Методы развития устной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методы развития устной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Устная речь – произносимая, звучащая и воспринимаемая преимущественно на слух. Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем, как правило, медленнее и с большими затруднениями происходит овладение речью.
Речь – это средство общения, важнейший инструмент социализации учащихся с нарушениями интеллекта. Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у таких детей затруднения в общении с окружающими людьми. Умственно отсталый ребёнок, владея в той или иной степени речью, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно.
Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От степени отсталости школьника в первую очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над устной речью.
Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.
Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму как правило диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, человек ставит вопрос и отвечает на них, высказывает замечания, одобрения или возражения.
Своеобразие развития умственно отсталых учащихся и нарушение их речи: недостатки фонематического слуха сочетаются с замедленным темпом развития артикуляции. Наблюдаются нарушения фонематической и грамматической стороны речи, ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточность в их использовании, разрыв между активным и пассивным словарем, словарь обогащается крайне медленно и не соответствует возрасту. Умственно отсталые ученики в основном пользуются простыми предложениями, наблюдается неправильное их построение. Для них типично грамматично неправильное оформление слов и предложений. В речи отсутствуют или мало используются глаголы, а существительные чаще всего применяются в именительном падеже. Характерно однотипность прилагательных. Связная устная речь умственно отсталых учащихся отличается неполнотой высказываний, нарушением логики рассказа о происходящих событиях, неправильным использованием языковых средств, недостаточной выразительностью.
Целенаправленное воздействие на речь детей с нарушениями интеллекта приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мысли, адекватного ведения диалога и даже навыков монологического высказывания. Переход от участия в разговоре к самостоятельному высказыванию у детей с нарушениями интеллекта осуществляется очень нелегко. Необходима серьёзная, хорошо продуманная и методически грамотно выстроенная коррекционно-педагогическая работа с такими детьми.
Требования к организации работы по развитию связной речи на уроках:
1. Создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить.
2. Работа над логикой высказывания.
3. Организация языковой основы для высказывания.
4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания.
5. Организация самого высказывания.
6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов заданий: придумать своё окончание к рассказу; пересказ прочитанного (по цепочке, с эстафетой, от другого лица, по иллюстрации или серии иллюстраций, по картинному плану к абзацам, краткий пересказ, выборочный, полный, пересказ по картинносимволическому плану, пересказ по вопросам, творческий пересказ); ответы на вопросы по содержанию текста (чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых); работа над характеристикой действующих лиц; высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения; чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось.
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, рассматривание предметов, игрушек, картинок); словесные (коллективный разговор, пересказ по плану, вопросам, по образцу, по опорным словам, беседа, чтение стихов, составление рассказа по плану, по вопросам, по образцу,); практические методы (игра, практические действия, упражнения, моделирование).
Словесные приемы:
- речевой образец,
- прием имитации;
- объяснение;
- указания;
- словесное упражнение;
- повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
- вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
- оценка речи учащихся.
Наглядные приемы:
-наблюдение,
-экскурсии,
-осмотры,
-рассматривание натуральных предметов,
- показ предмета, движения, игрушки, картинки;
- показ с называнием;
- приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).
Практические методы
-игра,
-практические действия,
-упражнения,
-моделирование,
-игра-драматизация,
-инсценировки,
-хороводные игры.
В логопедической практике все методы и приёмы используются комплексно, в зависимости от целей и задач, содержания занятия, уровня подготовленности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В данной статье дан анализ психолого-педагогической литературы по проблемам связной речи у детей в норме и с нарушением интеллекта: Изучены психолингвистические основ...

Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....
Особенности развития вербальной памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Выступление на МО...

Методическая разработка «Рекомендации по развитию эмоциональной регуляции поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая разработка в помощь педагогам, которые работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...
Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Практические рекомендации для учителей...