Программа внеурочной деятельности по Нравственным основам семейной жизни
рабочая программа (10 класс)

Никифорова Елена Анатольевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_osnovy_semeynoy_zhizni.docx97.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей естественно-научного направления

Протокол № _1_от «27»   августа 2020г.                              

Проверено:

заместитель директора по УВР

Громко И.А.

«28» августа 2020г.

Утверждено:  

Директор школы:

__________/Меньшов М.В./

Приказ № 144  от   «31» августа 2020 г

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Нравственные основы семейной жизни»

20_ /__21__ учебного года

Направление: внеурочная деятельность по предметам школьной программы

Возраст: 10-11 класс

Разработчик: Меньшов М.В.

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» для уровня среднего общего образования составляют следующие документы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p;

3.Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-p;

4.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 У. 1351;

5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017);

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Примерная рабочая программа курса (далее — программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартов среднего общего образования одним из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы является ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Содержание данного курса способствует формированию у обучающихся личностных качеств, необходимых для семейной жизни и включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско- родительских отношений.

Цель изучения курса «Нравственные основы семейной жизни» - формирование у обучающихся ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ими традиционных семейных ценностей.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • ознакомление        обучающихся        с        базовыми        понятиями, раскрывающими смысл, ценности и нормы семейной жизни;
  • осознание        старшеклассниками        роли        семьи        и        традиционных семейных ценностей в жизни человека, общества и государства;
  • снижение        и предотвращение рисков        на пути        к созданию        в будущем крепкой счастливой семьи;

                                формирование        у        старшеклассников                понимания        и        принятия                     нравственных        семейных        устоев                     (любовь,        взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека);

  • воспитание обучающихся в духе ответственного родительства                      (ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, обязанности в воспитании и обучении детей, знания Об особенностях развития и воспитания детей);
  • ознакомление учащихся с правилами поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.

Общая характеристика учебного курса

Kypc «Нравственные основы семейной жизни» направлен на формирование у обучающихся понимания роли семьи в жизни человека, нравственных, психологических, правовых аспектов семейной жизни.

Реализация программы курса «Нравственные основы семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:

  • принцип доступности (соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
  • принцип наглядности (представление содержания курса выразительными средствами — формирование у обучающихся понятий и представлений на основе всех каналов восприятия информации (фотографии, картины, фрагменты видеофильмов, музыкальные средства и др.);
  • принцип последовательности (обучение происходит в определенном последовательном порядке, где каждый последующий элемент логически связан с предыдущим);
  • принцип индивидуального подхода (подбор оптимальных методов и приемов обучения с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся);
  • принцип диалогичности (раскрытие содержания предмета в полноте средствами диалога, при этом старшеклассники должны быть привлечены к участию во внешнем и внутреннем этическом диалоге);
  • принцип системности (формирование у обучающихся целостной системы знаний и умений по темам и разделам учебного материала);
  • принцип культуросообразности (учет всей совокупности окружающих факторов: место и время существования, окружающее общество, современная культура и т.д.);

                        -  принцип природосообразности (руководство факторами естественного, природного развития ребенка; учёт половозрастных особенностей старшеклассников).

Для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития, в преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни» могут использоваться разные формы занятий: уроки, лекции, беседы, в том числе с приглашением специалистов (врачей, психологов, юристов), практические занятия (не менее 75% от общего времени занятий) в виде дискуссий, дебатов, сочинений, тренингов.

Мecтo учебного курса в учебном плане

Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на один год обучения (34 учебные недели) — 34 часа из расчета по 1 часу в неделю в 10-м и 11-м классе.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа учебного курса призвана обеспечить достижение выпускниками средней школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • формирование положительного образа семьи, ответственного родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, миpoвoззpeнию;
  • гармонизация межличностных отношений в родительской семье, классе, школьном коллективе.

Метапредметные результаты:

  • развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;
  • умение самостоятельно определять цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

        

  • умение выбирать и использовать различные источники информации, анализировать, обобщать и представлять полученную информацию в различной форме (доклад, реферат, сочмнение и др.);
  • развитие готовности к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение поддерживать беседу, выслушивать собеседника и доходчиво доносить до него свои мысли и доводы;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Предметные результаты:

  • понимание роли духовных ценностей в обществе и семье;
  • освоение обучающимися знаний о культурные традициях народов России;
  • соотнесение поступков и отношений с принятыми нормами морали;
  • формирование представления о мужественности и женствепности, добрачном и предбрачном периодах, типах и функциях семьи;
  • понимание социального института семьи и брака (умение раскрыть роль семьи в современном обществе, факторы, влияющие па формирование института современной семьи);
  • понимание различий между влюбленностью и любовью, пробным браком и браком, зарегистрированным в загсе;
  • понимание причин супружеских конфликтов и разводов;
  • умение высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране.

OCHOBHOE СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО KУPCA

Содержание учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» основано на данных педагогики, психологии, философии, теологии, социологии и медицины и включает в себя различные аспекты, связанные с развитием престижа института семьи, трансляцией традиционных отечественных семейных ценностей.

Раздел «Личность и межличностные отношения». Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер — знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы — шаг к самовоспитанию.

В этом разделе рассматриваются особенности межличностных отношений юношества. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности — изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способности любить как выражение высшего уровня развития личности. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются такие взаимоотношения юноши и девушки, когда чувство любви проявляется только с одной стороны.

В разделе «Возрасты семьи» раскрываются понятия «любовь» и «влюбленность»; описываются этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь; рассматривается понятие «добрачный период», «пробный брак». Характеризуются ведущие мотивы вступления в брак; факторы, благоприятствующие созданию семьи; факторы риска при создании семьи; устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Подробно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные «зоны» конфликтов. Характеризуются факторы, помогающие молодежи готовиться к браку и семейной жизни: сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие «готовность к браку». Обучающиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи.

Рассмотрение вопросов темы «Молодые родители» имеет педагогическую направленность. В ходе изучения темы рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.

Раздел «Я — Семья Общество» включает в себя главы, направленные на ознакомление обучающихся с функциями семьи, с традициями народов страны. На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующими темам уроков.

Раздел «Для чего я живу?» включает в себя рассмотрение вопросов, связанных с изменением понятий «семья», «семейная культура»,

«традиционные семейные ценности» в истории России XX-XXI веков. Обучающиеся формулируют для себя ответ на вопрос: «Что означает семья в моей жизни?».

Тематическое планирование учебного курса

Раздел

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Введение (1 час)

Что такое счастье и

как его достичь?

Как достичь счастья в современном  мире.

1

межличностные отношения

(6 часов)

Кто я? (2 часа)

Понятие личности. Направленность

Понятие «направленность личности».

Смысл жизни.        Индивидуальность. Личность. Когда человек становится личностью?

Тайна возраста тайна пола.

Кризис        переходного        возраста.

Анатомо-физиологические особенности                                                подросткового                и юношеского                возраста.                Особенности развития самосознания личности па данной                        возрастной                                                        ступени. Особенности общения с взрослыми. Особенности                                                                        общения                                        со сверстниками.                                        Понятие                        пола                в психологии.                                                                        Пол                                и                                гендер. Психология                                половых                                различий мужчин                и                                женщин.                                        Половые различия        детей                                        от        рождения        до подросткового                                                возраста                        (краткий обзор). Различия между юношами и девушками                        в                        темпах                        физического взросления и в других сферах.

Я и дpугue (4 часа)

Бьпь или кaзaтьcя.

Ценность    человеческого     общения.

Потребность человека в общении. Взаимопонимание между людьми. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.

1

Стыд и совесть.

Понятие «стыд›. Понятие «совесть».

Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.

1

Дружба и любовь в жизни человека.

Нравственная      природа      дружбы.

Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

     Мужественность и женственность                                      

   Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое                                                                           правило нравственности.

     Понятие        «мужественность». Составляющие        мужественности. Юношество. Мужественность в юноше.  Отношение к девушкам.                Искаженное   понимание   мужественности.

 Понятие        «женственность».        Составляющие      женственности.     Красота истинная и ложная.   Нравственные основы        взаимоотношений        с юношами. Искаженное понимание женственности  его последствия для человека, общества и семьи.

1

Возрасты семьи (13 часов)

Добрачные отношения (4 часа)

Любовь и влюблённость.

Понятие   любви.    Первая    любовь.

Умение различать любовь и влюбленность.        Особенности юношеской романтической любви. Этапы        отношений:                дружба, влюблённость, любовь.

Любовь в подростковом        возрасте.

Испытание чувств. Нравственность        как        основа Добрачный период.

взаимоотношений между юношами и  девушками в добрачный период.

Предбрачный период.

Понятие   «предбрачного    периода».

Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы,        благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.

Союз двух родов.

Знакомство с новыми родственниками.

Помолвка и сватовство. Родословная (брак — начало новой родословной).

Свадьба. Начало совместной жизни (2 часа)

Самый важный день.

Брак гражданский   и   религиозный.

Свадебные обряды в религиозных традициях народов России.

Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Рождение детей. Ведение домашнего хозяйства.

Супружество.

Муж и жена.  Особенности семейных межличностных         взаимоотношений.

Особенности первого года семейной

жизни. Культура общения в семье.  Особенности первого года семейной

жизни. Культура общения в семье. Особенности        взаимоотношений и правила        поведения        с        новыми родственниками. Правила психологи-

ческой        безопасности        в        общении молодых супругов.

       Молод

дые родители (3 часа)

Для        чего        в        семье        нужны        дети.  Готовность        стать        родителями.

Радость ожидания новорожденного.

Семья в ожидании ребёнка. Отцовство и материнство.

Рождение,        воспитание        и социализация детей — одна из основных функций семьи.

Понятия отцовства и материнства. Ответственность родителей за детей.Здоровье будущих супругов и их

потомства.

1

Жизнь        как        великий        дар.

Vникальность человеческой жизни.

Когда        начинается        человеческая жизнь.

Что такое искусственное прерывание беременности.        Влияние   аборта        на

здоровье        и        психику        женщины        и

окружающих ее людей. Последствия

регулирования рождаемости.

Чудо жизни.

«Не убий».

1

Изменения        в        семье        в        связи        с

появлением ребёнка. Второй кризис

семейной        жизни        и        пути        его

Молодая семья с новорожденным.

преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние    родителей    на    развитие ребёнка     в     первый     год     после рождения.

1

о

           Особенности зрелой семьи (4 часа)

Родители и дети. Значение детей в жизни семьи.

Сколько детей должно быть в семье?

Особенности        воспитания        в многодетной семье. Ответственность родителей за воспитание своих детей.

1

Периодизация семейной жизни. Пути преодоления кризисов зрелой семьи.

Уроки семейного взросления.

. Факторы, разрушающие семью. Развод. Причины и последствия разводов. Необходимость душевного труда для созидания и сохранения благополучия в семье.

1

Природа        семейных        конфликтов.

Семейные

Агрессивное        поведение        в        семье.

конфликты.

Причины        и        последствия        разлада семейных                отношений.        Пути        их преодоления. Культура общения в

семье. Умение говорить и умение молчать. Умение слушать. Уважителъные отношения в семье.

        

Супружеское многолетие.

Семья людей старшего возраста.

Возрастные особенности пожилых людей. Бабушки и дедушки. Счастливые долголетние браки. Единство жизни в супружеском многолетии.

1

Я — семья — общество (10 часов)

Семья – основа  всякого общества (3 часа)

Типы и функции семьи.

Классификации типов семей.

Функции        семьи:                репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная,        коммуникативная, психотерапевтическая, регулятивная, фелицитологическая,                функция духовного                общения.        Нарушение функций семьи.

1

Значение семьи для общества.

Семья        —        основа        общества        и

государства. Кризис семьи - кризис общества. Спасет ли семья мир?

1

Семья и государство. Вопросы демографии. История семейной политики в России.

Семья и демография. Характеристика

современной        демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее развития.

Исторические причины кризиса семьи в современном российском обществе. Проблемы, с которыми сталкивается российская семья в современном мире.

1

Устроение жизни семъи. Личность и семья (3 часа)

Иерархичность

семейных

отношений.

Понятие        нерархии.        Послушание членов семьи друг другу.

1

Положение детей в семье.

Послушание     детей      взрослым.

Благополучие детей в семье. Отношения детей между собой. Старшие дети. Младшие дети.

Старшие члены семьи.

Уважительное отношение к старшим членам семьи. Забота о старых и немощных членах семьи.

1

йн

     Семейное воспитание (4 часа)

Традиции семьи, рода, народа.

Воспитание чести и долга в семье.

Понятие традиции.        «Традиционная

культура». Трансляция традиции в череде поколений.

Нарушение        традиции.        Изменение семейных ценностей.

1

Понятие чести и долга. Честность.

Честь семьи и рода. Благочестие. Благородство.

Патриотическое воспитание в семье.

Патриотизм.       Идея        служения.

Воинское служение. Особенности воспитания патриотизма в семье. Разрушениепатриотического сознания и его опасность. Служение юноши — создание семьи и защита Отечества. Служение девушки — хранение семьи, рождение и воспитание детей. Родовые традиции служения Отечеству.

1

Трудовое воспитание в семье.

Понятие «труд». Труд семейный и

общественный. Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям. Трудовое воспитание в семье. Труд как социальная норма и отклонения от неё.

1

Половое воспитание в семье.

Воспитание   будущего   семьянина.

Особенности воспитания мальчиков. Особенности воспитания девочек. Антиродительские и антисемейные установки в воспитании. Социальные

факторы формирования семейных установок.

Семья в жизни человека, семейная культура, традиционные семейные ценности в ucmopии России

. Семья в моей жизни (2 часа)

Трансляция традиционных семейных ценностей в истории России.

Представление        о         семейных

ценностях в России начала XX столетия. Основы советской семьи и семейного воспитания в СССР. Подхода к изучению семейной культуры и половому воспитанию в постсоветский период и в начале XXI столетия.    Примеры    гармоничных

семей (исторические и современные).

Радость семейной жизни.

Значение семьи в жизни человека и   смысл жизни

Радость семейной жизни. Совет да любовь. ЖИ3нь в духе мира и согласия.

Семейные радости. Источники радости. Всегда ли семейная жизнь является безоблачной? Что значит жить «в духе» и «не в духе»? Вдохновение бытия. Семейный совет

- единство жизненных позиций. Дарить себя любимому человеку. Жизнь в союзе мира.

1

Резервное время

Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

        

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2015. – 436 с.
  2. «Домострой» и его значение для современности/ отв. ред. А. Блинский М.: Сатисъ, 2017. – 128 с.
  3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
  5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. - 384 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни»

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни»...

Внеурочное занятие курса «Нравственные основы семейной жизни»

Внеурочное занятие курса «Нравственные основы семейной жизни»...

Программа "Нравственные основы семейной жизни"

Изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно-ориентированный характер. На этой ступе...

программа по внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни"

программа по внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни" рассчитана для учащихся 10-11 классов: несет в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию....