Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью»

   Словосочетание «навык чтения» представляет собой сложный комплекс умений и навыков. Это и умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного), способ чтения (по буквам, по слогам, словам и по слогам, словами), умение правильно читать (без технических ошибок и искажений), выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержания текста, темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов.

  Чтение– сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В  процессе формирования полноценного навыка чтения у обучающихся должны быть выработаны такие качества, как  правильность, беглость, сознательность и выразительность.

  Навык чтения включает два компонента: техническую  смысловую стороны. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. К смысловой стороне: выразительность и понимание прочитанного.

   Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется у ребенка, отрабатывается как умение, а затем посредством различных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребенок научился читать без напряжения.

Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.  Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей, пониженные работоспособность и  внимание   - все это приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью читают текст со значительными искажениями.

    Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв(побуквенное чтение),замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов), испытывают трудности в соотношении прочитанного слова с определенным предметом, действием, признаком. Распространёнными ошибками чтения являются пропуск, замены, перестановки  букв и слогов, сливают конец одного и начала второго слова, теряют строку, не дочитывают окончания, часто делается  неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное. Все это приводит к непониманию прочитанного.

 Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение проходит ряд этапов:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями.

На данном  этапе учащиеся получают представления о звуке, учатся делить слоги и слова на звуки; выделенный из устной речи звук начинают соотносить с  символом - буквой.  

2. Этап слогоаналитический (послогового) чтения.

Процесс слияния звуков в слоги уже не затрудняет детей, слоги становятся частью слова. Еще сохраняется разрыв между пониманием и целостным восприятием слова.

3. Становление синтетических приемов чтения.

  Учащиеся уже читают простые слова не по слогам, а узнают все слово по определённо усвоенным опорам на слух и зрительно. Сложные по структуре и малознакомые слова учащиеся читают по слогам с переходом на чтение целыми словами.

  Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней не имеют, а переходят постепенно один в другой. Работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых школьников протекает в единстве.

    Уроки чтения в младших классах организуются как объяснительное чтение, которое предполагает  обучение умению соблюдать паузы и интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов.

 Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются следующие предварительные упражнения.

1. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.

2.Чтение слоговых таблиц(открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных)

3.Чтение слогов и слов с подготовкой. Перед каждым произведением есть слова , которые встречаются в тексте, поэтому их нужно прочитать по слогам или целым словом.

Например, мед-ве-жа- та

         мед-ве-ди-ца                                      

4.Чтение слов, предложений, небольших текстов, написанных на доске.  В которых обучающиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).

 5.Чтение чистоговорок (шепотом и медленно, громко и быстро):

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

6. Чтение слов по подобию:

сом     Маша     шапка

лом     Даша      Лапка

ком     Паша       папка

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

 7. Чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:

кто — кот            следы — слёзы

так — тот            мука — муха

рам—как             лыжи — ложись

8. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес — лесок                   шёл — пошёл

трава — травка              нырял — нырнул

решила — решала         увидел—увиделся

9. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

прошёл                              увял

проделал                            увёл

просмотрел                       увёз

10. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами

Был у бабушки баран бил он бойко в барабан.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

  Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

2.Осознанность чтения проявляется в умении обучающихся понять содержание текста. Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом. В процессе работы над анализом произведений используются следующие упражнения:

1.Подготовка учащихся к восприятию текста (Предварительная беседа с использованием демонстрации предметов, картинок для правильного  понимания  читаемого);

2. Словарная работа  может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами обучающиеся.

  Также необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова.

3.Выразительное первоначальное чтение произведения учителем (все художественные произведения в начальных классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен и следит за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.

4. Чтение текста учащимися;

5.Анализ прочитанного при повторном чтение;

6. Составление плана пересказа (картинный план);

7. Характеристика героя.

8.Творческие работы - рисунки к тексту.

9. Разгадывание кроссворда

10.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. (и наоборот).

11.Чтение и установление, что правдиво, и что вымышлено (для сказки).

10. Небольшие тесты( с выбором ответа).

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием обеспечивает развитие осознанного навыка чтения.  Обучающиеся открывают в нем что-то новое, чего не заметили при первом чтении. Эту работу начинаю уже в конце первого класса на уроках обучения грамоте в игровой форме, используя следующие упражнения:

- чтение слов, начинающихся с указанной буквы…(со слога…);

- чтение слов, начинающихся с большой буквы;

- чтение слов-названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);

- прочитать первое (последнее слова в предложении);

- прочитать двух(трёх-, четырёх-) сложные слова;

- прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно);

- прочитать предложения с восклицательным (вопросительным) знаком;

- «подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря;

- прочитать ответ на вопрос;

- прочитать слова определённого героя;

 3.Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации голоса паузы, ударения и другие средства мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения, а также  способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Говоря о навыках выразительного чтения можно отметить следующее: дети не соблюдают правильного темпа чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, голос их излишне громок, или слишком тих. В целом чтение монотонное.

Приемы формирования выразительного  чтения. 

1.Ведущим приемом формирования выразительного чтения является подражание образцу чтения учителя. (детям с интеллектуальной недостаточностью важно не только слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего)

2.Хоровое чтение. Необходимо для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.(громко, тихо, медленно, быстро)

3.Чтение предложений  с разными оттенками интонации. (Прочитать, передавая радость (возмущение, удивление, печаль) в зависимости от текста).

4.Чтение по ролям, с  изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);

5. Инсценировки сценок.

6.Упражнение над интонацией. Ученик должен произнести одно и то же предложение с различной интонацией.

7.Упражнение «Логическое ударение» с вопросом-помощником.

8.Чтение “спотыкаясь о камушки” Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).

Помимо всего выше перечисленного, использую на уроке  различные виды чтения: 1.Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

2.Чтение вслух.

3.Чтение про себя.

4.Чтение « цепочкой»( по одному слову,  по предложению, по абзацу).

5.Чтение через слово.

6.«Голова и хвост» учитель  или ученик начинают читать предложение, а обучающиеся быстро его находят и дочитывают все вместе.

7.Выборочное чтение.(Найти в тексте описание природы, героя и т.д.)

      На уроках чтения учу детей не только читать и пересказывать, но и анализировать произведения, уметь находить главную мысль, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки.

    Подводя итог изложенного, хочу сказать, что овладение полноценным навыком чтения для обучающихся является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретении информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...

Развитие зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью....

Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ

Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...

Авторские многофункциональные пособия для развития речи обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в разли...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...