Мастер-класс "Симфония тюльпанов"
методическая разработка (6 класс)

Пришлова Лидия Владимировна

Мастер класс "Симфония тюльпанов" направлен на формирование читательской грамотности и креативного мышления. Разработка оригинальная. Можно проводить как для педагогов,так и для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс447.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

8 класс (читательская, креативная)

Цель мастер-класса: отработать приемы формирования читательской грамотности и креативной компетенции как составляющих функциональной грамотности.

Задачи:

-раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работы, целесообразность их использования на уроках.

Прочитайте текст и выполните задания

Многие ошибочно полагают, что тюльпаны впервые появились в Голландии. На самом деле, это не так. Родиной этих цветов является западная часть Средиземноморья и часть Центральной Азии (Пакистан, Афганистан и Турция). В Европу этот цветок попал в 1554 году. В Аугсбург (Германия) посол при турецком дворе Бусбек прислал луковицы. Красивый цветок он увидел во время одной из поездок по стране.  

 Относительно происхождения названия цветка есть любопытная теория. В 1562 году первая крупная партия турецких тюльпанов достигли Антверпена, который в то время был частью голландской территории. Вскоре поставка луковиц была поставлена на поток. Садоводы из Европы видели сходство между формой цветка и турецким головным убором. Они начали называть цветок «Tulipan», от «tuilbend», турецкое слова «тюрбан». Так появилось название этого прекрасного цветка. Постепенно сады знати стали все чаще украшать тюльпанами. Цветы вошли в моду и по всей Европе началась тюльпаномания.

Известные живописцы тоже не оставили тюльпан без внимания. Цветок весны и нежности изображается на картинах, как дополнение к образу, а порой и как главный персонаж сюжета. "Саския в образе Флоры", Рембрандт, 1634 год. Хранится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.  Эту картину Рембрандт написал в год свадьбы с Саскией - молодую жену он изобразил в образе римской богини весны и цветов Флоры. Шедевр рассказывает о восторженной любви художника к своей избраннице, а в венке девушки наше внимание привлекает крупный пестрый тюльпан на переднем плане - впоследствии такая причудливая окраска получит название "рембрандтовского тюльпана". Это самый дорогой сорт, за который в Голландии того времени отдавали целое состояние. За луковицу могли, например, заложить дом. Флора, автор: Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн. Государственный эрмитаж в Санкт-ПетербургеТРИ ИСТОРИИ С ТЮЛЬПАНАМИ от ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ

"Корзина с цветами", Ян Брейгель Младший, 1620-е годы. Хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Корзина с цветами , автор: Ян Брейгель младший, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Тюльпаны очень часто встречаются в композициях Брейгелей - и старшего, и младшего. Например, картина под названием "Корзина с цветами" есть у обоих художников. И там, и там - справа свисают три разноцветных бутончика.

Акварели с тюльпанами Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960):

ТРИ ИСТОРИИ С ТЮЛЬПАНАМИ от ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ          ТРИ ИСТОРИИ С ТЮЛЬПАНАМИ от ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ       

Тюльпаны не возможно не любить. Любовь к тюльпанам будет продолжаться всю жизнь, если вы хоть однажды восхититесь их красотой.

С более подробной информацией можно ознакомиться, пройдя по QR- коду.

  1. Нахождение информации. Интерпретация информации  (Умение выбрать нужную информацию, отличить истинную информацию от ложной).

Задания 1 «Да/нет»: отметьте V  верные утверждения.

Утверждение

Да

Нет

1

Тюльпаны впервые появились в Голландии

2

Садоводы из Европы видели сходство между формой цветка и турецким головным убором

3

Картина "Саския в образе Флоры" Рембрандта хранится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге

4

В Европу тюльпан попал в 1564 г.

5

Великая княгиня Ольга Александровна Романова рисовала тюльпаны акварелью

6

За Рамбрандовский тюльпан могли оставить целое состояние

Ян Брейгель Младший изобразил на картине «Корзина с цветами», свисающих справа  3 бутона роз.

Задание №2:  напишите, какая окраска тюльпана  получила название "рембрандтовского тюльпана"?

Ответ:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание №3: каждая картин имеет свои уникальные, неповторимые особенности. Запишите в таблицу одну из особенностей каждой картины, используя информацию текста.

Картина

Особенность

Картины Великой княгини Ольги Александровны Романовой

"Корзина с цветами", Ян Брейгель Младший

"Саския в образе Флоры", Рембрандт

  1. Интеграция и интерпретация информации (умение делать выводы и обобщения, выстраивать логику рассуждения, высказывать собственные обоснованные суждения).

Задание №4: напишите, какая из картин вам больше  всего понравилась. Почему?

Ответ:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5: составьте алгоритм начинающего художника, для этого восстановите последовательность действий, ответ запищите цифрами в поле для ответа.

1. С помощью простого карандаша наметить кружочками предварительное расположение бутонов.

2. Добавить линии для стебельков.

3. Прорисовать листья между цветов.

4. Расположить лист вертикально.

5. В каждом кружочке отрисовать лепестки и сформировать бутоны (открытые/закрытые).

6. Добавить толщину стебельков.

7. Осветлить световые участки с помощью светлых оттенков.

8. Выбрать цвет фона и закрасить лист вокруг карандашного наброска.

9. Смягчить переходы от света к тени.

10. При необходимости разделить лепестки цветом чуть темнее.

11. Начать работу в цвете со светлых оттенков, заполнить бутоны, стебли и листья подходящими цветами.

12. Выделить теневые участки с помощью оттенков темнее.

Ответ:__________________________________

Задание №6: напишите, если бы вы были художником, то кого цвета были бы ваши тюльпаны. Почему?

Ответ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7: используя составленный алгоритм, давайте нарисуем с вами тюльпаны, пройдем по QR-коду и посмотрим мастер-класс.

!!! Можно предложить детям придумать и нарисовать систему оценивания в школе при помощи цветов, например: по цвету, форме, количеству, сорту цветка и т.д.

Критерии оценивания

  1. Уровень базовый. Дидактическое назначение – формирование умения находить явно выраженную в тексте информацию и определять связь между информацией и повседневным знанием -  задания 1,2 (1-2 б. за правильный ответ).
  2. Уровень повышенный. Дидактическое назначение - развитие умения выбирать из сформулированных идей текста наиболее общую, находить, распознавать связи между частями информации в тексте –  задания 3,5 (1-2 б. за правильный ответ).
  3. Уровень высокий. Дидактическое назначение – развивать умение использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; понимать концептуальную информацию -5,6,7 (Смысловая цельность, завершённость, отсутствие логических ошибок в тексте сочинения – 1 балл. Речевое оформление (допущено не более 2 ошибок) – 1 балл. Наличие обобщающего высказывания по предложенной теме – 1 балл; 7 задание – креативность (1-3 б.), аккуратность (1 б.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Изучение пригодности сортов тюльпанов для выгонки"

Данная исследовательская работа направлена на изучение методики выгонки тюльпанов, и пригодности сортов тюльпанов для выгонки в нужные для исследователя сроки. Работа интересна тем, что по сод...

конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"

Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....

Вышивка лентами. Букет тюльпанов

В презентации показано выполнение букета тюльпанов лентами. Рассказано о технике выполнения и оформления работ. Работы получаются яркими, объемными и красивыми....

Презентация "Черный тюльпан"

На дополнительных занятиях по технологии, я с одной из своих учениц изготовила ансамбль "Черный тюльпан"...

Оригами "Тюльпан"

Методическая разработк выполненная в технике - оригами. Работа с бумагой включает в разработку занятия по внеурочной деятельности для 1 класса начальной школы. ...

Аппликация из цветной бумаги. Изделие цветы (тюльпан)

Цели: 1.Вырабатывать навыки разметки заготовок на глаз и приемам                наложения половинки шаблона на вдвое сложенно...