ПК 4.1
методическая разработка

Пятков Иван Александрович

Выбрать учебно-методический комплект и разработать методические материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе ФГОС и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса и отдельных воспитанников/обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po.docx75.09 КБ
Файл ktp_dou.docx22.29 КБ
Файл ktp_shkola.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«МАОУ СОШ №108 г. Гыргыркинск»

Рабочая программа

по учебному предмету

Предметная область: «Искусство»

Предмет: «Музыка»

Классы: 5-8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»; Примерной программы воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой основного общего образования МАОУ «СОШ №108 г. Гыргыркинск», её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком школы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.

Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

Рабочая программа позволит учителю:

1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);

3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №108 г. Гыргыркинск».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыка как часть искусства бодиперкуссии»;

модуль № 2 «Музыкальное творчество России глазами народа»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Стихия музыкального ритма»;

модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

модуль № 6 «Музыка из кинофильмов»;

модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 8 «Жанры музыкального искусства»;

модуль № 9 «Музыкальная сказка».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» .

Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 5-8 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 136 часов (по 34 часа в год)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

5 класс

Модуль «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ИСКУССТВА БОДИПЕРКУССИИ»

Бодиперкуссия – искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение и голос. Развитие ритмических навыков с помощью бодиперкуссии.

Модуль «МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСВО РОССИИ ГЛАЗАМИ НАРОДА»

Фольклор — народное творчество

Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).

Календарный фольклор

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).

Русская исполнительская школа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского

Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Содержание: интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.

6 КЛАСС

Модуль «МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ ГЛАЗАМИ НАРОДА»

Россия — наш общий дом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.

Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Золотой век русской культуры

Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западноевропейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).

История страны и народа в музыке русских композиторов

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).

Модуль «СТИХИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА»

Знакомство обучающихся с разновидностями ритмических рисунков

Создание собственных ритмических рисунков

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Камерная музыка

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).

Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.

Циклические формы и жанры

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).

Принцип контраста.

Прелюдия и фуга.

Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.

7 класс

Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыка — древнейший язык человечества

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.

Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.).

Музыкальный фольклор народов Европы

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Симфоническая музыка

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.

Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Блюз

Особенности жанра и яркие представители

Творчество исполнителей, популярных у молодежи

Модуль «МУЗЫКА ИЗ КИНОФИЛЬМОВ»

Синтез искусств

Музыка Ханса Циммера («Пираты Карибского моря», пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы в саундтреках.

Развитие музыки к кинофильмам.

История появления музыкального сопровождения к кино.

Модуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА»

Театрализованное представление с обучающимися на основе литературного произведения

8 класс

Модуль «МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ ГЛАЗАМИ НАРОДА»:

Семейный фольклор

Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Наш край сегодня

Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»:

Театральные жанры

Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»:

Русский балет

Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

Русская музыка – взгляд в будущее

Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и др.)

Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»:

Джаз

Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Мюзикл

Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

Модуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА»:

Театрализованное представление с обучающимися на основе литературного произведения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

5 класс

Модуль «Музыка как часть искусства бодиперкуссии»:

знать основные элементы, развить чувство ритма и умение синхронно двигаться под музыку

Модуль «Музыкальное творчество России глазами народа»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Музыка народов мира»:

Легенды и сказания о музыке древних народов. Определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к заподноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки

6 класс

Модуль «Музыкальное творчество России глазами народа»:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Стихия музыкального ритма»:

Исполнять ритмические рисунки, самостоятельно сочинять ритм, различать длительности, импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.)

Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

7 класс

Модуль «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно национальных традиций и жанров).

Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Модуль «Современная музыкальная культура»

определять и характеризовать стили направления и жанры современной музыки

Модуль «Музыка к кинофильмам»:

различать и характеризовать жанры саундтреков; анализировать произведения русской и европейской музыки к кинофильмам;

приводить примеры сочинений музыки, называть их автора.

Модуль «музыкальная сказка»:

Развить актерское мастерство, словарный запас, воображение, мышление и умение держаться на сцене, развить эмоционально чувственное состояние обучающихся

8 класс

Модуль «Музыкальное творчество России глазами народа»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины

. Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Современная музыка:

основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

Модуль «Музыкальная сказка»

Развить актерское мастерство, словарный запас, воображение, мышление и умение держаться на сцене, развить эмоционально чувственное состояние обучающихся.

Ценностные приоритеты воспитания на уроках музыки

Реализация воспитательного потенциала на уроках музыки предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности лицеистов в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

  • установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
  • организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);
  • использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

6 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

Модуль 1. Народное музыкальное творчество России

Россия – наш общий дом.

5

0

2

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов. Слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилёв, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Песни и гимны о Челябинске. «Челябинск - ты моя любовь» сл. В. Куницына, муз. В. Веккера.

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструмен - тального, смешанного); — жанра, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России

Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея

Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

3

0

1

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная песня. Плывёт лебёдушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты).

Ю. Шевчук «Что такое осень?»

Сравнение аутентичного звучания фольклора и фоль - клорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композитор - ской обработке. Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.

Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Итого по модулю

8

0

3

Модуль 2. Русская классическая музыка

Золотой век русской культуры

3

0

2

Шестопсалмие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправиться молитва моя. П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт(фрагмент). М. Березовский. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1 часть) С. Рахманинов.

Исполнение Гимна Российской Федерации.

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт.

История страны и народа в музыке русских композиторов

4

0

1

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты) В. Гаврилин.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком. Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» Гаврилина. Молитва как музыкальный жанр.

;t=184s

Гаврилин «Перезвоны»

Кикта «Фрески Софии Киевской»

Итого по модулю

7

0

3

Модуль 3. Европейская классическая музыка

Музыка — зеркало эпохи

7

0

2

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано с оркестром. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3 часть). Из Квартета №2. А. Бородин.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

«Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкель, слова Ю. Левитанского

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

Знакомство с образцами полифонической и гомофонно - гармонической музыки. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе). Исполнение вокальных, ритмических, речевых кано - нов. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.

Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада, ноктюрн как музыкальные жанры. Картинная галерея.

Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. С. Баха, Э.Н. Артемьева.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Музыкальный образ

3

0

2

Ave, verum. В. –А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита №4 (3 часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн

Шуберт «Лесной царь»

Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенёва, обработка Г. Подэльского.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней ёлки. С. Никитин, слова А. Ю. Левитанского. Атланты Серёжка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкально - му образу, идентификация с лирическим героем про - изведения. Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, эле - ментов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.

В.А. Моцарт Симфония №40 соль минор. П.И. Чайковский Оркестровая сюита «Моцартиана»

Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и Радость» Л. Бетховена

увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского

Балет «Ромео и Джульетта С. С. Прокофьева. Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайн

Шуберт «Лесной царь»

Итого по модулю

10

0

4

Модуль 4. Жанры музыкального искусства

Камерная музыка

3

0

2

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано с оркестром. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3 часть). Из Квартета №2. А. Бородин.

Песенка о весёлом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.

Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада, ноктюрн как музыкальные жанры. Картинная галерея.

Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. С. Баха, Э.Н. Артемьева.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Циклические формы и жанры

6

0

1

Ave ,verum. В. –А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита №4 (3 часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

«Как здорово». О. Митяева.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Разучивание и исполнение Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструмен - стальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: небольшого вокального цикла. Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.

В.А. Моцарт Симфония №40 соль минор. П.И. Чайковский Оркестровая сюита «Моцартиана»

Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и Радость» Л. Бетховена

Балет «Ромео и Джульетта С. С. Прокофьева. Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайн.

Итого по модулю

9

0

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

13

7 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

Модуль 1. Музыка народов мира

Музыка — древнейший язык человечества

5

0

2

Музыка древнего Египта.

Музыка в Древней Греции.

Музыка средневековья. Музыка народов мира

Гимн Челябинской области. Муз. М. Смирнова, сл. В. Алюшкина.

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.

;t=9s

Музыка - универсальный язык человечества

;list=RDQMUAEOuZJwEjw&start_radio=1

Музыка древнего Египта

Музыка в Древней Греции

;t=63s

Угадай страну по мелодии

Музыка средневековья

История музыки. Часть I

История музыки. Часть II

История музыки. Часть III

История звукозаписи

Музыкальный фольклор народов Европы

3

0

2

Музыкальные традиции народов Европы.

Музыка Германии и Австрии.

Музыка Италии и Испании

Песни народов Европы

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России

Музыкальные традиции народов Европы

Музыка народов мира. Послушай и угадай страну по музыке.

"Музыкальные традиции народов Европы" (Германия, Австрия)

;t=280s

"Музыкальные традиции народов Европы" (Италия, Испания)

Итого по модулю

8

0

4

Модуль 2. Европейская классическая музыка

Музыкальный образ

6

1

2

. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Фореллен – квинтет (4 часть). Ф. Шуберт. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И.-В. Гёте, русский текст В. Ж Соната №8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Соната №11. В.-А. Моцарт

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано с оркестром. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты №2 ре минор. И.С. Бах – Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт – Ф. Лист

Дорога добра. Из телевизионного фильма. "Приключения маленького Мука». М Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем про - изведения.

Классика в современном мире

Венские классики за 11 минут. Гайдн, Моцарт, Бетховен.

;list=PLAUhrtAMVO--JBPTYwcR0gZXVTHtV1o3r&index=6

Камерная вокальная музыка. Ф. Шуберта ;t=361s

Камерная инструментальная музыка. Этюд

Инструментальная музыка. Этюд.

;list=PLAUhrtAMVO--JBPTYwcR0gZXVTHtV1o3r&index=7

Жанры инструментальной фортепианной музыки

;list=PLAUhrtAMVO--JBPTYwcR0gZXVTHtV1o3r&index=10

Классическая соната

Транскрипция в музыке

Шедевры. В А Моцарта (угадай мелодию)

Классическая музыка Бетховен

;list=RDoYZ3qiuvrEU&index=5

20 шедевров великих композиторов

Итого по модулю

6

1

2

Модуль 3. Жанры музыкального искусства

Симфоническая музыка

4

1

2

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.

Симфония №5 Бетховен

Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьёв-Седой, слова М. Матусовского.

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической четырехчастной симфонии.

В концертном зале. Симфония

;t=45s

В концертном зале. Симфония.

;t=69s

Франц Йозеф Гайдн. Симфония 103 "с тремоло литавры".

;t=21s

Симфоническая музыка Л В Бетховен №5".

;t=203s

Симфония №40 В.А. Моцарта

Симфоническая картина. Дебюсси, Лядов.

Итого по модулю

4

1

2

Модуль 4. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки

Храмовый синтез искусств

3

0

1

Знаменный распев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А.Н. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном. Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений. Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

;t=8s

Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт.

С. В. Рахманинов - Богородице Дево радуйся.

Г. Свиридов - Три хора из музыки к трагедии «Царь Фёдор Иоаннович»

Музыкальные жанры богослужения

4

0

1

Хоральная прелюдия фа минор

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах – Ш. Гуно

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза», М. Минков, слова Д. Иванова.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки

;t=20s

Образы духовной музыки Западной Европы "Небесное и земное" в музыке И.С. Баха

Сюжеты и образы религиозной музыки. Бах. Высокая месса

Итого по модулю

7

0

2

Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства

Музыка и театр

5

0

1

Хачатурян Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

Опера Глинки «Иван Сусанин»;

Гаврилин балет «Анюта»

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберёзского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра. Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня

Театр как вид искусства/музыка в театре/

Музыкальное и театральное искусство

;t=5s

В музыкальном театре. Опера.

;t=103s

Театр музыкальной комедии

В музыкальном театре. Балет

Музыка и театр. Хачатурян Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

Музыка кино и телевидения

4

0

2

Роджерс мюзикл «Звуки музыки»

Дунаевский «Цирк»;

«Карнавальная ночь» «Бременские музыканты».

Свиридов «Время вперёд». «Мы из джаза»

Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма.

Международные хиты.

Музыка в театре, в кино и ТВ

Музыка в театре, кино и на телевидении.

Музыкальный тест / Тест на знание великих композиторов и их произведений

;t=19s

Музыка в театре, кино и на телевидении

Итого по модулю

9

0

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

13



Предварительный просмотр:

Таблица проекта календарно-тематического плана (Апрель)

Группа: Подготовительная

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Образовательная программа: ООП ДОУ

Вид деятельности

Название

произведения

Программное содержание

Оборудование

1. Музыкально-ритмическое движение

«Вот мы какие» - Е. Тиличеева

«В хороводе» - Н. Сушева

«Русская пляска» - русская народная мелодия

Развивать согласованность движений с музыкой; учить

самостоятельно менять движение со сменой частей, чередованием музыкальных фраз (длинных и коротких), динамическими изменениями в музыке; учить отмечать сильную долю в такте.

Развивать способность выразительно действовать с

воображаемыми предметами, придумывать движения, действия

для персонажей игр, инсценировок; продолжать воспитывать у детей нравственно-волевые качества, патриотические чувства

Ноутбук с колонками, фортепиано, ленты.

2. Слушание.

«Весенние воды» - С. Рахманинов

«Тарантелла»

«Вальс» - С. Прокофьев

«Апрель.

Подснежники» - П. Чайковский

Развивать у детей способность различения средств музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?); сопоставлять музыкальные произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы; продолжать знакомить детей с

классической, народной, современной музыкой. Усиливать эмоциональное восприятие музыкальных произведений художественными примерами изобразительного искусства,

литературы.

Ноутбук с колонками, фортепиано, иллюстрации.

3. Пение.

«Дождь по улице

идет» - В. Шаинский

«Чудак» - В. Блага

«Лучше друга не найти» - Е. Асеева

Формировать тембровый слух; продолжать развивать динамический слух; совершенствовать восприятие основных свойств звука, способствовать развитию выразительности пения: эмоционально, точно соблюдая динамические оттенки, отмечая концы фраз; предлагать детям импровизировать мелодии

различного характера на предложенный текст по образцу и самостоятельно.

Фортепиано, ноутбук с колонками

4. Игра на Д.М.И.

«Полька» - И. Стравинский

«Каприччио» - В. Гаврилин

Формировать тембровый слух; продолжать развивать динамический слух; совершенствовать восприятие основных свойств звука, осваивать исполнение пьесы на разных музыкальных инструментах (ксилофон, трещотки, ложки и др.)в ансамбле и оркестре; обращать внимание детей на разнообразие тембровых окрасок; способствовать получению ребенком

удовлетворения от музицирования.

Музыкальные инструменты, фортепиано, ноутбук с колонками.

20



Предварительный просмотр:

Схема проекта календарно-тематического плана

Класс: 7

Предмет: Музыка

Образовательная программа: УМК «Музыка», авт. Критская, Сергеева, Шмагина

Учебно-методические средства (учебники, тетради, методические пособия и т.д.): учебник 7 класс, автор Критская, Сергеева, Шмагина

Всего часов по программе: 36 Всего часов в четверти: 8

Срок: 1 четверть 2023 - 2024 уч. г.

№ урока п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит

возможность научиться

1

Классика и

Познакомить

развивать общую

Развивать

Воспитывать

Дети знакомятся с

современность

обучающихся с

музыкальность детей

культурный

уважение к

понятиями:

понятиями

(сенсорные

кругозор и

музыке разных

классика,

классика и

способности,

словарный запас

эпох и

классическая

классическая

чувство ритма,

обучающихся,

композиторов,

музыка, классика

музыка, классика

формировать

развивать умение

воспитывать

жанра, стиль.

жанра, стиль

певческий голос),

выражать свои

умение работать

Высказывать

(эпохи,

развивать вокально-

эмоции и чувства

в коллективе.

собственное

национальный,

хоровые навыки.

соответственно

мнение о

индивидуальный),

услышанному.

художественных

актуализация

достоинствах

жизненно-

отдельных

музыкального

музыкальных

опыта

стилей.

обучающихся.

Воспринимают и сравнивают образцы лёгкой и серьёзной

музыки.

Осознают и рассказывают о влиянии музыки

на человека.

2

Календарный

Познакомить с

развивать

общую

Способствовать

Воспитывать

Обучающиеся

фольклор

ролью и местом

музыкальность детей

развитию

любовь

к

знакомятся

с

обрядового

(сенсорные

восприятию

традициям своего

особенностями

фольклора в

способности,

богатства русской

народа,

календарного

жизни человека,

чувство

ритма,

обрядовой поэзии

способствовать

фольклора,

освоить термины:

формировать

через

положительному

слушают

обряд, фольклор,

певческий

голос),

прослушивание

отношению

к

обрядовые песни,

обрядовая песня,

развивать вокально-

народных песен.

искусству.

знакомятся

с

рассмотреть роль

хоровые навыки.

определениями:

песни при

обряд, фольклор,

совершении

обрядовая

песня.

обрядов, изучить

Выразительно

особенности

исполняют песню

содержания

«Гимн музыки»,

колядок,

прислушиваясь к

масленичных,

голосам

друг

весенних, летних,

друга.

осенних песен.

3

История

Повторить и

Совершенствовать

ознакомиться с

Воспитывать

Школьники через

страны

и

закрепить песню

творческие

умения

содержанием

эмоционально-

произведения

народа

в

«Гимна музыки»

обучающихся,

опер «Князь

ценностное

искусства

музыке

А. Ермолова,

способность

к

Игорь», «Борис

отношение

к

знакомятся

со

русских

знакомство с

самовыражению,

Годунов» и

музыке,

к

страничкой

композиторов

музыкальными

формировать

кантатой

искусству;

истории нашей

терминами:

познавательный

«Александр

любовь к Родине,

страны,

либретто, ария,

интерес к

Невский»,

ее историческому

закрепляют

речитатив,

симфонической

увидеть

прошлому.

знания о

кантата,

музыке, развивать

взаимосвязь

некоторых

развивать умение

музыкальные

истории страны в

средствах

различать

способности

музыке русских

музыкальной

интонационные

школьников

композиторов.

выразительности

особенности

(чувство ритма,

в процессе

русской

формировать

анализа

симфонической

певческий голос),

музыкальных

музыки,

развивать вокально-

фрагментов,

ознакомиться с

хоровые навыки.

исполняют песню

содержанием

«Гимн музыки»

опер «Князь

под музыкальное

Игорь», «Борис

сопровождение от

Годунов» и

начала до конца.

кантатой

«Александр

Невский».

4

Я русский

Выучить 1 куплет

Формировать навыка

Изучить влияние

Воспитывать

Знакомятся с

композитор, и

и припев песни

вдумчивого

творчества

чувство

творческим

это русская

«Наша Родина»,

вслушивания в

Рахманинова на

патриотизма,

наследием С.В.

музыка…

познакомить

музыкальное

культуру России,

интерес к

Рахманинова, на

обучающихся с

произведение,

сопоставить

отечественной

примере его

творчеством С.В.

обучать

исторические

музыке, развитие

произведений

Рахманинова,

анализировать его

событие с жизнью

у учащихся

узнают

изучить

содержание и

С. В.

самостоятельного

толкование

музыкальные

средства

Рахманинова

мышления,

терминов вокализ,

термины:

выразительности,

проявления

концерт, слушают

вокализ, концерт,

развивать навыка

творчества,

и дают анализ

провести анализ

чистого

музыкальных

музыкальных

интонирования

средств

фрагментов, ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

мелодии, точной артикуляции слов при пении, развивать вокально-хоровые навыки.

выразительности произведений, поют 1 куплет песни «Наша Родина»,

работают над артикуляцией и правильным

дыханием.

5

В

Познакомить

развивать общую

Расширить общий

Воспитывать

Усваивают

музыкальном

обучающихся с

музыкальность детей

кругозора,

нравственные

понимание

театре. Балет

творчеством Б.И.

(сенсорные

накопление

качества

героической темы

«Ярославна»

Тищенко,

способности,

знаний о музыке

личности,

путём

Б.И. Тищенко

знакомство с

чувство ритма,

и музыкантах.

способствовать

встраивания её

музыкальными

формировать

положительному

через

терминами: балет,

певческий голос),

отношению к

музыкальные

балетмейстер,

развивать вокально-

искусству

средства

классический

хоровые навыки,

выразительности

танец,

развивать умение

произведений,

характерный

характеризовать

работают

танец,

музыкальный образ

определениями

кордебалет,

и выразительные

балет,

либретто,

средства,

балетмейстер,

провести анализ

использованные

классический

музыкальных

композитором,

танец,

фрагментов,

способы развития и

характерный

ознакомление с

форму строения

танец, кордебалет,

музыкальными

музыкального

либретто.

произведениями,

произведения,

Исполняют уже

их запоминание,

развивать навык

знакомые песни,

накопление

чистого

разучивают 2

музыкальных

интонирования

куплет песни

впечатлений,

мелодии, развивать

«Наша Родина».

выучить 2 куплет песни «Наша Родина», повторить песню

«Гимн музыки».

вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Наша Родина», «Гимн музыки».

6

В концертном зале. Симфония

Научиться видеть

в музыке

Развивать общую

музыкальность детей

Выяснить

образом

каким

эпоха

Развивать

культуру

Знакомятся с

симфоническим

неповторимый

(сенсорные

влияла

на

восприятия

творчеством

почерк каждого

способности,

создателей

музыки,

композиторов -

композитора (Й.

чувство

ритма,

симфоний

и

мышления,

представителей

Гайдн, В. А.

формировать

находила

творческих

Венской

Моцарт, Л.В.

певческий

голос),

отражение

в

способностей,

классической

Бетховен),

развивать вокально-

музыке,

нравственно-

школы.

знакомство с

хоровые навыки.

закрепление

эстетическое

Анализируют

музыкальными

принципов

воспитание

фрагменты из

терминами:

строения сонатно-

школьников

на

«Героической»

симфония,

симфонического

основе

симфонии

симфонический

цикла.

восприятия

Людвига ван

оркестр, сонатное

шедевров

Бетховена,

аллегро,

русской

и

Симфонии № 40

классицизм,

зарубежной

Вольфганга

романтизм,

музыкальной

Амадея Моцарта,

менуэт, литавры,

классики,

симфонии Йозефа

провести анализ

осознание

ее

Гайдна «С

музыкальных

духовно-

тремоло литавр».

фрагментов.

нравственной

Размышляют, как

ценности.

события эпохи

могли влиять на

характер

музыкальных

произведений.

Рассматривают

строение

классической симфонии и характерные

особенности каждой части этого музыкального

жанра.

7

Камерная музыка.

Вокальный цикл

Познакомить с музыкальными

терминами: камерная музыка,

Развивать умение эмоционально-

образно

воспринимать и

Выявить синтез литературы и

музыке в

вокальном цикле

Воспитывать эстетическое

чувство, вызвать чувство

Знакомятся с жанром песни- романса и как

достиг своего

вокальный цикл,

оценивать

Ф. Шуберта,

эмоциональности

расцвета в эпоху

проанализировать

музыкальные

узнать о вкладе

на музыкальные

романтизма в

художественно-

произведения

Ф. Шуберта в

образы Ф.

творчестве Ф.

образное

жанров камерной

мировую

Шуберта.

Шуберта.

содержание,

музыки, развивать

культуру.

Анализируют

особенности

двигательно-

песни вокальных

музыкального

активные виды

циклов

языка, выявить

музыкальной

«Прекрасная

интонационно-

деятельности

мельничиха» и

смысловое

(музыкально-

«Зимний путь»,

содержание песен

ритмические

написанными на

из вокальных

движения), развитие

тексты

циклов Ф.

навыка чистого

современника Ф.

Шуберта,

интонирования

Шуберта – поэта-

выучить 2 куплет

мелодии,

романтика

песни «Спасибо,

формировать умения

Вильгельма

музыка»,

и навыки

Мюллера. Дают

повторить «Наша

выразительного

характеристики

Родина», «Гимн

исполнения песни,

особенностям

развивать вокально-

мелодики,

музыки».

хоровые навыки при работе над песнями.

гармонии, фортепианного сопровождения и форме в

шубертовской песне.

8

Камерная музыка. Этюд

Изучить

музыкальные

Развивать

музыкальные

узнать о вкладе

Ф. Шопена в

Воспитывать

эмоциональную

Знакомятся с

жанрами

термины:

способности и

мировую

отзывчивость на

камерной

камерная музыка,

навыки культурного

культуру.

восприятие

инструментальной

этюд, углубить

слушания камерной

Сопоставить

классической

музыки.

знания о жанре

музыки, способность

исторические

музыки,

Сравнивают

камерной музыке

эмоционально

событие в мире с

развивать

этюды, созданные

– концертный

воспринимать

жизнью Ш.

интерес и

композиторам в

этюд через

музыку, развивать

Шопена.

уважение к

разные

творчество Ф.

певческий голос,

музыкальному

исторические

Шопена, Ф.

укрепление и

наследию

эпохи.

Листа, обогащать

расширение

композиторов

Прослеживают их

слуховой опыт

диапазона,

других стран.

эволюцию,

школьников при

формировать умения

принципы

знакомстве с

и навыки

единства

основными

выразительного

технической

жанрами

исполнения песни,

формы и

камерной музыки,

развивать вокально-

художественного

накапливать

хоровые навыки при

содержания.

представление о

работе над песнями.

Повторяют и

жизни и

закрепляют

творчестве

вокально-хоровые

композиторов,

умения через

формировать

исполнение

певческие умения

выученных песен.

и навыки через

Знакомство с

разучивание

новой песней

песни.

«Зима» и

разучивание 1

куплета.