Путеводитель по образовательной программе ФГОС ООО
статья по теме

Дитрих Елена Андреевна

 

Образовательный процесс в школе идет на основе и в соответствии с образовательной программой. Образовательная программа основного общего образования, разработанная в соответствии с ФГОС ООО около 500 страниц, освоить сразу трудно.

Поэтому я представляю своеобразный путеводитель для учителя «Первое, что нужно учитывать в соответствии с требованиями ФГОС ООО, при подготовке к уроку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putevoditel_po_op_fgos_ooo.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Путеводитель для учителя по ФГОС ООО. С чего начать?

Е.А. Дитрих, учитель истории и обществознания

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2»,

Кировский район, Калужская область

Образовательный процесс в школе идет на основе и в соответствии с образовательной программой. Образовательная программа основного общего образования, разработанная в соответствии с ФГОС ООО около 500 страниц, освоить сразу трудно.

Поэтому я представляю своеобразный путеводитель для учителя «Первое, что нужно учитывать в соответствии с требованиями ФГОС ООО, при подготовке к уроку».

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• учебных программ по всем предметам;

• четырёх междисциплинарных учебных программ [2, с. 18].

Учебные программы по предметам разрабатываются на основе примерных программ, которые не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам (определяют в целом материал, который  должен быть изучен с 5 по 9 класс). Подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения предлагают авторы рабочих программ  и учебников [1].

4 междисциплинарные программы, которые должны освоить обучающиеся, – это:

- программа формирования универсальных учебных действий (УУД);

- программа формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- программа формирования основ смыслового чтения и работы с текстом;

- программа формирования ИКТ-комптентности.

Результаты освоения 4х междисциплинарных программ:

Формирование УУД [2, стр. 27 – 34]

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

  1. устанавливать причинно-следственные связи;
  2. давать определение понятиям;
  3. обобщать понятия;
  4. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
  5. и т.д.
  1. целеполагание
  2. контроль и оценка своих действий
  3. основы прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса
  4. и т.д.
  1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, 
  2. умение работать в группе
  3. умение учитывать разные мнения
  4. и т.д.

• гражданская идентичность личности;

 • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья

  1. и др.

Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности

[2, стр. 41 – 43]

Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом

[2, стр. 43 – 46]

Формирование общепользовательской ИКТ-компетентности

[2, стр. 34 – 41]

С одной стороны это отдельные подпрограммы (приложения к ОП ООО),

с другой – составные части познавательных УУД

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать математические, естественно-научные методы и приёмы, некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук;

• и т.д.

  1. поиск информации и понимание прочитанного (определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста и т.д.);
  2. преобразование и интерпретация информации (структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения и т.д.);
  3. оценка информации (связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.д.)
  1. критическое отношение к информации;
  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде ОУ, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  3. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой
  4. и т.д.

Учитель должен при разработке Рабочей программы и подготовке к уроку учитывать требования к результатам обучения и освоения содержания курса по предмету [1]:

Результаты

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
  3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)
  4. и т.д.

Н-р, по истории

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
  3. и т.д.
  1. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  2. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека
  3. и т.д.

В результате изучения определенного предмета учащиеся должны овладеть определенными знаниями, представлениями, умениями. Например, по истории:

- знание хронологии, работа с хронологией;

- знание исторических фактов, работа с фактами;

- работа с историческими источниками;

- описание (реконструкция):

- анализ, объяснение;

- и др [1].

Кроме того, педагоги должны не забывать, что содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов [2, стр. 165], во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач [1]. Поэтому учителям следует обратить особое внимание на разделы образовательной программы «Технологии развития УУД» [2, стр. 165 – 178] и «Условия и средства формирования УУД» [2, стр. 178 – 190].

Изменились рекомендации по оснащению учебного процесса. Например, в комплект учебных материалов теперь обязательно входят учебники и справочные материалы не только в книжной, но и в электронной формах, электронные обучающие программы и т.д. [1].

Все вышеперечисленное учитывается при разработке технологической карты урока.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией [3].

Вариант технологической карты урока:

ФИО учителя

Предмет

Класс

Номер урока

Урочная/неурочная форма

Вид неурочной[1] формы

Тип/вид урока

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Социализации:

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Образовательная технология

Ресурсы (оснащение)

ХОД УРОКА


Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся


Деятель-ность учителя


Деятель-ность учеников

Знания, умения, представления

Формируе-мые УУД

В зависимости от цели и задач урока:

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетент-ности

Фронтальная, индивидуальная, парная,

групповая


П


Р


К


Л

При переходе на ФГОС ООО должна измениться система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. ОП содержит критерии оценки личностных[2], предметных и метапредметных результатов (в том числе, критерии оценки проектов) [2, стр. 137 – 162]. Достаточно подробно эту информацию надо изучить каждому учителю.

Для первого «знакомства» отмечу, что система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Стандарт предлагает для описания достижений обучающихся установить следующие пять уровней:

высокий уровень 

оценка «отлично» (отметка «5»).

повышенный уровень 

оценка «хорошо» (отметка «4»);

базовый уровень достижений

отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»)

Уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

пониженный уровень 

оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»)

низкий уровень 

оценка «плохо» (отметка «1»)

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя систему итоговой и промежуточной аттестации учащихся, систему внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений. Но это отдельный вопрос для изучения.

Источники информации:

  1. Материалы сайта «Федеральный государственный образовательный стандарт» // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658. Дата обращения – 19 января 2013 г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400. Дата обращения – 20 января 2013 г.
  3. Якушина Е.В.[3] Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site/articles/art_3_7.htm. Дата обращения - 15 января 2013 г.


[1] В учебном плане  новых образовательных стандартов  предусматривается использование неурочных форм обучения.

[2] Личностные результаты не оцениваются традиционной оценкой, но определяется уровень их сформированности.

[3] Якушина Екатерина Викторовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО от 08.04.2015_реестр МО РФ_2015

ОДОБРЕНОФедеральным учебно-методическим объединением по общему образованиюПротокол заседания от 8 апреля 2015...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС Технология ОВЗ ЗПР 5 - 9 класс 2023 -2024 учеб.год

Рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образо...

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ОБЖ ОВЗ ЗПР 8 - 9 класс 2023 -2024 учеб.год

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлен...

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС ИЗО ОВЗ ЗПР 5 - 7 класс 2023 -2024 учеб.год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государ...