Приемы формирования читательской грамотности учащихся на уроках биологии
статья

Ситникова Людмила Владимировна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_otchyot.docx444.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Как известно, грамотность – это уровень образованности человека, способность использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и передачу информации. В свою очередь функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Современное успешное обучение невозможно без формирования у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это  первая ступень к функциональной грамотности, то есть способности самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме.

В последнее время я наблюдаю, что читательская грамотность моих учащихся ослабевает. Они затрудняются ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию,  оценивать достоверность предложенной информации. Очень мало детей способны запомнить и понять, то, что они читают. Как решить данную проблему?

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения. Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения  интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний. Текст является связующим звеном всех учебных предметов. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.  Он может быть:

  1. Сплошной текст (состоит лишь из словесной информации, не прерываемый таблицами, иллюстрациями и.т.д.)
  2. Несплошной текст (списки, таблицы, графики, диаграммы и т.д.)
  3. Смешанный текст (соединяет черты сплошного и несплошного текста)

Задачей современного педагога является сформировать ключевые умения при работе с текстом:

-умение найти связь предложений в тексте;

-умение анализировать структуру текста;

-умение вычленить главную информацию в тексте;

-умение работать с неявно заданной информацией;

-умение оценивать достаточность представленной информации;

-умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;

-умение устно и письменно анализировать и оценивать полученную информацию.      

На уроках биологии для формирования читательской компетенции обучающихся я использую следующие виды текстов: текст в тестовой форме, знаковый и символьный текст (в форме схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков), тексты художественный произведений, научно-популярный текст.

Тестовая форма остается актуальной, т.к. задания в такой форме присутствуют в КИМах ОГЭ и ЕГЭ (тестовые задания с выбором нескольких верных ответов).

При подготовке к государственной аттестации, всероссийским проверочным работам (ВПР) предлагаю обучающимся задания следующего содержания:

1. Работа с таблицей

Для обучающихся 9 класса предлагаю проанализировать статистические данные таблицы «Пищевая ценность некоторых лососевых рыб» и ответить на вопросы:

Названия рыб

Органические вещества, г (в 100 г)

Калорийность,

Ккал (в 100 г)

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Горбуша

20,5

6,5

0

140

Кета

19

5,6

0

127

Лосось

24

12

0

200

1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

3) У каких рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

Другой пример, пользуясь таблицей, ответьте на вопросы:

1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?

2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3) Почему количество поступившей воды несколько меньше количества воды, выделившейся из организма?

Отвожу большое количество времени на заполнение таблиц на сравнение объектов (типы червей, виды почек, животные и растительные ткани, семя двудольных и однодольных растений), процессов (дыхание и брожение, транскрипция и трансляция, митоз и мейоз), структур (ДНК и РНК, пластиды и митохондрии). Изучая систематику растений и животных,  обучающиеся оформляют таблицы по заданным показателям (характеристика классов и семейств цветковых растений, характеристика систематических и экологических групп птиц и млекопитающих).

Деление клетки.

Название

фазы

Подготови-тельный период

Интерфаза

Фазы митоза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Процессы, происходящие во время фазы

1)

2)

3)

4)

Набор хромосом в клетке

Сравнение растений разных отделов.

Признаки для сравнения

О  Т  Д  Е  Л  Ы            Р  А  С  Т  Е  Н  И  Й

Водо-

росли

Мохо-видные

Папорот-никообраз-ные

Голо-семенные

(хвойные)

Покрыто-

семенные

(цветковые)

1. Примеры растений

2. Среда обитания  и местообитания

3.  Строение клетки

4.  Наличие тканей  

5.  Наличие органов  

6.  Особые образования у  растения.

7.  Способ питания.

8.Способы размножения.

2. Работа со схемой. Часто предлагаю своим ученикам работу со схемами.

Обучающиеся не только извлекают информацию из таблиц, графиков, схем, но и преобразовывают текст в форму символов и знаков.

Например, прочитайте текст и,  используя его элементы, заполните схему «Критерии вида»

Домовая мышь – млекопитающее из рода Мыши. Носитель множества различных заболеваний. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами и сочными частями растений. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте обычно рождается от 5 до 7 детёнышей. В качестве убежищ использует чужие норы и различные пустоты.

При подготовке к ЕГЭ по биологии обучающиеся решают генетические задачи, используя схему родословной.  

Например, текст генетической задачи нужно преобразовать в схему родословной

Пробанд имеет белый локон в волосах надо лбом. Брат пробанда без локона. По линии отца пробанда аномалий не отмечено. Мать пробанда с белым локоном. Она имеет трех сестер. Две сестры с локоном, одна без локона. У одной из теток пробанда со стороны матери сын с локоном и дочь без локона. Третья тетка пробанда со стороны матери без локона имеет двух сыновей и одну дочь без локона. Дед пробанда по линии матери и двое его братьев имели белые локоны, а еще двое были без локонов. Прадед и прапрадед также имели белый локон надо лбом. Определите вероятность рождения детей с белым локоном надо лбом, если пробанд вступит в брак со своей двоюродной сестрой, имеющей этот локон.

  1. Работа  с текстом из литературных произведений. На уроках биологии полезно использовать некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения.

Например, рассказ Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент «вымывается» из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги и руки. Именно это и мог делать «гуттаперчевый мальчик», обеспечивая, таким образом, успех своих выступлений.

Используя содержание текста «История о золотом мальчике», установите истинные причины смерти мальчика.

История о золотом мальчике

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой золотой век Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

4. Работа с учебным текстом.

1.Задания, связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами (из приведенного перечня слов и терминов).

Например, вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Движение крови в организме человека.

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) − это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

 

Перечень терминов:

1. вена, 2.артерия, 3.капилляр, 4.левый желудочек, 5.правый желудочек, 6.правое предсердие, 7.артериальная кровь, 8.венозная кровь.

Вставьте в текст «Хордовые» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ХОРДОВЫЕ

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа __________ (А). Развитие двух пар конечностей, позвоночник, формирующийся на месте хорды, определяют принадлежность человека к подтипу __________ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу __________ (Г).

Список элементов:

1.Бесчерепные

2.Позвоночные

3.Позвоночник

4.Хордовые

5.Млечные

6.Млекопитающие

7.Членистоногие

8.Однопроходные

Вставьте в текст «Мхи» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

МХИ

Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.

Перечень терминов:

1.Двудольные растения

2.Низшие растения

3.Коробочка

4.Семенное

5.Споровое

6.Нефть

7.Сфагнум

8.Торф

9.Цветковые растения

10.Однодольные растения

11.Риччия

12.Маршанция

2.Задания, связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами (без перечня слов и терминов) или задания, где требуется дополнить предложения.

Например, дополните предложения:

  1. Самая многочисленная группа животных – это ____________________.
  2. К общественным насекомым относятся: _________________________.
  3. Ротовой аппарат бабочек: _____________________________________.
  4. Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является ____________________________________________________.
  5. Одомашненные виды насекомых: _______________________________.

Вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова так, чтобы получился текст:

           В ходе митоза из одной материнской клетки образуются ____ дочерних клетки. Дочерние клетки получают столько хромосом, сколько их было в _____  клетке. Сохранение постоянства числа хромосом возможно благодаря процессу _______ ДНК. Этот процесс происходит во время _________. В процессе митоза ______ признаки вида.

3.Задания на анализ биологической информации.

Задание 1. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их:

1. Самый многочисленный класс среди Членистоногих – это класс Паукообразные. 2. В отличие от ракообразных у насекомых 3 пары ног. 3. Как у клещей у насекомых слитное тело. 4. Насекомые освоили все среды жизни: наземно-воздушную, почвенную, водную и организменную. 5. К общественным насекомым относят муравьев, пчёл, термитов, которые живут большими семьями. 6. Ротовой аппарат кузнечика – колюще-сосущий.

1.Основные классы типа Членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.2.Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары.3.Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные.4.У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки.5.Паук-крастовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений ,в которых они допущены, и исправьте их.

 
1. Моховидные - высшие семенные растения. 2. Мхи - наиболее примитивные из всех групп высших наземных растений. 3. Моховидные являются группой растительного мира, у которой преобладает бесполое поколение (спорофит). 4. Проводящие элементы ксилемы у мхов представлены трахеидами, а флоэмы - ситовидными клетками. 5. У мхов нет настоящих корней, к почве они прикрепляются ризоидами.

Задание 2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых приведены особенности строения представителей отряда Пингвинов в связи с водным образом жизни.

        

(1) Пингвины появились около 60 миллионов лет назад. (2) Пингвины не могут летать: их передние конечности превращены в ласты. (3) Гнёзда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. (4) Яйца насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно. (5) Задние конечности пингвинов с перепонками. (6) Плавают пингвины быстро, со скоростью до 36 км/ч.

Задание 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы (заполните таблицу или схему, выполните тестовое задание)

Конкуренция и паразитизм

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов - рыжий и чёрный - конкурируют друг с другом за место обитания - жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид - паразит - использует другой - хозяина - в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред. Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления - присосками, крючочками, шипиками - имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Ответьте на вопросы

1) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

2) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

3) Как паразит влияет на организм хозяина?

4) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Задание 4. Прочитайте текст. Сова ушастая – хищная птица среднего размера, ведущая ночной образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

  1. У сов мягкое и рыхлое оперение, позволяющее бесшумно лететь.
  2. У птиц крепкий загнутый клюв и острые когти
  3. Впервые ушастая сова была описана Карлом Линнеем в 1758 году.
  4. Совы являются долгожителями, поскольку способны прожить до 25 лет.
  5. Сова питается грызунами и насекомыми.
  6. Совы живут парами, которые не распадаются всю жизнь.

Актуальным для формирования читательской грамотности остается работа обучающихся при подготовке рефератов, сообщений, докладов с использованием различных источников текстовой информации, а также конспектирование и тезисное изложение изученного материала.

Умение читать текст и понимать его по праву считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Развитие читательской  компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Читательская грамотность непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в оперативном решении  жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка

laquo;Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических з...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...