Новое качество образовательных результатов: от действия к мысли
статья по теме

Мишурина Наталья Николаевна

Одной из важнейших образовательных задач по  ФГОСу является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения –грамотного и полноценного.

ФГОС включает навык осмысленного чтения в разряд универсальных учебных действий, что можно рассмотреть как поступательное движение в направлении решения проблемы: как научить ребенка понимать то, что он читает; как помочь ему перейти от механического действия звукоизвлечения и складывания символов к смыслообразованию, к пониманию мысли, заложенной в читаемом тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Последние десятилетия в современном обществе наблюдается спад интереса к чтению,  появилось множество других источников информации. Результаты исследований учёных говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодня своё свободное время дети проводят не за чтением книг, а у компьютера или телевизора. Понятно, что информация, полученная при помощи современных технических средств, запоминается намного легче, да и усилия требуются минимальные: надо только нажать на кнопку. А вот саму речь, а именно: построить связное, грамотно оформленное высказывание, уметь рассуждать, делать выводы — телевизор и компьютер не развивают совсем. 

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. В 2000 году по результатам международного исследования  Россия заняла 28 место по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие математической  задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными?  На сегодняшний день особую трудность вызывают «устные» предметы, которые у предыдущих поколений учеников были  «любимыми». Ответ прост: большинство наших детей не умеют читать, не владеют навыками осознанного чтения. А ведь именно чтение является фундаментом всего последующего образования, воспитания и развития человека.

Поэтому одной из важнейших образовательных задач является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения –грамотного и полноценного. Каким должно быть полноценное чтение? В методике Константина Дмитриевича Ушинского сказано: «Беглым, осознанным, выразительным».

 И если беглое  чтение – вопрос времени и техники, то осознанное чтение - качественно новый результат, который требует от ученика и учителя особого, взимодействующего способа обучения.

Традиционно в методике качественными характеристиками чтения называют правильность, сознательность, беглость и выразительность чтения. Остановимся кратко на каждой из этих характеристик.

Правильность чтения предполагает безошибочное и плавное воспроизведение звукового состава слов. Это чтение без пропуска букв и слогов, без замены одних звуков другими, без «проглатывания» окончаний слов. Правильное чтение — это чтение с правильным ударением, с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания, чтение  словосочетаниями и целыми фразами при правильном соблюдении обязательных орфоэпических норм.

Чтобы выработать у учащихся навык правильного чтения, необходимо систематически проводить упражнения в произношении трудных для учащихся звуков и слов с этими звуками. Очень полезно также проводить предварительную работу перед чтением текста. Правильное чтение—необходимое условие сознательного чтения.

Осознанность—основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте, значение каждого предложения и текста в целом. На каждом уроке объяснению или уточнению значения слов и выражений отводится определенное место.

Беглость чтения—это соблюдение определенной быстроты, которая обеспечивает наибольшую сознательность восприятия при чтении . Нормальным по темпу (быстроте) считается такое чтение, которое приближается к темпу обычной разговорной речи.

Выразительность чтения — это качество, заключающееся в умении передать голосом те мысли и чувства, которые заложены автором в читаемом тексте. Выразительность чтения возможна только на основе правильного и беглого чтения и является показателем сознательного чтения.

Выразительное чтение способствует более глубокому осмыслению содержания читаемого, овладению структурой предложения и формированию у детей эстетического вкуса. Все качества чтения тесно связаны между собой и развиваются одновременно.

Таким образом, включение ФГОС осмысленного чтения в разряд универсальных учебных действий можно понимать как поступательное движение в направлении решения проблемы: как научить ребенка понимать то, что он читает; как помочь ему перейти от механического действия звукоизвлечения и складывания символов к смыслообразованию, к пониманию мысли, заложенной в читаемом тексте.

ФГОС предполагает, что для понимания информации ученик должен овладеть различными видами чтения :

- ознакомительным (направленным на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста)4

 - изучающим (извлечение более полной информации);

- поисковым (Нахождение определенных фактов);

-выразительным;

- и самое развитое - рефлексивное чтение.

 Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск информации, самоконтроль, интерпретация  и комментирование текста.

Нам, учителям русского языка и литературы, наверное, легче, чем другим учителям – предметникам понять требования ФГОСа.

На уроках литературы четкое, эмоциональное чтение учителя оказывает большое влияние на детей. Подражая учителю, учащиеся стараются читать выразительно. В процессе обучения чтению  учитель может пользоваться следующими методическими приемами, способствующими успешному формированию у учащихся навыков правильного, беглого и выразительного чтения:

  1. пример или образец чтения учителя;
  2. разъяснение учителем основных правил чтения;
  3. словарная работа;
  4. чтение самих учащихся, направляемое и контролируемое учителем.

На уроках русского языка  комплексный анализ текста мы используем уже давно, а при подготовке 11-классников к выполнению блока С  проводим систематическую работу, направленную на понимание, усвоение, переработку текста. ГИА в 9 классе – сжатое изложение,  написание которого невозможно, если ученик не умеет  извлекать нужную информацию и не владеет навыками сжатия текста.

Для формирования осознанного чтения необходимо развивать у ребенка навыки работы с текстом. Поэтому на своих уроках мы учим

- видеть текст как единое целое: на первом этапе работы мы просим учеников доказать, что это текст; назвать признаки текста: целостность, связность, наличие определенной  темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.

- определять главную  тему, проблему, используя ключевые слова;

- понимать роль абзацев как микротем одной общей темы;

- озаглавить текст;

-  составлять план, извлекая самую важную информацию;

  - подбирать к каждому заголовку соответствующую часть текста; или наоборот озаглавить каждый абзац;

  - определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей.

  - понимать текст на разных уровнях:

- понимание предметного содержания текста (факты, события);

- понимание общего содержания;

- понимание скрытой мысли (подтекста), т.е. основной мысли  текста ( что хотел сказать автор, какова его позиция?);

- определение личностного отношения к прочитанному – это самое главное, так как это и будет основой аргументов, приведенных в сочинении – рассуждении.

Так работаем мы с вами на уроках литературы и русского языка. Но сегодня ФГОС ставит задачу формирования навыка осмысленного чтения как универсального учебного действия перед всеми учителями-предметниками, определяя главным направлением работу с текстом и содержащейся в нем информацией. При этом понятие текста следует трактовать широко: задача по математике, график, таблица, географическая карта, рисунок, диаграмма, инструкция. Все это тоже виды текста, с которым детей надо научить работать.

В современной психологии и педагогике разработано достаточно много приемов совершенствования чтения.

Это работы К.Д. Ушинского, чья методическая система отличается разнообразием приемов. В соответствии с ними обязательным является требование соблюдать различный подход к чтению и анализу научно-популярных статей и художественных текстов. К.Д.Ушинский подробно разработал методику чтения народных пословиц и сказок, подчеркивал художественный образ и живописную сторону пословиц и считал, что содержание их вполне доступно детям.

Е.И. Заика разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование интереса к процессу чтения, устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти.

В работах И. В. Усачевой представлены рекомендации по переработке текста и более полного его усвоения.

В своих исследованиях Л. П. Доблаева  выделяется 5 основных приемов осмысления  текста:

- постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них;

- постановка вопросов – предложений, включающих в себя и вопрос и  предположительный ответ;

- антиципация содержания ( ребенок должен предполагать, о чем дальше пойдет речь);

- реципация – мысленное возвращение к прочитанному и повторное его осмысление в рамках новой информации;

- критический анализ как самый высокий уровень осмысления прочитанного, заключается в согласии и несогласии, в высказывании собственного мнения.

Как мы видим, наука не стоит на месте, и на сегодняшний день каждый педагог имеет возможность познакомиться с этими работами и использовать результаты научных исследований в практике своей педагогической и преподавательской деятельности.

Особое внимание хотелось бы обратить на метапредметные результаты совместной деятельности учителя и ученика: умения и навыки чтения формируются как сложный комплекс учебных действий, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

В результате ребенок должен научиться осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации.
      - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

  1. делить текст на смысловые части, составлять план;
  2. вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;
  3. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;
  4. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  5. пользоваться известными ему словарями, справочниками;
  6. воспроизводить текст, устно и письменно;
  7. составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием;
  8. высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Ученик получит возможность научиться:

  1. понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение);
  2. работать с несколькими источниками информации;
  3. сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
  4. осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;
  5. делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.  Чтение—это и то, чему обучают школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков  осознанного  чтения от класса к классу. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от этих двух показателей зависит умственная работоспособность человека.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...

Организация исследовательской деятельности, как средство повышения качества образовательных результатов.

Сегодня можно услышать вопрос: «Как учить современного ученика?». На данном этапе существует определенное противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, предполагающей простое...

Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования: качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту"

Участие в обсуждении темы "Нужно ли измерять личностные результаты стандарта, если да, то зачем и как это моно сделать?" на круглом столе...

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...