Спортивно-патриотическое воспитание
статья

Увжикоева Лидия Ирбековна

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

Спортивно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Спортивно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга [10].

Цель спортивно-патриотического воспитания – развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие соревновательные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь и способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, желание и реальная возможность преодолеть трудности, воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, чувство дружбы и товарищества.

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

В условиях единого образовательно-воспитательного пространства, происходит поэтапное формирование патриотизма и гражданственности средствами физической культуры у учащихся.

На уроках физической культуры формирование вышеназванных качеств происходит вследствие ряда факторов:

1. Учащийся осознает, что его здоровье, качества и умения – это достояние и ценность общества и укреплять свое здоровье – не личностная, а общественная цель для каждого конкретного молодого человека.

2. Учащиеся, родители и педагогический коллектив признают важность и значимость физической культуры как полноценного и необходимого члена общеобразовательного процесса. В этой связи занятия физической культурой должны восприниматься всеми участниками образовательного процесса с точно такой же внимательностью и заботой, как и все другие предметы.

3.Учащиеся выступают в соревнованиях под флагом своей школы и своего класса, участвуют в спортивных играх и эстафетах на уроках физкультуры.

                                                       Презентация

Слайд №2

1. Уроки физической культуры 

В нашей школе реализуется 2-х часовая программа по физической культуре. Выстраивая систему уроков по физической культуре, мы основываемся на требованиях, заложенных в государственном образовательном стандарте, на данных по состоянию здоровья обучающихся школы.

Введение второго урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся позволяет:

снизить негативные последствия учебной нагрузки;

укрепить здоровье учащихся;

увеличить уровень двигательной активности.

Слайд №3

В содержание второго урока физической культуры входят следующие упражнения: на внимание, упражнения для профилактики нарушений осанки, спортивные и  подвижные игры, а также лёгкая атлетика

Слайд №4-5     Спортивно-оздоровительные игры

Слайд №6        Внеклассные занятия

Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической     культуры, в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет физкультминуток, организованных подвижных игр на переменах, спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня, внеклассных и общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья, самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Слайд № 7-8       Секционные занятия

                                 Заключение

Необходимо помнить о том, что спорт в целом и уроки физкультуры в частности имеют чрезвычайно широкие возможности в плане воспитания патриотизма, дружбы между народами, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Спортивная деятельность, как было отмечено выше, позволяет не только развить физические и волевые качества и осуществить нравственное воспитание, но и способствует формированию патриотических чувств у учащихся. Принимая участие в соревнованиях, спортсмены стремятся к прославлению своего коллектива (своего класса, школы, района, города, страны и Родины в целом) собственными высокими спортивными достижениями, что являет собой одну из важнейших форм проявления патриотических чувств

Слайд № 9-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-патриотическая игра "Зарничка"

Цели: Приобщать детей к спорту и здоровому образу жизни; совершенствовать технику   выполнения основных движений; развивать физические качества ловкость, выносливость, развивать логич...

Спортивно - патриотическая игра "Зарница"

Подготовка к игре: Школа делится на два отряда: «СИНИЕ» и «ЗЕЛЕНЫЕ». К игре всем сделать погоны по цвету, пришить перед игрой. Выбрать командиров отрядов. На этапе предварительного обучения ...

Программа спортивно-патриотического объединения «Стремление»

Настоящая программа дополнительного образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данная программа ...

СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвещена организации спортивно-патриотического воспитания студентов в техникуме...

Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»

Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...

Спортивно-патриотическое воспитание

Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта РФВследствие значительных изменений в российском обществе в насто...