«Повышение мотивации и качества обучения через новые формы, методы и приемы».
материал

Учебная мотивация — это комплекс потребностей, мотивов, целей и задач, эмоциональных реакций учащихся как на успех, так и на неудачу, то есть все то, что поддерживает интерес к учебной деятельности, стремление получить новые знания, настойчивость в достижении результатов. Именно учебная мотивация делает образовательный процесс наполненным, осмысленным, позволяет достичь определенного уровня знаний, успехов в учебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад28.39 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. УЛАН-УДЭ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Улан-Удэ»

Тема: «Повышение мотивации и качества обучения через новые формы, методы и приемы».

Слово «мотивация» уходит корнями в латинский язык и имеет непосредственное отношение к глаголу «moveo» — приводить в движение, волновать, двигать. Таким образом, мотивацию можно определить как готовность сделать что-либо, как психологический стимул, силу, которая приводит человека в движение, заставляет его действовать. 

Такой толчок возникает под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов: чего-то, что пробуждает и поддерживает интерес, стремление, потребность что-то делать, позволяет осознавать цель производимых действий и их значимость, способность и желание прилагать усилия, необходимые для достижения цели, предвосхищение награды за приложенные усилия, которое в итоге должно оправдаться. 

Мотивация нужна человеку, чтобы двигаться к цели, несмотря на возможные препятствия на пути. Это внутреннее состояние, которое помогает найти ресурсы и воспользоваться ими в полной мере для решения поставленных задач. 

Учебная мотивация — это комплекс потребностей, мотивов, целей и задач, эмоциональных реакций учащихся как на успех, так и на неудачу, то есть все то, что поддерживает интерес к учебной деятельности, стремление получить новые знания, настойчивость в достижении результатов. Именно учебная мотивация делает образовательный процесс наполненным, осмысленным, позволяет достичь определенного уровня знаний, успехов в учебе. 

Виды мотивации

Мотивация может быть внутренней и внешней, положительной и отрицательной. 

  • Внешняя мотивация появляется под воздействием не связанных с человеком внешних обстоятельств. Таким внешним фактором может быть, например, наказание или поощрение, оценка или похвала. Если ребенок окончил четверть с тройками, да еще и поведение хромает, он может лишиться «премиальных» — в виде увлекательной поездки, о которой давно мечтал, или обещанного нового гаджета. Это пример отрицательной внешней мотивации. Положительная внешняя мотивация в виде нового ноутбука или стильных кроссовок возможна, если важная контрольная работа написана на пятерку или год окончен лучше, чем можно было ожидать. 
  • Внутренняя мотивация — это значимость действий для человека, внутреннее ощущение ценности того, что он делает, как поступает и чего в итоге добивается. Примером положительной внутренней мотивации будет стремление ребенка получать хорошие оценки и как следует подготовиться к экзаменам, чтобы поступить в вуз, освоить интересную для него специальность и стать тем, кем давно мечтал. Отрицательной внутренней мотивацией в данном случае будет понимание того, что плохие оценки в дневнике, отсутствие необходимых знаний и навыков не позволит учиться бесплатно — на бюджете. 

Как вовлечь учащихся в процесс.

 Способы мотивации:

1. Задействовать все каналы восприятия

Монотонность губит все живое. В том числе, интерес и тягу учащихся к знаниям. Поэтому важно применять разные форматы уроков и разные виды деятельности, подключать разные каналы восприятия — визуальный, слуховой, кинестетический. 

  • Вариативность форматов обучения. Занятия могут принимать форму лекций, дискуссий, практической работы и т. д. Информация подается по-разному, что дает возможность лучше понять изучаемый материал и лучше его усвоить. 
  • Визуальные средства. Использование иллюстраций (фото, графики) и видеоконтента (кино, анимация) помогает заинтересовать, повысить мотивацию и удерживать ученика. 
  • Восприятие на слух. Задействовать слуховой канал восприятия можно, прослушивая музыку, читая отрывки произведений вслух (например, по ролям) и т. д. 
  • Двигательная память. Когда ребенок не только слушает или смотрит, но и сам участвует в процессе — например, разыгрывает диалог на иностранном языке, передвигается по классу или участвует в эксперименте, подключается кинестетика — усвоение материала идет на уровне движений. 

И главное — чем менее предсказуемым будет очередной урок, тем более   заинтересованными и внимательными будут ученики. 

   2. Показать связь обучения с реальной жизнью

Ребятам будет проще вовлечься в обучение, если они увидят, как это связано с их реальной жизнью. Для этого педагогу предстоит познакомиться с подопечными поближе и узнать об их интересах и увлечениях, о том, чем наполнены их будни и выходные за стенами школы, а затем грамотно использовать эту информацию. 

Узнавая в объяснениях, практических упражнениях себя, ребята с большей вовлеченностью будут выполнять предложенные задания, принимать участие в обсуждениях, отвечать на вопросы учителя и одноклассников. 

Кроме того, понимание того, каким образом новые знания и умения можно применить в жизни, так же будет удерживать внимание учащихся, появится стимул разобраться во всем как следует, к заданиям подойти более ответственно. 

   

3. Использовать групповой формат работы

Групповые формы работы развивают коммуникативные способности, навыки взаимопомощи, учат эффективно взаимодействовать с окружающими — и детьми, и взрослыми, слышать и уважать разные мнения. Такой формат хорошо подходит для обсуждения проблемных моментов — получается мозговой штурм, который даст множество разных вариантов решения непростой задачи. 

   4. Дать право голоса

Причем не просто позволить высказывать свое мнение по учебно-воспитательным вопросам (что нравится/не нравится в занятиях, что помогает/мешает в учебе и т. д.), но и воплощать в жизнь идеи ребят. Таким образом они приобщаются к тому, что происходит в классе и в школе в целом, как бы берут на себя часть ответственности, а значит, поводов для недовольства и жалоб должно стать меньше. 

Как получить мнения учеников? Например, провести мозговой штурм или опрос, а затем проанализировать результаты.

   5. Добавить в учебный процесс игровые элементы

Игра — наиболее привычная и комфортная форма деятельности для детей, в ходе которой они обучаются: знакомятся с новыми явлениями и предметами, развивают мелкую моторику, усваивают весомые объемы информации и т. д. Поэтому использование игровых элементов на занятиях снимает излишнее напряжение, делает материал более доступным для усвоения. Что может быстрее разжечь интерес к предмету и поддержать его, как не соревнования, конкурсы, викторины? Причем такие моменты одинаково увлекают как младших школьников, так и старшеклассников. 

Перечисленные способы вовлечения стоит использовать не по отдельности, а все вместе. Тогда и эффект будет гораздо более ощутимым. 

Учитель математики: Русанова М.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ"

Работа содержит теоретическое обоснование применения ИКТ в обучении истории и обществознанию...

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...