Роль самоподготовки в режиме деятельности группы продлённого дня
учебно-методический материал по теме

Ускова Ирина Михайловна

Презентация и текстовый материал о роли самоподготовки для создания успешного ученика. содержит методические рекомендации, памятки по алгоритму выполнения заданий по различным предметам для педагогов, учеников и родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоподготовка в школе полного дня

Слайд 2

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Слайд 3

Формирование мотивации Возникновение Подкрепление и усиление Завершение

Слайд 4

Компоненты формирования положительной мотивации Подкрепление и усиление Завершение Возникновение

Слайд 5

Формирование положительной мотивации к учению Формирование трех компонентов: Интеллектуального Эмоционального волевого

Слайд 6

Требования к самоподготовке: Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки; Правильное и достаточное освещение; Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки; Соответствие учебных парт росту учащихся; Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения; Выработка правильной осанки во время сидения за партой; Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы; Обучение правильной организации своего рабочего места; Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности; I Гигиенические

Слайд 7

Правильная посадка учащихся

Слайд 8

II Дидактические 1. Самоподготовка проводится в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности. 2. Задание выполняется каждым учеником самостоятельно. 3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем). 4. Производится первичное поэтапное оценивание выполненной работы. 5. Со слабоуспевающими детьми организуется индивидуальная работа. 6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Слайд 9

III Воспитательные . 1. Отказ от применения каких-либо мер наказания. 2. Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении задания. 3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе. 4. Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы. 5. Разъяснение на самоподготовке неусвоенного на уроке материала лишь в крайнем случае и в ограниченном объеме. 6. Выражение принуждения только в скрытой форме. 7. Терпимое отношение к промахам учащихся во время выполнения работы. 8. Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием. 9. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения своих уроков.

Слайд 10

В процессе проведения самоподготовки задача воспитателя научить учащихся учиться. Поэтому для учащихся разработаны памятки: “ Правила выполнения письменных заданий”, “ Правила работы с учебником” “ Правила запоминания”, “ Правила подготовки устных предметов”.

Слайд 11

Общие указания Выполняй домашнее задание в одно и то же время. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе. Посмотри в дневнике домашнее задание. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа. Выполняй задание четко, аккуратно. Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам - несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми - разожми пальцы. Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку - встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни. Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов. Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим.

Слайд 12

ПАМЯТКА УЧЕНИКУ 1. Найди в учебнике нужную страницу. 2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило. 3. Повтори правило, приведи свои примеры. 4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе. 5. Посмотри упражнение, заданное на дом. 6. Устно выполни его. 7.Запиши число, слова «Домашняя работа». 8. Пропиши образцы. Старайся! 9. Выполни упражнение. 10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет? 11. Выполни задания. 12. Повтори правило. 14. Теперь ты готов! Умница!

Слайд 13

Условия успешной работы Будь уверен в своих силах, имей горячее желание учиться, развивай острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость и неуверенность в своих силах Будь внимательным. Не давай себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе пропустишь что-то важное, без чего весь остальной материал потеряет ясность и интерес. Если уже что-то пропустил, то спеши тут же узнать, не откладывая на завтра. Люби труд и умей хорошо потрудиться. «Без труда, - гласит мудрая пословица, - не вынешь и рыбку из пруда». Делай все капитально, тщательно, неторопливо. Помни слова американского изобретателя Эдисона: «В науке все решают 1% таланта и 99% потения». Соблюдай четкий ритм в учебе, правильно чередуй труд и отдых. Ритм для тебя будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в правильном чередовании легких и трудных предметов при выполнении домашних заданий. Устал – отдохни, прогуляйся и снова за работу. Не заучивай все наизусть, полагайся не только на память, учись самостоятельно мыслить. Мыслить, понимать – значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями: это умение оценивать изучаемое и

Слайд 14

Проведение самоподготовки в режиме школы полного дня самоподготовке отвести специальное место; к началу самоподготовки восстановить утраченную в ходе уроков работоспособность детей путём организации их активного отдыха; не превращать самоподготовку в дополнительные занятия; не допускать на самоподготовке перегрузку учащихся учебными за даниями ; обеспечить на самоподготовке комплекс организационных и санитарно-гигиенических мер, направленных на создание условий комфортности для учащихся; разумно определить свои педагогические обязанности во время самоподготовки ; не допускать, чтобы помимо самоподготовки для учащихся оставались еще и домашние задания.

Слайд 15

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: Ленивому всегда праздник. Лентяй да шалопай – два родных брата. Без дела жить – только небо коптить. Под лежачий камень и вода не течет. Труд человека кормит, а лень портит. Горька работа, да сладок хлеб. О ТРУДЕ Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Глаза страшаться, а руки делают. Терпение и труд все перетрут. Сделал дело – гуляй смело.



Предварительный просмотр:

Организация и проведение самоподготовки .

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

На начальном этапе формирования навыков самостоятельности, приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель  должен стремиться, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию ученика процессом самоподготовки, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине. Формирование мотивации проходи в несколько этапов:

1 этап. Возникновение мотивации.

На этом этапе необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений - “Ты выучил таблицу умножения на 2-5, но не знаешь еще на 6-9, а это понадобится на последующих уроках математики”.

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

На этом этапе активизируется поиск самих учащихся, подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различной трудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иного предмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания, мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все это способствует усилению возникшей мотивации.

3 этап. Мотивация завершения.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце самоподготовки положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, чтобы оценочная деятельность самих учащихся совпадала с дифференцированной отметкой учителя. Каждый этап самоподготовки – это специфическая психологическая ситуация.

Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов – интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периода пребывания воспитанника.

 При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия. Хороший результат в развитии мотивационно-волевой сферы играет наличие стенда “Банк успеха”, куда заносятся достигнутые успехи каждого, экран успеваемости.

Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные задания; Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников мы рекомендуем замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.

В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника..

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть, как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, но близкую  к  домашней, психологическую обстановку.

Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:

  • Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;
  • Правильное и достаточное освещение;
  • Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;
  • Соответствие учебных парт росту учащихся;
  • Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;
  • Выработка правильной осанки во время сидения за партой;
  • Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;
  • Обучение правильной организации своего рабочего места;
  • Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности;

Проведение самоподготовки

Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты:

I. Организационный этап. Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.

II. Выполнение домашнего задании по предметам.

III. Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.

IV. Итог самоподготовки.

Перед началом самоподготовки в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делаю анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины. Учащиеся, знания которых оценены хорошими оценками, получают похвалу и тут же отмечаю недостаточную работу на самоподготовке тех ребят, которые получили неудовлетворительные оценки, но акцентирую внимание на том, что они могут получить положительные оценки, но для этого необходимо проявить больше настойчивости, усидчивости, внимания. Подбадриваю, что не стоит отчаиваться, т.к. он уже знает часть изучаемого материала, но этого недостаточно, чтобы его знания по изучаемой теме учитель оценил положительно. Анализ провожу без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям даю возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.

Следующий этап – сообщение целей и задач, стоящих перед сегодняшней самоподготовкой.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков: русский язык, математика, устные предметы, более легкие.

Но если ученик предпочитает учить уроки в другом порядке,  в силу индивидуального ритма работоспособности, то иду ему навстречу. Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников, в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями воспитателя.   Время на подготовку каждого предмета дозировано и для наглядности записываю его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате.

В 5 классе на доске записываю предметы и задания по ним, которые необходимо подготовить на следующий день. Домашние задания учениками фиксируются в дневниках, но запись на доске нужна для того, чтобы учащиеся, из-за  невнимательности, не ошиблись в выборе домашнего задания.

В процессе проведения самоподготовки по-разному контролирую подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга; а так же применяю такой прием, как взаимопомощь, разрешаю оказывать шефскую помощь: более сильный ученик помогает слабоуспевающему, не давая при этом  списывать; слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно,  контролирую сама. Для этого предлагаю пересказать нужный материал, обучаю приемам передачи содержания текста, проверяю заучивание правил, теорем, формул, обучаю приемам работы с книгой. Художественные произведения из-за недостаточного времени, отводимого на самоподготовку, приходится читать после самоподготовки коллективно. Дети читают поочередно. Решается задача совершенствования техники чтения, развития внимания, развивается слуховая память.

Помощь не свожу только к подсказкам правильного решения, а  добиваюсь осмысления изученного, умения применить знания на практике, побуждаю к творческому подходу, предлагаю использовать разные варианты, подвожу к необходимости доказать свою точку зрения, иногда тактично  вызываю их на дискуссию друг с другом.                                   Тем самым побуждаю активно мыслить, применяю элементы проблемности.

Проверку овладения знаниями учащихся осуществляю индивидуально. Результаты контроля, свои наблюдения фиксирую в отдельной тетради  индивидуальной работы, а так же в дневниках учеников для связи с родителями.

 Так как главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная связь воспитателя и учеников, стимулирую умственную деятельность, используя пословицы, поговорки и шутки об учении, труде, помощи и лени.

Немаловажным звеном в успешном овладении учащимися приемам самостоятельной работы и развития познавательных способностей, интересов является формирование адекватной самооценки. Неадекватно завышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и для педагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда ученик считает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знаний на уроке. Поэтому важным компонентом моей  деятельности является обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля

. 

И главное, в процессе проведения самоподготовки задача воспитателя научить учащихся учиться. Поэтому для учащихся разработаны памятки: “Правила выполнения письменных заданий”, “Правила работы с учебником”, “Правила запоминания”, “Правила подготовки устных предметов”.

Например, так выглядит памятка “ Правила выполнения письменных заданий”

  • Повтори теоретический материал предыдущего параграфа, повтори правила;
  • Выучи теоретический материал урока, который необходимо подготовить;
  • Убедись, что разобрался в нем, а не просто механически заучил;
  • Прочитай внимательно условие письменного задания, если не понял условие, обратись за разъяснениями к воспитателю, консультанту;
  • Вспомни рекомендации учителя по выполнению письменного задания;
  • Приступи к выполнению письменного задания;
  • Внимательно проверь, правильно ли ты его выполнил, следовал ли необходимым требованиям, правилам.

В индивидуальной работе с учащимися пользуюсь различными рекомендациями, в том числе:

Рекомендации по работе на самоподготовке с тревожными, неуверенными детьми

  • Хвалите ученика даже за незначительный успех.
  • Избегайте заданий на время.
  • Сравнивайте результаты ученика только с его собственными.
  • Снижайте количество замечаний.
  • Обращайтесь к воспитаннику по имени.
  • Не допускайте нотаций.
  • Старайтесь соизмерять основные требования с требованиями учителей-предметников.
  • Обговаривайте с детьми, как будет выглядеть контрольная, самостоятельная работа на уроке.
  • Выберите подходящий способ проверки качества подготовки ученика к уроку в соответствии с его индивидуальными особенностями, знаниями, уровнем сформированности мотивации, познавательных способностей, навыков самостоятельной работы, самооценки.
  • При общении с учителями-предметниками выработайте требования к ученику, адекватные его знаниям и возможностям.
  • Чтобы задание представлялось ученику осуществимым, надо разбить его на более мелкие задания.

Чтобы самоподготовка  не превращалась в урок, творчески подхожу к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. Поэтому помимо разумного распорядка, который заведен в процессе проведения самоподготовки, я продолжаю совершенствоваться сама, применяю современные педагогические технологии, для  достижения  желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда начальной школы. Работа с конструктором Лего в режиме группы продлённого дня.

Материалы окружной защиты "Лего-дипломов" специалистами образовательных учреждений...

Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации...

"Организация деятельности учащихся в группе продлённого дня"

Работая с детьми, каждый воспитатель ежедневно решает ряд наиважнейших задач. Одной из них является научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться. Сейчас в условиях внедрения ФГОС для формир...

«Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня»

Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согла...

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня....

Игровая деятельность младших школьников в группе продлённого дня

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-igrovaja-dejatelnost-mladshih-shko...