ПК 4.3
план-конспект урока

Даньшина Екатерина Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_klass.docx28.25 КБ
Файл konspekt_4_klass.docx27 КБ
Файл konspekt_4_klass_1.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.09.23    

Учитель музыки: Желтикова Л. В.

Школа № 137

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 5 «а»

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студентки 40 группы

Даньшиной Екатерины Андреевны

Преподаватель вокала: Кудрявцева М. О.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема урока музыки: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

            Цель: воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства.

           Задачи:

  • Образовательная:

     1) учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

     2) формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

Развивающая:

  1. в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

Воспитательная:

  1. воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.

Материалы, оборудование: 

Музыкальный репертуар: 

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Мотивировать учащихся, самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Андреевна, я проведу у вас уроки музыки.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Так о России писал С. Есенин.

- Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

- Составьте ассоциации со словом Россия.

-Отлично, Родина, Россия, трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Верно, а как думаете, чем мы будем заниматься?

-Хорошо, итак, тема нашего урока “Россия, Россия, нет слова красивей...”, запишите в тетрадь число и тему урока.

(Ответы детей)

- Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.

-Дом, родной край, семья и т.д.

-Россия, Россия, нет слова красивей.

-Петь и слушать песни.

5 мин.

Организация слушательской деятельности

Изучение нового материала, формирование музыкальной культуры учащихся

Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.

(Отрывок из рассказа В. Белова)

- В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?

- Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

С этим поэтическим образом перекликается и картина “Стога. Сумерки” И. Левитана, она есть в учебнике, как вы думаете, что нам говорит эта картина?

-Все верно, русский народ издавна поет песни о своей Родине и сейчас мы послушаем романс Михаила Глинки “Жаворонок” и ответим на вопросы

(Слушание)

 -Итак, что вы услышали?

-Верно, это музыка, наполненная трепетным чувством любви. А к какому жанру мы можем отнести этот романс?

-Правильно, наравне с вокальной музыкой мысль о Родине находит свое воплощение и в песнях народных, какие народные песни вы можете назвать?

-Хорошо, сейчас прослушаем и ответим на вопросы.

(Слушание “Во поле березка стояла”)

-Что вы услышали в этой песне?

-Да, береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной   девушкой. Березу считают символом России, символом Родины.

Скажите, а есть ли различия между вокальной музыкой и народной? Назовите их

-Да, молодцы. Сегодня мы продолжаем учить песню, в которой тоже присутствует любовь к родному краю “Челябинск - ты моя любовь”

- полощут ветками, приглушая двухнотный голос кукушки, березовый шелест, березы понадобятся одним лишь песням и т.д.

-Русский народ, покой, тишина, сумеречность.

-О жаворонке, о любви идет речь в песне

-Вокальная музыка

-”Во поле березка стояла”, “Калина”

-О березе

-Народная музыка распевная

15 мин.

Организация

исполнительской деятельности

Организация практического исполнения

-Мы начинаем разучивать 2-ой куплет, для этого поиграем в игру «эхо», я пою, а вы повторяете.

(Играю первую фразу и пою)

- Теперь вы.

(Играю мелодию)

Играю вторую фразу и пою)

- Ваша очередь.

(Играю мелодию)

Затем соединяю первую и вторую фразу. В таком же темпе разучиваю весь куплет.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

(Пою весь куплет, играю мелодию)

- Теперь попробуем спеть под минусовку.

- Молодцы.

(Слушают)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

10 мин.

Итог урока

Закрепление нового знания

А домашним заданием будет – изобразить на бумаге образ, который вы представили, слушая музыку. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Замечательно, хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Спасибо за урок, до свидания

-Картина, музыка и т.д.

-До свидания

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.23 г.         

Учитель музыки: Королёва Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 4«б»

Преподаватель фортепиано: Фоменко И.В.

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С.

Даньшиной Екатерины

Тема урока музыки: Этюд

            Цель: знакомство учащихся с Ф. Шопеном и его творчеством.

            Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “Этюд” и биографией Шопена, дать некоторые сведения и термины, разучить песню «Кто добрее всех на свете», накопление музыкально-слухового опыта.

Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока, развивать воображение, музыкальные способности, мышление, умение слушать и слышать музыку.

Воспитательная: прививать интерес к музыке композиторов воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный (собственный показ).

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Этюд №12, этюд №1 Ф. Шопен, песня “Кто добрее всех на свете” Л. Мельникова.

Структура урока: 

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

6 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Начнем наш урок с стихотворения, а вы подумайте, как может называться это стихотворение.

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна —
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…

-Родина, верно. А что такое Родина?

-Да, а теперь представьте, что надолго уехали в другую страну, о чем вы будете скучать, чего вам будет не хватать?

-Представьте, что не можете вернуться и больше не переступите порог дома, не пройдетесь по родным улицам. Что чувствуете?

-Да, грустно. Так случилось с одним молодым человеком. В 19 лет он покинул родной дом и не вернулся никогда.

Посмотрите на портрет, знаете, кто это? (На слайде)

-Это Фредерик Шопен - великий польский композитор и пианист.

Как вы думаете, о чем мы с вами будет сегодня разговаривать?

-Итак, попробуйте сформулировать задачу сегодняшнего урока

- Здравствуйте.

- Родина, родной край и т.д.

-Там, где родился.

(Ответы учащихся)

- Грусть.

(Предположения учащихся)

- О Родине, о Фредерике Шопене.

- познакомиться с Фредериком Шопеном и его творчеством.

2.

Организация

 слушательской деятельности

13 мин

- Сегодня мы поговорим о великом композиторе, пианисте - Фредерике Шопене.

Может, кто-то уже слышал про этого пианиста?

-Хорошо, знаете ли вы какие-нибудь интересные факты про него?

-Здорово, а сейчас мы представим, что попали в музей, посвященный Фредерику Шопену.

(Видео на слайде)

-В каком году родился?

-Итак, кто внимательно смотрел. Где родился Шопен?

-Как называли маленького Шопена?

-Молодцы. Среди сочинений Шопена: 2 концерта, 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, вальсы, мазурки, прелюдии, этюды и другие произведения.

Шопеном написано 26 этюдов, кто-нибудь знает, что такое этюд?

-Сегодня мы знакомимся с новым понятием, запишите его в тетрадь.

(Определение на слайде)

Этюд-упражнение для беглости пальцев.

-Сейчас все сядем ровно и красиво, будто мы на концерте и прослушаем этюд Шопена, затем, чтобы сравнить определение с музыкой.

(Звучит этюд №12)

-Соответствует определение музыке?

-Как вы это поняли, как прозвучала музыка?

-Молодцы, а может ли упражнение передать чувства, рассказать о чем-то?

-Обычно называется просто - “этюд”, но этот называется “революционный”.

Кто-нибудь знает, что такое революция?

-Фредерик Шопен назвал этюд революционным, потому что был написал в Польше во время восстания в 1830 году против русского самодержавия.

Этюд был написан в Париже в 1831 году и издан через два года.

Какими словами можно описать характер этюда?

-Молодцы, а сейчас мы представим, что мы пианисты, и под музыку поиграем пальцами мелодию этюда.

(2-ое слушание)

-Сегодня мы с вами знакомимся с еще одним новым определением “Камерная музыка”, запишите его себе в тетрадь.

(Определение на слайде)

-А мы идем дальше, следующее произведение, которое мы прослушаем, этюд №6 композитора Карла Черни.

(Играю этюд №1 c-dur)

Как думаете, почему он этюд называется технический?

-Верно. Сейчас мы еще раз его прослушаем и пока звучит музыка, вы будете показывать куда идет мелодия, если вверх - показываете рукой вверх, если вниз - показываете вниз, согласны?

(2-ое слушание этюда)

-Молодцы, отлично справились.

-Да, нет.

-Да, нет.

-1810

-Недалеко от Варшавы.

-Маленький Шопенок.

- Да, нет.

(Слушают)

-Да.

-Очень быстро.

-Да.

(Предположения)

-Волнительный, быстрый и т.д.

(Выполняют задание)

(Слушают)

-Потому что развивает технику игры.

-Да.

3.

Организация

исполнительской деятельности

8 мин

- Ребята, на прошлом уроке вы разучивали песню “Кто добрее всех на свете”, сегодня мы продолжаем разучивать песню, но для начала вспомним и послушаем

(Звучит “Кто добрее всех на свете”)

-Мы начинаем разучивать 2-ой куплет, для этого поиграем в игру «эхо», я пою, а вы повторяете.

(Играю первую фразу и пою)

- Теперь вы.

(Играю мелодию)

Играю вторую фразу и пою)

- Ваша очередь.

(Играю мелодию)

Затем соединяю первую и вторую фразу. В таком же темпе разучиваю весь куплет.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

(Пою весь куплет, играю мелодию)

- Теперь попробуем спеть под минусовку.

- Молодцы.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Скачки вверх и вниз.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

- Помощь инструмента.

Ритмические:

- Быстрый темп.

- Слуховая наглядность.

Дикционные:

-Трудно произносимые слова и словосочетания.

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

(Слушают)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

4.

Итог урока

3 мин

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Давайте вспомним, что такое этюд.

-Можем ли мы назвать этюд музыкальный жанром?

-Да, можем.

Что вы сегодня узнали о Шопене?

-Что было интереснее всего?

-Отлично, на этом на урок закончен, до свидания.

- О Фредерике Шопене, этюд и т.д.

-Пьеса для развития техники игры.

-Да.

(Ответы детей)

- Петь, играть и т.д.

- До свидания



Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.23 г.         

Учитель музыки: Королёва Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 4«б»

Преподаватель фортепиано: Фоменко И.В.

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С.

Даньшиной Екатерины

Тема урока музыки: Этюд

            Цель: знакомство учащихся с Ф. Шопеном и его творчеством.

            Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “Этюд” и биографией Шопена, дать некоторые сведения и термины, разучить песню «Кто добрее всех на свете», накопление музыкально-слухового опыта.

Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока, развивать воображение, музыкальные способности, мышление, умение слушать и слышать музыку.

Воспитательная: прививать интерес к музыке композиторов воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный (собственный показ).

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Этюд №12, этюд №1 Ф. Шопен, песня “Кто добрее всех на свете” Л. Мельникова.

Структура урока: 

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

6 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Начнем наш урок с стихотворения, а вы подумайте, как может называться это стихотворение.

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна —
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…

-Родина, верно. А что такое Родина?

-Да, а теперь представьте, что надолго уехали в другую страну, о чем вы будете скучать, чего вам будет не хватать?

-Представьте, что не можете вернуться и больше не переступите порог дома, не пройдетесь по родным улицам. Что чувствуете?

-Да, грустно. Так случилось с одним молодым человеком. В 19 лет он покинул родной дом и не вернулся никогда.

Посмотрите на портрет, знаете, кто это? (На слайде)

-Это Фредерик Шопен - великий польский композитор и пианист.

Как вы думаете, о чем мы с вами будет сегодня разговаривать?

-Итак, попробуйте сформулировать задачу сегодняшнего урока

- Здравствуйте.

- Родина, родной край и т.д.

-Там, где родился.

(Ответы учащихся)

- Грусть.

(Предположения учащихся)

- О Родине, о Фредерике Шопене.

- познакомиться с Фредериком Шопеном и его творчеством.

2.

Организация

 слушательской деятельности

13 мин

- Сегодня мы поговорим о великом композиторе, пианисте - Фредерике Шопене.

Может, кто-то уже слышал про этого пианиста?

-Хорошо, знаете ли вы какие-нибудь интересные факты про него?

-Здорово, а сейчас мы представим, что попали в музей, посвященный Фредерику Шопену.

(Видео на слайде)

-В каком году родился?

-Итак, кто внимательно смотрел. Где родился Шопен?

-Как называли маленького Шопена?

-Молодцы. Среди сочинений Шопена: 2 концерта, 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, вальсы, мазурки, прелюдии, этюды и другие произведения.

Шопеном написано 26 этюдов, кто-нибудь знает, что такое этюд?

-Сегодня мы знакомимся с новым понятием, запишите его в тетрадь.

(Определение на слайде)

Этюд-упражнение для беглости пальцев.

-Сейчас все сядем ровно и красиво, будто мы на концерте и прослушаем этюд Шопена, затем, чтобы сравнить определение с музыкой.

(Звучит этюд №12)

-Соответствует определение музыке?

-Как вы это поняли, как прозвучала музыка?

-Молодцы, а может ли упражнение передать чувства, рассказать о чем-то?

-Обычно называется просто - “этюд”, но этот называется “революционный”.

Кто-нибудь знает, что такое революция?

-Фредерик Шопен назвал этюд революционным, потому что был написал в Польше во время восстания в 1830 году против русского самодержавия.

Этюд был написан в Париже в 1831 году и издан через два года.

Какими словами можно описать характер этюда?

-Молодцы, а сейчас мы представим, что мы пианисты, и под музыку поиграем пальцами мелодию этюда.

(2-ое слушание)

-Сегодня мы с вами знакомимся с еще одним новым определением “Камерная музыка”, запишите его себе в тетрадь.

(Определение на слайде)

-А мы идем дальше, следующее произведение, которое мы прослушаем, этюд №6 композитора Карла Черни.

(Играю этюд №1 c-dur)

Как думаете, почему он этюд называется технический?

-Верно. Сейчас мы еще раз его прослушаем и пока звучит музыка, вы будете показывать куда идет мелодия, если вверх - показываете рукой вверх, если вниз - показываете вниз, согласны?

(2-ое слушание этюда)

-Молодцы, отлично справились.

-Да, нет.

-Да, нет.

-1810

-Недалеко от Варшавы.

-Маленький Шопенок.

- Да, нет.

(Слушают)

-Да.

-Очень быстро.

-Да.

(Предположения)

-Волнительный, быстрый и т.д.

(Выполняют задание)

(Слушают)

-Потому что развивает технику игры.

-Да.

3.

Организация

исполнительской деятельности

8 мин

- Ребята, на прошлом уроке вы разучивали песню “Кто добрее всех на свете”, сегодня мы продолжаем разучивать песню, но для начала вспомним и послушаем

(Звучит “Кто добрее всех на свете”)

-Мы начинаем разучивать 2-ой куплет, для этого поиграем в игру «эхо», я пою, а вы повторяете.

(Играю первую фразу и пою)

- Теперь вы.

(Играю мелодию)

Играю вторую фразу и пою)

- Ваша очередь.

(Играю мелодию)

Затем соединяю первую и вторую фразу. В таком же темпе разучиваю весь куплет.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

(Пою весь куплет, играю мелодию)

- Теперь попробуем спеть под минусовку.

- Молодцы.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Скачки вверх и вниз.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

- Помощь инструмента.

Ритмические:

- Быстрый темп.

- Слуховая наглядность.

Дикционные:

-Трудно произносимые слова и словосочетания.

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

(Слушают)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

4.

Итог урока

3 мин

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Давайте вспомним, что такое этюд.

-Можем ли мы назвать этюд музыкальный жанром?

-Да, можем.

Что вы сегодня узнали о Шопене?

-Что было интереснее всего?

-Отлично, на этом на урок закончен, до свидания.

- О Фредерике Шопене, этюд и т.д.

-Пьеса для развития техники игры.

-Да.

(Ответы детей)

- Петь, играть и т.д.

- До свидания