Статья Межвозрастное взаимодействие обучающихся в исследовательком сообществе гимназии: необходимость и проблемы.
статья по теме

Носкова Ирина Анатольевна

Содержание статьи отражает некоторые аспекты построения модели создания и взаимодействия разновозрастного научного общества обучающихся. Автор попытался раскрыть мысль о том, что НО- это нетолько объединение чисто формальное в школе. Это в первую очередь сообщество ребят, в котором формируются общечеловеческие принципы и социальные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_konferencii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Межвозрастное взаимодействие обучающихся в исследовательком сообществе гимназии: необходимость и проблемы.

И.А.Носкова, заместитель директора по НМР, учитель физики гимназии № 15

 г. Волгограда

         В многообразии человеческих отношений мы постоянно сталкиваемся с фактами взаимоотношений между людьми разного возраста: семья, производственный, научный и учебный коллектив, неофициальная сфера общения и т.д. Многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребёнка [1].

         Реализация обучающимися своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависят от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребёнка в деятельность разновозрастных групп. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, со взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта, этот опыт оказывает определённое влияние на формирование отношений старшеклассников с людьми, а отношения в ранней юности во многом определяют отношения и в будущей их жизни.

          Важность вовлечения учащихся во межвозрастное взаимодействие в детском объединении определяется сегодняшней социальной ситуацией эмоциональной изолированности и незащищенности личности ребёнка, недостаточной удовлетворённостью естественной потребности детей в эмоционально-комфортном общении, со старшими и младшими.

           Важность постоянного общения детей разного возраста, воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого. А также современных педагогов И.С.Кон, Л.И. Новиковой  и др.  в связи с тем, что взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Видный советский психолог Ананьев Б.Г. придавал большое значение межвозрастным связям, видя в них способ взаимодействия поколений. Он указывал на большие возможности межвозрастного взаимодействия с точки зрения развития личности человека, считая, что в структуре любого коллектива должно быть определённое соответствие молодых и старых работников « для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта» [1].

          В.А. Сухомлинский подчеркивал, что организация отношений между учениками разного возраста должна охваты вать основные направления идейно-воспитательной работы в школе. Наиболее длительными и прочными он считал интеллектуальные взаимоотношения, которые складываются в результате руководства предметными кружками старшими учащимся и благодаря которым формируется познавательная активность учащихся [4].

           Целью данной статьи является раскрытие возможностей исследовательского общества обучающихся для духовно-нравственного обогащения учащихся всех возрастов.

           Она может быть реализована  через решение следующих задач:

- определить вероятностные сложности и связанные с ними риски при работе с

  разновозрастным коллективом обучающихся;

- показать возможности секционного исследовательского общества учащихся

  (рассматривается система работы малого исследовательского общества учебн-

  ых дисциплин естественнонаучного цикла) для формирования общественных,  

  духовно-нравственных ценностей у ребят.

          При разработке модели малого исследовательского общества обучающихся (далее – МИО) учитывались вначале  «осторожности» и «риски» формирования разновозрастного коллектива обучающихся. Одной из основных причин опасений являлась, выделяемая психологами опасность возникновения «негативного» стиля отношений между детьми разного возраста, которая  может выражаться с «позиции силы» со стороны старших; страхе и покорности со стороны младших. Для предупреждения и преодоления таких отношений необходимо грамотное педагогическое руководство и соответствующая организация совместной деятельности старших и младших.

         Поэтому, созданию МИО предшествовала серьёзная подготовительная работа с педагогами методического объединения. Каждый учитель в отдельности понимал, что вести исследовательскую деятельность в рамках инновационного образовательного учреждения просто жизненно необходимо. Но вести исследования с учеником в интеграции с другими детьми более эффективно и более социально значимо по причинам вышеописанным. Таким образом, были обозначены направления  локального (в рамках одного методического объединения) педагогического эксперимента с целью выявить условия эффективного формирования межвозрастного исследовательского общества обучающихся, тяготеющих к дисциплинам естественнонаучного плана.

           Далее выстраивалось  наблюдение за обучающимися – «кандидатами» в общество: их способности к взаимообщению; проявлению толерантности в диалоге со сверстниками; способности адекватно реагировать на критику; способности помочь и принимать решение. При этом учителя строго руководствовались принципом «добровольности и необязательности участия». Важно было помнить, что учитель может только предложить принять участие в том или ином мероприятии. А ученик решает сам, насколько это ему интересно. Условие «необязательности»  превращает самые обыденные школьные дела в праздник и радостное событие. Это помогло сформировать творческую группу старшеклассников, объединённой одной целью – нести знание, самореализовываться и самосовершенствоваться.

         На следующем этапе формирования МИО творческая группа начала активное распространение своего воздействия сначала в рамках предметного декадника: выпуск стенгазет, проведение  экологических викторин и конкурсов, физическких КВНов и другое. При этом использовался принцип «сотворчества». Он является ключевым для создания межвозрастного общения и объединения учащихся. Создание любой творческой работы от рисунка до собственного научного исследования требует внимания и поддержки взрослых для ребёнка любого возраста. Работа над творческим проектом ценна именно тем, что в итоге формируется команда соавторов и единомышленников. Опыт работы в команде с опытным наставником самоценен для развития ребёнка сам по себе, независимо от получаемого в работе результата.

        В большинстве образовательных учреждений первая ступень образования несколько «удалена» от второй и третьей: отдельные праздники, сферы деятельности и зоны общения. Это не позволяет осуществлять полномасштабное разновозрастное взаимодействие обучающихся. Учитывая эту закономерность на втором этапе формирования МИО ребята (консультанты и активисты) привлекли к оформлению декадников и учеников начальной школы, чем вызвали позитивную волну не только среди ребят, но и учителей. Эта форма деятельности творческой группы учащихся решала основную педагогическую задачу – формирование ценностно-рефлексивной компетенции у всех участников взаимодействия. Если для первоклассника непосильны задачи собственного научного исследования, то есть другие формы развития его творческой активности и реализации его успешности, формирования компетенции его личностного самосовершенствования.

          На заключительном этапе формирования МИО организовалась группа ребят, связанных и дружескими и целевыми установками. Отрадно было констатировать тот факт, что в это объединение влились и обучающиеся третикласники, вначале один, а затем их стало двое. Ещё более позитивный момент деятельности был тот, что появилась поддержка и желание родителей «малышей» в такого рода межвозрастном сотрудничестве.

         Теперь уже на различного рода «взрослых» конференциях, чтениях выступают, правда пока робко, и наши «малыши». Но создавать для них отдельное научное общество – не имеет смысла. Ценно приобретённое единое, хотя и локальное, исследовательское пространство, в котором на межвозрастном взаимодействии выстроена модель гармонично сочетающая традиционные и альтернативные формы исследовательской деятельности.

         Педагоги не останавливаются на достигнутом положительном эффекте своего педагогического эксперимента. Продолжается отработка диагностического инструментария, позволяющего судить о получении качественно новых результатов, способствующих индивидуальному развитию ребёнка в рамках разновозрастной исследовательской группы; позволяющего исследовать влияние форм взаимодействия обучающихся на научном поприще на мотивы образовательной деятельности в целом, на  их познавательную активность, представление об успешности.

          Таким образом, в отличие от одновозрастного коллектива, который «...всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста», разновозрастный первичный коллектив, напоминающий семью», «... будет самым выгодным в воспитательном отношении». «Воспитание заключается в том, — подчеркивал А.С. Макаренко, — что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Весьма существенным является его замечание о том, что создание первичных разновозрастных коллективов целесообразно лишь в тех учреждениях, где есть хо рошо организованный коллектив и создан правильный дисциплинированный тон (2).

           Следовательно, управление индивидуальным развитием ребенка в условиях взаимодействиия его  в разновозрастной группе, объединённой единой исследовательской целью проходит через создание многообразных условий для реализации творческих и научных потребностей в школьной жизни ребенка и педагога.

             Поле выбора формы творческой  деятельности в образовательном пространстве гимназии должно быть построено избыточно, чтобы ребенок и его учитель могли реализовать выбор с учетом личностной проблематики участников образовательного процесса, сориентированных на достижение успешности.

            Акценты в воспитательном и образовательном процессе должны быть  сделаны на социальную, научную значимость деятельности ребенка, с тем, чтобы стимулировать формирование ценностно-рефлексивной компетенции учащихся.

            Таким образом, гимназия  должна стать единым домом для нескольких сотен детей от самых маленьких до, практически уже взрослых людей. В котором, ориентиром для подражания младшим школьникам служили бы старшеклассники. Поддержка, внимание и забота старшего школьного товарища нередко оказываются более значимыми, чем любая педагогическая работа взрослых. Это – факт. И необходимо его использовать для духовного обогащения наших ребят. Для этого в нашем исследовательском сообществе создаются условия и всячески поддерживаются  любые начинания, в которых старшеклассники могли бы почувствовать себя наставниками, а «малыши» приобрести положительный опыт взаимодействия.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - ЛГУ, 1968.
  2. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. - Т.5.
  3. Дымов Е.И.Психолого - педагогические аспекты межвозрастного взаимодействия.
  4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: “Молодая гвардия”, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в школе-дань моде или необходимость"

Размышления о необходимости рационального использования ресурсов в образовании...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений учащихся.

Работа направлена на использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия...

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы...

Статья: "Продуктивное взаимодействие педагога, обучающихся, родителей\законных представителей - основа качественного выполнения государственного образовательного стандарта по географии"

Наш сегодняшний мир за последние десятилетия приобрел совершенно новый вид: VUCA-нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность, глобальная проблема образования: знания устаревают раньше...

Статья "Диссеминация опыта педагога через сетевые сообщества"

Понятие "сетевого сообщества", его функции, характеристика некоторых сетевых сообществ педагогов, пример личного участия в сетевых сообществах....