Персонализированная программа наставничества.
рабочая программа
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач кадровой политики.
Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его педагогической деятельности.
Программа наставничества «Педагог-педагогу» отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью внедрения модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки педагогических работников и молодых специалистов.
Данная программа имеет все основные компоненты: пояснительную записку, цели и задачи, срок реализации, формы методы и принципы наставничества, ожидаемые результаты, примерный план реализации программы, отчётная форма молодого специалиста и анкеты для наставника и наставляемого.
Материал будет интересен всем, кто занимается наставничеством в образовательном учреждении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное Управление образования Администрации г. Красноярска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №** » Россия, 660***, г. Красноярск, ул._______ Телефон:______ , E-mail: _____________+___ ИНН/КПП _________________ |
СОГЛАСОВАНО: Куратор целевой программы Наставничества в МАОУ СШ №__ ________________________ ФИО | УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СШ №__ ___________________ФИО |
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«Учитель-учитель»
2025-2026 учебный год
Наставник:__ФИО, учитель английского языка
Наставляемый: ФИО, учитель английского языка
Красноярск 2025
Пояснительная записка
Настоящая персонализированная программа наставничества педагогических работников в образовательной организации МАОУ СОШ №** определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления персонализированного наставничества (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества с учетом Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МАОУ СОШ №** (утв. приказом от 31.08.2021 г. №282).
Актуальность программы
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач кадровой политики.
Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его педагогической деятельности.
Программа наставничества «Педагог-педагогу» отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью внедрения модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки педагогических работников и молодых специалистов.
Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена адаптацией вновь принятого работника. Программа предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи новому учителю в процессе его профессионального становления.
Цель программы школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра. Целью формы наставничества «педагог - педагог» является введение в профессию педагога, не обладающего опытом работы в школе (или имеющим большой перерыв в педагогической деятельности), успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне;
адаптация нового специалиста (мигранта), совершенствование профессиональных компетенций педагогического работника, самореализация и успешное закрепление в профессии.
Задачи:
- оказать помощь в профессиональной адаптации наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- сформировать потребность заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности с целью совершенствования результативности учебно-воспитательного процесса;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- способствовать повышению мотивации наставляемого лица к дальнейшему профессиональному развитию.
- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Реализация персонализированной программы наставничества
Срок реализации Программы 1-3 года.
Участники Программы: молодые педагоги, педагоги, имеющие стаж менее 3-х лет., педагоги-мигранты, испытывающие трудности в социализации, с местным языком и т.п.
Форма наставничества:
Традиционная форма наставничества («педагог»- «педагог») – взаимодействие между более опытным и новым работником в течение определенного продолжительного времени.
Виды наставничества:
Ситуационное наставничество–наставник оказывает помощь или консультацию когда наставляемый нуждается в них.
Реверсивное наставничество – новый специалист становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником нового педагога в вопросах методики и организации учебно- воспитательного процесса.
Формы и методы работы педагога-наставника с новым учителем:
- Совместное проектирование:
Составление планов работы, моделирование образовательного процесса.
- Консультирование:
Индивидуальные консультации по методическим, психологическим и организационным вопросам.
- Практика:
Показ, совместное проведение, взаимопосещение уроков, ознакомление с рабочими моментами.
- Обучение:
Прохождение курсов повышения квалификации, мастер-классы, творческие мастерские; изучение новых технологий в рамках школьных, районных, сетевых онлайн мероприятий.
- Взаимодействие:
Построение конструктивных отношений внутри педагогической среды.
- Механизмы:
Анкетирование и опросы: для выявления потребностей как наставников, так и наставляемых.
- Персонализация: Индивидуальный подход, учитывающий особенности нового педагога.
- Системность: Организация работы педагога-наставника с целью его профессионального становления.
- Добровольность и взаимопонимание: Основа для эффективного сотрудничества.
- Конфиденциальность и ответственность: Обеспечение доверительной атмосферы.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав нового специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- взаимопонимание;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей.
Участники Программы: наставник, наставляемый (новый специалист)
Информационная карточка наставника
Фамилия, имя, отчество | ФИО |
Образование | высшее |
Какое учебное заведение окончил | *** институт/ университет |
Год окончания учебного заведения | ****г. |
Специальность по диплому | Иностранный язык |
Квалификация по диплому | учитель немецкого и английского языков |
Педагогический стаж | ** год |
Место работы | МАОУ "Средняя Школа № №" |
Должность | учитель |
Предмет | Английский язык |
Учебная нагрузка | ** часов |
Классы | 5,7 |
Классное руководство | - |
Квалификационная категория | высшая |
Информационная карточка наставляемого педагога
Фамилия, имя, отчество | ФИО |
Образование | высшее |
Какое учебное заведение окончил | *** институт/университет |
Год окончания учебного заведения | **** г. |
Специальность по диплому | Испанский язык и литература, английский язык |
Направление подготовки | Диплом AB **** Педагогическое образование (регистрационный № **** от **** г.) |
Квалификация по диплому | Филология, педагогика |
Педагогический стаж | 7 |
Место работы | ФИО "Средняя Школа № ** " |
Должность | учитель |
Предмет | Английский язык |
Учебная нагрузка | ** часов |
Классы | 3, 5 |
Классное руководство | - |
Квалификационная категория | - |
Содержание деятельности:
- Диагностика затруднений нового специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
- Посещение уроков нового специалиста и организация посещения новым специалистом уроков опытных коллег.
- Планирование и анализ педагогической деятельности.
- Помощь новому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся (олимпиады, конкурсы, предметные недели).
- Привлечение к участию в работе педагогических сообществ (СМО).
- Помощь в организации участия в профессиональных конкурсах для молодых/новых специалистов.
- Организация мониторинга эффективности деятельности нового специалиста.
Осуществляя руководство молодыми/новыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
- планирование деятельности специалиста (определяет методику обучения специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
- консультирование (знакомство с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно- методические документы по предмету;
- оказание всесторонней помощи специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
- анализ посещённых занятий вместе с новым специалистом.
Ожидаемые результаты для участников программы:
- адаптация начинающих педагогов в учреждении и закрепление молодых/новых специалистов в школе;
- сформированность практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
План реализации мероприятий программы наставничества
на 2025-2026 учебный год
Наименование мероприятия /виды деятельности | Сроки проведен ия | Ответстве нные | Ожидаемый результат |
Составление и согласование индивидуальных планов работы наставника и нового специалиста | Август | Наставник | План работы наставников и молод ых/новых специалистов |
организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя.
программами, списком учебников. 3.Инструктаж по работе с электронным журналом. 4.Помощь в составлении календарно- тематического планирования. 5.Составление плана взаимопосещения уроков. | Август- сентябрь | Администр ация, наставник | Овладение информацией, необходимой для организации работы |
Методы и организационные формы обучения. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы). Прохождение курсов повышения квалификации. Анализ урока. Выбор приоритетной методической темы для самообразования. | Сентябрь- октябрь- | Наставник | Рациональное применение методов обучения. Применение индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. Сокращение числа конфликтов с родительским сообществом. Посещение урока наставника. Проведение урока для наставника. |
Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся Методика проведения внеклассных мероприятий. Знакомство с новыми педагогическими технологиями | Ноябрь | Наставник | Использование на уроках методов и приемов развития познавательной мотивации учащихся. Участие в предметной декаде. |
Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом. Участие в различных онлайн, дистанционных конкурсах. Проектная работа на уроках и во внеурочное время. Мониторинг профессионального роста. Анализ качества успеваемости учащихся. | Ноябрь- март | Администрация, наставник | Развитие личного, творческого и педагогического потенциалов нового специалиста. |
Выступление молодого специалиста на заседании ШМО по теме самообразования. | Апрель | Наставник | Публикации нового специалиста на страницах педагогических сообществ |
Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Планирование плана саморазвития на следующий учебный год. Отчет наставника о работе за год. | Май | Наставник | Анкетирование, оценка качества реализации программы наставничества. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. |
Приложение 1
ОТЧЁТНАЯ ФОРМА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
- Самообразование
- Курсы повышения квалификации
- Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
- Взаимопосещение уроков (сколько уроков посетил)
- Методические разработки, публикации.
- Повышения методических компетенций
- Открытые уроки (тема, дата, класс).
- Выступление на заседаниях ШМО, педагогических советах (тема, дата)
- Участие в конкурсах, семинарах, конференциях (достижение)
- Учебная работа
- Успеваемость и качество знаний по классам (в сравнительном разрезе по четвертям и за год)
- Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
- Работа со слабоуспевающими детьми
Приложение 2
Анкета для молодых специалистов и наставников
«Анализ работы с молодым специалистом»
очень хорошо – 4; да – 3; недостаточно хорошо – 2; нет – 1.
№п/п | Вопросы | Отметка молодого специалиста | Отметка наставника |
1. | Умеет ли молодой специалист планировать свою деятельность? | ||
2. | Может ли самостоятельно подготовить конспект урока, учитывая технологические требования и методические рекомендации? | ||
3. | Умеет ли прогнозировать результат деятельности учащихся? | ||
4. | Применяет ли дифференцированный подход к обучению учащихся? | ||
5. | Применяет ли в работе деятельностный метод обучения? | ||
6. | Использует ли разные формы организации деятельности учеников на уроке? | ||
7. | Объективно ли оценивает результат деятельности учащихся? | ||
8. | Видит ли в ученике субъекта образовательного процесса? | ||
9. | Чередует ли виды работ на уроке? | ||
10. | Стремится ли оптимизировать процесс обучения? | ||
11. | Способствует ли развитию у учащихся навыков самоконтроля? | ||
12. | Использует ли инструкции, технологические карты, схемы на уроке? | ||
13. | Может ли проанализировать уроки коллег по заданной схеме? | ||
14. | Владеет ли самоанализом урока? | ||
15. | Умеет ли фиксировать причины собственных затруднений? | ||
16. | Прислушивается ли к мнению более опытных коллег? | ||
17. | Проявляет ли творческую инициативу? | ||
18. | Совершенствует ли свой теоретический уровень? | ||
19. | Пополняет ли «методическую копилку»? | ||
20. | Принят ли в коллективе коллегами? | ||
21. | Имеет ли собственные авторские разработки? | ||
22. | Оценка деятельности в качестве классного руководителя. |
Приложение 3
Анкета определения личной удовлетворённости участием в программе наставничества «учитель – учитель».
Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
- Если Ваш ответ – «да», то
укажите, где
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Насколько для Вас важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
- Что особенно
ценно для Вас в программе?
- Вы довольны тем, что участвуете в программе? (да/нет)
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
- Если Ваш ответ – «да», то
укажите, где
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Насколько в программе наставничества Вам важен комфорт? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемая помощь с Вашей стороны наставляемому в раскрытии и оценке личного профессионального потенциала? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
Второй этап опроса для мониторинга программы (по завершении работы).
Анкета удовлетворенности наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортным было общение с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Ощущение поддержки наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Помощь наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9.Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?
11. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? (да/нет)
Анкета удовлетворенности наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько были полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько были полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько удалось спланировать работу? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Оцените полезность проекта для Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Оцените полезность проекта для Вас? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
- Что особенно ценно для Вас в программе?
- Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? (да/нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Персонализированная программа наставничества
Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»
Целью программы наставничества является определение наставляемого ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...

отчет о реализации персонализированной программы наставничества
Отчет о реализации персоналированной программы наставничества...

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)
Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА (педагог – педагог) 2023 год
Оказание помощи молодому педагогу в их профессиональном становлении, полном раскрытии потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации....

Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год.
Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год....



