстрый отрыв, игра под кольцом, перехваты, игра

59

Физическая подготовка

ОФП (щадящий режим), игра

60

Игровая подготовка

Закрепление технико-тактических действий



Предварительный просмотр:

Идеомоторная тренировка в баскетболе.

Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Активное представление реально выполняемых двигательных навыков. Достижению успеха в идеомоторной тренировке благоприятствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в аналогичном ритме реальных действий.

Существует три идеомоторных стадии овладения спортивной техникой:

Первая стадия программирующая — сознательное формирование мысленного образа предстоящего движения в мозге.

Вторая стадия исполнительная — физическое выполнение заданной психической программы.

Третья стадия автоматизирующая — результатом овладения физическим движением является автоматизм его выполнения.

Идеомоторная тренировка баскетболиста хорошая помощь в освоении и совершенствовании сложнокоординационных движений, это процесс, который в виде мысленного представления движения или, говоря другими словами, в виде идеи, родившиеся в сознании, затем реализуемая в моторике — в реальном выполнением бросков или их отдельных элементов. Движение начинается в головном мозге в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его «картинка») переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы и т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу. Правильное сочетание идеомоторной и обычной тренировок при совершенствовании сложных навыков приносит значительно больший эффект чем одни практические упражнения: навыки осваиваются быстрее и в более правильном виде. Следует помнить, что без надлежащего педагогического контроля она может принести негативные результаты. Это происходит в тех случаях, когда учащийся неправильно представляет себе идеальное выполнение разучиваемого действия. Поэтому подключать идеомоторную тренировку лучше, когда качественное выполнение любого движения «становится», стабильно прочным в сознании был, изначально заложен правильный мысленный образ нужного движения, которое затем путем многократных и аккуратных повторений необходимо перевести в навык, чтобы движение стало выполняться автоматически и всегда хорошо.                                  Так, например, когда начинают обучать детей основам баскетбола, нужно обязательно обращать их внимание на расположение ног на линии штрафных бросков, на положение пальцев рук при броске, на общее положение тела и т. д.. Опытный же баскетболист не думает специально о таких вещах, он просто автоматически представляет правильную позицию для броска, чувствует, так ли расположил пальцы на поверхности мяча. При этом у него нет необходимости проверять расположение пальцев зрением — ему достаточно его субъективных ощущений.

Эффект идеомоторной тренировки заметно возрастает, если техническое действие облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его про себя или шепотом. Словесные обозначения элементов действий, совершаемых учащимся, играют роль закрепляющего фактора. Словесные обозначения элементов действий объединяются в словесную формулу действия.

Пример такой словесной формулы, используемой при отработке броска одной рукой в прыжке:

А. Исходное положение.

1. Мяч располагается близко к телу.

2. При подъеме вверх мяч проходит перед лицом.

3. Перед началом движения мяч располагается перед грудью в центре тела.

4. Локти удобно опущены по сторонам.

5. Части тела не отклоняться по вертикали.

6. Перед началом отталкивания ноги в коленях согнуты.

7. Ноги мощно выталкивают тело строго вверх.

8. Ноги расставлены на ширине плеч. Ступни ног параллельно.

Б. Перед движением предплечья вперед.

1. Вижу корзину двумя глазами.

2. Кисть поддерживающей руки располагается сбоку.

3. Перед выпуском мяча пальцы поддерживающей руки направлены вверх.

4. Кисть поддерживающей руки не отклоняться в сторону.

5. Все звенья бросающей руки располагаются на одной линии, не отклоняющейся далеко от вертикали.

6. Локоть поддерживающей руки не нужно располагать близко к телу.

7. Все звенья находятся на линии вертикали.

8. Ноги полностью выпрямлены.

9. Носки ступней ног опущены вниз.

В. При выпуске мяча.

1. Бросающая рука вытянута в направлении корзины.

2. Мяч выпускается через указательный палец.

3. После выпуска мяча пальцы бросающей руки направлены вниз.

4. Пальцы поддерживающей руки при выпуске чуть отклоняются в стороны.

5. Локоть бросающей руки не должен отклоняться от линии броска.

6. Локоть поддерживающей руки не нужно располагать близко к телу.

7. Ноги полностью выпрямлены.

8. Носки ног должны быть опущены вниз.

Особенно рекомендуется употреблять идеомоторную тренировку в следующих случаях:

- при обучении новым сложным двигательным действиям (объяснить, затем представить движение идеомоторно, после этого совместить идеомоторную тренировку с реальной тренировкой, в процессе чего внести коррективы в исполнение действий, избавляясь от лишних движений);

- при коррекции движения, исправлении ошибок (например, на начальном этапе;

- для освоения и совершенствования технико-тактических комбинаций (например, в командных видах спорта и единоборствах сначала различные комбинации лучше прорабатывать мысленно, для того чтобы знать, как и в какой ситуации отреагировать);

- при невозможности реальной тренировки (например, травма, болезнь).

Используемый источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/88-1-0-2938



Предварительный просмотр:

Action Air.

https://www.positivcity.ru/upload/medialibrary/bb1/bb1a27248c80752ac6b4a85c69f248cb.jpg

В России набирает обороты новый вид спорта – это Action Air. Название пока малознакомое, тем не менее, все больше и больше подростков и взрослых им увлекаются. Это подвид практической стрельбы, который не требует особого оборудования и помещений. Тир можно организовать даже в школе, мишени передвигаются, стрелять из пневматики – все быстро, как в кино. В Сочи через два года пройдет чемпионат мира по этому виду спорта, и российская команда уже вовсю готовится.

Здесь нужно стрелять на бегу. Из укрытия, с колена и в движении менять магазины – все как у бойцов спецслужб. Даннил Шарафаненко часами проводит у мишеней – тренируется действовать быстро и точно, при этом справляясь с нервами.

Проходят стрельбы не где-то на полигоне, а прямо в конференц-зале – безопасно для окружающих. Для защиты нужно всего лишь очки. Дело в том, что в новой дисциплине практической стрельбы – она называется Action Air – используют пневматические пистолеты, которые стреляют пластиковыми шариками. Мощность невысокая и отдачи нет.

Справится любой ребенок, потому этот вид спорта может стать в стране массовым – с таким предложением выступила сегодня федерация практической стрельбы России. Тир можно соорудить в любом школьном зале. Этот вид спорт не только помогает развить ловкость и реакцию, говорят спортсмены, но и с детства учит безопасному обращению с оружием. Это особенно важно на фоне атак в учебных заведениях как в России, так и во всем мире. Учить подростков проявлять силу оружия в спорте, а не в агрессии к сверстникам.

«Расчет на привитие им изначально многотысячно проверенных правил безопасного обращения с оружием. И ты не можешь положить палец на спусковой крючок до того, как ты направил ствол в сторону мишени. За счет простоты очень четко ложится на подкорку», – отметил президент общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России» Михаил Гущин.

Кому-то в сложном подростковом возрасте неплохо и просто выпустить пар. С игрушечным оружием в тире учат относиться как к боевому – дисквалификация за малейшее нарушение.

В прошлом году прошел мировой чемпионат среди юниоров в Гонконге. Стреляют из укрытий, сквозь окна или через отверстия в маятнике – каждый раз новое упражнение, потому этот вид стрельбы называют спортом одного шанса. И наша команда его не упустила. Дебютировав, заняла второе место.

Используемый источник: https://www.1tv.ru/news/2019-02-19/360668-v_rossii_nabiraet_populyarnost_novyy_vid_sporta_action_air


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журнал МАРАФОНЕЦ Выполнила студентка 39 группы Яренских Светлана

Слайд 2

Главный редактор: Александр Гуляев Периодичность издания – Каждый месяц

Слайд 3

Основные темы: 1. Марафоны , марафоны ... Немного фактов и истории 2. Как организовать свой полумарафон ? Практическая информация из «первых уст ...» 3 . По какой стене побегать ? Обзор Марафонов по Великой Китайской Стене 4. 7 типов бегунов-‐любителей

Слайд 5

7 причин низкой мотивации к бегу : Слишком легкая для достижения цель Бег исключительно «За результатом» Отсутствие последовательного плана тренировок Слишком тяжелый план тренировок Непонимающее окружение Однообразность тренировок Отсутствие соревнований



Предварительный просмотр:

План работы школьного методического объединения

МБОУ СОШ № 5

На 2021-2022 учебный год

Тема работы методического объединения: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Цель работы методического объединения: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области физической культуры и модернизации системы образования путем применения активных технологий, способствующих развитию творческой личности учащихся.

Задачи МО:

  1. Продолжение мониторинга качества и управления профессиональной деятельностью педагогов.
  2. Организация повышения квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации).
  3. Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предмету физическая культура.
  4. Совершенствование форм и методов организации внеклассной деятельности по физической культуре.
  5. Совершенствование работы по развитию физических способностей обучающихся, выявление одарённых детей.
  6. Достижение более высокого уровня качества образования по физической культуре.
  7. Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

№ п/п

Дата

Тема

Ответственные

1

30-31 августа

  1. Корректировка и анализ работы МО на 2020-2021 учебный год.
  2. Рассмотрение, корректировка и утверждение рабочих программ, тематического плана по физической культуре и внеурочной деятельности учителей ФК.
  3. Учебно-методическое обеспечение.
  4. Знакомство с нормативно-правовыми документами по обучению предмету физической культуры в школе.
  5. Обсуждение результатов итоговой аттестации и сдачи ГТО в 2020 - 2021 учебном году.

Директор, Завуч, Руководитель МО

Учителя ФК

2.

Сентябрь-октябрь

       Тема: «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся».

  1. Организация работы с одарёнными детьми (подготовка к соревнованиям).
  2. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  3. Организация работы по реализации программ внеурочной деятельности.
  4. Проведение школьной олимпиады.
  5. Проведение школьного праздника «Наступила осень».

Руководитель МО, завуч, учителя ФК

3.

Ноябрь-декабрь

       Тема: «Метапредметный подход на уроках физической культуры».

  1. Итоги проведения олимпиады по физической культуре.
  2. Выступление учителей ФК на тему: «Пропаганда ЗОЖ».
  3. Участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.
  4. Мониторинг неуспеваемости школьников. План и рекомендации по устранению неуспеваемости.
  5. Курсы по повышению квалификации учителей ФК.
  6. Проведение мероприятий «День баскетбола, хоккея, футбола».
  7. Промежуточная аттестация.

Руководитель МО, учителя ФК

4

Январь-февраль

       Тема: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках с помощью новых подходов учителя ФК».

  1. Анализ промежуточной аттестации 27 декабря 2021 года.
  2. Анализ результатов муниципальной олимпиады.
  3. Круглый стол «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности».
  4. «Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными детьми».
  5. Мастер-класс «Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одаренными детьми».
  6. Обмен опытом. «Состояние физической подготовленности детей на протекающий учебный год».
  7. Проведение мероприятия «День волейбола».
  8. Проведение мероприятия «Зарница».
  9. Проведение спортивного праздника посвященного Дню Защитника Отечества.

Учителя ФК

5

Март-апрель

       Тема: «Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений учеников».

  1. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  2. Анкетирование учащихся «Современные подходы к уроку физической культуры».
  3. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
  4. Подготовка школьников к выпускному дню.
  5. Продолжение применения новых подходов к уроку ФК.
  6. Викторина в честь Международного Женского Дня.
  7. Работа МО учителей физической культуры в соответствии с современными требованиями.

Учителя ФК

6

Май-июнь

      Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива учителей ФК по совершенствованию образовательного процесса». Перспективное планирование работы на   2021– 2022 учебный год.

  1. Проведение мероприятия в честь выпускного дня.
  2. Анализ аттестации учеников и подведение итогов.
  3. Проведение мероприятия в честь Дня Победы. Выявление лучшего класса.
  4. Мониторинг и анализ по проведению всех мероприятий за весь учебный год.
  5. Спортивно-оздоровительное мероприятие, посвященное Дню защиты детей.
  6. Подготовка и участие к соревнованиям муниципального и областного уровня (кросс, л/атлетика и др.)
  7. Презентация опыта, методов, находок, идей. Представление материалов, наработанных по темам самообразования учителей.
  8. Реестр достижений педагогов и учащихся.
  9. Планирование работы МО на 2022-2023 учебный год.

Директор, Завуч, Руководитель МО, учителя ФК



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений со скакалкой            

     

                                                                                                                                                                  

1-4  Четыре двойных прыжка на двух 

5-6  Два двойных скрестных прыжка, правая вперед

7-8  Два двойных скрестных прыжка, левая вперед

1-4  Четыре двойных на правой, левая вперед

5-8  Четыре двойных на левой, правая вперед

1-4  Начиная с левой, четыре двойных прыжка со сменой ног, двигаясь вперед

5-8  Начиная с правой, четыре двойных прыжка со сменой ног, двигаясь назад

1-4  Четыре двойных прыжка на двух

5-8  Начиная с левой, четыре двойных прыжка со сменой ног с отведением пятки назад


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудный ребёнок на уроках физической культуры

Слайд 2

Классификация мотивов плохого поведения учеников на уроках: Привлечение внимания как цель «плохого» поведения Власть как цель «плохого» поведения Месть как цель «плохого» поведения Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Слайд 3

1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения Активная форма Пассивная форма поведения поведения

Слайд 4

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Сущность поведения Активная форма: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма: ученики демонстрируют поведение «в час по чайной ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Социальные причины Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильные стороны поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Прекращают выходку, но только на короткое время. Принципы профилактики Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Слайд 5

2. Власть как цель «плохого» поведения Активная форма поведения Пассивная форма поведения

Слайд 6

Характеристики властолюбивого поведения Сущность поведения Активная форма: вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивная форма: тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. Социальные причины 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Сильные стороны поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Реакция учителя Чувства : гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия : выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Принципы профилактики 1 . Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2 . Передача ученику части своей организаторской власти.

Слайд 7

3. Месть как цель «плохого» поведения Активная форма поведения Пассивная форма поведения

Слайд 8

Характеристика мстительного поведения Сущность поведения Активная форма: прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. Пассивная форма: игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Социальные причины 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Сильные стороны поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). Ответы ученика на реакцию учителя Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Принципы профилактики 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Слайд 9

4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Слайд 10

Характеристика поведения, направленного на избегание неудачи Сущность поведения Активная форма: вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма: откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Социальные причины 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм . 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответы ученика на реакцию учителя Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми посредством игры, какого-либо совместного задания с учениками

Слайд 11

Педагогические правила общения Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы . Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия . Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности . Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет . Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.



Предварительный просмотр:

 Проблемы дисциплины на уроках

 Как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе.  Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем.

Под «плохим» поведением  понимаются не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение. К образцам такого поведения относятся также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана американским ученым — педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он просто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. «Если кто-то увидит что-то иное, — говорил он, — пусть напишет свою книгу». В самом деле, любая теория личности предполагает какое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Теория Дрейкурса четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста. Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое. Классификацию вы можете увидеть на экране.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение и понимать реакцию ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Сейчас мы расскажем вам о каждом из мотивов.

  1. Первый мотив, который выделял Дрейкурс это - Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.

Общая характеристика поведения!!!

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание, и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра и через нее уходит все внимание, которое они получают от окружающих. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.

Направленное на привлечение внимания поведение проявляется в активной и пассивной формах.

Активная форма поведения: такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания», сокращенно их называют - МПВ.

Пример, Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пассивная форма поведения:

В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения.

Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в час по чайной ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные» же не могут позволить себе так оправдаться — их выходки слишком вызывающи и заметны.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания:

Первая причина. Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого.

Вторая причина — никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Третья причина. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.

Сильные стороны данного поведения учеников:

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.

Принципы профилактики

Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

На экране вы можете обратить внимание на таблицу, в которой кратко описаны характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

  1. Власть как цель «плохого» поведения

Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным! Сотни учителей подтверждают этот факт.

Общая характеристика поведения

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.

Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют вас перед классом, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останетесь с ярлыком «Проигравший» до конца учебного года. Вы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.

На уроках физической культуры это также очень часто распространено.

Поведение учеников, ищущих власти, также может иметь активную и пассивную формы.

Активная форма поведения: Вспышки негодования. Малыши не прячут своих вспышек гнева, они их используют. Ученики младших классов и дошкольники демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. Видели ли вы когда-нибудь ребенка, который бы шел в свою комнату, закрывал двери и затем там устраивал припадок? Или делал это в незаметном уголке сада? Конечно, нет. Вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого

Словесное негодование. Более взрослые ученики просто хамят — неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то: «Вы не можете заставить меня делать это. Анна Ивановна в 7 «Б» этого не требует. И я не буду делать».

Пассивная форма поведения

Тихое непослушание. Ученики, выбирающие пассивное непослушание, избегают «сцен». Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. А затем делают то, что хотят они.

Вот пример: Уже 20 минут идет урок физической культуры, учитель уже обьяснил упражнения, после которых будет зачет,  а Марина все еще смотрит в окно и стоит с мячом. Учительница интересуется: «Что-то случилось?» Марина улыбается и отрицательно качает головой. Когда ее спрашивают, почему она не выполняет, она отвечает, что «настраивается». Когда учительница выясняет, собирается ли Марина вообще выполнять какие-то упражнения, девочка утвердительно кивает. Когда приходит время сдавать зачет – Марина как будто только узнала, как нужно вести мяч.

Согласитесь, что именно такие ситуации заставляют вас усомниться в ваших педагогических способностях.

Фактически в случае с Мариной учитель ориентируется не на ее действия, а на ее слова. Слова Марины свидетельствуют о ее позитивных намерениях, но ее поступки говорят о том, что она ни в грош не ставит авторитет учителя и говорит ему: «Я не хочу делать это».

Характеристики властолюбивого поведения!!! ПРОЧИТАТЬ СО СЛАЙДА

Месть как цель «плохого» поведения

Общая характеристика мстительного поведения

Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть вполне обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это — самый тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать учителя. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий».

Когда ваш ученик, маленький еще человек, устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Да, мы, взрослые, можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее и у нас есть система угроз, шантажа и санкций. Однако такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И мы получаем в ответ куда более серьезные выходки учеников-мстителей. Такая выходка может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 дня, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует, в этом можно не сомневаться. Поскольку невозможно все время ожидать нападения, мы никогда не сможем быть полностью готовы к ней. Подобно Кутузову в 1812 году, ученики-мстители дают учителям — своим противникам — выиграть в нападении, но побеждают их в партизанской войне.

Месть ученика не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно.

Ученик второго класса Жора Еськов часто «за глаза» обзывал учительницу и всем говорил, что он ее ненавидит, как-то он написал ругательство в ее адрес на доске. Все это обижало и задевало учительницу, и однажды она спросила его: «Жора, что я сделала такого, что ты меня так не любишь?»

Глядя на учительницу полными ненависти глазами, второклассник ответил: «Вы никогда-никогда не посылали меня за журналом и не просили вытереть доску! Всех, кроме меня, просили! Вы меня презираете!»

Вот так интерпретировал ребенок отсутствие просьб со стороны учительницы. Она никогда бы не догадалась, что вытирание доски может быть таким значимым. Когда все стало ясно и мотивы поведения ученика прояснились, то и мстительность закончилась.

Обижать детей и тем самым провоцировать их мстительное поведение могут не обязательно учителя, но и родители, другие ученики, администрация школы или кто-то еще. Но при этом многим из этих людей мстить довольно рискованно, а учитель, находящийся ежедневно рядом — отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду, нанесенную другими.

Активная форма поведения:

Прямые физические акты насилия. В наше время столько жестокости, что не так уж редко учителя получают настоящие физические раны, вплоть до удара ножом. Все это — формы ученической мести, которая становится реальным кошмаром современной действительности.

Непрямые физические акты насилия. Ученики совершают непрямые насильственные действия, то есть действия, направленные не на самого учителя, а на то, что с ним связано. Они ломают, портят, крушат школьную мебель или оборудование. Они могут изрезать ножом ваш стол или стул, срезать ножницами комнатные цветы, утащить вашу одежду или украсть кошелек. Если ученику известно, что вы особенно печетесь о школьном имуществе, он может сломать рамы, вырвать страницу из библиотечной книги или исписать краской стены в лаборантской.

Психологические акты насилия — оскорбления и хамство. Ученики, применяющие этот способ мести, знают тысячу и одну фразу, смысл которых «Я тебя ненавижу». Такие психические атаки редко совершаются «в сердцах», «сгоряча», «в отчаянии». Часто они продуманны, являясь способом манипулирования учителем. И легко вызывают у него чувства острой обиды и… беспомощности.

Маленькие мстители тонко чувствуют, какие слова особенно больно заденут взрослого. Они проницательны, знают слабые места учителя и умеют пользоваться этим знанием.

Пассивная форма поведения:

Подавляющее большинство юных мстителей выбирают активные формы поведения. Вызов их звучит ясно и громко. Единственная форма поведения, которую можно назвать пассивной мстительностью, — это отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы и некоммуникабельны. Вы ищете подход к ним со всей душой, перебирая все возможные способы, а они постоянно ускользают от вас. Им нравится задевать вас своей неподатливостью и озадачивать. «Я же учитель, — думаете вы, — значит, я хочу и должен помогать». Вы распинаетесь перед ними в надежде на какой-то ответный импульс, но не получаете ничего и в конце концов чувствуете свою вину и полную неспособность что-то сделать.

Краткая характеристика мстительного поведения!!! ЧИТАТЬ СО СЛАЙДА

        

  1. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Можно и не заметить такую цель деструктивного поведения, как избегание неудачи, потому что ученики, строящие свое поведение по этому принципу, не задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Они, напротив, стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками. Обычно они остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, и в столовой. Часто ученики, боящиеся неудачи, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит.

Мы не будем сильно заострять внимание на данную категорию, так как она встречается очень редко в школьной жизни, да и вообще, но все же рассмотрим краткую характеристику поведения, направленную на избегание неудачи. ЧИТАТЬ СО СЛАЙДА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

 Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Здесь важна “педагогическая зоркость” – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое – усугублять конфликтность ситуации.

Учительница удаляет из класса ученицу за то, что та улыбается на ее уроках. Вслед выходящей за дверь девушке доносится: “Я над тобой не так посмеюсь!” Девушка хромает, поэтому воспринимает заявление учительницы как насмешку над своим уродством. При разбирательстве выяснилось, что учительница воспринимала улыбку школьницы как издевательство над своей глухотой, о чем ученица даже и не подозревала. Ученица же своей улыбкой надеялась сгладить свой недуг.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Учитель вместе с учеником решают у доски задачу и приходят к неправильному ответу. Пока педагог искал ошибку, класс вел себя очень шумно. Учитель, повернувшись к классу, попросил: “Ребята, тише, не сбивайте!” Один из шустрых учеников добавил: “Бестолкового с толку!” Учитель выбегает из класса.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности – основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ – второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить человека в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в целях собственного самоутверждения.

Ученик теряет интерес к учению. В дневнике – одни неудовлетворительные оценки. Кругом все плохо: учителя стыдят, дома заврался

Учитель, беря дневник в руки, не спешит устраивать разнос. Листая дневник, он в раздумье спрашивает: “Что же мы будем делать? Нам с тобой надо постараться поправить положение дел. Ты плохо учишься, я, видимо, плохо учу. Давай докажем всем, что мы можем исправиться”. Результат непременно будет положительным. Даже если ученику не удастся исправить все оценки, то все равно учитель достиг цели – он завоевал доверие ребенка.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Важное средство формирования личности школьника – педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении. Психологи предлагают следующие правила оценки личности: положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью; неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе и к учению.

Наиболее целесообразны: парциальная положительная оценка, когда в итоге личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях; парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу коллективная. В группе часто бывают задания индивидуальные, фронтальные, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых отношений. Другое дело – задания, которые требуют объединенных усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности.

Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.

Если вы будете придерживаться всех правил, то скорее всего на вашем уроке будет всегда дисциплина, все дети будут чувствовать себя комфортно и активно принимать участие во всех спортивных делах!