Главные вкладки

    Проект интегрированного учебного занятия «Система и порядок на Земле и на небе»
    учебно-методический материал (6 класс) по теме

    Дудина Татьяна Владимировна

     

    Проект интегрированного  учебного занятия

    «Система и порядок на Земле и на небе» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа пгт Даровской

    Проект интегрированного  учебного занятия

    «Система и порядок на Земле и на небе»

    Авторы проекта:

    Дудина Т.В. учителем математики,

    вторая категория

    Боброва В.В.учитель географии

    высшая категория.

    2012


    Введение

           Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, формулы, изученные на математике, с трудом применяются на уроках физики, географии; географические координаты и координаты в математике не имеют связи  и так далее. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
    Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
          Понятие «интеграция» может иметь два значения:
    а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
    б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
    В нашем проекте интеграция является и средством обучения, и целью обучения.
    Используется горизонтальное интегрирование, предусматривающее объединение школьных предметов одного года обучения.
    Цель проекта:

    Создание интегрированного учебного занятия на основе межпредметных связей математики, географии, истории, астрономии для учащихся 6-х классов в рамках изучения темы «Координатная плоскость».

    Задачи:

    1. Сбор информации по теме проекта;
    2. Создание методического материала по теме «Система и порядок на Земле и на небе»;
    3. Реализация проекта, как итогового урока по теме «Координатная плоскость».

    Структура  проекта.

    В данном проекте  представлены:

    1. Конспект учебного занятия;
    2. Презентация по учебному занятию, выполненная в программе PowerPoint;
    3. Раздаточный, дидактический  материал;

    Участники проекта:

    учащиеся 6-х классов;

    учителя математики, географии.

    Срок реализации: апрель, неделя естественных наук.
           


    Все в мире цепью связано нетленной,
    Все включено в один круговорот:
    Сорвешь цветок,
    А где-то во Вселенной
    В тот миг звезда взорвется и умрет…
    Л. Куклин.

    Тип урока: урок применения знаний и формирования умений

    Дидактическая цель:  формирование межпредметных умений на основе интеграции знаний нескольких дисциплин: математики, географии, истории, астрономии.

    Цели по содержанию:

    1. Образовательные:

    Создать условия для

    1. закрепления знаний  по темам

    координатная плоскость, географические координаты, расположение географических объектов;

    1. повторения и закрепления приобретенных знаний;
    2. демонстрации межпредметных связей.
    1. Развивающие:

    Создать условия для

    1. расширения кругозора учащихся;
    2. развития приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
    3. повышения  информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
    4. развития познавательной активности, положительной мотивации  к предмету
    1. Воспитательные:

    Создать условия для

    1. воспитания культуры личности, ценностного отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
    2. воспитания ответственности, самостоятельности, коммуникативности, самореализации.

    Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Средства обучения: компьютер, дидактический раздаточный материал, контурные карты, атласы,  географические карты мира и России.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Почему сегодня два учителя на уроке?

    Какие предметы ведут эти учителя?

    Какие изучаемые на уроках географии и математики темы очень похожи (координатная плоскость и географические координаты)

    Что объединяет то и другое (система и порядок)

    Тема урока «Система и порядок на Земле и на небе»                      

    1. Мотивация и целеполагание

    Сегодня совершим экскурс в историю, географию, астрономию.

    Узнаем имя какого ученого носит система координат.

    1.  Актуализация знаний и умений

    Поговорим о порядке на земле.

    Вспомним утро сегодняшнего дня (Раздевалка, расписание , место в классе)

    Некоторые одноклассники вернулись из Санкт – Петербурга, там посетили театр. Вход по билетам, что указывается в билете.

    В каждом  примере два числа, две координаты.

    Как они называются в математике? (абсцисса и ордината)

    Слово «координаты» происходит от латинского «упорядоченный».

    А как называются координаты в географии? ( широта и долгота)    

    1. Применение знаний и формирование умений

     Идея координат принадлежит к числу древнейших достижений человеческой мысли.

    Опоясать земной шар параллелями и меридианами предложил Гиппарх. Это один из величайших астрономов древнего мира. Его считают основоположником  математической картографии, именно, Гиппарх ввел географические координаты (широту и долготу).

    Родился, вероятно, в Никее, это часть Греции.                                  

    Задание : определить координаты города Афины.

    Гиппарх – древнегреческий ученый, основоположник географических координат. Приложение 1.

    А кто же ввел координаты на плоскости, кто ввел систему координат в математике?

    Ответ на данный вопрос получим, отгадав кроссворд. Приложение 2.

    Вопросы 1. Внутренняя часть Земли?

                     2. Название первой координаты точки?

                     3. число, обращающее уравнение в верное равенство.

                     4. Часть водоема, вдающаяся  в сушу.

                     5. Постоянный водоток, текущий, в  выработанном им углублении

                     6. Название второй координаты точки

    Рене Декарт. Что  за человек Рене Декарт?

    Сообщение Приложение 3.

    Рене Декарту на территории России поставлен памятник, и выполнив задание, мы определим в какой области он находится.

    Определить областной центр по координатам: 59о с.ш.; 31о в.д. /Ленинградская область с.Колтуши/

    Рене Декарт – философ, математик, естествоиспытатель. Его интересовали разные сферы деятельности… Возможно, он так же  как  мы, смотрел на звездное небо.

    А есть ли там порядок, система?

    Конечно, да. Во-первых, мы знакомы с понятием Солнечная система. Со́лнечная систе́ма — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца в определенном порядке. Четыре меньшие внутренние планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс, также называемые планетами земной группы, состоят в основном из силикатов и металлов. Четыре внешние планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, также называемые газовыми гигантами, в значительной степени состоят из водорода и гелия и намного массивнее, чем планеты земной группы.

    Во-вторых, человек систематизировал все звезды, которые видел на ночном небе.

    О созвездиях  

    Если взглянуть темную и безлунную ночь  на небо, то открывается великолепная панорама.  На небе вспыхивают сотни и тысячи звезд.  Красота ночного неба издревле привлекала внимание людей. Многие тысячелетия назад человек начал мысленно соединять самые яркие звезды и составлять из них фигуры людей и животных, придумывать о них различные мифы и легенды. Эти фигуры мы и называем созвездиями. Любое созвездие это система.

    Клавдий Птолемей в свое время составил список из 48 созвездий, известных грекам. Сейчас  на небе определены  88  созвездий. Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария, созвездия Южного полушария и зодиакальные созвездия. Например, к созвездиям Северного полушария (неба) относят такие, как Большая Медведица, Возничий, Волопас, Кассиопея и другие (всего 29). Зодиакальных созвездий (с названиями известных вам знаков Зодиака) насчитывается всего 12. Созвездия Волк, Ворон, Кит и другие (их 47) относят к созвездиям Южного полушария.

    А как выглядят эти созвездия, предлагаю их изобразить

    Мы постараемся изобразить только некоторые из них.

    Практическая работа «Построение созвездий». Приложение 4

    Демонстрация полученных рисунков.

    Мифы. Приложение 5

    1. Рефлексия

    (1 вариант)на листочках в клетку прошу изобразить любой из трех рисунков. Что изобразить вам нужно подумать и ответить для себя на вопрос, от ответа зависит что будите рисовать

    1. Если на уроке вы легко справлялись с заданиями, и вам было интересно на уроке, тогда рисуете ракету.
    2. Если вы испытывали некоторые трудности при выполнении задания, все услышанное и увиденное, вам мало интересно, тогда рисуете самолет.
    3. Если вы  не справились ни с одним заданием, на  данном  уроке вам было не  интересн, тогда рисуете воздушный шар.

    (2 вариант) Кому урок понравился, кто – то узнал новое, мы попросим оставить рисунки на доске. Кто считает, что даром потерял время, снимите изображение своего созвездия.

    1. Итог урока

    Все в мире цепью связано нетленной,
    Все включено в один круговорот:
    Сорвешь цветок,
    А где-то во Вселенной
    В тот миг звезда взорвется и умрет…
    Л. Куклин.

    При изменении любого компонента, части изменяется вся система, нарушается порядок.

    И этот вывод должны дети сделать сами после анализа

    1. приведенных примеров из жизни (например, замена ряда на номер места в ряду в театре)
    2. своих ошибок при построении созвездий (потеря знака, нарушение порядка координат)
    3. своих ошибок  при определении географических координат (замена широты на долготу)

    Рисунки детей при рефлексии содержат изображения 17 ракет и 1 самолета.


    Выводы по проекту.

    Тема урока соответствует программному материалу шестого класса по курсам физическая география и математика. Данная разработка урока позволяет  повторить и закрепить материал о географических координатах и координатной плоскости, показать связь этих предметов, увеличить объем выполненных заданий по данной теме, оптимизировать время урока.

    Самоанализ реализации проекта –о рефлексии

    Оценка осуществления проекта учителями

    Данный урок был представлен на районном методическом объединении учителей математики и получил теплые отзывы, присутствующих преподавателей и руководства школы, РМО. 

    Перспективы на будущее

    Интегрированные учебные занятии в курсах географии, математики 6 класса  возможны по следующим темам:

    география

    математика

    масштаб

    Пропорции

    Относительная и абсолютная влажность воздуха

    проценты

    Скорость течения рек

    Задачи на движение

    Температура воздуха

    Сложение и вычитание рациональных чисел

    Размеры Земли

    Длина окружности

    Плотность населения

    Отношение

    Примеры учебных занятий:

    1. Школьные экологические проблемы на уроке математики.
    2. "Вокруг света за…"
    3. Особенности рельефа Южной Америки.
    4. Нахождение географических  координат через решение линейных уравнений с двумя переменными.
    5. Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Формы земной поверхности.
    6. Масштаб.

    За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий.


     Приложение 1.

    О Гиппархе

    Гиппа́рх Нике́йский— древнегреческий астроном, географ и математик II века до н. э., часто называемый величайшим астрономом античности. Главной заслугой Гиппарха считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона.

    Гиппарх родился в Никее (в настоящее время Изник, Турция). Большую часть жизни проработал на острове Родос, где он, вероятно, и скончался.

    Гиппарх составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд

    Другим новшеством Гиппарха при составлении каталога явилась система звёздных величин: звёзды первой величины самые яркие и шестой — самый слабые, видимые невооружённым взглядом. Эта система в усовершенствованном виде используется в настоящее время.

    Математика. При разработке теорий Луны и Солнца Гиппарх использовал античный вариант тригонометрии. Возможно, он первым составил таблицу хорд, аналог современных таблиц тригонометрических функций.

    География. О вкладе Гиппарха в географию сообщает Страбон. Гиппарх определил географические координаты ряда пунктов. Он написал сочинение «Против Эратосфена», где резко и отчасти несправедливо критикует последнего за использование ненадёжных источников (свидетельств моряков, купцов) при определении местоположения населённых пунктов, считая, что для определения широт и долгот (ему также приписывают введение этих понятий) можно использовать только точные астрономические данные. Удовлетворить этому строгому требованию человечество оказалось не в состоянии более полутора тысячелетий, да Гиппарх и сам был вынужден прибегать к свидетельствам того типа, которые он критиковал.

    Астрология. Возможно, великий астроном не был чужд и астрологии, проникшей в эллинистический мир из Вавилона. Как пишет Плиний Старший, «этот Гиппарх, который не может не заслужить достаточной похвалы… более чем кто-либо доказал родство человека со звёздами и то, что наши души являются частью неба». Гиппарх оказался одним из первых астрономов древности, занявшихся астрологией, и иногда упоминался в древних списках знаменитых астрологов.

    Память. В честь Гиппарха назван лунный кратер, астероид и орбитальный телескоп Европейского космического агентства, предназначенный для астрометрических измерений.


    Приложение 2.

    Кроссворд

                     1. Внутренняя часть Земли.

                     2. Сумма длин всех сторон многоугольника.

                     3. Число, обращающее уравнение в верное равенство.

                     4. Часть водоема, вдающаяся  в сушу.

                     5. Постоянный водоток, текущий, в  выработанном им углублении.

                     6. Название второй координаты точки.

    1

    2

    4

    5

    6


    Приложение 3.

    Что же за человек был Рене Декарт?

    Декарт происходил из дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в 1596 году во Франции. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй и большую часть времени проводил на работе в другом городе. Рене получил прекрасное начальное образование в престижном коллеже Ла Флеш. Здесь он обучался у священников-иезуитов. В заведении был очень строгий режим, но Декарту, учитывая его слабое здоровье, разрешили вставать позже других учеников, в любое удобное для него время. Так что юный Рене вставал примерно в полдень, и этого правила он неукоснительно придерживался всю свою жизнь.

    В колледже времени даром не теряли. Здесь Рене, в частности, прослушал полный трехгодичный курс философии. Ежедневно у учеников колледжа было два урока философии по два часа плюс занятия с репетитором; каждую субботу — устный диспут, а каждый месяц — торжественный турнир, на котором учащиеся спорили перед своими профессорами философии и соучениками. Причем все эти упражнения велись на латыни. За десять лет, проведенных в коллеже, Декарт приобрел писательские навыки, изучил музыкальное и драматическое искусства и даже овладел такими благородными занятиями, как верховая езда и фехтование.

    Проведя еще два года в Университете Пуатье, он получил ученую степень в области юриспруденции, но отказался от карьеры юриста. Стремление юноши к знаниям было неиссякаемым. Он решил продолжать поиски знаний путем путешествий и наблюдений, изучая то, что он называл «книгой жизни». Итак, Рене поступил на военную службу и стал много путешествовать по Европе.

    Однажды, прогуливаясь по улицам Бреды, Декарт увидел надписи на стене. Это была математическая задача, которую предлагалось решить всем желающим. Декарт не очень все понял: текст-то был на голландском. Тогда он обратился к стоящему рядом голландцу и попросил перевести ему текст. Голландец не пришел в восторг от французского невежи-офицера. И ответил, что переведет написанное лишь в том случае, если француз попытается решить задачу и принесет ему свое решение. Во второй половине того же дня молодой французский офицер явился в дом вышеупомянутого голландца и, к полному изумлению последнего, вручил ему не простое решение, а на редкость оригинальное и блестящее. Так Декарт познакомился с Исааком Бекманом, известным голландским философом и математиком. Им предстояло стать близкими друзьями и переписываться двадцать лет подряд. "Вы единственный извлекли меня из состояния праздности и заставили вспомнить вновь то, что я учил...", – писал Декарт Бекману. Именно Бекман возродил в Декарте интерес к математике и философии.

    Офицер-дворянин Декарт явно не имел склонности участвовать в активных военных действиях и оставил армейскую службу.

    Правда, Декарту все равно не удалось избежать опасности. После посещения одного из Фризских островов, он нанял судно, чтобы добраться до континента. Матросы приняли его за богатого купца и решили ограбить в пути. Когда Декарт стоял на палубе и смотрел на удаляющийся берег, матросы стали на голландском языке обсуждать между собой, как ударить его по голове, бросить за борт и взять золото из его дорожного сундука. Но их пассажир к этому времени уже научился понимать голландские слова, и злополучные аборигены сами оказались в опасности: Декарт кинулся на них, размахивая мечом. Матросы тут же сдались и пообещали доставить его на континент в целости и сохранности.

    И тогда Декарт отправился на поиски более уединенных мест, а именно в Нидерланды, где жил около двадцати лет. Терпимые голландцы в XVII веке спокойно обходились без таких вещей, как инквизиция, ересь, дыба и сожжение на костре, которые грозили всем европейским оригинальным мыслителям. Здесь, в отличие от других стран, не требовалось расплачиваться за свои идеи.

    Декарт ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки, пишет книги. Он занимался астрономией и медициной. Причем ради анатомических исследований он ходил на скотобойню и приносил домой, пряча под плащом, всяческие образцы, необходимые для препарирования. Результатом этих трудов стало то, что Декарт положил начало современной науке эмбриологии.

    Декарт стал знаменитым во всей Европе, его слава была настолько велика, что его труды читали даже короли. Когда молодая королева Швеции Христина случайно натолкнулась на одну из его книг, она была настолько потрясена, что пригласила его ко двору. Он обязан приехать в Стокгольм, дабы обучать ее философии. Долгое путешествие на север в Швецию его не привлекало. Но королева Христина, которой было всего двадцать три года, была женщиной упрямой и решительной. Чтобы добиться своего, она послала за Декартом своего адмирала и военный корабль. Но Декарт отказался в очень галантной форме. Узнав об этом, Христина топнула ногой, и за недвижимым философом помчался по морю еще один корабль. И Декарт, который одерживал победы над величайшими умами Европы, был вынужден признать свое поражение. В октябре 1649 года он поплыл в Стокгольм. Наступила суровая шведская зима. Королева решила, что занятия философией должны начинаться в пять утра. Даже в армии Декарт никогда не вставал раньше одиннадцати. Вы можете себе представить, что испытал Декарт, узнав, что ему придется подниматься в 4 часа, затем нестись во дворец на тряских санях по скользким, покрытым льдом улицам против яростного арктического ветра? Через две недели Декарт простудился и слёг: у него началось воспаление лёгких. На девятый день болезни, Декарта не стало. Ему было всего 53 года. Один из величайших умов Европы был принесен в жертву королевской прихоти.


    Приложение 4

    Карточки с заданиями

    КАССИОПЕЯ

    А(-3,2) В(-1,0) С( 1,1) D(3,-2) Е(5,0)

    МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА

    А(6,1)   В(3,3)   С(0,4)   D(-3,1) Е(-6,-1)   Р(-8,1)   G(-5,3)     D

    БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

    А(-13,0)   В(-10,2)   С(-1,5)   D(-3,0)  Е(6,1)   F(5,-3)    G(-l,-3)     D

    ЛЕВ

    А(5,-2)   B(4,-l)   С(4,0)   D(3,l) Е(2, 1)   F(0,0)   G(-l,5)    Н(-2,7)  К(1,5)    Е

    БЛИЗНЕЦЫ

    А(4;-4)   В(1;-1)  С(-1;0)  D(-4 4)E(-2 6)  F(4 1)  G(7 0)   M(9 1)

    ЯЩЕРИЦА

    A(1;10)  B(-1;7)  C(1;6)  D(0;4)  E(2;2)  F(-3;0)  G(-1;-1) M(1; -5) N(0;-7)

    ТРЕУГОЛЬНИК

    А(-3;4)  В(-1;5)  С(6;-2)

    ОРИОН

    А(-1;-1)  В(-3;5)   С(0;8)  D(2;5)  Е(1;1)  О(0;0)  А(-1;-1)  М(-2;-5)  F(4;-4)   Е(1;1)

    ЦЕФЕЙ

    А(4;-2)  В(3;4)  D(-1;7)   Е(-2;2)  F(-2;-3)   G(0;-4)  А(4;-2)  М(6;-2)

    ТЕЛЕЦ

    А(-4;3)  В(0;0)  С(1;0)  D(0,5;1) Е(0;2)  F(-3;8)

    ВОЗНИЧИЙ

    А(0;-5)  В(-5;5)  С(-3;9)

    D(4;8)  Е(6;-2)

    ПЕРСЕЙ

    А(-1;-8)  В(-2;-4)  С(-1;1)  D(1;3)  Е(2;6)  D(1;3)  F(2;-3)

     

     



    Предварительный просмотр:

    Проект интегрированного учебного занятия «Система и порядок на Земле и на небе»

    Авторы проекта:

    Дудина Т.В. учителем математики,

    вторая категория

    Боброва В.В.учитель географии

    высшая категория.

    Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, формулы, изученные на математике, с трудом применяются на уроках физики, географии; географические координаты и координаты в математике не имеют связи  и так далее.

     Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции. В новых программах по предметам введены специальные разделы о межпредметных связях, что способствует становлению системы использования данных связей в образовательной и воспитательной работе.

    Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.

     Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
          Понятие «интеграция» может иметь два значения:
    а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
    б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

    В нашем проекте интеграция является и средством обучения, и целью обучения.
    Используется горизонтальное интегрирование, предусматривающее объединение школьных предметов одного года обучения.

    Почему именно математика и география?

    География пронизывает практически все учебные предметы.

     Приведем несколько примеров:

    На уроках математики ("царицы наук") разного рода вычисления, построение графиков, диаграмм, таблиц, как правило, связаны с изучением миграционных процессов и демографических изменений, динамики промышленного и сельскохозяйственного производства, с сопоставлением размера территорий разных стран мира (протяженность границ, географические координаты, площадь - в квадратных километрах и метрах), с измерением морских, сухопутных и воздушных туристических трасс и т.п.

    И в то же время нет практически ни одной темы в географии, где не требовались бы знания математики.

    Поэтому и целью проекта является создание интегрированного учебного занятия на основе межпредметных связей математики, географии, истории, астрономии для учащихся 6-х классов в рамках изучения темы «Координатная плоскость».

    Для достижения данной цели  поставлены следующие задачи:

    1. Сбор информации по теме проекта;
    2. Создание методического материала по теме «Система и порядок на Земле и на небе»;
    3. Реализация проекта, как итогового урока по теме «Координатная плоскость».

    В данном проекте  представлены:

    1. Конспект учебного занятия;
    2. Презентация по учебному занятию, выполненная в программе PowerPoint;
    3. Раздаточный, дидактический  материал;

    Участники проекта:

    учащиеся 6-х классов;

    учителя математики, географии.

           

    Подробнее мы остановимся на  самом учебном занятии. Выбор темы урока актуален по ряду причин:

    1. завершение темы «Координатная плоскость» в математике;
    2. необходимость закрепления учебного материала по теме «Географические координаты» в географии;
    3. а также приближение дня космонавтики;
    4. и  проведение в школе недели естественных наук.

    Эпиграфом нашего урока

    Все в мире цепью связано нетленной,
    Все включено в один круговорот:
    Сорвешь цветок,
    А где-то во Вселенной
    В тот миг звезда взорвется и умрет…
    Л. Куклин.

    задается направление деятельности и учеников, и учителей на уроке.

    На занятии решаются задачи на определение географических координат объектов, и наоборот, по географическим координатам определить объект. Закрепляются умения работать с картой, переносить знания в новую ситуацию.  Работа с примерами систем позволяет создать условия для закрепления знаний по Солнечной системе. В ходе урока совершили экскурс в  истории, расширили кругозор по астрономии.

    Расширение кругозора проходило на основе умений строить точки  и определять  координаты точек, что позволило нанести расположение основных звезд созвездий на координатной плоскости.

    Мастер –класс

    Таким образом, изучение отдельных тем на интегрированных уроках может стать единым, внутренне связанным действительно образовательным процессом, дающим выход на единую, целостную картину мира, а работа преподавателей приобретает характер кооперации, взаимоподдержки, взаимообогащения.

    Интегрированные учебные занятии в курсах географии, математики 6 класса  возможны по следующим темам:

    география

    математика

    масштаб

    Пропорции

    Относительная и абсолютная влажность воздуха

    проценты

    Скорость течения рек

    Задачи на движение

    Температура воздуха

    Сложение и вычитание рациональных чисел

    Размеры Земли

    Длина окружности

    Плотность населения

    Отношение

    Примеры учебных занятий:

    1. Школьные экологические проблемы на уроке математики.
    2. "Вокруг света за…"
    3. Особенности рельефа Южной Америки.
    4. Нахождение географических  координат через решение линейных уравнений с двумя переменными.
    5. Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Формы земной поверхности.
    6. Масштаб.

    Но подготовка к такому занятию - это очень сложная работа, она предъявляет особые требования к преподавателям:

    1. Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.

    2. Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.

    3. Очень важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок. Это взаимопонимание друг друга с полуслова, с помощью мимики, жестов. Если этого нет, интегрированный урок просто не получится.

    Положительными моментами интегрированных  уроков можно назвать следующие:

    -такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний;

    -интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении;

    -учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природного явления и т.д., так как связывают знания различных предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах;

    Интегрированные уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. Ведь ещё Цицерон сказал: «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой».

    Данный урок был представлен на районном методическом объединении учителей математики и получил теплые отзывы, присутствующих преподавателей  и администрации школы. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Порядок и система на Земле и на небе

    обобщающий урок по теме "Координатная плоскость"...

    Круглы стол "Мы за порядок и безопасность на дорогах и улицах города"

    Мероприятие в рамках творческого отчёта "Безопасность дорожного движения"  с родителями воспитанников подготовительной группы с нарушением зрения. Родителям представилась возможность освежить сво...

    Проект урока по географии в 6 классе"Земля и ее внутренне строение"

    Тема урока: «Земля и её внутреннее строение.»Тип урока: изучение нового материалаВид урока: игра - путешествиеЦели:Образовательная:- сформировать у обучающихсяпонятия: земная кора, мантия, ядро и элем...

    Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

    В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическу...