«Уровневая дифференциация и влияние её на здоровье учащихся»
статья на тему

В данном материале представлено исследование влияния применения уровневой дифференциации по формированию познавательного интереса у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urovnevaya_differentsiatsiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Белова Ольга Сергеевна, заместитель

                                                 директора по УВР МБОУ-лицей

                                                 г. Луховицы Московской области

 «Уровневая дифференциация  и влияние её на здоровье учащихся»

 «Умение правильно руководить умственным трудом школьников.     Здоровье учеников и организация учебных занятий в режиме дня МОУ-лицея»

            Одним из важных факторов умения правильно руководить умственным трудом школьников –это знание психологии    учащихся. Поэтому в первой части своего доклада я ознакомлю с психологической характеристикой умственной деятельности учащихся.

 Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования .

         Потребности.

Потребность сама по себе ещё не является мотивом целенаправленной деятельности . Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить эту потребность. Осознанная потребность становиться мотивом деятельности

Успех. Неудача.

Успех или неудача влияет на последующую деятельность, преломляясь через сложившиеся особенности личности. Во всех случаях успех окрыляет ученика. В одних случаях, поднимая ученика в собственных глазах, успех мобилизует силы на достижение новых целей в работе. Неудача в деле, к которому ученик относиться положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей попытки в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задания.

        Уровень притязаний.

Уровень притязаний- оценка учеником своих возможностей в деятельности. У гармонически развитой личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности. При правильном воспитании уровень притязаний должен находиться в соответствии со способностями и трудолюбием личности. Поддерживая уверенность учащегося в возможности успеха, учитель одновременно должен объективно и требовательно оценивать результаты его деятельности, но не давая возникнуть необоснованным претензиям.

        Утомление.

Утомление - естественное  истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности. В чувство утомления включается отношение ученика к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Усталость после трудной , но нужной работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида деятельности восстанавливают силы, создают возможность продолжения деятельности. Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости . Объективным показателем утомления является  замедление темпа работы и снижение её качества. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что утомление наступает раньше нормального времени, необходимого для того, чтобы возникла усталость, имеющая физиологические причины.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения нервной высшей деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим , то изменения высшей   нервной деятельности не выходит за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников. Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей   нервной деятельности.

   Учителю необходимо обращать внимание на утомление учащихся. Организация правильного режима деятельности- одна из важных психолого-педагогических задач школы. Чередование уроков, разнообразных по содержанию материала, по степеням трудности, правильная организация отдыха на переменах помогут предупредить утомление и сохранить силы учащихся до конца учебного дня. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости физкультминуток  и динамических пауз. В основном на занятиях только учителя начального звена проводят физкультминутки, динамические паузы на переменах не проводятся (особенно в этом нуждаются учащиеся начального звена и 5-6 классы).  

        Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащиеся имеет активный отдых после занятий. Особое важное значение для сохранения нормального уровня высшей  нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению деятельности мозга. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность и все её нарукше6ния, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна исчезают. Исходя из этого особо важное значение имеет объём домашних заданий. На прошлом педсовете обращали внимание на то, сколько времени учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий. Дети должны в 21-22 часов ложиться спать, но в действительности при анализе режима дня учащихся ночной сон начинается только в 24 часа.  

         Важную роль в руководстве умственным трудом школьников имеет правильность организации педагогического процесса, в который входят такие элементы : взаимодействие педагогов и учащихся; постановка и разъяснение целей и задач деятельности, реализация избранных методов, средств и форм организации педагогического процесса, т.е. организация взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся. При правильной организации учебного процесса необходимо помнить о следующих дидактических категориях:

1.Процесс обучения-это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

2.Принципы обучения –это система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса. Принципы обучения опираются на выявленные научные закономерности и передовой опыт педагогической деятельности.

3.Содержание образования –это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека. Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

4.Методы обучения –способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. Метод обучения всегда предполагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности.

5.Формы организации обучения-особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий,  в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность

                                                                             


В течение двух лет наша школа работает над темой «Здоровье сберегающие технологии»  и вот один из разделов этой темы имеет название «Уровневая дифференциация  и влияние её на здоровье учащихся»

Свой доклад я разделила на три части:

  1. Что такое «дифференцированное обучение» ?
  2. Психологическая характеристика умственной деятельности учащихся.
  3. Примеры некоторых технологий «дифференцированного обучения».

Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося . Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведёт к снижению уровня требований, нарушению психики ребёнка. Поэтому в работе каждый учитель должен помнить о понятии «дифференцированного обучения.

         Что такое «дифференцированное обучение» ?

Дифференциация в переводе с латинского «difference»   означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени  .

Дифференцированное обучение – это :

  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  2. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью  учета особенностей их контингента;
  2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

 Принцип дифференциации обучения это- положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.  

Технология дифференцированного обучения это – совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.          

При введение дифференциации обучения в учебный процесс классы делятся на гомогенные группы, о которых я уже говорила. Формирование этих групп основано на индивидуально- психологических особенностях детей, составляющих основу гомогенной группы. Различают следующую дифференциацию:

  • по возрастному составу (классы, параллели);
  • по полу (мужские, женские);
  • по области интересов  (гуманитарные, физико-математические и другие группы, направления, отделения);
  • по уровню умственного развития  (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления , акцентуации характера, темпераменту);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения).        

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.     

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью , и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения»

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация.

Система называется «комбинированная система», имеющая две отличительные стороны : внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый уроки общего разбора темы (лекции); второй- комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; третий уроки обобщения и систематизации знаний ( тематические зачёты); четвёртый уроки межпредметного обобщения материала ( защита тематических заданий); пятый- уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала , закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяются три типа дифференцированных программ «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания» ) предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т. д. до полной самостоятельности).

Между программами  «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Программа «С»

Задания программы «С» - базовый стандарт.

Выполняя задания программы «С» ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уроке его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материалу на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения , умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов  запоминания. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том , как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод. Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В»

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся Дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину цельной.  

Программа «А»

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решать на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются   три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач , лабораторных и практических заданий. Вариант «С» точно соответствует обязательным результатам обучения. Вариант «В» предполагает включение дополнительных задач и упражнений из   учебника. Вариант «А» предполагает включение из вспомогательной учебно-методической литературы.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в  индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой полного усвоения. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения  учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т. д.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары) семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные и индивидуальные занятия, индивидуализированное косультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «заче-незачет»                

Смешанная дифференциация (модель сводных групп)

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения – по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллели ( модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы

Дети , интересующиеся данным учебным предметом и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются ещё сводные группы .

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран и главная цель которых- достижение обязательных результатов обучения.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Таким образом учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются- учащиеся в соответствии с  выбранными ими направлениями переходит в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившиеся межличностных отношений в коллективах.

Модель сводных  групп, объединяющая два вида дифференциации- по уровню достижений и по интересам.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

В данной технологии предлагается Введение двух стандартов: для обучения (уровень , который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику( и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки ( уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение оп которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Концептуальные положения

Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Существенно не то, что изучалось, сколько то , что реально усвоено школьником. Поэтому следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за достижением.

Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т. е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.

При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того , означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику ( принцип открытости обязательных требований)

Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме не допускающей разночтений, двусмысленностей.

Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать её гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать какой-либо одной методической схемой.

Мотивация, а не констатация.

Предупредить , а не наказать незнание.

Признание права ученика на выбор уровня обучения.

Прежняя установка учителя «ученик обязан выучить все, что дает учитель»; новая психологическая установка для учащегося «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»

Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенности содержания

Наличие стандартов базовых образовательных областей , состоящих из 2 уровней требований:

  1. к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;
  2. к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

-базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

-базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой ( ученик знает, что с  него требуют)

-наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием предмета.

Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц»- зона ближайшего развития заполнено дополнительными вариантами- «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья.

Особенности методики.

  • блочная подача материала;
  • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
  • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках;
  • систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов

Оценивание знаний

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения». В основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение , которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того , что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.

Предусматривается:

- тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

  • открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
  • оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
  • двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт- незачёт);
  • повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
  • «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

Зачёты проводятся в учебное время, при этом:

  • предусматривается резерв времени для доработки;
  • возможна помощь учителя во время зачёта;
  • учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;
  • на каждого ведётся лист учета и контроля;
  • в случае, если учащийся претендует на оценки 4 и5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального искусства на здоровье учащихся.

Данная работа представляет собой попытку обобщить опыт в области музыкального воспитания под общим названием «Влияние  музыкального искусства на здоровье учащихся». Необх...

Влияние школьного обучения на здоровье учащихся.

Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:-...

Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"

Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства  формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся

Информация к заседанию школьного МО....

Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье учащихся начальной школы.

Расхожее выражение «все болезни от нервов» уже, пожалуй, никого не удивляет, так как оно основано не просто на догадках, а на серьезных медицинских исследованиях. И сегодня для нас не секрет, что эмоц...