Троице - Сергиева Лавра в русской живописи.
презентация к уроку по теме

Удалова Любовь Дмитриевна

Виртуальная экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekskursiya.zip21.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Арьевская средняя общеобразовательная школа

V районные детские Рождественские чтения

Номинация: «История Троице-Сергиевой Лавры в картинах русских художников»

Тема: «Троице-Сергиева Лавра в русской живописи»

                                                Автор:    обучающаяся       11 класса

Лебедева Ирина

Александровна

                                                                     Руководитель: учитель истории

                                                                                                  Удалова Любовь

                                                                                            Дмитриевна

2014

Виртуальная экскурсия

Дорогие друзья! Приглашаю вас познакомиться с замечательным историко-культурным памятником, одним из главных центров духовной жизни России – Троице-Сергиевой Лаврой, а также с жизнью ее основателя преподобного Сергия Радонежского, о котором вы наверняка очень много слышали и в этом году исполняется 700 лет со дня его рождения.

А помогут нам в этом работы русских художников. Многие мастера живописи обращались в своем творчестве к религиозной теме, в том числе писали сюжеты из жизни Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой Лавры.

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области.

Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337. На картине художника Лисснера Эрнста Эрнестовича, творившего в первой половине XX века, мы как раз и можем видеть это поселение.

А на центральной части триптиха известного русского художника Михаила Нестерова «Труды Сергия Радонежского»,  мы можем лицезреть самого Сергия за строительством будущей Лавры.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых, как преподобный, и считается величайшим подвижником земли Русской. Обратим внимание на одну из икон кисти известного иконописца Дионисия, изображающую лик Сергия.

Образ Сергия Радонежского часто встречается в работах русских художников, в том числе и современных. Вот так преподобного Сергия видит   один из ведущих исторических живописцев современной России Сергей Алексеевич Кириллов.

Обратимся к еще одной работе Михаила Нестерова. Здесь художник изобразил Сергия еще мальчиком, с мирским именем Варфоломей. Однажды ему явился Ангел в образе старца и сказал: “Отныне Господь дарует тебе знание грамоты”. И действительно, Сергий тотчас стал хорошо читать и все понимать. А родителям преподобного старец сказал: “Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранною обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы”.

Часто Сергий изображается в трудах земных, но много работ посвящено чудесам, которые он являл. Хочется отметить целую серию картин современного русского художника  Сергея Ефошкина.

Полотно «По Руси» - многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. «Игумен земли Русской» не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей.

И ряд картин о повседневной жизни Сергия – «Сергий. Весна», «Сергий. Труды в пекарне», «Сергий. За хворостом», «Сергий. По воду», «Сергий. За молитвой». Так же С.Ефошкин изображает преподобного Сергия за строительством обители. Все работы написаны в 2002 году.

Далее серия полотен того же мастера о чудесах, которые являл Сергий Радонежский.

«Чудо о роднике». Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

«Чудо о священном Огне и Ангеле Господнем». Однажды, когда преподобный совершал Божественную литургию, ученик его Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног. А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись, как бы некая дивная пелена, погрузился в святую чашу, из которой и причастился святой Сергий. Это была благодать Святого Духа.

«Чудо о птицах». Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос послал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается «общежительство» ,то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам — больным, бедным, увечным.

Кроме того, Ефошкин пишет и саму обитель.

Очень многие живописцы в своих работах обращались к легенде о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Дмитрий Новоскольцев  - картина «Благословение»  посвящена этому сюжету.

В 1585 году был построен главный храм Лавры - Успенский собор, изображенный на картине Эдуарда Панова. Собор был сооружен по повелению царя Иоанна Грозного и строился на протяжении 26 лет.  По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Фрески, покрывающие  его стены, столпы и своды были выполнены в 1684 г. артелью ярославских и троицких  иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. В росписи участвовали 35 мастеров иконописцев, которые расписали храм за одно лето (100 дней).

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов  Второго ополчения Минина и Пожарского. Замечательный российский исторический живописец Сергей Дмитриевич Милорадович изобразил сцену осады Лавры поляками.

Художник - баталист Верещагин  так же изобразил осаду монастыря интервентами. Мы можем увидеть, как много людей нашли защиту в стенах Лавры в Смутное время.

Наибольшего расцвета лавра достигла в XVIII-XIX веках. На картине художника Алексеева изображена Лавра начала XIX века

Известнейший русский живописец Константин Федорович  Юон изображает Лавру конца XIX века, какой он запомнил ее во времена своей юности.

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, представители фамилии Годуновых. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю.

Работа кисти  Александра Немакина «Лавра начала XX века». А вот такой видит Лавру в тот же период художник Дубовский. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг, исторические документы.

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография. Именно этот период изображен на картине Людмилы Волхонской «Троице – Сергиева Лавра».

С приходом Советской власти в 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Несмотря ни на что, в XX  веке многие художники обращались к духовной теме и писали картины, изображающие Лавру. Петровичев «Купола Троице-Сергиевой Лавры».

Игорь Яровой изобразил молодую пару, любующуюся стенами лавры, как символ возрождения духовности, нескончаемого интереса к историческим традициям России. Яровой. «У ворот Лавры. Дождь». Несмотря на плохую погоду, поток людей  движущихся в Лавру не иссякает.

В настоящее время братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.

В искусстве тема Лавры не утратила своей актуальности. Художники пишут картины, и даже создают их из кристаллов Сваровски и других материалов.

На этом наш небольшой экскурс в историю Троице-Сергиевой Лавры подходит к концу. Надеюсь, мне удалось не только осветить основные моменты истории основания Лавры, но и познакомить с работами русских художников, открыть, в том числе и имена современных российских живописцев.

Благодарю за внимание и проявленный интерес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Богатырь русской живописи" мероприятие по творчеству русского художника В.Васнецова

Мероприятие разработано с целью знакомства учащихся с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Оно обогащено музыкальными вставками, презентацией, стихами....

Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру."Великолепный музей - вершина духовной жизни человечества"

Цель: способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в.,  о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответст...

Урок мужества "Троицкие сидельцы" ( к 400–летию снятия осады Троице – Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками )

К середине XVI в., когда Москва ок­ружила себя кольцом городов-крепостей, Троице-Сергиев монастырь стал одним из форпостов на подходе к столице с северо-востока. На месте деревянной ограды монас...

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой".

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой" представляет собой визуальный дидактический материал, в котором дана историческая справка о Лавре, словарная ра...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...

Забытый подвиг. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1608-1610 гг.

Забытый подвиг. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1608-1610 гг....