Школьная газета как средство освоения новых образовательных технологий
статья

Горбачёва Татьяна Алексеевна

Опыт работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gazeta_2023.docx76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная газета как средство освоения новых образовательных технологий

Современное общество характеризуется стремительными изменениями темпов жизни, технологий, ростом количества информации, поэтому требуются активные, инициативные, творческие люди, способные в любых ситуациях принимать правильные решения. В связи с новым социальным заказом были разработаны и приняты новые Федеральные образовательные стандарты. «…Основой данных стандартов является системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование универсальных учебных действий, и служащий достижению главной цели – формированию личностных, предметных и метапредметных результатов школьников, их будущему самоопределению. [Кезина Л.П., Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт. Институт стратегических исследований РАО]

Основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе по-прежнему считается урок. Но урочные занятия «…имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности обучающихся, для учета личностных особенностей школьников, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности». [Казаренков О.В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.] Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она способствует развитию творчества, инициативности, а также самореализации школьника.

Одним из видов организации внеурочной деятельности в МБОУ «Заиграевская СОШ» является выпуск школьной газеты «Старшеклассник». газета

Издательский проект «Школьная газета» в Заиграевской средней  общеобразовательной школе существует с 2003 года , органом издания является школьная   газета «Старшеклассник». Изучение уровня  динамики личностных, метапредметных, предметных результатов обучающихся, участвующих в реализации данного проекта, имеет положительный показатель.

Хочу представить опыт работы по созданию школьной газеты. Думаю, что этот опыт будет интересен всем, кто, работая в школе, стремится создать условия для творческой самореализации ребёнка.

    Участие ученика в проекте «Школьная газета» поддерживает его индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. Возрастных ограничений для участия в проекте нет: к нам приходят учащиеся, проявляющие интерес к журналистской деятельности и имеющие опыт написания стихов и прозы собственного сочинения. Это также можно объяснить возрастными и психологическими особенностями детей данной возрастной категории (13-17 лет)

Во-первых, у подростка к 13-17 годам формируется новая внутренняя позиция, направленная на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, проявление инициативы в организации учебного сотрудничества. «… Ребенок уже готов к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Важным стимулом к учению подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В этом возрасте подросток стремится к общению и совместной деятельности со сверстниками. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению….»[Психолого-педагогические особенности школьников 7-9 классов.http://www.psihologu.info/content/view/].

Во-вторых, данный проект предусматривает организацию дистанционной работы. Таким образом, учащемуся не обязательно присутствовать в кабинете при создании статей, материалов, так как подготовленный материал он может отправить главному редактору как сообщением внутри системы, так и на почтовый ящик.

В третьих, коммуникативная и ИКТ-компетенции являются в подростковом возрасте ведущими. «… Отсутствие этих навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации…» [Осипова О.А. Формирование коммуникативных навыков подростков. http://www. Scienceforum.ru/2013/304/5572]

  Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

    Основной принцип работы с детьми -  личностно-ориентированное обучение — «обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности». Для того чтобы поддерживать индивидуальное развитие ученика, предоставляем ему необходимую свободу для творчества как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Французский исследователь Жак Гоне, работающий на стыке журналистики и педагогики сказал: «Чтобы понять свою внутреннюю сущность, ребёнку необходимо осознать, что он существует, что его творчество так же важно, как и творчество взрослых.» Поэтому, когда встал вопрос о создании школьной газеты, согласилась курировать данную работу, так как «газета — это средство, которое помогает ребёнку, подростку организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей».

Уже двадцатый  год мы выпускаем газету «Старшеклассник».

Работа в школьной газете предполагает не только умение излагать свои мысли в письменном виде, но и развитие коммуникативных навыков. На мой взгляд, существует проблема значительного снижения коммуникативных навыков у обучающихся. Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Они включают в себя не только умение общаться с другими людьми, но и умения организовывать работу в группах. Самое главное в них для школьников – это владение устной речью. Приобретение коммуникативных навыков является одним из условий дальнейшей успешной социализации.

Не обладая этими навыками, нельзя полноценно взять интервью, задать корректно вопрос, организовать работу в коллективе по выпуску газеты.

Ведущей образовательной технологией, с помощью которой осуществляется работа по выпуску школьной газеты, становится  информационно-коммуникационная технология. Применение средств ИКТ при создании школьной газеты позволяет активизировать познавательную деятельность детей, дает возможность формировать их коммуникативную и информационную компетенции, так как дети становятся активными издателями газеты, формировать широкий круг представлений, знаний и умений (при обязательном учете индивидуальных и возрастных особенностей школьников, их уровня развития и интереса). Также предполагается организация дистанционной работы.

Работа по созданию газеты предусматривает применение групповых форм работы, интервью, организацию работы с представителями разных социальных и возрастных групп.

Каковы социальные эффекты от реализации проекта, которые мы наблюдаем в течение уже многих лет:

Предметные результаты. Умение грамотно писать, а также владение информационно-коммуникационными технологиями, позволят говорить о сформированности у обучающихся данных результатов.

Личностные результаты:

- умение учиться;

- уважение других людей;

- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;

- мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;

- ориентация в мире профессий;

- умение строить жизненные планы.

Метапредметные результаты (как комплекс УУД)

Регулятивные УУД

- самостоятельное определение целей и задач в учебе и познавательной деятельности;

- развитие мотивов и интересов;

- самостоятельное планирование способов решения задач;

- выбор эффективных способов решения задач;

- контроль способов своих действий;

- корректировка своих действий;

- самоконтроль;

- принятие решений;

- прогнозирование результатов

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации;

- применение информации в ходе решения задач;

- планирование деятельности;

- умение учиться в процессе реального дела;

- построение логических суждений, умозаключений, выводов;

- формирование и развитие ИКТ-компетенции;

Коммуникативные УУД:

- групповое обсуждение проблем;

- владение письменной и устной речью;

- сотрудничество, совместная деятельность с учителем и сверстниками;

- использование речевых средств для планирования и регуляции своей деятельности.

Таким образом, об эффективности данного проекта можно говорить исходя из тех фактов, насколько успешно обучающиеся смогут овладеть универсальными учебными действиями.

Кроме того, эффективность проделанной работы зависит от того – нашел ли конечный продукт (школьная газета) своё успешное применение в социальной среде, окружающей школу (количество просмотров газеты общественностью, отзывы, предложения по дальнейшей организации работы и т.д.).Это, несомненно,  способствует повышению учебной и социальной мотивации.

Также об эффективности реализации данного проекта говорит тот факт, что некоторые участники в дальнейшем связывают свою жизнь с профессией журналиста, учителя русского языка и литературы. На сегодняшний день редакцию районной газеты «Вперёд» составляют выпускники нашей школы.

  Думаю, проект «Школьная газета», реализованный в стенах нашей школы, можно считать успешным, но не только потому, что он работает на престиж школы (Диплом Союза журналистов Бурятии, Диплом 1 степени "Лучший издательский проект" Республиканский конкурс"СМИ - новое поколение", Диплом 1 степени Республиканский фестиваль детской прессы "Салют, юнкор", Диплом Союза журналистов России и т.д.),а прежде всего потому, что он объединяет детей творческих, позволяет им реализовать свои способности.

год

результат

уровень

1

2004

Диплом 2 степени. Лучшее школьное издание. Районный конкурс «Золотое перо№

районный

2

2004

Диплом Союза журналистов Бурятии

республика

3

2004

Алексей Ловцов – Лучший фотограф.  Фестиваль детской прессы «салют, юнкор!»

республика

4

2005

Диплом 1 степени Лучший издательский проект» . Конкурс "СМИ - новое поколение",

республика

5

2005

Диплом 1 степени Республиканский фестиваль детской прессы «Салют, юнкор – 2005»

республика

6

2005

Константинова Екатерина.Лучший радиорепортёр

3 Республиканский фестиваль детской прессы «Салют, юнкор – 2005»

республика

7

2005

Ловцов Алексей Лучший фотограф Республиканский слёт «Салют, юнкор»

республика

8

2005

Диплом 1 степени . Конкурс «Золотое перо», посвященный 60-летию Победы в Великой отечественной войне

район

9

2005

Диплом 1 степени за лучшую презентацию команды на на 3 Республиканском фестивале детской прессы «Салют, юнкор – 2005»

республика

10

2006

Почётная грамота Союза журналистов России

Россия

11

2006

Ловцов Алексей. Конкурс творческой молодёжи. Диплом 1 степени в номинации «Надежда Бурятии»

республика

12

2009

Благодарственное письмо Республиканского Совета ветеранов

республика

13

2009

Журавлёва Екатерина 1 место в конкурсе юнкоров

район

14

2009

Диплом 2 степени. Лучшая телепередача на тему «Год молодёжи»

Республика

15

2009

Диплом 1 степени «Салют, юнкор – 2009»

район

16

2001

Грамота. 1 место в районном литературном конкурсе творческих работ в номинации «Лучшее печатное издание»

район

17

2012

Благодарность республиканского центра эстетического воспитания за плодотворную работу с детьми

республика

18

2013

Благодарность за подгоьовку команды-участника районного слёта юных журналистов «Салют, юнкор!»

район

19

2014

Диплом 1 степени «Лучшая школьная газета»

район

20

2015

Диплом 2 степени Деловая игра «Журналина»

район

21

2015

Диплом 2 степени Базаржапова Маша Деловая игра «Журналина»

район

22

2015

Диплом 1 степени  «Лучшая телепередача» Слёт «Салют, юнкор»

район

23

2017

Грамота 1 место в номинации «Лучший видеоматериал» районного конкурса школьных и детских СМИ «Салют, юнкор»

район

24

2017

Лучшее школьное СМИ- 2017» районного конкурса школьных и детских СМИ «Салют, юнкор»

район

25

2017

Диплом 1 степени Вашагин Вадим  2Лучший редактор» «Салют, юнкор»

район

26

2018

Вашагин Вадим. Лучший материал «Салют, юнкор – 2018»

район

27

2006

Горбачева Татьяна Алексеевна. Грамота «За верность детской прессе»

Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса

Выступление на конференции классных руководителей.Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной ...

Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации  и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые  цифровые образовате...

Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...