Дружба народов России в произведениях искусства
методическая разработка по теме

Тананко Надежда Викторовна

Разработка урока по курсу ОРКСЭ в рамках темы "Духовные традиции многонационального народа России". Форма: урок-экскурсия.  Ребята совершают "путешествие" по столицам разных республик России, где знакомятся с памятниками, посвящёнными Дружбе народов. 

Цель урока: показать, что дружба - одна из самых древних и прекрасных традиций народов России, обединяющая их в большую и дружную многонациональную семью.

Домашнее задание - детские проекты памятника Дружбы народов.

К уроку прилагается презентация. Данный материал можно использовать на уроках искусства, МХК, истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА  РОССИИ

Тема занятия: «Дружба народов России в произведениях искусства»

Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ»  -  единый многонациональный  народ нашей общей родины – России.

Задачи:

Обучающие:

  1. знакомство учащихся с многовековой традицией дружбы народов России и произведениями искусства, увековечивающими эти традиции
  2. Создание собственных проектов памятников «Дружба народов»

Развивающие:

  1. Развитие у учащихся навыков экскурсовода, умения грамотно выражать свои мысли, излагать материал, выступать перед слушателями
  2. Развитие  исследовательских навыков и творческого мышления

Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации
  2. Воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Форма занятия: комбинированный урок, сочетающий форму заочной экскурсии с проектной деятельностью учащихся.

Опережающее задание: 

  1. Из числа учащихся учитель выбирает 7 экскурсоводов и раздаёт им краткую информацию о памятниках дружбы народов (текст экскурсий разработан с учётом возрастных особенностей: он имеет небольшой объем и изложен языком, понятным учащимся 4 класса, вместе с тем он выполняет обучающие функции – с помощью кратких экскурсий учащиеся получают новые знания)
  2. учащимся даётся задание принести на урок простые и цветные карандаши, ластики, альбомы (или чертёжные листы) для разработки проектов

Техническое оснащение урока: для проведения урока понадобится компьютер, мультимедийный проектор, экран.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.

Использованная литература: 

урок составлен по материалам интернет-сайтов:

http://www.aton-aton.ru

http://daov.clan.su

http://webmaikop.ru

http://ssam.narod.ru

www.suvenirograd.ru

http://www.vchechne.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.weddingpedia.ru

http://www.koolinar.ru

http://foretime.ru

http://www.mosgid.ru

http://www.stihi.ru

http://www.ivanok.ru

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

Слайд 1. Карта Российской Федерации

Учитель читает стихотворение Татьяны Боковой «Необъятная страна»

Необъятная страна.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

        Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

- Ребята, а какой язык в России является самым распространённым? (русский)

Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции.

        Согласно статье 5 Конституции, Российская Федерация состоит из субъектов, среди которых 21 республика, 48 областей, 7 краёв, 1 автономная область, 9 автономных округов. Все Республики, входящие в состав России имеют равные права и могут устанавливать свои государственные языки. Так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

        Россия является светским государством, но в ней проживают люди разных вероисповеданий. В России представлены христианство, ислам, буддизм, иудаизм, язычество и другие религии. 80% верующего населения России считают себя православными христианами.

        Вот теперь мы видим с вами, ребята, насколько разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне».  А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много. Но сегодня на уроке мы поговорим с вами только об одной – самой доброй и прекрасной традиции – о  ДРУЖБЕ НАРОДОВ РОССИИ.

Слайд 2. Тема урока: «Духовная традиция дружбы народов России в произведениях искусства»

        Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила когда-то написала прекрасное стихотворение, в котором есть такие замечательные строки:  

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

- Ребята, как вы думаете, какую главную мысль поэтесса выразила  этих строчках? (ответы детей)

        Правильно ребята, Наталья Львовна сказала нам о том, что Родина у нас одна, и все мы – её дети.  Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа. Мы с вами узнали, что в состав Российской Федерации входит 21 республика! В каждой республике сохранились свои национальные традиции, свой язык, своя религия, своя культура, а главное – в каждой республике сохранилась традиция дружбы народов.

- Скажите, ребята, а как мы можем узнать об этой замечательной традиции, о том, что люди разных национальностей нашей страны всегда дружили, помогали и поддерживали друг друга в беде, делились радостью и успехами? (ответы детей)

        Правильно, мы можем узнать об этом из рассказов старших, наших родителей, бабушек и дедушек, из школьных уроков и, конечно же, из произведений искусства: литературы, архитектуры, живописи и скульптуры, ведь произведения искусства всегда отражают самые важные события и явления нашей жизни, являются материальным воплощением культуры народа.

        Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым республикам нашей родины и посмотреть произведения искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе. В каждой большой и маленькой республике есть памятники, посвященные дружбе народов. Конечно, мы с вами не имеем возможности посмотреть все, но мы побываем сегодня в 6 республиках и, конечно, в столице нашей родине Москве. В каждой республике нас будут встречать экскурсоводы, которыми станут сегодня ребята нашего класса. Они уже готовы рассказать нам о самых знаменитых памятниках Дружбы народов. Давайте проложим маршрут.

Слайд 3. Наш маршрут.

        Мы отправимся в путешествие из столицы нашей родины – Москвы. Вот города и республики, которые мы с вами:

г. Майкоп – столица республики Адыгея

г. Владикавказ – столица республики Северная Осетия – Алания

г. Грозный – столица Чеченской республики

г. Уфа – столица Республики Башкортостан

г. Ижевск – столица Удмуртской Республики

г. Саранск – столица Республики Мордовия

г. Москва – столица Российской Федерации

Слайд 7.  (регулируется нажатием мыши)

Слайд 4. 

Рассказ экскурсовода:

        Монумент «Дружба»   стал своеобразным символом Майкопа. Этот величественный памятник сооружен в честь 400-летия присоединения  Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись на постаменте гласит: «Навеки с Россией». Воздвигнут памятник в 1968 году. Егоавторы – известный  скульптор и художник Матвей Генрихович Манизер и его сын Гуго Матвеевич Манизер.

        В XIII в. турецкие султаны и крымские ханы разрушали и опустошали адыгейскую землю, уводя в плен людей. Адыгам грозило полное разорение и разрушение, и они обратились за помощью к русскому царю Ивану Горзному. С 1557 года адыги присоединились к России. Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка, и после крещения в Москве она стала царицей Марией. Так и стала с тех пор Адыгея навеки с Россией.

Учитель: ну что ж, ребята, продолжим путешествие по югу России. Из Майкопа мы переезжаем в г. Владикавказ – столицу Северной Осетии.

Слайд 5. 

Рассказ экскурсовода:

        Монумент «Дружба народов» установлен во Владикавказе на площади Воссоединения в 1982 году в честь 200-летия добровольного присоединения Осетии к России. Авторы памятника: скульпторы Ч. Дзаганов, С.Санакоев, художник М.Царикаев, архитектор А.Арапов. Монумент символизирует дружбу осетинского и русского народов: два побратима на конях едут навстречу счастливой судьбе.

        Документ о присоединении Осетии к России был подписан в 1774 году в крепости Моздок. Так Осетия вошла в состав Российской империи. В результате этого присоединения укреплялись дружественные отношения между осетинским и русским населением.

        В  2009 года в республике проходили праздничные мероприятия, посвященные 235-летию присоединения Осетии к России. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров в своём поздравлении сказал: «Независимая единая Осетия присоединилась к России. Это был добровольный, сознательный выбор нашего народа. Мы едины с Россией по духу, связаны с ней великой историей. Мы гордимся Россией и благодарны своему великому Отечеству за несгибаемое мужество, великодушие и гуманизм»

Учитель: Отправляемся дальше. На пути у нас Чеченская республика и её столица – город Грозный.

Слайд 6.

Рассказ экскурсовода:

        Памятник дружбы народов открыт в 1973 году. Это памятник трём героям Гражданской войны: русскому - Николаю Гикало, чеченцу - Асламбеку Шерипову и ингушу - Гапуру Ахриеву

        Николай Федорович Гикало  был командующим советскими вооруженными силами в городе Грозном, во время Гражданской войны  возглавлял вооруженную борьбу с белогвардейскими войсками Деникина.

        Асланбек Джемалдинович Шерипов - по национальности чеченец. Был командующим чеченской Красной Армией. После захвата Северного Кавказа белогвардейцами вместе с  Гикало создал вёл борьбу с деникинцами, был убит в бою.

        Гапур Саидович Ахриев  был членом Владикавказского совета, народным комиссаром национальной Терской республики,  участником Гражданской войны.

        Во время  Первой Чеченской войны этот памятник был взорван. Вновь восстановленный по проекту известного в республике скульптора Абдуллы Сулейманова он станет символом возрождения новой жизни в Чеченской Республике

Учитель: Вот мы и побывали с вами в республиках юга России, а теперь отправимся вглубь нашей необъятной Родины. На пути по нашему маршруту город Уфа – столица Башкирии.

Слайд 7.

Рассказ экскурсовода:

        Монумент Дружбы открыт в Уфе в 1965 г. Он посвящён 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству.  Две вертикальные стелы, скрепленные тремя кольцами из серого гранита символизируют единство России и Башкирии.

Слайд 8. 

        У основания памятник величаво сидят две женские фигуры - русская и башкирка. Их руки направлены на рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства. Они увенчивают этот рельеф  лавровыми венками. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: «1557 – 1957», «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». Авторы - скульпторы М.Ф.Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И.Кутырев, Г.И.Гаврилов.

        На памятнике есть еще три рельефа: на одном из них изображено крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих, радость их трудовой победы, ещё два рельефа  посвящены теме науки и культуры

Учитель: Ну что ж, ребята, мы покидаем Уфу и отправляемся дальше. Следующая остановка в городе Ижевске.

Слайд 9. 

Рассказ экскурсовода:

        Монумент «Дружба народов» является символом г. Ижевска и всей республики Удмуртии. Он был открыт в 1972 году и посвящён  400-летию вхождения Удмуртии в состав России. Авторы - архитектор  Р. Топуридзе и скульптор А.Н. Бурганов.  Высота монумента  46 метра. Два  огромных пилонах символизируют Удмуртию и Россию. Между ними расположилось множество позолоченных металлических рельефов, которые отражают этапы совместной истории братских народов: начало пути, созидательный труд, защиту Отечества, дружбу

Слайд 10

Замечательное стихотворение посвятил своей родине удмуртский поэт Флор Васильев:

В любой чащобе лишних нет деревьев,

И если даже вырубить кусты,

То и тогда леса лишатся древней,

Естественной и дивной красоты.

Как согревает чьё-нибудь участье,

Когда лихой беды наступит срок,

Так человек тогда бывает счастлив,

Когда он на земле не одинок.

Хватает в Волге широты и сини,

Но с Камою она ещё сильней.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей...

Учитель. Скажите, ребята, как вы понимаете первое четверостишие этого стихотворения? С чем сравнивает автор лес, его деревья и кусты? (ответы детей)

Правильно, лес – это наша Россия, а деревья и кусты – это её республики, края, области. Без кустов и деревьев лес лишится своей « древней естественной и дивной красоты», поэтому для России дорог каждый её уголок, каждая республика, каждый народ!

Ну, а мы покидаем прекрасную Удмуртию и отправляется в город  Саранск – столицу Мордовии.

Слайд 11. 

Рассказ экскурсовода:

        Аллея Дружбы была заложена в 1985 году в честь 500-летия добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства.  Памятник «Навеки с Россией» открыт в 1986 году в честь многовековой дружбы мордовского народа с другими народами страны. Авторы - скульптор И.Д. Бродский и архитектор И.А. Покровский. Памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы живём на одной земле, все мы братья и сестры. Женские образы были выбраны из-за того, что Россия и Мордовия женского рода, вот и получается, что они - две сестры. Колени обеих женщин согнуты. Это означает, что они равны, что идут они в ногу и несут в будущее процветание и хлеб. Дружба, поддержка и взаимопонимание – вот главная идея этого памятника

Учитель: Ну вот, ребята, мы совершили интересное путешествие по шести республикам нашей великой страны, и завершаем мы его в столице нашей родины – городе-герое Москве, где тоже сооружены замечательные памятники дружбы народов России.

Слайд 12.

Рассказ экскурсовода:

        Памятник был открыт в 1997 году дни празднования 850-летия Москвы. Это подарок Армении москвичам к празднику. Скульпторы: лауреаты Ленинской премии Фрид Согоян и Ваге Согоян.

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный  под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит в уютном скверике в самом центре Москвы.

        История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух народов

Замечательные слова посвятила России армянская поэтесса Кнарик Саркисовна Хартавакян

К РОССИИ

Не скажу величаво: «Россия!..»

Молвлю с кротостью нежною: «Русь».

Отзовёшься, ответишь, спроси я:

Как избыть твою давнюю грусть?

Ты сплотила народы, языки

Милосердием, речью своей.

О, язык твой, могучий, великий,
Святость духа и звоны церквей!..

Не напыщенно-выспренним слогом –

Я к тебе с вешней лаской прильну,
Припаду слёзно вылитым словом

И к берёзкам твоим, и ко льну...

К василёчкам во ржи и колосьям,
Золотящимся возле дубрав...

И коснусь шелковистых волос я

В осязаемом шепоте трав.

Матерь милая, Русь, Рось-Россия,

Как мне вымолвить исто любовь?

Сонмом грёз, чистых слёз ороси я,-

Примешь клятвы, ответствуешь вновь?

Словно древо листвы светопадом,

Злато мира к ногам ли сложу,
Обовью ли стихов русским ладом,
Чтоб сказать, как люблю-дорожу, -

Ты ответишь словцом и безмолвьем,
Будет искренне-истой та речь.

И поведанное послесловьем

Мне дано и постичь, и сберечь.

А вот вольный перевод К.С.Хартавакян с армянского из лирики донского поэта Хевонда Наирьяна.

РОССИИ  

Я – армянин, но сердцем я с тобой, Россия!

Как матери, надежды вверил я тебе.

Прими слова исповедальные от сына,

Звездою путеводной вечно будь в судьбе.

Ласкают слух мой горский россиянок песни

Да голос дедовской пронзительной зурны.

Навек слились они в сыновнем сердце вместе,

Мелодией одной волшебно сплетены.

Святых же слов любви произнести не смею,

Слезами не тревожу новых твоих ран.

Заступница-Россия, речь твою лелею,

Как и язык армянский, речь семьи армян.

Я глаз не отведу от неоглядной сини,

Красой твоею тихой вечно я богат.

Я – армянин, но сердцем я с тобой, Россия,

И русский мне навеки друг и брат!..

(Из цикла «Под небом России» книги «Зурна»)

Учитель. Ребята, что вы можете сказать об этих замечательных армянских поэтах, послушав их стихи? (ответы детей)

Учитель. Правильно, ребята. В этих стихах выражена любовь к России, рассказано о том, что она сплотила народы, что все народы, живущие в России – это братья и сёстры, одна большая многонациональная семья.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, из которого мы узнали о многовековой духовной традиции народов нашей многонациональной России, которая называется простым, понятным и таким замечательным словом – ДРУЖБА.

- Ребята, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили - какие общие черты вы заметили во всех памятниках, посвящённых дружбе народов? (дети называют общие черты: памятники  увековечивали событие воссоединения России и республики, они выражают дружбу народов, в них показаны фигуры символизирующие Россию и республику или русского человека и представителя народа  данной республики, во многих памятниках отражаются  совместные дела двух народов – защита Отечества, созидание мирной жизни, совместный труд, памятники говорят о том, что дружба народов в России будет продолжаться вечно и т.д.)

Молодцы, вы очень внимательно слушали наших экскурсоводов и всё правильно поняли.

- Какие же выводы мы можем сделать из нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

Молодцы. Мы с вами сделаем следующие выводы:

  1. Россия – единое многонациональное государство;
  2. Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;
  3. Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;
  4. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.
  5. А главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

        Ну, а теперь, ребята, каждый из вас попытается архитектором и скульптором  и создать свои проекты современного ПАМЯТНИКА ДРУЖБЫ НАРОДОВ РОССИ, который можно было бы установить в нашем городе или на крыльце нашей школы. Свои проекты вы будете создавать на бумаге с помощью карандашей. На следующем занятии вы будете защищать свои проекты, и мы вместе выберем победителей и наградим их грамотами за лучший проект памятника дружбы народов. При защите проекта вы должны будете объяснить свой замысел.

А закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Константиновича Доризо «Родина твоя»

Есть на земле священные границы,

Но пограничных нет на них солдат.

Через границы те бежит пшеница.

На них в обнимку яблони стоят.

Ты их пройдешь и даже не заметишь,

Что на другую землю ты пришел.

На всем пути друзей хороших встретишь

Из кишлаков, станиц, из дальних сел...

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Учащиеся работают над проектом. 

Примечание: Данный проект может быть коллективным. Можно предложить ребятам объединиться в группы по интересам.

Урок разработан

учителем музыки и ОПК

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Тананко Надеждой Викторовной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наша Родина большая, Необъятная страна» Российская Федерация Субъекты Российской Федерации

Слайд 2

«Дружба народов России в произведениях искусства» Тема урока: «Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной» Н. Забила

Слайд 3

Наш маршрут: Москва – Майкоп – Владикавказ – Грозный – Уфа – Ижевск – Саранск – Москва

Слайд 4

Майкоп… Монумент «Дружба»

Слайд 5

Владикавказ Монумент «Дружба народов»

Слайд 6

Грозный памятник Дружбы народов

Слайд 7

Уфа Монумент Дружбы

Слайд 9

Ижевск Монумент дружбы народов

Слайд 11

Саранск Аллея Дружбы

Слайд 12

Москва Скульптурная композиция "Благословенна в веках дружба народов России и Армении"

Слайд 13

Кнарик Саркисовна Хартавакян Не напыщенно-выспренним слогом – Я к тебе с вешней лаской прильну, Припаду слёзно вылитым словом И к берёзкам твоим, и ко льну... К василёчкам во ржи и колосьям, Золотящимся возле дубрав... И коснусь шелковистых волос я В осязаемом шепоте трав. Матерь милая, Русь, Рось-Россия , Как мне вымолвить исто любовь? Сонмом грёз, чистых слёз ороси я,- Примешь клятвы, ответствуешь вновь? Словно древо листвы светопадом , Злато мира к ногам ли сложу, Обовью ли стихов русским ладом, Чтоб сказать, как люблю-дорожу, - Ты ответишь словцом и безмолвьем, Будет искренне-истой та речь. И поведанное послесловьем Мне дано и постичь, и сберечь. К РОССИИ Не скажу величаво: « Россия!.. » Молвлю с кротостью нежною: « Русь » . Отзовёшься, ответишь, спроси я: Как избыть твою давнюю грусть? Ты сплотила народы, языки Милосердием, речью своей. О, язык твой, могучий, великий, Святость духа и звоны церквей!..

Слайд 14

При составлении презентации использованы фотографии со следующих сайтов: http://iformatsiya.ru http://ru.wikipedia.org http://www.newsland.ru http://www.russobras.com.br http://www.liveinternet.ru http://www.27region.ru http://elista.sutochno.ru http://www.abm-travel.ru http://tucki.ucoz.ua http :// krasnodartyr . ucos . ru http :// kishar . ru http :// www.suvenirograd.ru http :// www.rusnations.ru http://pics.livejournal.com http://www.duplinskaya.ru http://kprf.ru http://www.unescorb.ru http://bash.rosmu.ru http://www.enotogorsk.ru http://www.weddingpedia.ru http://img-fotki.yandex.ru http://data.dolgopa.org http://foretime.ru http://s45.radikal.ru http://arunion.info http://tofogo.users.photofile.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дружба народов России, испытанная веками»

Урок посвященный Дню народного единства, можно использовать во внеклассной работе....

"Дружба народов России, испытанная веками"

Урок проведен в 9 классе коррекционной школы VIII вида, посвященный Дню народного единства, может быть использован и во внеклассной работе....

Вечер дружбы народов Россия и Беларусь

Вечер дружбы народов "Россия и Беларусь", разработан Лотик Е.В. в 2013 году.  Сценарий на одного ведущего, дети готовятся к нему за неделю, готовят выступления по разным темам....

Народы России в изобразительном искусстве

Не так давно Александр Смольянинов начал делать новый цикл роликов под общим названием "Народы России". Как же это интересно и познавательно. (Чтобы посмотреть ролик, нужно кликнуть на ...

"В дружбе народов единство России!"

Это мероприятие направлена на  формирование представлений о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России. Во время мероприятия воспитанники...

Литературно-патриотическое мероприятие «Праздник Белых журавлей» Праздник поэзии — символ дружбы народов России

Литературный «Праздник Белых журавлей», учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности и поэзии, отмечают в России 22 октября. Он посвящен светлой памяти ...