методическая разработка «Комплекс образно - ассоциативных упражнений как средство развития навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения»
методическая разработка

Дутова Ольга Анатольевна

Данная методическая разрабротка содержит комплекс образно-ассоциативных упражнений , которые актуальны при начальном этапе обучения детей игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dutova_o.a.docx379.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств рабочего поселка Тельма»

        

«Комплекс образно - ассоциативных упражнений как средство развития

 навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения»

                                              методическая разработка

        автор:

преподаватель

Дутова О.А.

        р.п. Тельма, 2022 г.

Содержание

                                                                                                                       стр.

Введение…………………………………………………………………..3

     1.Основная часть………………………………………………………….4

  1. Роль ассоциаций в педагогической и психологической науках..4
  2. Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано...9
  3. Характеристика комплекса образно - ассоциативных упражнений………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………….17

Список использованных источников и рекомендуемой литературы... 19

Приложение 1……………………………………………………………. 20

Введение

      Начальный этап обучения игре на инструменте является важным периодом в развитии ребенка, он оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Одним из главных условий развития способности к творчеству является развитие ассоциативно-образного мышления. Иначе говоря, воспитание творческой индивидуальности через обращение к детскому творчеству. Использование игровых упражнений на начальных этапах делает образовательный процесс обучения игре на фортепиано интересным и увлекательным для обучающегося. Раскрываются творческие способности детей.

      Актуальность данной работы заключается в том, что в сегодняшнее время образовательный процесс, связанный с обучением игре на фортепиано,  сталкивается с  проблемами мышечного тонуса начинающего пианиста. Использование образных, ассоциативных упражнений представленных в игровой форме наряду с развитием творческих способностей, ассоциативного мышления, фантазии  ученика, помогает устранить скованность движений, зажатость плечевого пояса, кистей рук, способствует развитию мелкой моторики начинающего пианиста.

      Цель работы: определение сущности комплекса образно - ассоциативных упражнений в процессе начального этапа обучения игре на фортепиано.

      Задачи:

  1. Рассмотреть основные аспекты понятия «ассоциация».
  2. Определить роль  ассоциаций в педагогической и психологической науках.
  3. Раскрыть особенности начального этапа обучения игре на фортепиано.

                4.Дать теоретическую и практическую характеристику комплекса ассоциативно-образных упражнений.

      Методы:        

  1. Анализ и обобщение теоретических источников по теме работы.
  2. Наблюдение.
  3. Практический.

       Теоретическая новизна работы заключается в обобщении общепсихологических, общепедагогических и музыкально - педагогических исследований понятия ассоциаций, особенностей начального этапа обучения игре на фортепиано.

       Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве практико - ориентированного методического материала преподавателями по классу фортепиано ДШИ, ДМШ, педагогами учреждений дополнительного образования на начальном  этапе работы с начинающими пианистами, а также в повседневной практике своей педагогической деятельности.  Также данный комплекс будет актуален в использовании студентами музыкальных факультетов вузов, музыкальных отделений  колледжей  при подготовке к педагогической практике.

       1.Основная часть

1.1.Роль ассоциаций в педагогической и психологической науках

Ассоциации, богатство ассоциативного фонда —

вернейшее мерило подлинной образованности,

душевной содержательности, культуры человека.

У художника, даже не доходя еще до его сознания,

они по пути претворяются в образы, краски, оттенки.

От этих «призвуков» и зависит едва ли не

больше всего содержание, художественная ценность исполнения...

Коган Г. М.

 Понятие «ассоциация», с точки зрения психологии, рассматривается во многих источниках литературы. Например,  в энциклопедических изданиях ассоциация (от лат. associatio - соединение) определяется как «связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями»[6, с.42]. Соответственно «ассоциативный» значит связанный с ассоциациями, свойственный ассоциации, характерный для нее.

 В психологии под «ассоциацией» понимают связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Благодаря ассоциациям новый опыт человека соединяется с прошлым, с тем, что уже представлено в его сознании. Вместе с тем, ассоциациями объясняется и появление новых знаний, умений, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего, старого и нового, известного и неизвестного[8, с.28]. 

 Ассоциация, с точки зрения Петрушина В.И., это связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями [10, с.113].

 Исследователи считают, что видов (подвидов, разновидностей) ассоциаций существует неисчислимое множество: «Иногда они вполне конкретны, выступая как четкие, «предметные» образы, картины и представления. В других случаях, напротив, ассоциации туманны и расплывчаты, ощущаются скорее как зыбкие, неясные душевные движения, как смутные и далекие отзвуки чего-то ранее увиденного или услышанного... как эмоциональные «нечто».

                  Ряд авторов  выделяют ассоциации «по смежности», «по сходству», «по контрасту» и по некоторым другим признакам [12, с.100]. Так, доктор педагогических наук Ощепкова О. В., говоря о широте диапазона ассоциаций, очерчивает круг «от пространственных, цветовых до эмоциональных характеристик человеческого состояния, поведения, поступков, в разных ситуативных обстоятельствах и мотиваций» [9, с. 164].

      Другими учёными, в противоречии выше сказанному,  подчёркивается общее свойство ассоциации  - «волновать, «бередить душу» (особенно, если эти ассоциации имеют какой-то сугубо личностный смысл для человека, связаны с чем-то особо значимым для него)» [12, с.101]. Устанавливая связь ассоциаций со сферой эмоций человека, исследователи называющих «катализатором самых различных чувств и переживаний» [12, с. 101]. В установлении данной связи большую роль играет воображение. Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при исполнении, восприятии музыки и создании «музыкального образа». Чем ярче и многограннее личность человека, тем более развито его воображение. Создавая благодатную палитру образов, педагог может повлиять на восприятие ученика и развитие его субъективного воображения [2, с.4].              

      Воображение отличается тем, что образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии. С одной стороны, с помощью образного мышления ребенок решает творческую задачу, воображение же лишь участвует в ее решении. С другой стороны, воображение шире образного мышления, так как благодаря воображению мы можем охватить замысел, конечный результат еще до того, как мышление начнет свою работу. Так или иначе, в художественной деятельности психические процессы воображения и образного мышления очень тесно взаимосвязаны. «Воображать – значит создавать образы. Когда ноты не являются для нас самоцелью, тогда перед нами развернутся некоторые «события». Это и есть работа воображения. Эти «события» могут быть как реальными сюжетами, картинами, красками, так и некоторыми «эмоциональными событиями». Воображение, таким образом, «поставляет» материал для образного мышления, а образное мышление «выстраивает» материал тех «событий», о которых мы говорили» [12, с.37].

      Образное мышление младших школьников также является одним из существенных компонентов их эстетических способностей. Это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Способность мыслить и рассуждать образами, в наибольшей степени присуща людям, занимающимся творчеством, и детям. Нередко такие образы настолько яркие и живые, что дети младшего школьного возраста могут путать, где реальность, а где выдумка, фантазия. Сохранить и активизировать эту способность - важнейшая задача занятий искусством [12, с.9].

      По мнению многих ученых, мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - так говорил учителям Ушинский К.Д., призывая в начале обучения опираться на эти особенности детского мышления [9, с.45].

      По мнению Сухомлинского В.А., ребенок мыслит образами, клетки детского мозга настолько нежны, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Переключение мысли, которое является сущностью мышления, возможно лишь тогда, когда перед ребенком или наглядный реальный образ, или настолько ярко созданный словесный образ, что ребенок как будто видит, слышит, осязает то, о чем рассказывают [11, с.49].

      В музыкальной психологии обоснование ассоциативности музыкального искусства дали Д. К. Кирнарская, В. Н. Петрушин, В. Д. Остроменский. В. В. Медушевский.

       Д. Б. Кабалевский в художественно-педагогической концепции программы по музыке для общеобразовательной школы предлагает  принципы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её безграничными возможностями духовного обогащения человека. А одним из основных принципов музыкального воспитания, наряду с принципами тематизма, целостности, вариативности, импровизационности и интегративности, которые предлагает автор, является принцип образности и ассоциативности [3, с.49].

     Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. по этому поводу пишут: «Образность, интуиция, ассоциативность, воображение... совокупность этих качеств детской психологии - есть не что иное, как удивительный детский генетически обусловленный творческий механизм познания будущей жизни! Образность мышления - это же почти готовый механизм «переплавки» обыденного в художественное. Ассоциативность, воображение - явления того же порядка. Если все это направлять в нужное русло, организовать на должном уровне, то в идеале получим достаточно эффективную технологию музыкального развития ребенка в нем самом!» [12,с.113].

      С помощью ассоциаций педагоги хотят «растолкать», «растормошить» мышление ученика, сделать его более гибким и пластичным, побудить к творческой активности, к непосредственности и живости музыкальных восприятий [12,с.104]. Используется метод ассоциаций и для того, чтобы увести учащихся-музыкантов от привычных, заштампованных приемов игры, от канонов технологизма.

      Понятие ассоциаций в педагогической и психологической науках тесно связано с понятием ассоциативного мышления.  Ассоциативное мышление, по мнению Цыпина Г.М., – это мышление, основанное на ассоциациях. Данное понятие отражает факт использования в мышлении закона ассоциации: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу [13, с.49].

      Вопросами развития ассоциативного мышления занимался также А. Г. Юсфин. В своей работе автор раскрывает механизмы развития интеллекта под воздействием музыки.

      Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации [15,с.126].

      В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей [10,с.126].

      Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком). Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды [10,с.126].

      С помощью ассоциаций педагоги хотят «растолкать», «растормошить» мышление ученика, сделать его более гибким и пластичным, побудить к творческой активности, к непосредственности и живости музыкальных восприятий [11,с.104]. Используется метод ассоциаций и для того, чтобы увести учащихся-музыкантов от привычных, заштампованных приемов игры, от канонов технологизма.

      Асоциативный метод или метод ассоциаций позволяет сопоставить различные предметы, информацию на основе образных представлений - ассоциаций (по сходству) на пути или в процессе обучения, развития, исследования.

      Музыкальное искусство, одно из немногих способствует развитию ассоциативно-образного мышления. Язык музыки, по мнению ученых,  отличается от языка других видов искусства высокой степенью обобщенности и абстрактности, поэтому при восприятии музыкального произведения возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений. Развитие ассоциативного мышления ребёнка способствует осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил [13,с.112].

      Цыпин отмечает, что важная роль живописно-образных ассоциаций и параллелей в творческой деятельности музыканта-исполнителя. Подчёркивается, что они подчас лучше всего остального способны опоэтизировать мысль музыканта, разбудить его фантазию, подтолкнуть интуицию. Иногда эти ассоциации выступают как чёткие, рельефно вырисовывающиеся перед внутренним взором «видения». В других случаях уходят на уровень подсознания, таятся где-то в глубинах психики, создавая у человека ту или иную настроенность, окрашивая его переживания в определённые эмоциональные тона[13,с.113].

       Также автор говорит о том, что у каждого крупного мастера свои взгляды, установки и предпочтения. У каждого творческий процесс имеет свои индивидуальные черты и особенности. В отношении ассоциаций — тоже. Но, повторим, не будет ошибкой утверждать, что большинству музыкантов ассоциации помогают выйти из сферы обыденного и привычного. Помогают подняться над ремеслом, дают возможность включить в исполнение образы памяти и художественного воображения, тем самым вызвать к жизни неповторимые эмоциональные ароматы...овеять ими музыку [13,с.114].

      Таким образом, хочется отметить, что степень развития ассоциативно-образного мышление ребёнка, имеет огромное влияние на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.

      Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Ассоциации, порождаемые музыкой, многообразны и проявляют себя различными категориями сложности: простейшие связаны с высотой, силой и тембром звуков.

      Ассоциативно-образное мышление необходимо начинать развивать с первых уроков специальности, поэтому репертуар должен включать в себя большое количество различных упражнений, произведений, которые адресованы конкретным представлениям юного пианиста.

1.2.Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано

     Начальный этап является важным периодом в развитии ребенка, он оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей.

      Начальный этап обучения игре на фортепиано является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Главная задача, стоящая перед педагогами в этот период, - создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях.

     Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ребенка. Воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке – вот основные направления этой работы.

     Проблемы особенностей начального этапа обучения игре на фортепиано  находят свое отражение в трудах Алексеевой А. Любомудровой Н. Нейгауза Г.Г. В. Николаевой,  Цыпина Г.М и др.

Первые уроки, как отмечают авторы, должны посвящаться развитию музыкального слуха ребенка, формированию навыков восприятия музыки. Педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее, обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на фортепиано. Надо стараться вызвать в его душе яркие ассоциации: попросить его нарисовать дома те образы, про которые вы разговаривали на уроке [4,с.135].

Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений – один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу желательно проводить систематически. Преподаватель должен постоянно стремиться к тому, чтобы каждый урок был интересен не только для ученика, но и для него самого. Когда уроки  вызывают обоюдный интерес, урок легко усваивается и запоминается [1,с.204].

 Выдающийся педагог и пианист ХХ века Генрих Густавович Нейгауз говорил, что работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано. Если ребёнок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первоначальное «исполнение» было выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии [7,с.126].

Начальный этап обучения игре на фортепиано, как отмечают авторы, в большинстве связан со старшим дошкольным и младшим школьным возрастами.  Именно эта возрастная категория является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на формирование как физических,  умственных, так и художественно - творческих способностей. В принципах обучения ребят данного возраста  продолжают сохраняться приемы  наглядно-образного восприятия и познания окружающего. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, пьеса, любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание [5,с.98].

      Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны. Они легко поддаются внушению, исполнительны, но при том быстро устают от однообразной работы.  

      Активно-двигательная природа моторики детей позволяет преподавателю естественным путем  с первых уроков обучения игре на фортепиано прививать им специальные игровые навыки на основе развитых в дошкольном возрасте двигательных функций.

  С первых занятий педагог незаметно и ненавязчиво обучает игровым движениям ребенка, в большей степени при помощи своих рук. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребенка на клавиатуре. До первого прикосновения к клавишам надо заниматься с детьми несколько минут гимнастическими упражнениями. При сопоставлении выполняемых упражнений с различными образными представлениями, ассоциациями, данная работа будет превращаться в легкое и приятное времяпровождение,  Учебные задачи при этом: укрепление мышц, освобождения от зажатости, развитие пластики движений, будут решаться в непринужденной форме. Авторы отмечают, что на уроках  с маленькими детьми желательно не употреблять слово «упражнение». Лучше говорить: «Давай поиграем …….» [4,с.140].

 Изучение клавиатуры желательно начинать, зрительно ориентируясь на черные клавиши. Когда ребенок впервые смотрит на инструмент, он думает: «Как же много белых и черных клавиш, можно запутаться и заблудиться!». Подскажите ему начать свое путешествие от клавиш «до» в середине клавиатуры, и идти вверх, вправо. И так до самого конца клавиатуры. И если начать свое путешествие от той же клавиши и идти вниз, также все повторится. Нужно объяснить, что на клавиатуре царит полный порядок [1,с.110].

 Знакомясь с клавиатурой, ученик не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует «оживить» звуки, придумать какую-либо образную, ассоциативную  игру. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в  звуках образ, настроение. Игру на инструменте следует начинать с самых первых уроков, еще до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и «увязнет» в мелких упражнениях, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям музыкой довольно быстро начнет угасать. [4,с.87].

 Воспитание культуры звукоизвлечения занимает одно из центральных мест в обучении начинающего пианиста и требует от него большого эмоционального и слухового внимания. Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком [1,с.138].

      Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Начиная работать с маленьким учеником, как отмечает автор, я не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев» [7,с.250].

      Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.

 А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев [14,с. 76].

 Не менее интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке [14,с.118].

 Ребенок не должен играть только для того, чтобы  правильно поставить  палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.  Первая задача ученика – определиться в своем художественном  замысле, как бы услышать желаемое звучание. Вторая – подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук. С первых занятий начинается процесс совместного творчества учителя и ученика [1,с.146].

Постановка рук при первоначальном обучении игре на фортепиано начинается обычно с простейших гимнастических упражнений по освобождению мышц руки. Цель этих упражнений в том, чтобы научить ученика  правильным положениям при игре на фортепиано. Очень важно при этом достигать учебные задачи путем использования при этом игровых моментов, образных, ассоциативных сравнений, близких и знакомых ребенку [5,с.45].

     Как отмечает автор, уделив время первоначальному развитию музыкальных данных ученика, обогащению его музыкальных впечатлений и продолжая работу в этой области, следует обратить более серьёзное внимание и налаживание у него правильных игровых движений. Движения всегда обуславливаются конкретной исполнительской задачей, стоящей в тот или иной момент перед пианистом. Различные исполнительские цели не могут быть достигнуты одними и теми же игровыми движениями. У опытного пианиста, имеющего солидную базу игровых движений, подбор их происходит как бы автоматически. Его пальцы и руки как бы сами послушно выполняют поставленную сознанием исполнительскую задачу [5,с.57].

      Автоматизация движений, требующихся для достижения данной цели, также возможна после соответствующей подготовки, когда мышцы играющего настолько натренированы, что сами могут выполнять любую звуковую задачу, выбрав нужные движения.

В начале этой работы педагог должен ставить перед обучающимся наиболее примитивные звуковые цели, добиваясь от него сознательного применения показанных ему простейших движений. На любой стадии занятий с учеником нельзя учить движению, упуская из вида конкретную звуковую исполнительскую цель.

 Работа над движением с самого начала должна быть связана с результатом его, то есть со звучанием, и им определяться. Примитивная исполнительская звуковая цель стоит перед учеником при исполнении им какого- то упражнения, какой-либо песенки. Простейшая звуковая цель должна быть перед ним и при работе над упражнениями, которые вводятся, чтобы помочь ученику овладеть первоначальными двигательными навыками. Налаживание правильных навыков звукоизвлечения должно вестись постепенно и на всём учебном материале: на работе с упражнениями и работе с основным репертуаром, попутно с продолжающейся работой над целостным музыкальным развитием ученика [7,с.252].

 Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоёмкий, что порой поглощает всё внимание ученика, а цель, во имя которой затрачивается столько усилий – музыка – часто уходит за поле зрения ученика. Одна из важнейших задач педагога при его занятиях ещё с начинающим учеником заключается в том, чтобы научить его слышать, чувствовать мелодическую линию, передавать её в своём исполнении, ощущать линию развития любого изучаемого произведения [13,с.78].

 Необходимо с самого начала обучения игре на инструменте обратить внимание на тембровую окраску звука.

      Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев.

 А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться [13,с.89].

 Великий музыкант Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю, говорил он, начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты. У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы.  При переходе к пятипальцевому легато композитор предлагает использовать “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато, начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца  [7,с.245].

     Также Ф. Шопен отмечает, что «Малышу» (так он называет маленького пианиста) легче играть на одном движении мелодические отрезки, если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.

  Композитор также говорит о том, что на процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь [7,с.247].

       Более подробно о различных видах звукоизвлечения и примерах работы над ними мы расскажем далее.  

       Делая вывод, надо сказать о том, что перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура – необходимые условия для их успешного решения.

1.3.Характеристика комплекса образно-ассоциативных упражнений

 Ребенок по своим психологическим, возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так «выстроить» игру, чтобы в ее ходе ученик сам ставил перед собой задачи, и, по возможности, самостоятельно их решал.

     Активно-двигательная природа моторики детей позволяет преподавателю естественным путем  с первых уроков обучения игре на фортепиано прививать им специальные игровые навыки на основе развитых в дошкольном возрасте двигательных функций.

      Далее мы рассмотрим комплекс образно-ассоциативных упражнений, которые мы применяем в своей педагогической практике.  Данные упражнения позволяют развивать творческие способности обучающихся, помогают устранить мышечный тонус плечевого пояса, кистей рук, а также способствуют развитию мелкой моторики начинающего пианиста. На уроках с маленькими детьми желательно не употреблять слово «упражнение». Лучше говорить: «Давай поиграем …..»

      Представленный комплекс упражнений можно разделить на три группы: двигательно-гимнастические упражнения, постановочные упражнения, упражнения на звукоизвлечение.

       Всем упражнениям  комплекса мы придумали названия, которые можно менять в зависимости от характера, возраста ученика, главное – чтобы упражнения превратились в игру.

      Первая группа упражнений – двигательно – гимнастические упражнения.    Данные гимнастические упражнения способствуют физическому воспитанию и подготовке рук будущего исполнителя. Они направлены на раскрепощение мышц плечевого пояса, рук.

  1. «Падают снежинки»

       Встать ровно. Плечи опустить и  расслабить. Руки вытянуть перед собой  параллельно полу. Выполняем подвижной кистью рук кистевые движения вверх-вниз, имитируя «падение снежинок». Медленно опуская при этом руки вниз, а затем поднимая вверх.  Выполнять  по кругу 4-5 раз. Преподаватель контролирует свободу кистей рук, их подвижность, свободу плечевого сустава.

  1.  «Царевна - лебедь»

  Встать ровно. Плечи опустить и  расслабить. Шея вытянута, макушка головы тянется вверх к солнышку.  Создаем образ важной величавой царевны.  Руки опущены. Постепенно медленными движения от плеча к кисти рук выполняем волнообразные движения свободными руками снизу вверх – вниз. Выполнять  по кругу 4-5 раз. Преподаватель следить за свободой  плечевого пояса, рук ученика,  их гибкостью, контролируя при этом не торопливый темп выполнения. Движения рук должны быть плавными, с большой амплитудой движения. Это же упражнение можно выполнять сидя за фортепиано, опираясь на ноги.

      3.«Полоскание»

       Встать ровно. Наклонить корпус  тела вперед вниз. Голова и руки свободно свисают вниз. Выполняем  махи руками вправо - влево, вперед-назад, в противоположные стороны  – как будто «полощем белье». При этом контролируем  свободу всей руки и активную подвижность  кистей рук. Выполнять в каждую сторону по 5-10 раз.

      4.«Колобок из теста»

      Выполнять сидя на стуле.  Контролируем  чтоб ноги ребенка стояли с опорой  на пол или подставку.  Преподаватель берёт кисть руки ребёнка, добившись, чтобы она была свободной, делает круговые движения  запястья, как катаем «колобок из теста». «Раскручивать» от запястья надо по очереди правую и левую руку ребёнка примерно по 1-2 минуты.  После этого кисть у детей становится более гибкой.  

      Данного рода упражнения для плечевого пояса необходимо также включать и в домашние задания учеников. Выполняя их на постоянной основе, поддерживается мышечный тонус, развиваются физические возможности учащихся, что не маловажно для дальнейшего обучения.

      Вторая группа упражнений – это постановочные упражнения. Основная направленность данных упражнений заключается в подготовке игрового аппарата к игре на инструменте. В постановочный период перед педагогом стоит самая ответственная, самая трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными и естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки – передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос. Он должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко.

      1.«Краб»

      Выполняем сидя у стола или у закрытой крышки инструмента. Контролируем,  чтобы ноги ребенка стояли с опорой на обе ноги (пол, подставка).  

         На стихи:  «Кто там прячется в углу?

                Кто забился под скалу?

                Кто усами шевелит?

                Ничего не говорит.

                Старый краб, не будь упрям,

                Вылезай-ка лучше к нам!»

       Кисть руки изображает «краба» «Краб» стоит на 1-м (большом) и 5-м (мизинце) пальцах, которые исполняют ритмический рисунок стиха. При этом 2-й (указательный), 3-й (средний) и 4-й (безымянный) пальцы поджаты внутрь кисти. Краб при выполнении шагов может двигаться вперед-назад, вправо – влево.

  1. «Перенеси предмет»

      Выполнять сидя у инструмента.  Садиться нужно на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы было удобно достать до клавиатуры. При посадке спина ровная, плечи опущены. Сидим удобно, «как  королева», «как король». Контролируем,  чтобы опора у ребенка была в ногах  (на полу, на подставке). Кладем на любую из полочек на краю клавиатуры маленький предмет. Задача -  свободной рукой взять с одного края клавиатуры предмет и дугообразным движением руки перенести предмет на другой край клавиатуры. Выполнять по кругу каждой рукой по 4-5 раз. Преподаватель контролирует ровность спины, свободу в руке ребенка.

      3.«Дождик и Радуга»

       Выполнять сидя у инструмента.  Садиться нужно на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы было удобно достать до клавиатуры. При посадке спина ровно, плечи опущены. Сидим удобно, «как  королева», «как король». Контролируем,  чтобы опора у ребенка была в ногах  (на полу, на подставке). Выполняем 3-м (средним) пальцем. В медленном темпе свободными  движениями опускаем руку клавиатуру и погружаемся на клавиши «макушкой» подушечки 3 пальца. При этом остальные пальцы создают купол. Широкими дуговыми движениями двигаемся  по клавиатуре по разным регистрам, рисуем  рукой как «масляными красками» радугу и дождик. Слушаем качества звуков и разговариваем про окраску. Выполняем по очереди каждой рукой по 4-5 раз, потом вместе двумя руками.  Преподаватель следит за свободой пианистического аппарата, за свободой плечевого пояса, посадкой.

     Третья группа упражнений – упражнения на звуковедение, звукоизвлечение. Воспитание культуры звукоизвлечения занимает одно из центральных мест в обучении начинающего пианиста и требует от него большого эмоционального и слухового внимания.

     Упражнения данной группы направлены на развитие у начинающего пианиста навыков звукоизвлечения: legato, staccato.

     Самое простое выражение мелодической линии представляет собой простейшая, короткая мелодия, исполняемая legato. Поэтому целесообразно начинать работу с учеником с упражнений на звуковые последовательности, исполняемые legato.

     Упражнения третьей группы с подробной аннотацией по их исполнению представлены в Приложении 1.

      Процесс начального обучения должен быть посильным и радостным. Если постижение азов музыкального искусства будет сопряжено с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребенка постепенно угаснет. В самом начале обучения, учитывая быструю утомляемость ученика, надо следить за чередованием разных видов деятельности.

      Использование образных, ассоциативных упражнений представленных преподавателем в игровой форме делает процесс подготовки к игре на фортепиано, сам процесс начального обучения игры на инструменте интересным, непринужденным.

Заключение

      Ассоциация – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Благодаря ассоциациям новый опыт человека соединяется с прошлым, с тем, что уже представлено в его сознании.

     В результате комплексного воздействия ассоциаций на психику ребенка в слиянии с воображением, образным мышлением возникает метод ассоциаций, который позволяет сопоставить различные предметы, информацию на основе образных представлений – ассоциаций (по сходству) на пути или в процессе обучения, развития и т.д.

      В воспитании юного пианиста развитие пианистических навыков  тесно связанно с развитием ассоциативно - образного мышления школьников, благодаря которому развивается творческая деятельность школьников, их воображение, музыкальная отзывчивость, образное восприятие музыки, происходит становление творческой личности ребенка.

      При воспитании начинающего пианиста  мы можем выделить следующие

направления активизации ассоциативно-образного мышления, которые доступны детям в процессе понимания музыки: выражение характера или настроения человека, впечатлений от картин природы; изображение конкретных звуковых характеристик окружающего мира, через которые ребенок сумеет постичь смысл музыкального языка звукоизвлечения, звукоподражания.

      В процессе работы с начинающими пианистами при использовании ассоциативно-образных упражнений необходимо находить яркие образы, картины, которые можно представить себе (а иногда и нарисовать). Это достигается путем использования аналогий с теми впечатлениями, которые ребенок уже получил в своей жизни – от прочтения книг, просмотра фильмов, наблюдения за животными или картинами природы. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик.

  Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, пронеся ее через всю свою жизнь. Запоминается все, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться! Потом будет труд, упорный труд -  по мере таланта. Но в начале ребенок должен восхититься собой и музыкой.

       Начальное обучение игре на фортепиано предполагает не только обучение первым навыкам игры и необходимым знаниям нотной грамоты, но и обогащение и развитие музыкальных впечатлений ребёнка.

 Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ребенка. Воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке – вот основные направления этой работы. Ребенок по своим психологическим, возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так «выстроить» игру, чтобы в ее ходе ученик сам ставил перед собой задачи, и, по возможности, самостоятельно их решал.

      В заключении хочется отметить, что цель, поставленная в начале методических рекомендаций, была достигнута, задачи – выполнены.  

      Таким образом, обобщая все выше сказанное, мы отмечаем, что использование игровых упражнений, основанных на ассоциативно - образных представлениях, делает образовательный процесс обучения игре на фортепиано интересным и увлекательным для обучающегося. Раскрываются творческие способности детей. Музыкальная деятельность приобретает положительно эмоциональное содержание.

Список использованных источников и рекомендуемой литературы

                

        1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано [Текст] /А. Алексеев.-

М.: Музыка,1971.- 360 с.

       2. Данилова, Ю. А. Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ [электронный ресурс] / Ю. А. Данилова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i- iskusstvo/library/2014/12/04/osobennosti-raboty-nad-khudozhestvennym- obrazom-v.

        3. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] /Д. Б.          Кабалевский. - М.: Сов. Композитор, 1977. - 254 с.

        4.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. [Текст] /Н. Любомудрова - М.: Музыка, 1982.- 340 с.

       5.Коган Г. М. Работа пианиста [Текст]/ Г.М. Коган. - М.: Гос. муз. издательство, 1963.- 280с.

       6.Морозов, В. П. Вокальный слух и голос [Текст] / В. П. Морозов. - М.: Музыка, 1965. - 85 с.

       7.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд., М.: Музгиз, 1961г.- 367с.

        8.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

       9.Ощепкова, О. В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей [Текст] / О. В. Ощепкова. Дис. докт. пед. Н. - М.: 2000. -203c.

       10.Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин.- М.: ВЛАДОС, 1997.- 356с.

       11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А.Сухомлинский. - М.: Просвещение,1981. - 215 с.

       12.Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [Текст]: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. - М.: Академия, 2003. - 368с.

      13.Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Текст]: учебное пособие. / Г.М. Цыпин - М.: «Прометей», 2011. — 404 с.     

      14.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков [Текст] / А. Шмидт - Шкловская.- Л.,1985. – 289с.

 15.Юсфин, А. Г. Музыка - сила жизни [Текст] /А. Г. Юсфин. - СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. - 260 с.

Приложение 1

      Третья группа упражнений

       1. «Сели-встали»

       Игра на инструменте звуковедением «легато» по секундовым интонациям. Выполняется поочередно каждой рукой, сочетая два звука: 2 - 3 пальцами вверх-вниз, потом 3-4 пальцами также вверх – вниз по клавиатуре (правая рука), вниз – вверх (левая рука), начиная с ноты «до» первой октавы. Для лучшего восприятия игры можно пропевать слова: свое имя: «О-ля, Ка-тя…», слово «ма-ма» или любое подходящее по слогу слово.  Выполнять на одном движении руки. Последний звук играем на снятии руки вверх. Каждый последующий звук играем с погружением кончика пальца в клавиатуру.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\сели встали.jpg

      2. «Ласковая песенка»

       Игра на инструменте звуковедением «легато» по секундовым интонациям. Выполняется поочередно каждой рукой, сочетая три звука: 2- 3 - 4 пальцами вверх-вниз по клавиатуре (правая рука), вниз – вверх (левая рука), начиная с ноты «до» первой октавы.  Для лучшего восприятия игры можно пропевать слова: свое имя: «О-лень-ка, Ка-тень-ка…», слово «ма-моч-ка» или любое подходящее по слогу слово. Выполнять на одном движении руки. Последний звук играем на снятии руки вверх. Каждый последующий мотив играем с погружением пальца в клавиатуру.    C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\ласковая песенка.jpg

3.«Прыжки» (подготовка первого пальца)

     Игра первым пальцем звуковедением «стаккато» при статичной задержке на длинном звуке других пальцев: 3, 2, 4. Повторяем каждой рукой отдельно при движении вверх – вниз по клавиатуре (правая рука), вниз – вверх (левая рука), начиная с ноты «до» первой октавы. При игре данного упражнения важно избегать прыжков рукой. Работать должен только первый палец.  Следим за активными свободными поворотами запястья.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\прыжки.jpg

      4.«Паучок»

    Игра звуковедением «легато» по секундовым интонациям. Выполняется поочередно каждой рукой сочетая три, четыре, пять звуков при определенном чередовании пальцев: 1- 2 – 1 (1-2-3-1-3-2-1), (1-2-3-4-1-4-3-2-1) вверх по клавиатуре (правая рука) вниз по клавиатуре (левая рука), начиная с ноты «до» первой октавы.  Выполнять на одном движении руки.  При звукоизвлечение, не допускать толчков, выполнять на крещендо и диминуэндо.  После каждого мотива делаем снятие. Каждый последующий мотив играем с погружением пальца в клавиатуру.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\паучок 1.jpgC:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\паучок 2.jpgC:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\паучок 3.jpg

       5.Вверх по лесенке»

       Игра звуковедением «легато» по ступеням. Выполняется поочередно каждой рукой.  На фоне  задержания первого пальца, поступенное движение вверх по клавиатуре всех других пальцев с остановкой на пятом. В конце мотива должен получиться интервал в задержании «квинта». Выполняем вверх по клавиатуре правой рукой и вниз по клавиатуре левой рукой от ноты «до» первой октавы.  Выполнять на одном движении руки.  Последний звук играем на снятии руки вверх. Каждый последующий мотив играем с погружением пальца в клавиатуру.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\вверх по лесенке.jpg

       6.«Эхо»

       Упражнение с задержанным нижним  звуком. Второй звук играем через интервал квинту. Это упражнение выполняется различными штрихами: нон легато, портаменто (всей рукой сверху), стаккато, легато (спокойным, внешне почти незаметным движением пальцев, близко к клавишам). Выполнять каждой рукой вверх по клавиатуре (правая рука) вниз по клавиатуре (лева рука) от ноты «до» первой октавы.  Каждый последующий мотив играем с погружением пальца в клавиатуру. Данное упражнение развивает независимость и силу пальцев.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\эхо.jpg

      7.«Змейка» (гамма «до – мажор»)

      Подготовительные упражнения к гаммам. Цель – добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию. Такое исполнение будет зависеть от 2-х моментов: спокойного подкладывания 1-го пальца при смене позиции и ровного текучего легато внутри позиции. Основная причина возникновения толчков – малая подвижность 1-го пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение в будущем, необходимо развивать ловкость 1-го пальца.

     Правая, левая рука играют вверх-вниз по клавиатуре чередование пальцев: 1-2, 1-3, 1-4, в пределах одной октавы, начиная с ноты «до» первой октавы. Сначала играть отдельно каждой рукой, затем 2-мя руками одновременно.

C:\Users\Оля\Desktop\ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ выступлению\упражнения\змейка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы преподавателя по классу фортепиано на начальном этапе обучения

Данная работа посвящена проблеме воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на уроках обучения игре на фортепиано в детских школах иску...

Фольклор как средство формирования слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

В статье идет речь об использовании фольклора на уроках иностранного языка (песен, стихов, скороговорок) для развития слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения....

Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"

В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...

Семинар-практикум «Игровые формы и методы работы в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Цель семинара - актуализация методов и игровых форм работы в классе фортепианоЗадачи: -исторический обзор клавирных методик;-направления учебной работы с начинающими;-игровые методы и формы работ...

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»...