Применение метода проектов в обучении учащихся.
учебно-методический материал

Кубышева Наталья Владимировна
Доклад на методическом объединении учителей естественно-научного и физико-математического направления, Ноябрь 2019
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей естественно-научного и физико-математического направления

Ноябрь 2019

Кубышева Н.В.

Председатель МО ГБОУ Школы №38

Применение метода проектов в обучении учащихся.

Ключевой идеей школы является идея развития каждого ученика. На первый план выходит личность, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности.  

Таким образом,  обучение в школе должно:

  • Обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;
  • Быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым учителем;
  • То есть должны обеспечить психологически ориентированное обучение.

В связи с этим  более подробно остановлюсь на технологии проектного обучения, не новая, но до сих пор актуальная.

Метод проектов – это метод направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

В рамках школьного обучения метод проектов нацелен на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Учащийся самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.

Задачи проектной деятельности:

  • Активизация познавательной деятельности;
  • Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся.
  • Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности.
  • Формирование навыков работы в команде.
  • Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного.
  • Расширение кругозора учащихся при подборе материалов.

Основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие проблемы.
2. Обсуждение решений проблем учащимися должно вестись в реальных условиях или крайне приближенных к реальным.
3. Проект должен быть всегда межпредметным, привлекать интегрированные знания учащихся.
4. Выполнение проекта начинается с определения вида продукта и формы презентации.
5. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
6. Необходим результат работы. Это средство, которое разработано участниками проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
7. На завершающем этапе требуется презентация работы.

Проект оправдан лишь в том случае, когда в нем предусмотрено:

  • Сбор данных с использованием различных источников и сопоставление наблюдений за природными, физическими и другими явлениями.
  • Сравнительное исследование или изучение событий, явлений фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции.
  • Совместная познавательная , творческая или игровая деятельность.

Временные масштабы работы над проектом:

  1. Кратковременные проекты – проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.
  2. Долгосрочные проекты -  предусматривают решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор данных, их обработки. Такие проекты могут представлять из себя серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность их может быть от месяца до года и более.

Типология проектов:

  1. Исследовательские. Например, эссе, исследовательские рефераты.
  2. Творческие. Например, газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
  3. Игровые. Например, сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.
  4. Информационные проекты. Например, различные сообщения, доклады.
  5. Практико-ориентированные. Например, проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

Основные этапы работы над проектом (слайды):

  1. Организационно-подготовительный (постановка проблемы, выбор темы проектирования, способа реализации проекта, инструктаж по подбору литературы, определяются сроки работы).
  2. Технологический (самостоятельная работа учащегося, выполнение отдельных частей проекта, сборка отдельных частей в единое целое)
  3.  Заключительный (окончательный контроль готового проекта, обсуждения, корректировки, защита проекта, выставление оценки)

Паспорт учебного проекта:

 Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант(ы) проекта.
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,           творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на   которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  12. Необходимое оборудование.
  13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,  личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  14. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,  продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...

Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."

Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...

Применение «КМ-Школы» при реализации метода проекта в обучении литературе в старших классах

Знакомство школьников с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы. Проблема внедрения метода...