Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.
учебно-методический материал на тему

 «Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»      Л. С. Выгодский

 

       Сегодня одна из самых актуальных тем, обсуждаемая педагогическим сообществом - федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

    Чтобы ФГОС стали реальностью нашей образовательной системы, недостаточно  просто изучить их как некий манифест. Стандарт требует серьезных изменений и в управлении системой образования, и  в компетенции управленцев, и в квалификации, а прежде всего, в сознании педагогов. И как сказал  великий Синеки : « Кто не знает в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра».

Деятельность коллектива нашей школы по достижению основных целей и решению задач в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_uroka.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Таловка Калининского района Саратовской области»

Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.

Составитель: заместитель директора по УВР и учитель русского языка Евтеева Лариса Викторовна

 «Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»      Л. С. Выгодский

       Сегодня одна из самых актуальных тем, обсуждаемая педагогическим сообществом - федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

    Чтобы ФГОС стали реальностью нашей образовательной системы, недостаточно  просто изучить их как некий манифест. Стандарт требует серьезных изменений и в управлении системой образования, и  в компетенции управленцев, и в квалификации, а прежде всего, в сознании педагогов. И как сказал  великий Синеки : « Кто не знает в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра».

Деятельность коллектива нашей школы по достижению основных целей и решению задач в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа».

    В 2011/2012 учебном году первый класс нашей школы  приступил к освоению Федерального  образовательного стандарта начального общего образования, в 2012 – 13 учебном году в пилотном  режиме к освоению Федерального  образовательного стандарта перешел 5 класс.  

   В своем выступлении я хочу остановиться на некоторых достигнутых результатах, а также задачах, которые следует решать на пути массового перехода ступени начального и основного образования  на стандарты нового поколения.

    Во-первых, создание нормативно-правовой базы. Были изданы приказы «Об организации мероприятий в рамках эффективного введения ФГОС НОО и ФГОС ООО »  На основании этих приказов начиналась работа по их выполнению:

а)   организована  систематическая работа по направлению «Реализация ФГОС»

б) сформированы рабочие группы по разработке необходимых изменений образовательной системы начальной и основной ступени в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования.

в)осуществляется постоянный мониторинг всей работы по данному направлению

г) для информирования  широкой общественности на сайте школы открыта  тематическая рубрика ФГОС, где размещаются самые различные материалы.

2.Следующий шаг: разработка основной образовательной программы начального общего  и основного общего образования, которые были  представлены на обсуждение на педагогическом  и Управляющем совете школы.

 Образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, определяют содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

  3.   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога и требует :

- постоянного профессионального мониторинга стремительно растущей информационно-ресурсной базы;

- использования в учебно-воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов;

- владения педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования;

- активного участия в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ. 100%   учителей владеют ИКТ и широко используют их на практике.  Учителя стали настоящими исследователями, новаторами современных идей обучения и воспитания.

  4. Введение нового стандарта должно стать общим делом команды единомышленников, а не задачей нескольких человек. Нужно не просто вовлекать всю школу в работу по переходу на новые стандарты, а вести широчайшую дискуссию и постоянное информирование членов педагогического коллектива по разъяснению целей и задач введения ФГОС. Для достижения этой цели необходимо:

- систематическое проведение мероприятий по повышению квалификации для педагогических и управленческих кадров (на сегодняшний день курсы повышения квалификации по введению ФГОС в «СарИПКиПРО» прошли директор, заместители директора и все  учителя, работающие в 2, 5 классах).

- участие в семинарах  муниципального и регионального уровней.

  5. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, позволяет сформировать умение вести исследовательскую работу, формирует коммуникативные умения, монологическую речь. С этой целью в течение учебного года  учителя   использовали метод организации образовательной деятельности  обучающихся на основе конструирования и решения проектных задач. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, и её интерпретацию. Активное участие в этой деятельности принимают и родители, становясь нашими союзниками в деле воспитания. Приятно отметить, что данный вид инновационной деятельности  получил одобрение как среди педагогов нашей школы,  так и среди родительской общественности, но самое главное- это заинтересованность наших учеников.

  6.     Для максимально эффективной реализации  ООП НОО , для чёткого отслеживания полученных результатов обучения по новым стандартам, для получения объективной информации о качественных изменениях подготовки младших щкольников была утверждена форма «портфолио» обучающихся начальной ступени, начиная с 1-го класса, как важнейшее условие введения ФГОС. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации для дальнейшего творческого роста.

7.   Согласно концепции стандарта нового поколения  школа должна сформировать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, общественности, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Результатом стала активизация внеклассной и внеурочной работы с детьми.  В  нашей школе она определена на основе социального запроса по трём направлениям, реализация которых осуществляются через различные формы внеурочной деятельности: кружки и секции.

   8. Целенаправленность действий администрации школы по выполнению требований к условиям образовательной деятельности согласно ФГОС позволила не только реально оценивать наши возможности, но и предпринять первоочередные меры по сохранению здоровья участников образовательного процесса.

В соответствии с ФГОС в современной  школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного  образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными —должен овладеть учащийся. Одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта  связано с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм обучения.

Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению  в соответствии ФГОС названы обязательными в процессе обучения и воспитания.В связи с названными коренными изменениями, происходящими в  школе, в изменяющихся условиях образовательной практики проблема индивидуального и дифференцированного подходов становится более актуальной, традиционные методы и средства дифференцированного и индивидуального подходов не соответствуют принципам гуманизации современной школы, в связи с чем возрастает интерес к современному методическому обеспечению индивидуального и дифференцированного подходов.

Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок», до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей

В связи с переходом  на новые ФГОС значительно усилился интерес учителей нашей школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников на начальной и средней  ступенях образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку учащимся обычного класса. Такой организации обучения требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцированно может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

В чем заключается методика дифференцированной работы на уроке в условиях ФГОС?

1 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Одним учащимся можно предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим то же самое и добавить более сложную задачу и ученикам III группы — задания из учебника и задачи из разных пособий.

2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.

III этап. Организация базового повторения.

На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий.

IV этап. Проверка усвоения изученного материала.

Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные и самостоятельные работы  — разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме.

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим.

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.

Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет изучить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.

Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»,созданный ведущими специалистами Центра начальной школы под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, предлагает уникальный в своём роде личносто-ориентированный подход, дифференцированность и индивидуализацию в программе современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии и является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т.к. именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личностей. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.

Осуществляя уровневую дифференциацию в условиях введения ФГОС начального и основного обучения, учитель должен руководствоваться требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился, согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Важнейшим принципом построения курса «Грамота» является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения в учебник заданий повышенной сложности, текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей, а также наличие в комплекте тетрадей для индивидуальной работы «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать». Именно поэтому обязательным структурным компонентом каждой пары уроков является дифференцированная работа. Учитель выбирает задания для учащихся в зависимости от их уровня подготовленности и от темпа работы. Ребятам с высоким уровнем готовности предлагаются задания из рубрики «Сообрази» и задания в тетрадях для индивидуальной работы. Учащимся с низким уровнем готовности к обучению предлагаются задания из рубрики «Педагогическая поддержка», выполняемая с опорой на тетради. Задания тетрадей «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» используется при работе с ребятами с разным уровнем готовности к обучению. Курс «Русский язык» является логическим продолжением интегрированных курсов «Грамота». Работа с учебником организуется по рубрикам: «Вспомни», «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое», «Говори правильно», «Задания повышенной сложности». Количество упражнений в уроке дано с избытком, что обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения учащихся. Помимо разноуровневости все задания в учебнике, дифференциацию в обучении обеспечивает наличие специальных рабочих тетрадей, осуществляющих педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Это тетради: «Учусь писать без ошибок»,  которые используются во 2 классах. Системы упражнений по курсу «Математика» во 2 классах построена с учётом принципа дифференциация обучения. УМК (программа, учебник, рабочие тетради) обеспечивает достижение каждым учеником обязательного уровня математической подготовки, а также даёт возможность получения учащимися высокого уровня развития математических способностей. Учебники и тетради включают задания трёх уровней сложности (обязательные для всех, рассчитанные на хорошо успевающих детей, а также испытывающих трудности при обучении). Авторская методика обучения обеспечивает полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и успешность его учения; формирование учебной деятельности и познавательных интересов учащихся.

УМК «Начальная школа ХХI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.

      Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.

Переходя в среднее звено обучения, на уроках учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности с педагогами. Именно в стенах школы закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

Так на уроках  русского языка  и литературы выстроена система глобального восприятия литературных текстов  художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать  у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста. Глобальное восприятие текста  для учащихся - это огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Большое затруднение ученики испытывают при пересказе текста.  И немногие из детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это ещё не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работа над текстом учителями русского языка  даёт мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи – одному из важнейших средств коммуникации  школьников. Дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого учащихся используют учителя и при работе над правилами орфоэпии. Степень понятности речи ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм.  Изучение орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением.

Представленные личностно-ориентированные технологии обучения в условиях ФГОС позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении с применением информационных компьютерных технологий.

Применение развивающих технологий в обучении как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве создания собственного творческого продукта. Примером применения этой технологии служит урок учителя математики Н.Ф.Биркаловой в 5 классе по теме «Куб».  На котором изучение «Куба» учитель проводил с опорой на все сохранные органы чувств.  Каждый ученик собрал свой куб, (из спичек и пластилина) сосчитал количество рёбер и вершин.  Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности.  Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. 

На уроках биологии в 5 классе Фокиным А.Г.  в рамках внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации по каждой учебной теме проводится несколько типов, форм уроков, которые следуют один за другим:– Уроки общего разбора темы – коллективная дифференцированная помощь проявляется в школьной (с элементами беседы и реконструкции событий) лекции: учитель сам систематизирует учебный минимум по теме (базовый стандарт).

– Семинарские занятия; коллективная.

– Уроки-практикумы.

– Уроки обобщения и систематизации знаний; дифференцированная помощь выражается в виде инструктажа:

Вовлечение учащихся в корректировку, доуточнение или смену цели; 2) формирование групп, распределение ролей (если необходимо); 3) разработка и распределение вопросов и заданий по группам и регламент ответов, выступлений; 4) знакомство с дополнительными источниками информации; 5) проведение обзорной лекции; ознакомление с критериями оценки деятельности учащихся.

Сочетание всех видов работы позволяет выявить различия в знаниях учащихся. В связи с этим используются такие формы занятий как работа по группам (столам, рядам, смешанным – по уровню знаний и психолого-возрастным особенностям), работа в режиме диалога…

Групповая работа включает в себя: знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение заданий; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).Функции учителя: – контроль за ходом работы в группах; – консультация по вопросам, вызывающим затруднение; – урегулирование споров; – установление порядка работы; – оказание необходимой помощи отдельным учащимся или группе в целом.

Особый вид дифференциации – индивидуальное обучение, т.е. форма, модель организации учебного процесса, при которой: а) учитель взаимодействует с учеником; б) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебник, первоисточник, дополнительная литература…).Этот вид помощи, используемый на уроках истории Захаровым Ю.В., ориентирован он на индивидуальные особенности ребёнка, учитель создаёт психолого-педагогические условия не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого в отдельности.

Индивидуальная дифференцированная помощь в обучении предполагает активное использование разнопланового дидактического материала, работа с которым помогает организовать учебную деятельность на уроке, контроль как за промежуточным, так и за конечным результатами работы.

 Примеры:

1. Тестовые задания четырёх видов - а) соотнесение (даты - события, имена – вид деятельности…); б) группировка (на основе рисунка сгруппировать приспособления, необходимые для производства риса, шёлка, бумаги); в) выбор (вопрос, варианты ответов – выбрать правильный); г) установление последовательности (последовательность в списке событий).

2. Задания на работу с текстом –

а) дописать текст: Основными чертами барщинного хозяйства являются…;

б) прочитать текст и ответить на вопросы к нему;

в) вставьте в текст пропущенные имена и даты;

г) составьте логические пары: (из приведённого списка составьте пары причина – следствие; одно явление может быть в одном случае причиной, в другом – следствие).

д) вычеркните (события, имена…), выпадающие из общей логики.

На уроках географии Бобковой С.В.используются графические задания, которые включают в себя рисунки, контурные карты, схемы, модели… Выполняются на уроке (дома) при помощи текста учебника, атласа, иллюстраций…: а) определите по карте; б) нанесите на контурную карту…;в) Систематизация материала в таблицы,г) Разгадывание кроссвордов.

Всеми преподавателями нашей школы используется смешанная дифференцированная помощь.  Эта форма помощи особенно наглядна в технологии нетрадиционных уроков (деловых игр, уроков-судов, реализация ролевых ситуаций): Этапы подготовки и проведения игры        

Виды дифференцированной помощи.

Разработка игры: а) сценарий; б) план деловой игры; в) общее описание игры; г) содержание инструктажа; д) подготовка материального обеспечения.        

Все виды дифференцированной помощи предусматривают создание разнообразных условий обучения с учётом психолого-возрастных особенностей обучающихся, комплекс методических мероприятий.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения. 

Заключение

Выделенные положительные стороны дифференцированного и индивидуального  обучения в условиях ФГОС заключаются в том, что создаются условия для максимального развития способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения учениками содержания общего образования.

Ожидаемый результат для всех участников образовательного процесса

1.     Реализация учителями школы в практике предметного обучения дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

2.     Повышение учебной мотивации учащихся и, как следствие,  качества знаний, уровня сформированности   общеучебных  умений.

3.     Повышение уровня осведомлённости и компетенции педагогов по проблеме дифференцированного обучения.

4.     Обобщение коллективного  и индивидуального опыта по данной проблеме.

5.     Выход учителей на темы самообразования по данному направлению педагогической деятельности.

6.     Выявление образовательных потребностей учителей.

   Хочется отметить, что для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходим коллектив единомышленников, способный реализовать идеи и принципы стандарта нового поколения. Я думаю, что все участники образовательного процесса в нашей школе и есть такой коллектив, который  и впредь будет работать с максимальной отдачей, преодолевая трудности и добиваясь хороших результатов.  

  Заканчивается второй, очень непростой год работы по реализации поставленных государством перед школой задач, говорить о высокой результативности работы пока ещё очень рано, работа только начата. Но ясно одно: эти изменения необходимы, и результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родительской общественности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА

Педагогами в каждом классе применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учащиеся делятся на группы по уровню усвоения программного материала, используемые разно-уровневые задания...

Урок в 9 классе «Использование современных образовательных технологий при формировании предметных компетенций в условиях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода».

Урок по теме "Кино" может предшествовать или завершать знакомство учащихся с фильмом "Intouchables" ("Один плюс один"). Читая аутентичный текст учащиеся получают информац...