Представленная публикация посвящена актуальной и социально значимой проблеме – профилактике безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних посредством организации конструктивного сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.
статья

Попова Марина Владимировна

Представленная публикация посвящена актуальной и социально значимой проблеме – профилактике безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних посредством организации конструктивного сотрудничества между педагогами, родителями и детьми. Автор успешно подчеркивает важность комплексного подхода, включающего в себя различные аспекты взаимодействия в образовательном и семейном окружении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_zam_direktorov.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар городского профессионального сообщества заместителей директоров по воспитательной работе

Тема: «Сотрудничество педагогов, родителей и детей в процессе совместной деятельности как профилактика безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних»

Дата проведения: 08.09.2023г.

Место проведения: МБОУ СОШ №39

Цель семинара: повышение   компетентности   заместителей         директоров по воспитательной работе   по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

        

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно   с   коллегами   решать   проблему   профилактики   совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

Повестка дня:

1. Теоретическая часть

1.1. Направления профилактической работы

1.2. Виды профилактической работы

1.3. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

1.4. Нормативно-правовое обеспечение педагогического коллектива по вопросам профилактики

2. Практическая часть

2.1. Решение кейсов по профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

2.2. Составление алгоритма действий по недопущению совершения правонарушений, преступлений и необучения среди несовершеннолетних

Семинар для педагогов

«Сотрудничество педагогов, родителей и детей в процессе совместной деятельности как профилактика безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних»

Цель семинара: повышение   компетентности   заместителей         директоров по воспитательной работе   по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно   с   коллегами   решать   проблему   профилактики   совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

Здравствуйте  уважаемые коллеги!  Несмотря на  сегодняшние реалии, нашу занятость и уже наступившую усталость мы   с   Вами   продолжаем   учиться и расширять свои   профессиональные компетенции. 

Я рада  приветствовать  всех  на    семинаре- практикуме, тема   которого   «Сотрудничество педагогов, родителей и детей в процессе совместной деятельности как профилактика безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних». 

Ход семинара

Сегодня мы   обсудим один из самых важных вопросов воспитания – как уберечь наших детей от неверного шага, от беды и что делать, если это уже произошло?

А начать мы бы хотела с притчи.

«Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти».

Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают. Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь.

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

 Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

 Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь! Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра)

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Именно поэтому школа и семья должны работать в одном направлении, ведь в  жизни каждого человека бывают ситуации, когда нужно делать выбор, каким путём идти: путём мира и толерантности или другим путём, интолерантным. И этот путь очень часто выбирают дети, которых принято называть «трудными».

Так от чего же зависит успешность воспитательного процесса?

Она конечно зависит   от   того,  как складываются   отношения   между   педагогами,   учащимися   и   родителями.

Важная   задача   школы,   педагогов   в   том,   чтобы   обеспечить   семьи педагогическими   знаниями   и   умениями,   которые   бы   усваивались непосредственно в   организованной   теоретической   и   практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие  родителей  в  воспитании не  только класса,  но  и  школы станет активнее.  

Администрация   школы,   учителя   и   родители   как   партнеры   в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.

В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяют два направления:

  • меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы;
  • меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

 Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с законными представителями;

д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

е) работа с детьми девиантного поведения;

В школе должен реализовываться комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Наиболее целесообразным является профилактическая работа. Остановимся на наиболее важных  аспектах.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Когда прогулы носят систематический характер, школа должна подключать  работников полиции, органа опеки и попечительства и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает  меры  к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий  привлекают в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».

4. Пропаганда здорового образа жизни  исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. К выполнению программы формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек  привлекаются  не только специалисты (медики, наркологи, спортсмены), но и широко используется  детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни  используются  такие мероприятия:

-беседа, дискуссия, диспут,  подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

-встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

-«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия.

К такой работе мы  привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической   деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

7. Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид)  Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.
Мы говорим очень осторожно, потому что нас этого не коснулось, но работая с Вашими детьми, мы зачастую видим, (что по приходу детей в школу) их на грани эмоционального срыва.

В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. И работа с родителями играет очень важную роль, особенно по профилактике правонарушений.

Какие формы работы с родителями может использовать школа? Я думаю они вам все знакомы, поэтому проговорим их тезисно.

  • Родительские собрания (классные и общешкольные)
  • Родительский лекторий
  • Встречи с администрацией, с учителями класса
  • Взаимодействие с родительским комитетом
  • Индивидуальные консультации и беседы
  • Организация совместной трудовой деятельности (оформление кабинетов, субботники ит.д.)
  • Организация совместной познавательной деятельности (конкурсы, викторины)
  • Совместная организация досуга

К сожалению, в настоящее время, если случается в школе правонарушений, необучение или непосещение подростком школы, суицидальный случай в семье – первая организация в которую обратятся с вопросами о работе в данном направление – это будет школа (руководитель, заместитель, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог), а уже меньше вопросов будет к семье. Поэтому мы должны себя в этих вопросах всегда подстраховывать и не забывать работать с документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди учащихся.

  1. Нормативно-правовое обеспечение работы педагогического коллектива по данному направлению:

- приказы по образовательному учреждению:

а) о проведении и итогах Месячника по профилактике правонарушений;

б) об утверждении состава Совета профилактики.

- положения (локальные акты): «О совете профилактики»

  «О постановке на внутришкольный учет»

  «Об учете неблагополучных семей»

  «Об отряде профилактики правонарушений»

2. Социальный паспорт образовательного учреждения

3. База данных по:

- учащимся, состоящим на внутришкольном учете;

- учащимся, состоящим на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

- семьям, оказавшимся в социально-опасном положении;

- детям, находящимся в социально-опасном положении.

4. Планы работы образовательного учреждения:

- рабочая программа воспитания и планы воспитательной работы школы (наличие вопросов профилактики правонарушений, полового воспитания, суицидального поведения, буллинга, суклшуттинга, наркомании, алкголизма и т.д.);

- план работы педагогических советов;

- план работы методических объединений классных руководителей;

- план совместной работы инспектора ПДН (школьного инспектора) и образовательного учреждения.

5. Наличие протоколов отражающих обсуждение данного вопроса:

- протоколы Совета профилактики;

- протоколы педагогических советов;

- протоколы методических объединений;

- протоколы совещаний при директоре образовательного учреждения;

- протоколы родительских собраний.

6. Учет занятости учащихся во внеурочное время, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактических учетах в ПДН и образовательном учреждении.

7. Ведение: «Журнал взаимодействия специалистов с учащимися, оказавшимися в социально-опасном положении», «Журнал индивидуальной работы с учащимися и родителями образовательного учреждения», «Журнал индивидуальной работы с учащимися и родителями заместителя директора по воспитательной работе».

8. Справки по итогам проверок внеклассных мероприятий, уроков, где отражено участие детей, находящихся в социально опасном положении.

Все эти документы могут сыграть очень важную роль при разборе случаев безнадзорности, правонарушений и необучения среди несовершеннолетних.

А мы плавно переходим ко второй части семинара.

Наша с вами задача сегодня – разработать алгоритмы действий по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, не забывая о том, что мы обязательно должны привлекать родителей к решению возникшей ситуации.

Ситуация

Действия школы

1

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины.

1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.

2.Посетить семью на дому. Составить акт обследования ЖБУ.

3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.

4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.

2

Одноклассники обнаружили у школьников порезы на запястьях

1.Оповестите директора

2.Оповестить родителей

3.Педагог-психолог проводит беседу с обучающимся

4. Проведение тренингов с классов в котором обучается ребенок

5. Посетить семью на дому с составлением акта обследования ЖБУ.

6. Проведение классных часов и родительских собрания по профилактике суицидального поведения

7. Наблюдение за поведением школьника в течение нескольких недель

3

Учащийся нанес травму ученику школы.

1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

2.Выяснить причину ссоры.

3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.

4.Предоставить в школьную комиссию по профилактике правонарушений докладную записку о случившемся.

5.Пригласить на заседание комиссии родителей виновного и пострадавшего.

4

Учащийся парил на перемене в кабинете

 1. Педагог оповещает классного руководителя, социального педагога

2. Профилактическая беседа с обучающимся по злоупотреблению ПАВ, разбор ситуации

3. Оповещение родителей

4. Размещение памяток, видеороликов по пропаганде ЗОЖ

5. Профилактические беседы на классных часах, беседы с социальным педагогом

6. Проведение родительских собраний

7. При повторном случае оповещение инспектора ОПДН, составление протокола об административном нарушении

А каким должен быть алгоритм действий, чтобы не допустить совершения правонарушений и преступлений учащимися.

Закончить наш семинар я хотела бы снова притчей.

«Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал   доброму,   что   у   него   много   друзей,   что   люди   идут   к   нему   за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся  от  него,   а   если  скажет  мёртвая   -   я  разожму ладонь   -  бабочка улетит,   и   всё   равно   все   от   него   отвернутся».   С   такими   намерениями   и отправился   злой   мудрец   к   доброму.   Возле   доброго   мудреца   толпились друзья.   «У меня  в  кулаке  бабочка,   -   какая  она?»   -   спросил   злой  мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»

Помните: всё в наших руках, именно от нас, учителей, родителей, в большей  степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь.

Уважаемые коллеги! Желаю вам энергии в делах, взаимопонимания с вашими учениками и верности учительской профессии.

Пусть всегда и везде вам сопутствует удача! Благодарю за работу. До новых встреч.

Практическая часть

Ситуация

Действия школы

1

Учащийся нанес травму ученику школы.

2

Учащийся парил на перемене в кабинете

Практическая часть

Ситуация

Действия школы

1

Учащийся нанес травму ученику школы.

2

Учащийся парил на перемене в кабинете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

ПРОГРАММАПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель программысоздание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности, правонарушений...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Радуга»

Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &la...

Межведомственное взаимодействие в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся на 2018-2019 учебный год

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &l...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся

Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся...