Главные вкладки

    Сочинение по картине В.И.Сурикова "Взятие снежного городка"
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Сочинение по картине В.И.Сурикова "Взятие снежного городка" 8 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сочинение по картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»

    1. О художнике.

            Многие исследователи творчества Сурикова, да и он сам,  связывают происхождение его необычайного дара с сибирскими впечатлениями детства и юности художника.

            Василий Иванович Суриков родился в 1848г. в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Жизнь в Сибири сохраняла патриархальный уклад и жестокие нравы. Не раз семья Суриковых подвергалась разбойным нападениям, и жизнь будущего художника «висела на волоске». Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

            Мать Сурикова мастерски вышивала цветами  и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Свою любовь к старине, внутреннее чувство прекрасного Суриков унаследовал от нее.

            Тяга к рисованию проявлялась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: «как глаза расставлены», «как черты лица составляются», часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.

            В 1865г. Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. После смерти отца семья оказалась в трудном материальном положении. К этому времени талантливый юноша был известен: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Золотопромышленник П.И.Кузнецов предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. Ее Суриков закончил с золотой медалью.

    Получив выгодный заказ на выполнение росписей храма Христа Спасителя, строящегося в то время в Москве, художник перебирается туда. Город захватывает его своей красотой. Он мог часами бродить под стенами Кремля, воображая сцены из старинной жизни, придумывая сюжеты будущих картин.

    В 1881г., когда картина «Утро стрелецкой казни» предстала перед публикой, Суриков был молод, полон сил, творческих планов, счастливо женат и имел двух дочерей. В своих произведениях Суриков не выступал как судья истории, он ни на чьей стороне, он страстно, выразительно, ярко передавал то, что чувствовал, ощущал, переживал,  «видел сам». Три его самые известные картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова» объединены идейным и смысловым содержанием, историческим временем (XVII-XVIII вв.), образуя трилогию.

    Павел Третьяков приобрел «Меньшикова в Березове», что дало возможность семье Сурикова совершить долгожданное путешествие за границу. Германия, Франция, Италия. Всюду часами художник пропадал в музеях, изучал бессмертные творения мастеров прошлого.

    После приезда в Москву снова закипела работа – над «Боярыней Морозовой». Картина вызвала живейший восторг всех присутствующих на выставке, где была представлена в 1887г. Полотно куплено опять Третьяковым, полученные деньги идут на поездку в Сибирь. По возвращении тяжело заболевает жена художника и, несмотря на лечение, умирает. Суриков в страшном горе.

    Чтобы развлечь художника, брат предлагает ему написать картину на тему старинной масленичной забавы «Взятие снежного городка». Тема увлекла, была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями, зубцами. Работалось вдохновенно, картина получилась радостная, задорная.

    В 1895г. Совет Академии присудил Василию Ивановичу Сурикову звание академика. Осенью того же года он задумал новое произведение «Переход Суворова через Альпы». Картину приобрел император, а художник повез дочерей сначала на Кавказ, а затем в Италию. «Переход Суворова через Альпы» и «Покорение Ермаком Сибири» - картины, за которые живописцу был пожалован орден Святого Владимира IV степени.

    В последние годы своей жизни Суриков много писал портретов и автопортретов. Лето 1915г. он провел в Крыму, много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его уставшего сердца. В 1916г. Сурикова не стало. Последние слова  великого художника были: «Я исчезаю…»

    Но не исчезла, не растворилась память, сохранились шедевры.

    2. О картине.

            Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, Суриков увлекся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через нее. Кто первый одолеет, тот и победитель. Художнику хотелось передать впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи.

    Изображена здесь веселая народная игра. Всем интересно: и разудалым парням, и румяным девушкам, и замужним женщинам, и вертлявым ребятишкам. Глаза брызжут смехом, лучатся улыбками. Народ одет нарядно.

            В «Городке» зародилась совсем новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, тема удали и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших полотен.

    3. Знакомство с картиной.

            

    В чем суть игры?

    Построить крепость изо льда и снега, а потом взять ее штурмом верхом на лошадях. Остальные участники игры должны всячески препятствовать, мешая всадникам проскочить в городок. Для этого в ход идут хворостины, снежки, крики, шум, чтобы кони пугались и останавливались.

    На какой праздник приходится эта игра?

    На масленицу – проводы зимы. Народ печет блины, угощается, водит хороводы, провожает зиму, сжигая чучело, которое ее олицетворяет.

    Какой момент игры изобразил Суриков?

    -Всадник в полете через стену городка. Очевидно, он и есть победитель.

    -Всадник подался вперед, конь передними копытами сбил в прыжке преграду, грива взметнулась, зубы оскалены, глаза горят огнем.

    Как ведут себя другие участники игры?

    По-разному: кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников.

    Интересна ли игра?

    Конечно, все сгрудились вокруг, становятся игроками, сопереживают, но осторожничают.

    Чья это игра?

    Всеобщая. Она азартная, в ней с удовольствием принимают участие и стар и млад.

    4. Предварительные упражнения.

    а) расположить глаголы в порядке нарастания действия.

            Хихикать, хохотать, смеяться, улыбаться, прыскать.

    б) образовать от глаголов причастия настоящего и прошедшего времени 3 лица мн. числа: скакать, гнать, держать, смотреть, терпеть, сопротивляться.

    в) подобрать синонимы:

    крепость (твердыня), воодушевление (подъем), смятение (испуг), неприятель (противник), чаяние (надежда), развлечение (игра)

    г) дописать, где нужно, Ь: вскач…, наотмаш…, уж…, невтерпеж…, бреш…, навзнич…, проч…, хорош…, пригож…, жгуч…, могуч…, кипуч…, не отдаш…, не пропустиш…

    д)

    Всадник, который одолел стену

    Летит, несется, сшибает, перескакивает, успевает, побеждает, перемахивает

    Участники игры, которые ему препятствовали

    Машут, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают снежки, отгоняют, набрасываются, толкают, свистят, кричат

    Зрители, которые наблюдают за происходящим

    Наблюдают, увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют

    конь

    Норовистый, нахрапистый, горячий, каурый

    молодец

    Сильный, смелый, отважный, бесшабашный, задиристый

    девицы

    Скромные, смешливые, нарядные, любопытные

    ребятишки

    Шаловливые, верткие, юркие, проказливые

    5. Сочинение по картине.

            Дело было так. Решила деревенская молодежь Масленицу проводить. Вот и придумала снежный городок построить и взять его штурмом. Сказано – сделано. Возвели за день стены из снега, залили водой к ночи, чтобы все схватилось на морозе и стало крепким-прекрепким. Украсили башенками, фигурками резными. Здорово вышло! А утром при всем честном народе началось. Шумной ватагой кинулись на штурм. На коне – деревенский кузнец. Он лихой парень, бесшабашный, любит себя показать. Конь под ним горячий, молодой, удила закусил. Ноздри раздувает, вскинул копыта, ржет громко и весело – седока подбадривает, помогает ему изо всех сил.

            Народ обступил ристалище: осторожные – подальше, боятся под копыта угодить, храбрые – поближе, хворостинами размахивают, коней и всадников хлещут, снежками забрасывают, чтобы помешать крепость одолеть. Девушки с саней наблюдают, подзадоривают игроков, повизгивают от восторга. Ребятня завидует: их мамки не пускают, боятся, кабы не зашибли кони сгоряча.

            Погуляли, поразвлеклись на славу. Всем было весело и отрадно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

    Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

    Сочинение по картине

    презентация с детскими работами...

    Обучение пересказу по картинному плану сказки Андерсена "Снежная королева"

    Презентация предназначена для урока чтения при обучении пересказу по картинному плану....

    Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

    Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

    УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

    Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

    Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

    Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...