Викторина "Химия и ..."
методическая разработка по теме

Черепанова Лариса Николаевна

Межпредметная связь с биологией, географией, историей, литературой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Химия и …»

            Цель: заинтересовать обучающихся предметом, научить быстро «переключаться» с одного предмета на другой, формировать целостную картину восприятия окружающегося мира.

          Оформление: газеты, выпушенные группами, плакаты с высказываниями: «Медик без довольного познания химии, совершенен быть не может» (М. В. Ломоносов), «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области» (А. Е. Арбузов), «Объяснить значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин), «Какой только области механических искусств не нужны знание химии» (Д.Дидро).

Ход викторины

Учитель: Сегодня мы собирались для того, что бы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и, в конце концов, просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым остроумным.

                А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знание химии, биологии, географии и т.д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).

(Учитель представляет жюри, «хранителя времени»).

Предлагает всем отправиться в долгое путешествие по стране, которую называют химией. Химия – одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни физики, ни биологи, ни строители, ни создатели новых машин. В добрый путь, дорогие друзья!

Конкурс капитанов

   Открытие периодического закона положило начало развитию многочисленных наук, смежных с химией. Назовите эти науки. Можно пофантазировать – вряд ли ошибетесь.

   Капитан, который последним закончит игру, выигрывает и получает 3 балла, остальные – по одному баллу.   (ответы: агрохимия, геохимия, коллоидная химия, космохимия, кристаллохимия, лесохимия, механохимия, нефтехимия, термохимия, фармацевтическая химия, физическая химия, фотохимия, химическая кинетика, химическая технология, химия полимеров, химия природных соединений, электрохимия).

   Следующие конкурсы проходят одинаково. Представители команд берут конверты с вопросами, садятся за стол. По звонку «хранителя времени» команды открывают конверты. Время на подготовку ответа – 3 минуты. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«Химия и география»

  1. Перечислите элементы, названные в честь страны. (Германий, франций, полоний, рутений, галлий).
  2. В названиях, каких элементов можно прочитать название рек? (Радион, нильсборий, индий, полоний).
  3. Название, какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением названия земной коры? (Земная кора – литосфера, от греч. Lithos – камень, название лития происходит от того же слова).
  4. Заменив одну букву в названии элемента, получите: а) название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор);

б) название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией (уран- Урал).

   Пока команды готовятся, проводится викторина для болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Вопросы болельщикам:

1.Названия каких элементов произошли от названий столиц европейских государств? (Гольмий – от лат. названия Стокгольма, лютеций и германий – от древних названий Парижа и Копенгагена)

2. Название какого полуострова звучит в названии элемента?

(Скандий – Скандинавский полуостров)

3. Имя какой шведской деревушки дало название четырем химическим элементам? (От названия местечка Иттербю (Швеция) произошли название иттрия, тербия, эрбия, иттербия)

4. Перечислите названия химических элементов, одинаковые с названием городов бывшего СССР ( Никель, Марганец, Бор)

«Химия и русский язык»

Вопросы командам:

1.Придумайте не менее трех синонимов название «поваренная соль» (хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль)

2.Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов (моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, бор)

3.В названия каких элементов входят:

а) местоимение (неон, криптон, мышьяк);

б) частица (неон); в) глагол (бериллий, селен)

Ответы команд сопровождаются дополнительными интересной информацией. Например, после перечисления синонимов можно сообщить обучающимся, что поваренную соль некогда считали главной солью Земли, поскольку без неё портятся продукты. Согласно Евангелию, Иисус Христос называл соль земли своих учеников – проповедников. С тех пор там именуют самых деятельных членов общества.

Игра со зрителями. 1.  Добавьте буквы в начале или в конце лова так, чтобы получилось название химического элемента

 

Бар – барий                      тина – платина                        лото – золото

Ром – бром, хром             маг – магний                           род – водород, кислород,

Желе – железо                  полон – полоний                    углерод.

Ель – никель                     ребро – серебро

Крем – кремний               три – иттрий, натрий

«Химия и литература»

Учитель: В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют лексическое достояние языка. Русский филолог Я. К. Грот писал: «Язык, которых сверх своего наличного словарного запаса не имел бы прибережённой денежки и кое – каких редких моментов, был бы бедный язык».

Вопросы командам: 1. Как следует понимать выражение: «золотая молодежь», «золотая середина» (прожигающая жизнь, оптимальное решение, лишенное риска)

2. В произведениях какого писателя – фантаста содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения? (Ж. Верн)

3. Какие поговорки и пословицы включают название химических элементов, веществ? На одном примере поясните, почему используется именно это название. («Слово – серебро, молчание – золото», «В народе без железа, что при обеде без соли»)

4. Вспомните как можно больше строк из стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова со словом «золото»

Игра со зрителями. Назовите авторов строк:

«Я помню время золотое…» (Ф.И.Тютчев)

«Я не знаю, что будет со мною…

Может в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь» (С.Есенин)

«Поэзия – та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды» (В. Маяковский)

«Трава молодая – степной малахит…» (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее

Лежат поля из алюминия…» (А. Вознесенский)

«Химия и биология»

1. Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела).

2. Назовите не менее семи элементов, которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? ( углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо и др. входят в состав жизненных необходимых веществ).

3. Какие вещества и как используют в медицине? (Перманганат калия (марганцовка) используют для дезинфекции, пероксид водорода – как  кровеостанавливающее средство, нитрат серебра – ляпис противомикробное и приживающее средство, раствор хлорида натрия – физиологический раствор вводят в организм человека при большой потере крови, гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используют при повышенной кислотности желудочного сока),

4. Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы, врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают пить больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих веществ входят небольшие дозы солей – бромидов натрия, калия).

Вопросы болельщикам:

1.Недостаток какого элементы в организме приводит к кариесу зубок? (Фтора)

2. В какой капусте содержится много йода? (В морской водоросли ламинарии около 3% йода).

3. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная кислота)

4. Название какого элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот)

5. Сколько химических реакций может происходить одновременно в одной клетке человеческого организма? (Около 2,000 реакций)

6. В названиях каких элементов звучат названия животных? (Мышьяк, менделевий, цирконий, вольфрам).

«Химия и история»

Вопросы командам:

  1. Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно – кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами).
  2. Назовите вещества, с которыми связаны какие – либо исторические события на Руси. (Соляной и медный бунты, 17В).
  3. Известно, что ввод в действии римского водопровода послужил причинной распространения отравлений. Из чего были сделаны трубы? Что явилось причиной болезни? (Из свинца, причина – отравление ионами свинца).
  4. Какие элементы названы в честь героев древней мифологии? (Титан, прометий, тантал, названы по именам героев греческой мифологии, ниобий – по имени Ниобеи – дочери Тантала, торий – по имени божества скандинавской мифологии Тора).

«Зашифрованное письмо»

   В последнем участвуют команды в полном составе. За 2 минуты они должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. Команды записывают их на бумаге и передают жюри.

   Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Это открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника – просто чудо: утром – лето на Кипре, днем – осень в Париже. Здесь чудная золотая осень. Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду не дождусь встречи с тобой. До свидания.

   P.S Купила себе новый костюм цвета индиго, очень красивый отливает серебром».

(Европий, технеций, медь (от латинского названия острова Кипра), лютеций золото, гелий (от греческого – солнечный), радий (от латинского – луч), тантал, рутений, неон (от греческого – новый), индий, серебро)

   Во время подготовки команд жюри подводит итоги. Затем называет команду, одержавшую победу в викторине. По результатам игры жюри выбирает и награждает победителей в номинациях: «Лучший поэт», «Знаток биологии (литературы и т.д.), «Самый активный болельщик».