Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»
методическая разработка

Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Филал МБОУ СОШ с. Верхний Ломов в с. Атмис им. И. И. Привалова.

Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»

                                                   

                                                 Выполнила: учитель истории и обществознания

                                              Деева Ирина Ивановна.

Село Атмис, 2024.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ…………………………………………….4

ПРИЁМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ…………………………………………….5

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………………………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…11

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе вопросы духовно-нравственного воспитания детей становятся всё более актуальными. В условиях глобализации и цифровизации, когда ценности и нормы подвергаются постоянным изменениям, важно формировать у подрастающего поколения чёткие представления о добре и зле, справедливости и ответственности. Особенно значима роль уроков истории и обществознания в этом процессе, поскольку они позволяют не только изучать прошлое и настоящее, но и анализировать причины и последствия событий, а также делать выводы о нравственных аспектах человеческой деятельности.

Цель доклада — рассмотреть современные методы и приёмы, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию детей на уроках истории и обществознания. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятия «духовно-нравственное воспитание» и «методы и приёмы обучения»;
  • проанализировать современные подходы к духовно-нравственному развитию школьников;
  • рассмотреть методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания для формирования духовно-нравственных качеств у учащихся;
  • сделать выводы о том, как современные методы и приёмы способствуют духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания;
  • дать рекомендации по применению рассмотренных методов и приёмов.

МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Духовно-нравственное воспитание — это процесс формирования у детей моральных качеств, ценностей и норм поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям и обществу в целом. Оно является неотъемлемой частью образовательного процесса и должно осуществляться на всех уроках, включая историю и обществознание.

На уроках истории и обществознания можно использовать различные методы духовно-нравственного воспитания, которые помогут детям лучше понять и усвоить нравственные ценности и нормы поведения. Вот некоторые из них:

  1. Метод анализа исторических событий и личностей. Этот метод позволяет детям увидеть, как нравственный выбор влияет на ход истории и судьбы людей. Например, можно обсудить с детьми такие вопросы, как: «Какие нравственные качества проявили герои Великой Отечественной войны?», «Как они повлияли на исход войны?» или «Какие уроки мы можем извлечь из их поступков?».
  2. Метод дискуссии и дебатов. Этот метод помогает детям научиться аргументировать свою точку зрения, слушать других и уважать чужое мнение. Можно организовать дискуссию или дебаты по таким вопросам, как «Должны ли мы помнить о подвигах героев прошлого?», «Что такое патриотизм?» или «Как мы должны относиться к людям другой национальности?».
  3. Метод проектов и исследований. Этот метод способствует развитию у детей навыков самостоятельного поиска информации, анализа и синтеза данных, а также умения делать выводы и обобщения. Можно предложить детям выполнить проект или исследование по такой теме, как «Нравственные идеалы в русской литературе», «История благотворительности в России» или «Роль религии в формировании нравственных ценностей».
  4. Метод ролевых игр и моделирования ситуаций. Этот метод позволяет детям «прожить» различные роли и ситуации, чтобы лучше понять, как они влияют на поведение и отношения людей. Можно провести ролевую игру или моделирование ситуации по таким темам, как «Суд над историческим деятелем», «Выборы президента» или «Конфликт интересов».
  5. Метод работы с источниками и документами. Этот метод развивает у детей навыки критического мышления, анализа информации и принятия решений. Можно дать детям задание проанализировать исторический документ или источник по такой теме, как «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация прав человека» или «Международный пакт о гражданских и политических правах».
  6. Метод создания творческих работ. Этот метод стимулирует у детей воображение, фантазию и креативность. Можно предложить им написать эссе, стихотворение, рассказ или нарисовать картину на различные темы.

ПРИЁМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Духовно-нравственное воспитание — это процесс формирования у детей моральных качеств, ценностей и норм поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям и обществу в целом. Оно является неотъемлемой частью образовательного процесса и должно осуществляться на всех уроках, включая историю и обществознание.

На уроках истории и обществознания можно использовать различные приёмы духовно-нравственного воспитания, которые помогут детям лучше понять и усвоить нравственные ценности и нормы поведения. Вот некоторые из них:

  1. Приём «Ассоциации». Этот приём помогает детям выразить свои мысли и чувства по поводу какого-либо события или личности. Можно предложить им назвать ассоциации, которые у них возникают при упоминании таких понятий, как «война», «герой», «патриотизм» или «дружба».
  2. Приём «Синквейн». Этот приём позволяет детям кратко и ёмко выразить своё отношение к какому-либо событию или явлению. Можно попросить их составить синквейн на такие темы, как «Великая Отечественная война», «Подвиг» или «Нравственность».
  3. Приём «Фишбоун». Этот приём представляет собой схему, которая помогает детям анализировать причины и следствия какого-либо явления или события. Можно использовать его для изучения таких тем, как «Причины распада СССР», «Последствия глобализации» или «Роль религии в обществе».
  4. Приём «Кластер». Этот приём предполагает группировку информации вокруг ключевого понятия. Можно применить его для составления кластера на тему «Моральные качества человека», «Права и обязанности гражданина» или «Социальные нормы».
  5. Приём «Корзина идей». Этот приём заключается в том, что дети высказывают свои предположения о чём-либо без предварительной подготовки. Можно провести его перед изучением новой темы, чтобы узнать, что уже знают ученики о ней.
  6. Приём «Шесть шляп мышления». Этот приём основан на разделении ролей между участниками дискуссии. Каждая роль соответствует определённому цвету шляпы. Можно использовать этот приём для обсуждения таких вопросов, как «Должны ли мы помнить о подвигах героев прошлого?», «Что такое патриотизм?» или «Как мы должны относиться к людям другой национальности?».
  7. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Этот приём подразумевает составление вопросов разного уровня сложности. Толстые вопросы требуют развёрнутого ответа, а тонкие — краткого. Можно задать детям толстые и тонкие вопросы после изучения какой-либо темы.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Метод анализа исторических событий и личностей.

Разбор нравственных качеств героев Великой Отечественной войны.

Пример 1. Герои Великой Отечественной войны проявили множество нравственных качеств, таких как:

  • Патриотизм. Любовь к Родине и готовность защищать её ценой своей жизни.
  • Самопожертвование. Готовность пожертвовать собой ради выполнения боевого задания или спасения товарищей.
  • Смелость. Способность преодолевать страх перед лицом опасности.
  • Решительность. Умение быстро принимать решения в сложных ситуациях.
  • Мужество. Стойкость и выдержка в бою и в плену.
  • Отвага. Бесстрашие и храбрость в борьбе с врагом.
  • Верность долгу. Исполнение своих обязанностей несмотря ни на что.
  • Преданность. Верность своим товарищам и боевым соратникам.
  • Сочувствие. Сопереживание страданиям других людей и желание помочь им.

Пример 2. Великая Отечественная война стала одним из самых трагических и героических событий в истории нашей страны. Она унесла миллионы жизней, но также показала примеры невероятного мужества, отваги и самопожертвования со стороны советских солдат и офицеров.

Одним из главных нравственных качеств, которые проявили герои Великой Отечественной войны, был патриотизм. Они сражались не только за свою жизнь, но и за свободу своей Родины, за её будущее. Патриотизм вдохновлял их на подвиги и помогал преодолевать трудности. Многие из них жертвовали собой ради выполнения боевого задания или спасения товарищей. Это было проявлением самопожертвования — ещё одного важного нравственного качества героев войны.

Герои Великой Отечественной войны также отличались смелостью и решительностью. Они не боялись идти в бой, даже когда это казалось безнадёжным делом. Они быстро принимали решения в сложных ситуациях и действовали решительно, несмотря на опасность.

Ещё одним важным качеством героев войны было мужество. Они стойко переносили все тяготы и лишения военной жизни, а также не сдавались в плену. Их мужество вдохновляло других людей и помогало им выстоять в самые трудные моменты.

Отвага была ещё одним качеством, которое отличало героев Великой Отечественной войны. Они бесстрашно шли в атаку, рискуя своей жизнью ради победы над врагом. Отважные солдаты и офицеры проявляли чудеса героизма, совершая подвиги во имя своей Родины.

Кроме того, герои войны отличались верностью долгу. Они выполняли свои обязанности несмотря ни на что, даже если это было опасно или трудно. Верность долгу помогала им сохранять дисциплину и порядок в армии, а также поддерживать боевой дух своих товарищей.

Важным качеством героев Великой Отечественной войны была также преданность. Они были верны своим товарищам и боевым соратникам, готовы были прийти им на помощь в любой ситуации. Преданность помогала им создавать крепкие боевые коллективы, которые были способны выполнять самые сложные задачи.

Наконец, герои Великой Отечественной войны проявляли сочувствие к страданиям других людей. Они понимали, что война приносит горе и разрушения, и стремились помочь тем, кто пострадал от неё. Сочувствие помогало героям войны сохранять человечность даже в самых тяжёлых условиях.

Метод ролевых игр и моделирования ситуаций.

Ролевая игра «Выборы президента».

Цель: сформировать у учащихся представление о процедуре выборов президента, развить навыки критического мышления и аргументации своей позиции.

Ход игры:

  1. Разделить класс на группы по 3–4 человека. Каждая группа представляет собой политическую партию или группу избирателей.
  2. Предложить группам выбрать лидера, который будет кандидатом в президенты, и придумать ему имя, биографию и программу. Программа должна включать основные направления внутренней и внешней политики, которые кандидат собирается реализовать в случае победы на выборах.
  3. Дать группам время на подготовку предвыборной речи кандидата и его ответов на возможные вопросы избирателей.
  4. Провести дебаты между кандидатами от каждой группы. Дебаты могут включать в себя следующие этапы:
  • Представление кандидатов (по 1 минуте на каждого).
  • Вопросы и ответы (по 2 минуты на каждый вопрос).
  • Заключительное слово (по 1 минуте).
  1. После дебатов провести тайное голосование среди всех участников игры. Победителем становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
  2. Обсудить результаты игры, проанализировать сильные и слабые стороны каждого кандидата, а также особенности процедуры выборов.

Приём синквейн на тему «Нравственность».

  1. Нравственность.
  2. Высокая, чистая.
  3. Учит, направляет, помогает.
  4. Важная составляющая человеческой жизни.
  5. Мораль.

Приём «Шесть шляп мышления» на тему «Патриотизм».

Белая шляпа: факты о патриотизме. Патриотизм — это чувство любви и преданности своей Родине, народу и культуре.

Жёлтая шляпа: положительные стороны патриотизма. Благодаря патриотизму люди объединяются для достижения общих целей, развиваются духовно и культурно, сохраняют свою идентичность.

Чёрная шляпа: отрицательные стороны патриотизма. В крайних формах патриотизм может привести к национализму, шовинизму и даже насилию по отношению к другим народам.

Красная шляпа: эмоции, связанные с патриотизмом. Гордость за свою страну, желание внести свой вклад в её развитие, готовность защищать Родину.

Зелёная шляпа: новые идеи о патриотизме. Как можно воспитать патриотические чувства у молодёжи? Какие мероприятия могут способствовать развитию патриотизма?

Синяя шляпа: выводы о патриотизме. Патриотизм является важной частью национального самосознания. Он помогает людям сохранять свою культуру, традиции и ценности, а также способствует развитию общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение стоит отметить, что духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания играет важную роль в формировании личности учащихся. Современные методы и приёмы, такие как анализ исторических событий и личностей, дискуссии и дебаты, проекты и исследования, ролевые игры и моделирование ситуаций, работа с источниками и документами, а также создание творческих работ, способствуют развитию у детей моральных качеств, ценностей и норм поведения.

Эти методы и приёмы помогают детям лучше понять и усвоить нравственные ценности и нормы поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям и обществу в целом. Они также развивают у детей навыки критического мышления, анализа информации, принятия решений, самостоятельного поиска информации, аргументации своей точки зрения и уважения чужого мнения.

Таким образом, использование современных методов и приёмов на уроках истории и обществознания способствует формированию у учащихся духовно-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации и адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»

Тема методического  объединения: «Духовно – нравственное развитие  личности  на уроках истории»...

Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень...

Доклад по теме "Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания"

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориен...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...