Положение о психолого-логопедической службе в образовательном учреждении.
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Ерогина Нина Васильевна

Это положение поможет сформулировать задачи ,стоящие перед службой, формы организации работы  и взаимодействия специалистов.Права и ответственность разных сторон при создании гармоничного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 2072 АССИЦИИРОВАННАЯ ПРИ ЮНЕСКО

        

        

Положение

О МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

 ГБОУ ГИМНАЗИИ 2072

 город Москва

Раздел I. Общие положения

  1. Психологическая служба является необходимым компонентом образовательного процесса, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала учащихся.
  2. Основные цели службы - содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
  3.  Центральная задача психологической службы - формирование развивающего образа жизни личности в  системе непрерывного образования.
  4. Важнейшим условием эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
  5. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциям по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
  6. Деятельность психологической службы обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности" психология" или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог" (диплом установленного Гособразованием образца).

 

Раздел II. Структура психологической службы в системе народного образования.

 

  1. Научно-методическое руководство осуществляется методистом по практической психологии методического центра окружного управления образования.
  2. Административное руководство психологической службой осуществляется директором Центра образования.
  3. В структуру службы входят следующие специалисты:
  • Психологи
  • Логопеды
  • Социальные педагоги

 

Раздел III. Направления деятельности

психологической службы в гимназии.

Задачи психологической службы:

  • формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
  • обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
  • оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  • консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

Работа практического психолога осуществляется по следующим направлениям:

 

Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа включает в себя:

  • адаптацию детей к школе, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • обследование детей при переходе из групп дошкольной подготовки в первый класс;
  • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного маршрута, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции; подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с детьми, которые в этом нуждаются;
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  • создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем

Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного детства, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.

 

Для реализации этих задач практический психолог

  • проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

  • проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

  • диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

  • проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

 

Развивающая психокоррекционная работа - активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.

 

Для осуществления развивающей  работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

  • программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  • программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей  работы включают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью психолога.

Развивающая  работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, др. родственников ребенка.

 

Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
  • консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом возрастных особенностей детей

Раздел IV. Права и обязанности работника психологической службы.

 

Работник психологической службы в гимназии обязан:

  • руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;
  • рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
  • знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
  • препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицам, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  • в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
  • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
  • оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
  • работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
  • по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из родителей и др.);
  • выполнять распоряжения администрации учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.

Работник психологической службы имеет право:

  • определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий ;
  • формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
  • отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением;
  • знакомиться с документацией Центра образования, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
  • участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение;
  • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работ, оценке их эффективности, проводить  групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;
  • обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т. п.);
  • обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.

         

Resource id #3606


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 2072 АССИЦИИРОВАННАЯ ПРИ ЮНЕСКО

         «УТВЕРЖДАЮ»                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                    

Директор ГБОУ Гимназия № 2072                                    Заместитель директора по УВР

                                                     

 ______________________________                                     ____________________________                                                                                                                                                                                            

           Валишина Л.Н.                                                                              Юдакина С.И.

                                                                                           

   «28» августа   2013 года                                                           «27» августа  2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

ДЛЯ 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», КЛАССОВ

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

«РАССМОТРЕНА  И ОДОБРЕНА                               «СОСТАВЛЕНА  В      

  НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ»                                   СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»                                                                                                                                                                                                                      

Заведующий предметной кафедрой                                                    Учитель                                                      

 ___________________________                                           ____________________________                                                                                                                                                                                            

           ИванченкоЕ.А.                                                                    ЕрогинаН.В.

                                                                                           

Протокол № 1 от «19» августа 2013 года                              «19» августа 2013 года

Москва, 2013

ПРЕДМЕТ:Профессиональное самоопределение.

ПРОГРАММА: программа предпрофильной подготовки школьников «Слагаемые выбора профиля обучения траектории дальнейшего образования» под редакцией Чистяковой С.Н.

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: стандартный

ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК: «Твоя профессиональная карьера» Чистякова С.Н.,Москва, «Просвещение»,2011г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ:УМК,Программный продукт «Профессиональное самоопределение(4 диска)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:

1час

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:
34 часа

КОЛИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

18 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер

урока

Тема урока

Форма

урока

продукт

1

Вводное занятие.История профориентации.

Практикум

2

Мотивы выбора профессии.

Ролевая игра

схема

3

Ситуация выбора профессии(хочу-могу-надо)

тренинг

таблица

4

Сложности, ошибки, затруднения при выборе профессии.

Игра-драмматизация

5

Разделение труда.отрасли экономики.

Практикум

6

Профессия, специальность,должность.

тренинг

Микро-фильм

7

Классификация профессий по характеру труда, содержанию труда

Ролевая игра

8

Процесс и условия труда.

Практикум

тесты

9

Профессиограмма и анализ профессий.

Тренинг

10

Формула профессии.Формула предпочитаемой профессии.

Практикум

11

Внутренний мир человека.

Тренинг

тесты

12

Исчезающие профессии.

Практикум

13

Свойства личности и выбор профессии.

Тренинг

тесты

14

 Нормы морали и родительские директивы при выборе профессии.

Практикум

15

Эксклюзивные и новые профессии.

Ролевая игра

тесты

16

Профессиональные склонности.

Тренинг

17

Задатки и способности. Условия их проявления и развития.

Практикум

тесты

18

Способность оперировать пространственными представлениями.Абстрагирование признака.

Тренинг

19

Способности моделировать разные познавательные стратегии.

Тренинг

20

Школа эйдетики:развитие  способности к  запоминанию,сохранению и воспроизведению информации.

Ролевая игра

тесты

21

Школа эйдетики: развитие  способности быть внимательным.

Практикум

22

Пути получения профессии.

Тренинг

23

Профессиональная пригодность и здоровье в профессиональной деятельности.

Практикум

тесты

24

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Ролевая игра

25

Профессиональная проба и её роль в самоопределении.

Тренинг

26

Профессиональная проба по профессии типа «Человек- художественный образ».

Практикум

27

Профессиональная проба по профессии типа «Человек- техника».

Тренинг Практикум

28

Профессиональная проба по профессии типа «Человек- природа».Экскурсия в зоопарк.

Ролевая игра

29

Профессиональная проба по профессии типа «Человек- человек».

Тренинг

30

Профессиональная проба по профессии типа «Человек- знаковая система».

Практикум

31

Оценка способности школьника к выбору профессии.

Ролевая игра

32

Ярмарка вакансий.Представления о спросе на профессии.

Ролевая игра

33

Мини-презентация своей будущей профессии.

Презентация\

34

Обобщающий урок-рефлексия: Я – профессионал.

Resource id #4062

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция психологической службы в образовательном учреждении

Работа представлена и высоко оценена на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог 2012» Автор: педагог-психолог Одинцовского центра диагностики и консультированияМенситова...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Положение "Требования к одежде обучающихся Муниципального образовательного учреждения «Новоселецкая ООШ» Таврического муниципального района Омской области.

Это положение, разработано для того, чтобы поддержать в школе дисциплину и порядок, устранить различие в одежде детей, обеспечить нормальное функционирование учебно- воспитательного процесса  в М...

План работы социально-психолого-логопедической службы школы на 2014-2015 учебный год.

В состав СПЛС нашей школы входят: социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед. Основная цель работы СПЛС: создание условий для полноценного развития и успешной социализации ребенка в совр...

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ образовательного учреждения: дистанционные возможности взаимодействия с родителями (законными представителями)

Современные компьютерные технологии помогают организовать в общеобразовательной школе воспитательную работу, неотъемлемой частью которой можно назвать деятельность «Службы здоровья». Это с...