Главные вкладки
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
консультация
Данный раздел направлен на развитие у обучающихся и их родителей интереса и положительного отношения к участию в различных досуговых мероприятиях. Основная задача — сформировать мотивацию через создание привлекательной и эмоционально значимой среды, предоставление интересных и разнообразных форм досуга, а также демонстрацию ценности совместного участия для укрепления семейных связей и личностного развития. В результате реализации раздела предполагается повышение уровня активности участников, формирование положительного отношения к творческой, культурной и спортивной деятельности и развитие их социальной активности, а также укрепление межличностных отношений в семейной и образовательной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.42 КБ | |
| 15.62 КБ | |
| 13 КБ | |
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета № 1.
Для детей возраста: 6-7 лет
Название: «Волшебная страна увлечений»
Цель: выявить интересы и предпочтения детей 6-7 лет в сфере досуга, определить их мотивацию к участию в различных видах деятельности, а также получить первичную информацию для вовлечения родителей в организацию досуга ребенка.
Вопросы:
1. Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты хотела делать целый день? (Нарисуй или расскажи).
2. Что тебе больше всего нравится делать в детском саду / дома? (Можно выбрать несколько ответов):
- рисовать, лепить;
- слушать сказки, читать книжки;
- бегать, играть в мяч;
- петь, танцевать;
- строить из конструктора;
- играть с друзьями.
3. Какая твоя самая любимая игра? Во что играешь с друзьями?
4. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (Это поможет понять, какие навыки ему интересны).
5. Представь, что ты идешь в волшебный кружок. Каким бы он был?
- кружок супергероев (спорт, подвижные игры);
- кружок волшебников (опыты, конструкторы);
- кружок фей и художников (рисование, поделки);
- кружочек принцесс и певцов (танцы, музыка).
6. Что ты любишь смотреть по телевизору или в планшете? (Мультики про машинки, животных, принцесс, музыкальные клипы?)
7. Где тебе больше нравится проводить время: дома, на улице, в гостях у друзей или в детском центре?
8. Если бы мы устраивали праздник, каким бы он был? (Пиратский, космический, сказочный, спортивный?)
9. Что ты любишь делать вместе с мамой и папой?
10. Чего ты ни за что не хочешь делать в свободное время?
Выводы (анализ результатов диагностики)
Преобладающие виды интересов: по результатам анкетирования выявлено, что у большинства детей преобладают творческие интересы.
Мотивы участия в досуге: основной мотивацией для детей к участию в мероприятиях является: игровая форма, возможность творчества, элемент сказки и перевоплощения, активное движение, общение со сверстниками.
Предпочтительные форматы мероприятий: наибольший интерес у детей вызывают мероприятия в формате: тематических праздников и квестов, творческих праздников и квестов, творческих мастерских, спортивных эстафет, театрализованных представлений.
Роль семьи: анализ ответов показывает, что ключевым партнером в организации досуга ребенка является семья. На основе интересов детей можно рекомендовать родителям: совместные творческие мастер-классы, активные игры на свежем воздухе, посещение интерактивных выставок.
Рекомендации для планирования работы: для мотивации детей к участию в досуговых мероприятиях целесообразно:
- Включать в программы элементы преобладающий интерес.
- Разрабатывать циклы мероприятий.
- Активно использовать интерактивные и тактильные материалы, музыкальное сопровождение.
- Информировать родителей о выявленных интересах их детей и привлекать их к совместному участию в соответствующих мероприятиях.
Методическая подсказка:
Организация диагностик досуговых интересов детей и их родителей
В науке досуговые интересы понимаются как целенаправленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно – досуговой деятельности, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становление социальной активности личности. Поскольку досуговые интересы могут быть связаны с любым видом занятий, их диапазон довольно широк и многообразен. Определение содержания, направления, степени устойчивости ДОС интересов потенциальных участников позволяет педагогу разрабатывать мероприятия, соответствующие предпочитаемым детьми и родителями формам отдыха и досуга.
Сущность диагностики заключается в выявлении и объяснении объективных характеристик объекта или явления. Диагностика досуговых интересов детей и их родителей связана с выявлением и объяснением характеристик участников процесса для постановки цели, определенных затруднений.
Диагностика может включать изучение самих досуговых интересов детей и их родителей, а также определение возможностей для организации свободного времени учащихся. Итогом становится принятие специалистом решения о цели, содержании, видах и формах детского или семейного досуга.
Организация диагностики досуговых интересов детей и их родителей предполагает решение следующих задач:
1. Разработка модели диагностического исследования ДОС. Интересов
2. Проведение диагностического исследования в установленные сроки согласно разработанной модели
3. анализ результатов и формулировка рекомендаций по организации свободного времени детей
Разработка модели диагностики досуговых интересов предполагает определение субъекта ( непосредственно носителя интересов ). Это может быть формальная группа (детское объединение, школьный класс, творческий коллектив ) или случайная выборка, объединенная местом проживания , возрастом, какой -либо деятельностью. Исследуемую группу могут срост. Родители потенциальных участников досуговых программ и мероприятий, педагоги, специалисты разл. организаций. Численность исследуемых может варьироваться в диапазоне от 20 до 50 человек.
Второй вопрос при разработке модели диагностики касается предмета исследования - изучаемых особенностей досуговых интересов. В качестве предмета диагностики могут выступать:
1. Предпочтение какого - либо вида досуговых занятий ( информированность детей и родителей о доступных видах досуговой деятельности, отношение детей и родителей к различным видам досуга; виды досуга в которые уже включены школьники или их сверстник, частота выбора тех или иных досуговых занятий )
2. значимые сфер, оказывающие влияние на формирование досуговых интересов и их особенности ( любимые книги, телевизионные передачи, культурные события и т д)
3. особенности мотивационной сферы личности ( широта спектра досуговых интересов их глубина устойчивость , направленность на процесс или на результат деятельности )
4. другие характеристики личности, связанные с включением в досуговую деятельность ( одаренность, лидерский потенциал, практические знания, навыки и умения в интересующей сфере деятельности)
* не стоит включать в исследование большое количество характеристик досуговых интересов. Чем конкретнее будет сформулирован аспект исследования, тем информативнее результаты.
Следующий шаг - подбор или разработка диагностического инструментария. Для изучения досуговых интересов детей и их родителей могут быть использованы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, беседа, интервью, собеседование, работа с « картой интересов», сочинение и др.
Выбор методик следует осуществлять с учетом:
- цели и задачи диагностики (методика должна обеспечивать получение искомого результата исследования, представлять достоверную информацию об изучаемых характеристиках)
- возраст испытуемых (для старшеклассников можно использовать самооценочные опросники, тогда как для младших школьников целесообразны диагностические игры и пробы)
- реальных условий организации диагностики ( предпочтительны методики, использование которых не требует много времени и сложного материального обеспечения)
Модель диагностического исследования предусматривает описание процедур обработки и интерпретации данных, а так же формы представление диагностических результатов.
Разработка модели диагностического исследования заканчивается экспертизой, которая может быть проведена специалистами образовательных учреждений ( педагогами - психологами, социальными педагогами). Экспертиза необходима для установления соответствия модели существующим требованиям к организации диагностик, выявления к ликвидации недостатков спланированного исследования.
Проведение диагностического исследования по выявлению особенностей досуговых интересов детей и родителей строится на принципах добровольности и конфиденциальности и предполагает специальную работу по психологическому настрою учащихся на процедуру диагностики, четкий инструктаж по ее осуществлению, обеспечение доброжелательной атмосферы , предупреждения появления негативных факторов - отвлекающие события, вмешательство посторонних, ограниченность временного ресурса и др.). значительную роль в обеспечении качество проведение диагностики играет компетентность педагога в том числе коммуникации.
Анализ результатов диагностики позволяет:
1. получить информацию об особенностях досуговых интересов и запросов детей и их родителей, об актуальных предложениях по организации досуга
2. спрогнозировать возможности удовлетворения интересов в различных видах досуговых занятий, а также воспитательные результаты и наиболее адекватные им способы и формы организации досуговых мероприятий.
3. разработать рекомендации по способам и формам организации досуговых мероприятий по особенностям организации свободного времени детей и семей с детьми.
Результат диагностики позволяют не только облегчить включение детей и подростков в различные формы досуга, но и вывести ребенка из круга привычных интересов, обеспечение освоение нового социального пространства и расширение сферы соприкосновения с миром.
Анкета № 2.
Для детей возраста: 10-13 лет
Название: «Мой досуг: что я хочу изменить?»
Цель: оценить текущую удовлетворенность детей организацией досуга, выявить их личные инициативы и пожелания, а также определить потенциальных лидеров и активистов для вовлечения в организацию мероприятий.
Вопросы:
1. Оцени, насколько тебе нравится, как сейчас организован твой досуг в нашем объединении/лагере? (Поставь оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – очень нравится)
2. Что бы ты хотел добавить в наш план мероприятий? Предложи одно конкретное дело, которое тебе действительно интересно.
3. Как ты считаешь, хватает ли тебе возможности проявить себя, свои идеи и таланты?
- да, много возможностей
- иногда, но хотелось бы больше
- нет, мои идеи почти не учитываются
4. Если бы тебе предложили стать соорганизатором одного мероприятия, какую роль ты бы выбрал?
- придумывать идеи и сценарий
- быть ведущим или актером
- помогать с оформлением и дизайном
- организовывать команду, объяснять правила
- я не хочу быть организатором
5. Что тебе обычно мешает активно участвовать в мероприятиях? (Выбери 1-2 варианта)
- стесняюсь или не уверен в себе
- мероприятия кажутся скучными или неинтересными
- нет подходящей компании
- предпочитаю делать что-то одно, а не участвовать в общем деле
- ничто не мешает, я активен
6. Какие твои сильные стороны или увлечения могли бы быть полезны для нашего коллектива? (Например, ты хорошо рисуешь, фотографируешь, придумываешь игры, знаешь много интересных фактов и т.д.)
7. Как мы можем помочь тебе реализовать твои интересы здесь и сейчас?
8. Что для тебя важнее в мероприятии?
- интересное содержание и новая информация
- веселая и дружеская атмосфера
- результат, победа, признание
- возможность пообщаться с друзьями
9. Хотел(а) бы ты участвовать в создании какого-либо проекта (например, стенгазеты, видео-канала, театральной постановки, школьного радио) вместе с другими ребятами?
- да, очень!
- возможно, если тема будет интересной
- нет, не хотел(а) бы
10. Твое пожелание или совет для нашего коллектива на будущее.
Выводы (анализ результатов диагностики)
Уровень удовлетворенности: большинство респондентов оценивают текущую организацию досуга на общую удовлетворенность при наличии зон для роста или необходимость серьезных изменений.
Запрос на новые форматы: в ответах на вопрос 2 четко прослеживается запрос на больше проектной деятельности, тематические квесты, мастер-классы". Данные направления являются приоритетными для планирования.
Потенциал для вовлечения: выявлена группа детей, готовых к организаторской деятельности (вопрос 4). Их ролевые предпочтения распределились следующим образом: указать, какие роли лидируют. Это позволяет сформировать актив и распределить зоны ответственности.
Барьеры участия: основными препятствиями для активности являются указать лидирующие ответы из вопроса 5, например: "стеснение" и "отсутствие интересной компании". Это требует внедрения игр на сплочение и создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Ресурсы коллектива: дети обладают значительным скрытым потенциалом (вопрос 6), таким как перечислить самые частые способности. Рекомендуется создать "Банк талантов" и активно привлекать этих ребят к подготовке мероприятий.
Социальный аспект: ответы на вопрос 8 показывают, что ключевым мотиватором для детей является указать лидирующий вариант, например: "веселая и дружеская атмосфера", что подтверждает необходимость уделять больше внимания формированию комфортной психологической среды, а не только содержательной наполненности мероприятий.
Диагностика для родителей № 3.
Метод диагностики: Анкетирование
Название: «Увлечения Вашего ребенка: взгляд родителей»
Цель: изучить интересы и склонности ребенка в досуговой деятельности с точки зрения родителей, выявить их ожидания от работы учреждения, а также определить готовность семьи к совместному участию в мероприятиях для эффективного планирования работы и укрепления сотрудничества.
Вопросы:
1. Какие увлечения и интересы есть у Вашего ребенка? Чем он любит заниматься в свободное время?
2. Посещает ли ребенок кружки, секции или факультативы? Если да, то какие и где?
3. Какие способности и таланты, на Ваш взгляд, есть у Вашего ребенка? (Например, творческие, спортивные, интеллектуальные, лидерские)
4. В какой форме проведения досуга в нашем учреждении Ваш ребенок участвовал бы с наибольшим удовольствием? (Выберите 1-2 варианта)
- творческие мастер-классы и студии
- спортивные мероприятия и секции
- интеллектуальные игры, викторины
- театральные постановки
- туристические и краеведческие походы
- социальные проекты, волонтерство
- техническое творчество (робототехника, программирование)
5. Какие качества характера Вашего ребенка, по Вашему мнению, важно развивать в ходе совместных мероприятий? (Например, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, инициативность)
6. Какая помощь от нашего учреждения была бы для Вас наиболее ценна в организации досуга и развития Вашего ребенка?
7. Какие темы родительских собраний или мастер-классов для родителей Вам были бы интересны? (Например, «Как поддержать мотивацию ребенка», «Разрешение конфликтных ситуаций»)
8. Готовы ли Вы принять личное участие в мероприятиях нашего учреждения? (Выберите вариант)
- да, с удовольствием (как помощник, участник, эксперт)
- возможно, в качестве зрителя
- затрудняюсь ответить
- нет, не готов(а)
9. Что, по Вашему мнению, могло бы повысить интерес Вашего ребенка к мероприятиям в нашем учреждении?
10. Ваши пожелания и предложения по организации работы нашего учреждения.
Выводы (анализ результатов диагностики)
Структура интересов детей: у большинства детей, по оценке родителей, преобладают «активные и спортивные увлечения» или «творческие занятия». При этом наблюдается, «слабая представленность технических интересов» или «гармоничное сочетание разных направлений».
Занятость вне учреждения: процент детей уже заняты в системе дополнительного образования, посещая. Это свидетельствует о «высокой активности семей» или «необходимости предлагать уникальные форматы, не дублирующие внешние занятия».
Запрос на развитие качеств: родители выделяют приоритетными для развития у детей такие качества, как: «ответственность», «умение работать в команде», «инициативность». Данный запрос требует интеграции в мероприятия программ тренингового и проектного характера.
Ожидания от учреждения: наибольший интерес родители проявляют к мероприятиям в форматах. Также выявлен запрос на «консультативную помощь в выборе направления развития ребенка».
Потенциал родительского участия: около 50% родителей выразили готовность к активному участию (вопрос 8), что является ценным ресурсом для организации семейных мероприятий и привлечения экспертов из числа родителей.
Рекомендации:
Разработать цикл мероприятий, направленных на развитие качеств, актуальных для родителей.
Активнее привлекать родителей-профессионалов в качестве экспертов на мастер-классы.
Учесть пожелания по тематике родительских собраний (вопрос 7) при планировании просветительской работы.
Создать гибкую систему мероприятий, учитывающую высокую занятость детей в других секциях.
Предварительный просмотр:
План беседы с родителями на тему:
«Создаем воспоминания вместе: о важности совместного досуга»
Цель: обратить внимание родителей на важность совместного досуга для развития ребёнка, укрепления семейных отношений и формирования позитивных воспоминаний. Способствовать повышению их активности в организации совместных мероприятий и поддержке инициатив в сфере семейного досуга.
Задачи:
- Обосновать роль совместного досуга в гармоничном развитии ребенка.
- Познакомить родителей со способами организации интересных и полезных совместных мероприятий.
- Вызвать у родителей желание активнее участвовать в совместных досуговых инициативах.
- Обсудить возможные формы семейных мероприятий, которые можно проводить дома и вне дома.
Аудитория: Родители (законные представители) воспитанников.
Форма: родительское собрание, встреча за чашкой чая или интерактивная гостиная — формат неформального общения, способствующий созданию доверительной атмосферы и активному взаимодействию.
Время: 25-35 минут.
Ход беседы
5 мин Приветствие и вводная часть
Добро пожаловать, краткое пояснение цели встречи. Создание комфортной атмосферы, представление темы беседы.
5 мин Обоснование актуальности темы
Раскрыть важность совместного досуга для укрепления семейных связей и развития ребенка. Кратко рассказать об исследованиях/статистике по теме.
7 мин Обсуждение роли досуга
Задайте вопросы: «Почему для вас важно проводить время вместе с детьми?», «Какие совместные мероприятия запомнились вам больше всего?». Ведите диалог, делая акцент на эмоциональных аспектах.
8 мин Практическая часть — идеи и рекомендации
Предложите примерные виды совместных досуговых мероприятий (прогулки, творческие проекты, спортивные игры, чтение вслух, совместное приготовление пищи и т. д.). Обсудите способы организации и адаптации к возможностям семьи.
4 мин Обсуждение препятствий и поиск решений
Вопросы: «Что мешает вам проводить совместный досуг?», «Какие ресурсы для этого у вас есть?». Совместный поиск решений и вдохновляющих идей.
3 мин Заключение и мотивация
Подчеркнуть, что совместный досуг — это инвестиция в будущее и счастливое детство. Вручить небольшие памятки со списком идей. Предложить организовывать совместные семейные мероприятия и делиться опытом.
2–3 мин Ответы на вопросы и завершение
Ответить на возникшие вопросы, поблагодарить за участие и выразить желание поддерживать инициативы.
Предварительный просмотр:
5 методик диагностирования интересов детей и их родителей в области досуговой деятельности с целью планирования досуговых мероприятий в условиях летнего оздоровления детей в лагере
1. Опросники и анкеты: создание анкет для детей и родителей с вопросами о предпочтениях в досуговых мероприятиях, любимых играх, видах спорта и творческих увлечениях.
2. Метод «Мозговой штурм»: проведение совместной сессии с детьми и родителями, где они могут предлагать идеи для досуговых мероприятий. Это инициирует активное участие и выявляет интересы участников.
3. Наблюдение за игровой деятельностью детей в неформальной обстановке, что позволяет увидеть их естественные предпочтения и интересы в действии.
4. Индивидуальные беседы: проведение индивидуальных бесед с детьми и их родителями для более глубокого обсуждения их интересов и ожиданий от лагеря.
5. Групповые обсуждения: организация групповых дискуссий с детьми, где они могут делиться своими желаниями о досуге, обсуждать, какие мероприятия им интересны и почему.
Предварительный просмотр:
План разработки консультации для
родителей (законных представителей) учащихся
Дата проведения | 02.09.2024 |
Тема консультации для родителей (законных представителей) | «Творчество и развитие через искусство: вместе создаём уникальные произведения» |
Проблема | Недостаточная информированность родителей о методах и возможностях развития художественных навыков у детей, а также о важности творческой деятельности для полноценного развития личности. |
Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся | Повысить уровень знаний родителей о значимости изобразительного искусства в развитии ребёнка, познакомить их с простыми техниками творчества, способствовать вовлечению семей в художественную деятельность. |
Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся | Познакомить родителей с основами изобразительного искусства и его ролью в развитии ребенка. Представить простые и доступные техники рисования и творчества, которые можно реализовать дома. Стимулировать активное участие родителей и детей в творческих проектах. Предложить идеи для совместных семейных арт-занятий и развивать творческое мышление у детей. |
Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | Инвентарь: листы бумаги, альбомы для рисования, карандаши, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, ватные тампоны, материалы для аппликации (нитки, цветная бумага, клей). Оборудование: проектор, экран, музыкальное сопровождение (при необходимости). Расходные материалы: салфетки, салфетки для краски, салфетки для рук. |
Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность родителей (законных представителей) учащихся | Время |
I | Подготовительный этап | ||
Приветствие, знакомство, краткое введение в тему. Объяснение целей встречи. Рассказывает о роли изобразительного искусства в развитии ребенка, о важности совместного творчества. Демонстрация простых техник рисования (например, оттисков, аппликаций, смешанных техник). Объяснение правил организации домашней творческой деятельности, советы по уборке и безопасной работе с материалами. | Внимательно слушают, проявляют интерес. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Рассматривают примеры техник и материалов, задают вопросы. Воспринимают информацию, записывают основные моменты. | 10 минут | |
II | Основной этап | ||
Демонстрация мастер-класса по созданию совместного семейного проекта (например, коллективной аппликации или рисунка на тему «Моя семья»). Обсуждение того, как можно использовать подручные материалы дома для развития художественных навыков. Обратная связь, ответы на вопросы, рекомендации по дальнейшему развитию творческого потенциала ребёнка. | Участвуют в выполнении задания, создают свои небольшие работы. Предлагают идеи, делятся опытом, рассказывают о своих предпочтениях и предпочтениях ребёнка. Задают вопросы, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями. | 25 минут | |
III | Заключительный этап | ||
Заканчивает собрание, прощается с родителями | Прощаются и благодарят педагога за собрание. | 10 минут | |
Итог:
Консультация способствует повышению уровня информированности родителей о способах развития ребёнка через изобразительное искусство, вдохновляет на совместное творческое взаимодействие и формирует позитивное отношение к художественной деятельности в домашних условиях.
