Особенности организации научно-исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка

Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, в процессе которой осваиваются не только навыки исследовательской, экспериментальной деятельности, но и формируется личность будущего специалиста, творческого, саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования – формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в профессиональном образовательном учреждении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, в процессе которой осваиваются не только навыки исследовательской, экспериментальной деятельности, но и формируется личность будущего специалиста, творческого, саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования – формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в профессиональном образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • выявить возможности развития активности, креативного потенциала студентов в учебном процессе;
  • формировать интересы, склонности к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследовательского труда;
  • обучить студентов методике проведения собственных учебных или научных исследований, творчески мыслить и использовать результаты исследования на практике;
  • способствовать профессиональной и социальной адаптации.

При организации и проведении научно-исследовательской деятельности определяются основополагающие принципы исследования:

  • единство и активное взаимодействие научно-исследовательской, инновационное-проектной и образовательной деятельности;
  • направленность на социальное и духовное развитие личности;
  • концентрация усилий и ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных направлениях;
  • поддержка и развитие научного творчества студентов;
  • поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить высокий уровень проводимых исследований.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Исследовательская работа студентов осуществляется по двум уровням:

  • Учебно-исследовательская работа (УИР), которая предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы, систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИР – самостоятельное выполнение научно-практического задания под руководством научного руководителя).

УИР предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (семинарах, лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании, производственной практике и др.).

  • Научно-исследовательская работа (НИР) (во внеучебное время) – это работа студентов в научных кружках и семинарах, инновационных работах, участие студентов в международных исследованиях, в конкурсах на получение грантов, работа в научно-исследовательских подразделениях и т.п. Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями темы.

Участие в научно-исследовательской работе помогает студентам постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в научно-производственных коллективах.

Содержание исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины или междисциплинарного курса и выполняется в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство педагогической практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ.

Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед студентами (обучающими) проблему (либо подводит студентов (обучающихся) к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения.

Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

  • учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям;
  • ведущая роль педагога сохраняется, но у студентов должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно;
  • избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;
  • проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;
  • выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов - отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, по рождает пустословие. Все это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.

Основными формами представления учебно-исследовательской работы являются:

  • выпускная квалификационная работа;
  • курсовая работа;
  • учебно-исследовательский проект;
  • доклад;
  • сообщение по теме;
  • дневник наблюдений;
  • алгоритм решения конкретной задачи;
  • конструкция дидактического средства;
  • аннотированный библиографический список;
  • терминологический словарь;
  • реферат;
  • аннотация;
  • план решения проблемы (простой или сложный).

Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой студентов осуществляют преподаватели, для которых этот вид работы является обязательным.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей включает:

  • деятельность по методическому обеспечению занятий: овладение современными методами, технологиями обучения и воспитания студентов, их самоопределения и самореализации;
  • подготовку студентов к ведению учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
  • составление методических пособий и разработок по учебным дисциплинам;
  • разработку сборников тестов, контрольных вопросов, задач, производственных ситуаций, форм самостоятельной работы студентов, практических и лабораторных занятий;
  • разработку, корректировку рабочих и авторских программ;
  • вовлечение студентов в работу исследовательского характера и оказание помощи в подготовке докладов, рефератов, курсовых, дипломных работ, проектной деятельности и т.д.

Основными формами представления научно-исследовательской работы являются:

  • исследовательский проект;
  • научный отчёт;
  • программа;
  • словарь;
  • справочное издание;
  • доклад;
  • статья;
  • выступление;
  • тезисы докладов.

Рассмотрим организацию основных форм учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы студентов более подробно.

Рефераты. Основная задача – сформировать у студентов навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно-периодической литературой.

Результаты реферирования заслушиваются на семинаре, кружке, на студенческих конференциях.

Исследовательские работы. Отличительная особенность исследовательской работы состоит в том, что в результате выполнения этой работы студент приобретает (закрепляет) умение и навыки проведения отдельных этапов научного исследования. Исследовательские лабораторные работы могут быть поставлены по специальным, общенаучным и общетехническим дисциплинам.

Курсовые, дипломные проекты (работы), содержащие элементы исследования. К курсовыми дипломным проектам (работам), носящим исследовательский характер, могут быть отнесены проекты (работы), предусматривающие выполнение, по крайней мере, одного из перечисленных пунктов.

Научные кружки и семинары, конференции. Научные кружки, семинары конференции организуются для студентов в целях обсуждения результатов их самостоятельной и научной работы.

Исследовательская деятельность студентов

Исследовательская деятельность студентов проходит 6 этапов:

  1. подготовительный (объект для исследования, составление плана работы, подбор литературы);
  2. экспериментальный (исследование объекта, системы);
  3. камеральный (обработка результатов исследований, сравнение их с ГОСТами и нормами и т.п.);
  4. аналитический (выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выводы, прогнозирование, предложение путей решения проблемы);
  5. отчетный (письменный отчет о проделанной работе по плану:
  • введение, отражающее актуальность темы;
  • цели и задачи исследования;
  • описание исследовательской части;
  • выводы и предложения;
  • список литературы;
  1. информационный (знакомство аудитории с полученными результатами).

Виды научно-исследовательской деятельности студентов

Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

Диагностика-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;

Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Основные этапы

самостоятельной исследовательской работы студента

Исследовательская работа студента проходит в несколько этапов:

  1. просмотр научно-методической литературы (предварительный, чтение с карандашом);
  2. составление плана работы;
  3. компоновка материала в соответствии с планом;
  4. правка работы.

Письменный отчет о проделанной работе выполняется по плану:

  • введение, отражающее актуальность темы;
  • цели и задачи исследования;
  • описание исследовательской части;
  • заключение (выводы и предложения);
  • список литературы.

Планирование и организация исследовательской деятельности

Общая схема научного исследования такова:

  1. Формулирование проблемы

Научному исследованию обычно предшествует возникновение проблемной ситуации, когда практика сталкивается с необходимостью решения насущных задач, не имеющих в данный момент теоретического решения. Проблема – противоречие между знанием и незнанием.

Формулирование темы исследования. Четкое обозначение темы позволяет спланировать и организовать проведение всего комплекса исследовательской работы. При формулировании темы исследования возможно применение метода ключевых слов, суть которого состоит в выборе наиболее значимых терминов, из которых составляется список, а на его основе уточняется заглавие.

  1. Обоснование актуальности выбранной темы. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед исследователем в аспекте выбранного направления исследования.
  2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе.
  3. Определение объекта и предмета исследования.

Объект – это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело. Для учебного исследования должны выбираться объекты с учетом имеющихся возможностей: наличие системы понятий о выделенном объекте, которая позволит построить гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке гипотезы, наличие экспериментальной базы, если речь идет об экспериментальной работе.

5. Постановка цели и задач исследования. На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы: ее цель.

6. Выбор методов (методик) проведения исследования. Метод – это средство достижения цели. Методы исследования разделяются на эмпирические и теоретические.

  1. Описание процесса исследования. Описание процесса исследования является основной частью исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования.
  2. Обобщение результатов исследования. Обобщение результатов исследования предполагает представление результатов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации, учитывая, конечно полноту и точность собранного материала.
  3. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Получив результаты, исследователь переходит к проверке гипотезы и окончательной формулировке установленных новых фактов или взаимосвязей.

цы.


Требования к содержанию исследовательской работы

Структура исследовательской работы должна быть следующей:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание. Указываются главы, параграфы и соответствующие им страни-

  1. Введение. Должно включать: формулировку проблемы, лежащей в основе

исследования; обоснование актуальности выбранной темы; гипотезу; объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; описание методов (методик) проведения исследования; степень изученности темы; краткий обзор используемой литературы и источников.

Основная часть. Основная часть исследовательской работы делится на главы и параграфы, их количество зависит от видения проблемы. Каждый структурный элемент должен быть законченным в смысловом отношении фрагментом работы. Условно исследовательская работа должна содержать теоретическую и практическую части. В теоретической части обучающийся проводит обзор литературы по теме, раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме, излагает идеи авторов, которые внесли существенный вклад в разработку решения проблемы. При этом обзор литературы должен представлять собой не сплошную цитату, а собственную явно выраженную оценку дискуссионных точек зрения. В завершении обзора следует кратко охарактеризовать ее состояние проблемы на сегодняшний день, указав неизученные вопросы, и тем самым перейти к описанию предмета исследования. В практической части описывается организация, содержание и процедуры исследования, приводятся данные экспериментов, критерии оценки результатов. Практическая часть должна содержать описание того нового, что внес автор в разработку проблемы. В завершение каждой главы следует формулировать краткие выводы.

  1. Заключение.

Формулируются выводы и результаты, полученные автором, описывается достигнутая цель и перспективы использования результатов исследовательской работы.

  1. Список использованной литературы. В списке использованной литературы указываются источники информации, использованные при изучении проблемы: монографии, статьи из научных изданий, журналов, а также электронные ресурсы, нормативно-правовые акты.
  2. Приложения (при необходимости). Приложения могут включать графики, таблицы, схемы, иллюстрации, презентации.

Правила оформления исследовательской работы

Исследовательская работа оформляется в соответствии с СТО ТПК 3 – 2015 Учебно-исследовательские работы студентов. Общие требования к содержанию, изложению и оформлению.

Рецензирование исследовательской работы

Исследовательские работы студентов подлежат рецензированию. Рецензентом выступает руководитель работы, при необходимости к рецензированию привлекаются преподаватели и сотрудники колледжа и других учебных заведений, работники предприятий и организаций. В рецензии указываются основные результаты, новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы ее выполнения, практическая значимость работы; дается анализ обоснованности выводов и предложений, оценивается качество оформления работы, указываются недостатки. Внесение изменений после получения рецензии не допускается.

Способы представления результатов и общественная презентация исследовательской работы

Результаты исследовательской работы обучающегося могут быть представлены следующими способами:

Доклад   – документ, в котором излагаются результаты исследовательской деятельности. В докладе отражается новизна и практическая значимость проведенной работы, раскрывается ее содержание, обосновываются предложения и выводы.

Стендовый доклад – форма доклада, представляющая собой концентрированное, наглядное представление результатов исследовательской работы. Стендовый доклад включает следующую информацию: цели и задачи исследовательской работы, описание сделанного в процессе исследования; методы, использованные в ходе исследовательской деятельности; основные результаты и выводы. Принципы, на которых строится представление материала стендового доклада: а) наглядность – представление о работе должно складываться при беглом просмотре; б) оптимальность – соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается 1:1; шрифт текста должен быть читаем с расстояния 50 см.; в) доступность – материал должен быть изложен в доступной для участников конференции форме.

Литературный обзор – это краткая характеристика направлений исследований по указанной проблеме, написанная по нескольким источникам информации. В заключение обзора дается критическая оценка прочитанного.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, работе, статье, содержащий краткое объективное воспроизведение взглядов автора и развернутое научно обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

Научная статья – произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора. В научную статью включают описание проблемы и обоснование ее актуальности, краткое описание методики исследовательской работы, интерпретация и обобщение полученных результатов, перспективы использования полученного знания. Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования и полученных результатов.

Научный отчет имеет следующую структуру: 1) краткое изложение плана и программы исследования; 2) описание новизны и практической значимости исследования; 3) характеристика применявшихся методов исследования; 4) описание результатов исследования с включением вопросов, которые остались нерешенными;

  1. выводы и перспективы работы над исследованием.

Реферат – краткое изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п. или доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Общественная презентация исследовательской работы проходит во время учебных занятий, мини-конференций отделений, предметных недель, конференций.

«Сферум» нужен не только для организации учебного процесса. Он также предназначен и для того, чтобы учителя могли давать свои советы ученикам, как проводить своё свободное время. Именно поэтому, любой учитель может опубликовать на странице класса информацию, которая не входит в базовую программу, но при этом может помочь ученикам лучше понять тему, расширить свой кругозор знаний. Файлы хранятся неограниченное количество времени – в любой момент можно снова открыть их и переччитать при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющем ряд существенных отличий от основных тради...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....