Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Считаю необходимым использовать сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.
Мы в своей группе создаём подборку различных видов сюжетно-ролевых игр для работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промысла.
- расширение представлений о городах, расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем, природе родного края.
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание значений символики;
Мы работаем по 4 блокам:
- семья, детский сад; родной город, улица, район; родная страна, её столица, символика, родная культура;
Блок «Семья». Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья» . Любимые игры девочек нашей группы - «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать». Каждая сюжетно-ролевая игра требует подготовки. Для обогащения игры «Семья» в своей группе организовали с детьми праздник ко дню Матери, подготовили коллективный букет с поздравлениями, оформили выставку рисунков «Моя любимая мама» и т. д.
Второй блок «Детский сад». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы -- поварята». Задача воспитателей в данном блоке - создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.
Блок «Родная улица, район». Ребенок уже к 4 годам должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я - парикмахер», « Детская поликлиника», «Наша больница», «Овощной магазин», « Край родной, люби и знай», «Магазин». Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Следующий блок - «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе,селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. С этой целью проводятся виртуальные экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. Дети очень любят игры-путешествия, поэтому организовали сюжетно-ролевые игры «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.
Блок «Родная страна». На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России. Знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к ним. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой. Формируется чувство уважения к защитникам Родины. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре. Игры «Найди герб и флаг нашего города среди других», «Сложи герб по памяти» помогут лучше усвоить знания дошкольников по данному разделу, а для закрепления полученных знаний можно предложить вылепить животное, которое изображено на гербе и флаге города.
Блок «Родная культура».
В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. В старшей и подготовительной группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой. Например, в играх «В деревню к бабушке», «Кафе-бар русских напитков», «Проводы Масленицы» и др. мы закрепили представления о жизни и быте русского народа. Кроме этого, в группе открыт уголок краеведческого музея «Родной край». Там проводятся экскурсии, занятия по ознакомлению с родным краем.
Работа в данном направлении позволила сделать выводы:
- воспитание патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный;
- работа должна проводиться систематически, планомерно, в разных видах деятельности;
- обязательно использование сюжетно- ролевых игр для закрепления полученных знаний в соответствии с возрастом детей;
- работа должна проводиться в разных направлениях: семья, детский сад, родной город, страна, природа.
Полученные результаты по данной работе:
- расширение кругозора детей, совершенствование познавательных процессов;
- углубление знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем, профессиях горожан, природе родного края;
- сформирование целостного представления о городе Москва, как о столице России;
- заметное чувство гордости, причастности к знаменательным событиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства.
Методическая разработка...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»»
консультация для родителей...

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка....

Презентация "Роль музыкальных занятий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
quot;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре - задача первостепенной выжности"....

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Презентация "Музыкальные занятия как часть комплексного подхода в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Презентация по патриотическому восптанию дошкольников "Музыкальные занятия как часть комплексного подхода в патритическом воспитании детей дошкольного возраста"...
