выступление на ШМО " Методы, приёмы, компетенции"
статья на тему

Бондаренко Елена Викторовна

 

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

    Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_shmo.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

Выступление на ШМО

на тему: « Методы, приёмы, компетенции»

Выполнила учитель

английского языка

II квалификационной

категории

Бондаренко Е.В.

Декабрь 2011год.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

    Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

  1.   технологий;

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  1. процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;
  2. совокупность приемов, методов;
  3. проектирование и организация процесса обучения;
  4. наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

                   обобщенные педагогические технологии

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод).
  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  6. Метод программированных исследований (программированный метод).

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  1. все формы учебного диалога;
  2. доклады и сообщения;
  3. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  4. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  5. обсуждения, дискуссии, диспуты;
  6. упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  7. выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  1. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  2. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  3. телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;

Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:

  1. фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его систематического использования). В условиях некомпетентностного обучения урок, как правило, начинается с опроса, проводимого в фронтально-индивидуальной форме («пинг-понг»), когда за 3-5 минут удается получить ответ на 5-10 вопросов, носящих репродуктивный характер. Вместо этого рекомендуется, сохранив примерно те же временные рамки опроса, сократить число задаваемых вопросов до 2-4, введя в них элементы проблемности. Задав вопрос, учитель отводит 1—2 минуты на обсуждение ответа в парах (а если в классе сформировались работоспособные группы, то и в группах). За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса;
  2. индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, задание типа «Головоломка». Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты
    информации в один целостный пазл (головоломку). Лишь после этого задание может быть выполнено. Еще один вариант пазла — каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общеклассного проекта, из этих фрагментов должна сложится целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.

Методы, и приемы в рамках групповой работы:

  1. самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, например задание типа «Пазл» (головоломка));
  2. лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами самостоятельного группового планирования — в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания — в конце);
  3. групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);

Метод проектов

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

  1. умение формировать и отстаивать свою позицию;
  2. ораторское мастерство и умение вести диалог;
  3. командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  1.   развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  2.   развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  3.   формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  4.   формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  5.   формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Кейс- метод

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  1.   закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  2.   отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  3.   отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
  4.   экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку

Методы, приёмы и формы развития личностных  УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.                               ...

Методы, приёмы и формы развития коммуникативных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.

Методы, приёмы и формы развития коммуникативных  УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.                             ...

Выступление на тему «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»

Выступление на тему «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»...

Чередование коммуникативного метода и метода грамматической компетенции в преподавания английского языка

Предлагаю Вашему вниманию собственную статью, в которой рассказывается о двух наиболее актуальных, но абсолютно разных методах преподавания английского языка. В статье оба подхода охарактеризованы с р...

Методичка: ПРИЁМЫ СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧАЩИХСЯ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ

Методические рекомендации для педагогов художественно-эстетического цикла...

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»...