МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»
проект на тему

Рыльцова Елена Викторовна

 

Ведущей идеей проекта - модели организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе является  создание условий для инновационного  пространства учителя – профессионала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА СОВЕТСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Создание условий

для инновационного  пространства

учителя – профессионала»

Рыльцова Елена Викторовна

методист районного методического кабинета

управления образования, молодежи и спорта

Советской районной государственной администрации

 Республики Крым

2014 год

АННОТАЦИЯ

ТЕМА ОПЫТА

«Создание условий для инновационного  пространства  учителя – профессионала»

АВТОР  

Методист районного методического кабинета Рыльцова Елена Викторовна

ЗАДАЧИ

1.Создать в учебных заведениях и на уровне района  оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта.

2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Классифицировать  эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с перспективным  опытом  широкой общественности.

6. Привлекать опытных педагогов района к участию в конкурсах педагогического майстерства.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • Руководители общеобразовательных учебных заведений
  • Заместители директоров по учебно-воспитательной  и воспитательной работе
  • Методиста районного методического кабинета
  • Творческие педагоги района

ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Полный текст печатном и электронном виде
  • Тезисный вариант
  • Мультимедийная презентация
  • Фотоматериалы
  • Приложения в печатном и электронном виде

Концепция данного проекта состоит в том, что модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Актуальность  темы состоит  в том, реализация современного образования невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

 Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа.

Диагностика и методический анализ выявили следующие проблемы:

  • учителя района  больше не сохраняют высокий статус;
  • низкий уровень творческой активности учителя обусловлен процессом «педагогического выгорания»;
  • снижение уважения к учителям снижает уровень обучения;
  • снижение ценности учительской профессии влияет на ослабление общества.

Ведущей идеей проекта - модели организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе является  создание условий для инновационного  пространства учителя – профессионала.

         Инновационной составляющей проекта – модели включает следующие:

  • Диагностика и анализ творческой активности педагогических работников региона
  • Реализация регионального проекта «Педагогика успеха»:

- формирование имиджа педагога

- формирование Я - концепции педагога как способа  оценки  его самого себя

  самим;

- профилактика  «эмоционального выгорания» педагогов путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям;         

  • Создание  модели личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта
  • Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта:

- план реализации проекта - «Методический навигатор» ППО;

- применение технологии SMART – анализа в работе с творческими педагогами;

- применение  технологии  коучинга в работе с творческими педагогами;

- применение методики тьюторства в работе с творческими педагогами;

- применение методики   постановки целей и их реализации в работе  с

   творческими педагогами

  • Создание системы определения уровня перспективного педагогического

      опыта:

- заседание секции творческих педагогов на районных Педагогических чтениях;

- проведение районного коллоквиума «Вернисаж педагогических идей»;

- присвоение уровня ППО с выдачей сертификатов.

        Научной составляющей  проекта являются следующие методики и технологии:

  •  «Я – концепция»
  • «Ситуация успеха»
  • коучинг
  • SMART – анализ
  • тьюторство
  • мини – тренинг
  • «Мозговой штурм»
  • релаксация

С целью реализации проекта используются следующие формы работы:

  • мини – тренинги
  • ролевые игры
  • «круглый стол»
  • решение педагогические ситуаций
  • мастер – классы
  • творческие мастерские, группы
  • конкурсы
  • дискуссии
  • консультации
  • коллоквиум
  • конференции
  • Педагогические чтения
  • «Вернисаж педагогических идей»

 Технологичность проекта «Создание условий для инновационного  пространства  учителя – профессионала»  предусматривает внедрение в качестве системы работы городских, районных методических кабинетов управления, отделов образований со следующими ожидаемыми  результатами:

  • создание условий для активизации  творческого потенциала педагогов района;
  • повышение активности и результативности  участия в конкурсах педагогического мастерства;
  • распространение перспективного педагогического опыта.

ВВЕДЕНИЕ

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

 Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа.

Реализация современного образования невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

В.А. Сухомлинский считал, что системы работы учителя заключается в таком порядке его деятельности, при котором главные звенья, этапы его труда находятся в правильной зависимости и обусловленности. Он считал, что определенную систему в работе учителя обнаружить, можно тогда, когда учитель видит, что он будет делать завтра, что он будет делать в течение всего учебного года и нескольких учебных годов.

Каким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей?

Опыт автора данного проекта нацелен на создание условий  в регионе  для инновационного  пространства учителя – профессионала.

  1. ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При построении «новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

- содержание образования;

- детско-взрослая общность;

- инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;

- статус учителя.

Во многих странах мира учителя больше не сохраняют высокий статус. Как следствие -   снижение уровня образования, что влияет на ослабление общества.

Больше всего учителей ценят и уважают в Китае, Греции, Турции, Южной Корее. Низкий статус учитель имеет в США, Италии, Чехии, Бразилии и Израиле. Исследование было проведено в странах, принимающих участие в международных исследованиях, таких, как PISA. Респонденты из Греции, Египта, Швейцарии считают, что профессия учителя почти тоже самое, что социальный работник.

В 2011 - 2012 г.г. в Советском районе Республики Крым была выявлена  проблема -  снижение активности  участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, организации работы по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта.

   В 2012/2013 учебном году в рамках регионального проекта «Педагогика успеха» была проведена диагностика профессиональной активности педагогов района. У 47% респондентов мотивацией  дополнительных усилий в работе являются аттестация и личные достижения в труде.

   В результате опроса были определены причины низкой активности педагогов района, которые отражены в диаграмме. (Приложение 1) Основными являются усталость на работе и неумение выступать перед аудиторией.                                                                                                      

                                                                                                         Приложение 1                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                     

        Была проанализирована качественная составляющая «горизонтальной карьеры» педагогов района, результаты которого показаны в диаграмме. (Приложение 2) Наиболее активны педагоги, имеющие 1 категорию.  

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                            Приложение 2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В школах работают несколько поколений педагогов. Были проанализированы и определены  возрастные характеристики профессиональной деятельности педагогов Советского района  с точки зрения горизонтальной карьеры.

Стаж работы 1-16 лет – 36% педагогов района. Их профессиональная деятельность  характеризуется расширением и совершенствлванием методов обучения и воспитания.

Стаж работы 16–20 лет - 10% педагогов района. Наблюдается повышение уровня увлечения работой

20-25 лет - 14% педагогов района. Для них становятся характерными критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами

Более 25 лет - 40% педагогов района.  Появляется невосприимчивость к новому, психоэмоциональное перенапряжение

В 2012 году достаточно проблемным оказалось привлечение педагогов района во Всеукраинском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Целями конкурса является развитие массового педагогического творчества, популяризация педагогических достижений и пропаганда инновационных технологий в образовании.  Были проанализированы причины отказа от участия. Они оказались как практические так и психологические.

        Результаты блиц – опроса педагогов по участию в конкурсах педагогического мастерства следующие:

Я не хочу участвовать в конкурсах, потому что:

  • Не уверена, что  хорошо смогу провести открытый урок –9%
  • У меня большой стаж работы, меня и так аттестуют и присвоят категорию – 37%
  • Боюсь, что не справлюсь с тестами – 2%
  • Недостаточно владею компьютером  для создания презентации – 38%
  • У меня нет хорошего портфолио – 14%

Данные блиц - опроса отражены в диаграмме. (Приложение 3)

                                                                                                   Приложение 3                                                                                                                                                                                                                  

  1. ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСПЕХА.

Создание новой системы подтверждения уровня профессионализма, включающую профессиональные педагогические компетентности -  основа для обновления процедур выявления, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта, аттестации педагогических кадров.

Созданная система организации методической деятельности (Приложение 4) по поиску, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта включает следующие методические составляющие:

  • региональный проект «Педагогика успеха»
  • «Методический навигатор» изучения и обобщения ППО
  •  создание базовой технологии поиска, изучения  ППО на

           районном уровне «Инновации сегодня – традиции завтра»

  • система организации обобщения ППО
  • составление спектрального каталога ППО                                                                                                                                        

                                                                                                            Приложение 4

     С целью реализации данного проекта была опроделена  территория самореализации участников учебно-воспитательного процесса.  (Приложение 5)

                                                                                                         

                                               

                                                                                                           Приложение 5

     Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.

С целью повышения статуса педагога  была  выработана  модель личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта.  (Приложение 6)

                                                                                            Приложение 6                        

  С целью развития мотивации педагогов к профессиональному самосовершенствованию, овладения технологиями формирования имиджа педагога, раскрытия творческого потенциала учителя с 2012 года  реализуется проект «Педагогика успеха». В «Педагогику успеха» заложена идея позитивной педагогики: в каждом человеке имеется потенциал к росту и развитию, поэтому необходимо способствовать его пробуждению.

В ходе реализации методического  проекта используются следующие формы работы:

  • Тренинг
  • Семинар - практикум
  • «Круглый стол»
  • Мастер - класс

Мероприятия проводятся в следующих рамках методической деятельности:

  • «Творческая мастерская» кураторов одаренных детей
  • РМО заместителей директоров по воспитательной работе
  • РМО педагогов – организаторов
  • РМО руководителей МО классных руководителей
  • Совещания заместителей директоров по учебно – воспитательной работе
  • Совещания директоров ОУЗ
  • «Клуб молодых специалистов»

Запланированы этапы реализации проекта:

1 этап - 2012 – 2013г.г.

«Познай самого себя»

2 этап - 2013 – 2015 г.г.

«Самосовершенствование»

3 этап - 2015 – 2017 г.г.

«Реализация творческого потенциала»

С целью систематизации деятельности  по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта в учебных заведениях Советского  района в 2013 году разработан  «Методический навигатор» - план действий.

С целью получения    из расплывчатой картинки  четкой и понятной картины перспективного педагогического опыта, на котором можно эффективно сфокусироваться,  возникла идея применить технологический прием  SMART – анализа.

В идею поиска и обобщения перспективного педагогического опыта положена методическоя работа, связанная с нахождением верной формулировки  темы и первым шагом к успеху дела — правильно сформированным целям. SMART цели — умные цели, то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.

Только когда цель отвечает всем требованиям SMARTтолько тогда она начинает работать как инструмент. По результатам составляется карта участника  «Вернисажа педагогических идей».   (Приложение 7)                                                                                                                                                                                              

                                                                                                        Приложение 7                                                                            

Карта участника  «Вернисажа педагогических идей»

Советского района Республики  Крым

  1. Полное название учебного заведения_______________________________________
  2. Ф.И.О.(полностью) участника__________________________________________
  3. Педагогический стаж__________________________________________
  4. Стаж работы классным руководителем (если ППО

       по воспитательной работе)___________________________________

  1. Категория_________________________________
  2. Звание__________________________________
  3. Проблема, над которой работает учитель (классный руководитель)___________________
  4. Инновационные формы работы, технологии, которые использует учитель___________

Specific (конкретная тема опыта)

Measurable (измерение опыта, уровень опыта)

   

Attainable (достижения опыта)

Relevant (значение опыта для пед. деятельности

Time-bounded (пыт,обозначенный во времени)

Именно этот технологический прием дает возможность быстро им четко проанализировать с претендентом на обобщение ППО его педагогическую деятельность, найти либо не найти тот особый ресурс, называемый в последующим перспективным.

Основополагающей технологией   проекта  является коучинг.

Смысл педагогического коучинга :

  • движение к цели
  • полное раскрытие потенциала человека и команды

В результате использования коучинговой технологии в методическом сопровождении обобщения перспективного педагогического опыта педагоги намного эффективнее  формулируют свои цели, а (как следствие) тему своего опыта, нарабатывают стратегии и осуществляет наиболее удачную из них, достигают своих целей, формируют ясность в выборе своего развития.  

Главный путь - создать условия для того, чтобы педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

В рамках методического проекта    «Создание условий для инновационного  пространства  учителя – профессионала»  педагогам предложено принять участие в районном «Вернисаже педагогических идей» с целью поиска и обобщения перспективного педагогического опыта на районном уровне. (Приложение 8)

                                                                                                                           

                                                                                                  Приложение 8

При подготовке к «Вернисажу» участники делятся по статусу:

1 группа «На пути к совершенству» (первый год обобщения ППО)

Форма взаимодействия – тьюторство

Методическая технология - коучинг

2 группа «Педагогический стиль» (педагоги, работающие более года над

обобщением ППО)

Форма взаимодействия – дистанционно-консультативная

Методическая технология- SMART - анализ

        «Вернисаж педагогических идей» имеет уровень методической коллегии. Презентации и анализ носят дискуссионный характер. По итогам Вернисажа определяется уровень перспективного опыта педагога, выдается сертификат, даются методические рекомендации по дальнейшей деятельности.

        Итоги Вернисажа заносятся в «Спектральный каталог», который могут использовать в работе методисты и педагоги.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА

        По результатам республиканского мониторинга Крымского республиканского учреждения «Центр проблем образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым» «О состоянии внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений    Советского района», проведенного в марте 2014 года, динамика внедрения педагогических инноваций в Советском районе стабильно положительная. Наиболее прогрессивный рост за последний год показывают учителя Советского района (79,3% учителей активно используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе)

Динамика внедрения современных педагогических технологий показывает, что наиболее часто применяемыми технологиями  являются:

  • интерактивные технологии      (80,7%);
  • проектные технологии (70,5%);
  • личностно ориентированные (69%);
  • информационно-коммуникативные (66,9%);
  • игровые технологии (57,8%);
  • создание ситуации успеха (57,2%);
  • проблемное обучение (48,9%);
  • технология развития критического мышления (43,5%).

Инновационная составляющая  проекта  включает следующее:

  • Диагностика и анализ творческой активности педагогических работников региона
  • Реализация регионального проекта «Педагогика успеха»:

- формирование имиджа педагога

- формирование Я - концепции педагога как способа  оценки  его самого себя

  самим;

- профилактика  «эмоционального выгорания» педагогов путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям         

  • Создание  модели личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта
  • Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта:

- план реализации проекта - «Методический навигатор» ППО;

- применение технологии SMART – анализа в работе с творческими педагогами;

- применение  технологии  коучинга в работе с творческими педагогами;

- применение методики тьюторства в работе с творческими педагогами;

- применение методики   постановки целей и их реализации в работе  с

   творческими педагогами

  • Создание системы определения уровня перспективного педагогического

      опыта:

- заседание секции творческих педагогов на районных Педагогических чтениях;

- проведение районного коллоквиума «Вернисаж педагогических идей»;

- присвоение уровня ППО с выдачей сертификатов.

Моделирование организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе,  кропотливое, «точечное» сопровождение педагогов позволило:

  • перспективный педагогический опыт поставить на научную основу;
  • отсечь накопительные неструктурированные материалы «из опыта работы»;
  • создать «ситуацию успеха» для педагогов, имеющих склонности к научной     деятельности;
  • стимулировать стремление педагогов района к самообразованию,

     повышению методического уровня;

  • провозгласить перспективный педагогический опыт «Педагогикой успеха».

        Материалы реализации данного проекта опубликованы в научно-методическом журнале «Методист» №7, 2014 год (г. Москва) в разделе «Муниципальная методическая служба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Метод проектов. Создание реляционных баз данных».

В задачи курса "Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой це...

Проект создания экологического парка - финалист конкурса проектов «Лидеры»

Проект создания экологического парка - финалист конкурса проектов «Лидеры», учрежденного Губернатором Алтайского края и проводящегося под эгидой Алтайской региональной комиссии при поддержке Администр...

проект "СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ КАБИНЕТУ ИСТОРИИ».

Данный проект необходим:·           учителям истории, создающим учебный специализированный кабинет, отвечающий всем современным требованиям, и желающи...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...