Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
статья

Гомбоева Самажаб Бадмаевна

 "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber_tehn.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики 

 «Забота о человеческом здоровье, тем более  здоровье  ребенка –

 … это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических

 и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

 (В.А. Сухомлинский)

       В своей работе я очень много внимания уделяю применению здоровьесберегающих технологии на уроках.  . Проблему здоровьесбережения детей  стараюсь решать на каждом этапе урока.

Комфортная психологическая обстановка на уроке, улыбка,  спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка - все  это  способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок  не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.         

 Считается, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б)винтеллектуальном плане- проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение

. в) в нравственном плане – честен, самокритичен. в интеллектуальном плане-проявляет хорошие умственные способности:  наблюдательность, воображение.

 г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах,  группах, творческие задания, частое проведение физкульт минуток ,постоянное слежение за правильной осанкой – необходимые элементы на каждом уроке,. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, математическое лото, уроки-путешествия, соревнования, эстафеты, математические регаты, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия  позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории. Учащимся старших классов предлагаю деловые игры, смотры знаний, марафоны знаний, практикумы. С целью привития интереса школьников к математике мною  проводятся конкурсы и викторины, школьные олимпиады, интегрированные уроки.

          Применение дидактических игр и  «игровых  технологий»  дает  достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно применять любым учителям-предметникам. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа. Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в игровой форме. В теплое время года я стараюсь проводить уроки экскурсии, например осенью этого года был урок занимательной математики  в5 классе на природе.  .

           Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни,, питания, спорта, о  вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики, основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения заданий будет помогать систематизации знаний.

Задачи о здоровье для 5-6_ класса.

1. Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году?      Ответ: 1 млрд.  700 млн. человек

         2.   Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?       Ответ: 7200-14400 ударов.

         3.У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?       Ответ: 94 кости.

         4. Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?     Ответ: 2 км 88 м.

 5.В России каждые 9 секунд умирает 1 человек   от болезней, вызванных курением. Сколько в России умирает ежемесячно, ежегодно от курения?  

 

    6.Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?              Ответ: на 15 лет. 

    (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни).

     7. Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 72 кг? Если у человека 6 л крови, то сколько приблизительно он весит?            Ответ: 5,4 л; 80 кг.

     

    8.  Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом?   Ответ: 300 кадров. 

 (Глаз человека менее совершенен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду, максимальные возможности человека – 30 изображений в секунду).

          Считается, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности:  наблюдательность, воображение.

в) в нравственном плане – честен, самокритичен.

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться

            Комплекс упражнений.

Упражнения для профилактики утомления глаз.

(Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):

1. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.

2. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

3. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

4. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

5. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Упражнение от утомляемости

Любые движения пальцами рук и кистями рук. Работает цепочка: моторика пальцев  -  мыслительная деятельность мозга.

Можно под стихотворение :

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали.

 А сейчас мы отдохнём

и опять писать начнём!

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.

   Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребёнок отвечает на вопросы:

  • МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил?
  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:

1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.

2. «Физкультура сидя».Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке.

Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.

3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4  сдувается выдох.

4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.

5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.

6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной  стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».

Здоровье – это наша способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

Здоровье – это наш образ жизни.

Образ жизни – источник здоровья и всех бед.

Всё зависит от нас и нашего образа жизни

 Математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующий от учеников концентрации внимания и напряжения сил  в течение всего урока. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. А потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Обобщение опыта работы по модульной технологии на уроках математики

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В наук...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...