Межпредметные связи в задачах по физике
методическая разработка (11 класс) по теме

Трошина Надежда Алексеевна

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного, и не только, цикла изучение программ и содержания смежных дисциплин. Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Многолетний опыт работы позволил мне накопить и систематизировать задачи по физике с межпредметным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_mezhpredmetnye.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи в задачах по физике

Современная педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей дальнейшего совершенствования урока. Основные направления этих поисков следующие:

  1. усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся
    на уроке;
  2. осуществление   организационной   чёткости   каждого   урока   от
    первой до последней минуты;
  3. повышение   познавательной   самостоятельности   и   творческой
    активности учащихся;
  4. формирование у учащихся мотивов учения и мотивации учебной
    деятельности;
  5. оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  6. интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;
  7. осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
    Межпредметные связи курса физики с другими предметами могут

быть установлены успешнее, если предварительно вскрыть логические связи разных курсов естественных наук. Это позволит, не нарушая логики развития отдельных предметов, использовать знания того или иного предмета.

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного, и не только, цикла изучение программ и содержания смежных дисциплин. Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Многолетний опыт работы позволил мне накопить и систематизировать задачи по физике с межпредметным содержанием.

ФИЗИКА И ХИМИЯ

  1. В  стакане  с  газированной  водой  опускают  ягоду(  вишни  или  винограда)  с

предварительно   нанесённым   на   неё   слоем   парафина.   Ягода   покрывается

пузырьками газа и поднимается на поверхность. Когда газ из пузырьков выйдет,

она тонет. Процесс повторяется и продолжается до тех пор, пока весь газ из воды

не выйдет. Почему пузырьки газа оседают в большом количестве на ягоде и в меньшем на стенках стакана?

  1. Почему лимонад и минеральная вода в закупоренной бутылке « спокойны », но

если открыть пробку , то сейчас же « закипит »?

  1. Как изменится внутренняя энергия топлива при горении?
  2. Как можно объяснить выделение теплоты при сгорании топлива?
  3. Почему бензобаки заземляют скользящей по земле металлической цепью или

оборудуют баллонами из токопроводящей резины?

  1. Для чего детали перед гальваническим покрытием обезжиривают?
  2. Для повышения срока службы машин, работающих в условиях больших нагрузок,

стальные   детали   подвергают   азотированию-   насыщению   поверхности   стали

азотом. Объясните, какое это имеет преимущество?

  1. Опытный стекольщик, после того как проведёт алмазом по стеклу, смачивает

царапину водой, а уже затем ломает лист. Почему?

  1. Какого типа будет электропроводимость кремния, если в него в качестве примеси

введён индий? Мышьяк? Сурьма?

  1. Какого типа - электронная или дырочная- будет проводимость у германия, если к

нему добавить в небольших количествах фосфор? Галлий? Индий?

  1. Как известно, алмаз и графит состоят из атомов углерода. Почему алмаз имеет

большую прочность, чем графит?

  1. Почему стронций-90 считается наиболее опасным радиоактивным элементом  для

живого организма?        

  1. Почему  слой  свинца и  кадмия  служит  надёжной  защитой  от проникающей

радиации?

  1. Известно, что температура фотосферы Солнца около 6000К, а солнечной короны

106 К. Можно ли сказать, что солнечная корона подогревает фотосферу?

  1. Какая   электростанция-   ТЕЦ  или   АЭС-   имеет   положительное   экологическое

значение?(Не загрязняет атмосферу).        

  1. При закалке стальных деталей на их поверхности появляются так называемые

«побежалые»  (радужные) цвета.  Такие же цвета очень часто имеет стальная

стружка, снятая с детали при обработке на станке.  От чего зависит окраска

«побежалых» цветов?

  1. На   уроках   физики   Вы   познакомились   с   примерами   широкого   применения

спектрального анализа в физике, химии, астрономии и других науках. Объясните,

как определяется химический состав вещества с помощью спектрального анализа?'

  1. Почему для электролиза не применяют переменный ток?
  2. Чем объяснить широкое распространение никелирования и хромирования для

покрытия металлических изделий?

  1. Почему в цехе хромирования применяют усиленную вентиляцию?
  2. Как влияет перемешивание электролита или  покачивание  катода на  процесс

осаждения металла?

  1. Почему вода гасит огонь?
  2. Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
  3. Для чего уголь в топках иногда обливают водой?
  4. С какой целью в топливо реактивных двигателей добавляют окислитель, например

жидкий кислород?

26. Почему волосок лампы накаливания раскаляется добела, в то время как провода, подводящие ток, остаются холодными?

ФИЗИКА И БИОЛОГИЯ

  1. Когда  рыба  опускается  на  глубину,  объём  пузыря уменьшается.  Какова
    причина опускания рыбы?
  2. Что  может  произойти  с  плавательным  пузырём  глубоководных рыб  при
    быстром подъёме их из области больших глубин?
  3. Зачем рыбный пузырь состоит из двух сообщающихся частей?
  4. При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики
    основано освобождение их от воды?
  5. Изменится ли положение плавников рыбы при их движении в воде?
  6. Почему вынутую из воды рыбу трудно удержать в руках?
  7. Как объяснить, что мухи легко перемещаются по потолку и не падают?
  8. Как с точки зрения физики можно объяснить отличие стеблей водорослей,
    которые растут в воде, от стеблей растений, растущих на берегу?
  9. Какими  физическими  явлениями  обуславливается  предохранение  в  садах
    растений от заморозков при поливе земли водой?
  10. Какие листья больше испаряют влаги : крупные или мелкие?
  11. Дотроньтесь до листа дерева в жарку погоду. Вы почувствуете прохладу.
    Почему?
  12. При горении сырых дров слышится треск. Почему?
  13. Выступающий на теле пот в жару охлаждает тело. Почему?        •
  14. Почему необходима побелка плодовых деревьев?
  15. Почему в болотистых местах сильная жара переносится труднее?
  16. Скорости многих рыб в воде достигают десятков километров в час, например
    скорость голубой акулы - около 36 км/ час. Какие факторы обуславливают
    такие скорости?
  17. Какие   ультрафиолетовые   лучи-   длинно-,   средне-   или   коротковолновые-
    оказывают вредное биологическое действие на живой организм?
  18. Почему растения лучше поливать водой только рано утром или вечером?
  19. Почему для водолаза быстрый подъём очень опасен?
  20. Почему птицы без всякого вреда для себя могут садиться на провода линий
    электропередач?
  21. С какой целью в летнее время землю вокруг стволов плодовых деревьев часто
    покрывают слоем перегноя или навоза?
  22. Почему на высоких горах действие суставов нарушается: конечности плохо
    «слушаются», легко подвергаются вывихам?
  23. Почему курица не может своей достаточно большой тяжестью раздавить яйца,
    в  то  же  время  слабый  цыплёнок  легко  разбивает  скорлупу  слабеньким
    клювом?
  24. Что для яиц в инкубаторе приносит больший вред: временный перегрев или
    временный недогрев?
  25. Почему птицы размерами меньшими, чем колибри быть не могут?
  26. Почему утки при движении переваливаются с боку на бок, а куры нет?
  27. Потеют ли куры?
  28. Инфракрасное   облучение  зерна  уничтожает  жучков-   вредителей.   Почему
    жучки погибают, а зерно нет?

ФИЗИКА И ГЕОГРАФИЯ

  1. Почему в море легче держаться на воде, чем в море?
  2. Почему большая часть сельскохозяйственных угодий на побережье
    Голландии отгорожена от океана дамбой?
  3. Почему глубоководные водоёмы не промерзают до дна даже в очень холодную
    зиму?
  4. Почему у берегов морей и океанов наблюдаются бризы и муссоны? Каково их
    преимущественное направление в течение суток и в течение года?
  5. Почему ориентирование по компасу затруднено в высоких широтах?
  6. Почему вода, попавшая в трещины горных пород, разрушает горы?
  7. Какие физические явления наблюдаются в процессе малого круговорота воды
    в природе?
  8. Чему равен угол падения солнечных лучей на параллели Северного тропика в
    полдень в день солнцестояния?
  9. Почему климат островов гораздо умереннее и ровнее, чем климат больших
    материков?
  10. Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению
    ледников в горах. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия
    этого?
  11. Будет ли обыкновенный компас давать правильные показания в кабине
    бронетранспортёра, танка, в салоне самолёта?
  12. Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки бывает холоднее,
    чем вдали от неё?
  13. Почему пассатные ветры, притекающие к экватору, отклоняются к западу( в
    северном полушарии вправо, а в южном- влево) относительно своего
    направления?
  14. При равномерном полёте самолёта в тумане или в облаках у пассажиров,
    смотрящих в окно, создаётся впечатление, что самолёт не движется. Почему?
  15. Почему капли дождя падают, а облака не падают, ведь облака тоже скопление
    капелек воды?
  16. Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях, чтобы спасти
    посевы от гибели?
  17. Промышленные центры, расположенные в зоне влажного климата, сильно
    загрязняют атмосферу. Почему?
  18. Какой ветер- зимний или летний - при одной и той же скорости обладает
    большей мощностью?
  19. В каком полушарии Земли находится её северный магнитный полюс?
  20. В каком месте Земли магнитная стрелка всегда будет показывать на юг?
  21. Земля вращается с запада на восток. Почему же, подпрыгивая вверх, мы
    падаем на то же место, а не смещаемся к западу?
  22. Шар-зонд, предназначенный для исследования верхних слоев атмосферы,
    изготовлен из тонкой эластичной резины. Он набирает высоту до тех пор,
    пока не лопнет. Почему же для увеличения высоты подъёма шар-зонд не
    делают из более прочной прорезиненой ткани?
  23. Почему дым из заводских труб не выходит ровным столбом, а вырывается
    клубами?
  24. Почему дым, поднимающийся от костра, даже в безветренную погоду со
    временем перестаёт быть видимым?
  25. Могут ли подводные корабли в океанских глубинах устанавливать между
    собой дальнюю радиосвязь?
  26. Ребята попросили моряков рыболовецкой флотилии привезти для
    школьного аквариума несколько глубоководных рыб. Выполнима ли эта
    просьба?
  27. Могут ли подводные корабли освещать прожекторами предметы на больших
    расстояниях?
  28. Как аквалангисты могут определить в воде, где верх, а где низ, если он
    потерял ориентировку?
  29. Как измеряют глубину океанов?
  30. Почему в морской пучине всегда холодно?
  31. Какие приборы служат для регистрации землетрясений?
  32. Если идти по земному шару на северо-восток, то куда придёшь? Почему?
  33. Почему летнюю жару человек переносит легче в сухих местах, чем во
    влажных, заболоченных?
  34. Что быстрее освобождается от снега: пригорок или равнина? Почему?
  35. Жил старик с тремя сыновьями на краю света. Кругом тишь, места
    непроходимые .Выросли сыновья и просят отца отпустить их из родного дома
    . Хочется им по белу свету побродит, на людей посмотреть , уму- разуму
    поучиться. Договорились братья путешествовать вместе: идти туда, куда
    каждый по очереди вести будет. Сначала старший вёл всех на юг. Прошли
    братья 10 вёрст. Затем впереди пошёл средний. Прошли братья ещё 10 вёрст,
    но уже на запад. Настала очередь младшего , он прошёл со своими братьями
    10 вёрст , но на север. И оказались братья к своему удивлению в родном доме.
    Где жил старик с детьми?
  36. Почему реки извиваются?
  37. Почему у крутого берега глубоко, а у пологого мелко?
  38. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

ФИЗИКА И   ИСТОРИЯ

1. С какого года   присуждена Международная Нобелевская премия? За что её присуждают?

2. В  каком  году  Советским  правительством     было  принято  решение об
учреждении премий им. В.И. Ленина( Ленинские премии) за научные труды?

Какой крупнейший советский физик, лауреат Ленинской премии 1961 года
является  в  нашей  стране « отцом» теоретических и экспериментальных
исследований свойств полупроводников?

3. Кто   из   известных   учёных   в   виде   исключения   дважды   был   удостоен
Нобелевской премии, причём один раз за работу по химии, а другой - за работу
по физике?

4. Назовите имена нобелевских лауреатов, внесших вклад в развитие атомной
физики.

5. Какой советский учёный физик- химик был удостоен Нобелевской премии за
цепные реакции горения?

6. Назовите    фамилию,    имя,    отчество    советского    учёного,    получившего
Нобелевскую премию по физике за 1978 год за фундаментальные открытия в
области низких температур, в частности, за исследования жидкого гелия?

7. О каком русском учёном 18века А. С. Пушкин говорил, что он создал первый
в   России   университет,   «   он,   лучше   сказать,   сам   был   первым   нашим
университетом»?

         8. Какие два выдающиеся учёных ( физик и математик) прошлого, жившие в
         России, имели одно и то же имя и отчество?

          9.  Назовите имя, отчество и фамилию отечественного физика экспериментатора,
          впервые в мире обнаружившего и измерившего давление света.

  1. Кто изобрёл радио? Когда?
  2. Кто   из   советских   физиков   является   крупным   специалистом   в   области
    изучения люминесценции?
  3. Кого называют «отцом русской авиации»?
  4. В открытии этого явления немаловажную роль сыграла неблагоприятная
    (пасмурная) погода для эксперимента. Что это за открытие? Кто его автор?
  5. Кто из советских учёных руководил первыми в СССР исследованиями по
    атомной  науке  и  технике  и  за   свои  усилия,   направленные  на  мирное
    исследование и использование атомной энергии, был награждён медалью
    Всемирного Совета мира?
  6. Кто   из   отечественных   теоретиков   в   области   атомной   физики   впервые
    выдвинул предположение о строении атомного ядра из протонов и нейтронов?
  7. Какое астрофизическое открытие сделал М. В. Ломоносов, наблюдая Венеру с
    помощью ночезрительной трубы?
  8. Какой учёный является одновременно создателем первого в мире стратостата
    и первого в мире батискафа, первым стратонавтом и гидронавтом?
  9. Кто из физиков первым обнаружил существование магнитного поля вокруг
    проводника с током?

-ФИЗИКА   И  АСТРОНОМИЯ

  1. Пишет ли перьевая ручка в условиях невесомости?
  2. Почему радиосвязь с ракетой, которая летит на высоте более 100км, возможна
    только на коротких или ультракоротких волнах?
  3. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же
    Земля не замерзает?
  4. Где интенсивность ультрафиолетовых лучей больше- у поверхности Земли
    или в открытом космосе?
  5. Почему Луна и Солнце у горизонта имеют красный цвет?
  6. Какую    научную    информацию    в    геофизических    исследованиях    имеет
    космическая фотоинформация?
  7. Какими физическими методами определили возраст Земли?
  8. Кто признан основателем современной космонавтики? В каком городе жил и
    творил этот учёный?
  9. Почему с Земли небо видно голубым, а с Луны- чёрным?
  10. Из Владивостока в Москву была послана телеграмма 1 января 1994года в
    З часа. С момента её отправления до вручения телеграммы адресату прошло
    2 часа. Когда была вручена телеграмма в Москве?
  11. По какому времени поют петухи?
  12. Как объяснить большое нагревание метеоритных камней, влетающих из
    межпланетного пространства в атмосферу Земли?
  13. Почему космические корабли окрашивают в серебристый цвет?

14.Можно  ли  измерить  вес тела  при  помощи  пружинных  весов  в  кабине
космического корабля?

  1. Можно   ли   измерить   давление   внутри   кабины   космического   корабля   с
    помощью барометра- анероида?
  2. Плавает ли пробка на поверхности воды в условиях невесомости?
  3. Вытекает ли вода из носика чайника в условиях невесомости?
  4. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости?
  5. Космонавт,     перемещаясь     по     кабине    космического     корабля,     сделал
    неосторожное движение и ударился о предмет. Испытает ли он боль?
  6. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд! Что это?
  7. Летит жар-птица, хвостом гордится, Что это за птица?
  8. Можно ли пользоваться земными ареометрами на Луне, где сила тяжести в
    шесть раз меньше, чем на Земле?
  9. Чем объяснить большой перепад температур на поверхности Луны- от + 120С
    днём до -160С ночью?
  10. Как объяснить морские приливы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на межпредметные связи.

Данная работа полезна при подготовке учащихся к КДР и ЕГЭ....

Межпредметные связи в процессе обучения физики

В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...

Урок Межпредметная связь химии и математики. Решение задач на смеси и сплавы

Урок презентация. Связь химии с математикой: решение задач на растворы, смеси.  Дробь, пропорция, проценты. Уравнения с одной или с двумя неизвестными...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

Межпредметные связи физики и биологии на уроках физики

Одна из главных задач обучения физике — это развитие у учащихся представлений о современной физической картине мира, которая в свою очередь является частью научной картины мира. Развитие предста...

Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи

Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...