Районные педагогические чтения "Использование наглядности на уроках географии и биологии"
статья на тему

Кускова Галина Николаевна

Материал представлен на педагогических чтениях, посвященных педагогике Яна Амоса Коменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_naglyadnosti_na_urokah.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя школа»

Районные педагогические чтения

«Использование наглядности на уроках

географии и биологии».

Кускова Галина Николаевна

учитель географии и биологии

МБОУ ТСШ

                                   

                                          Троица – февраль  2017г.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Ян Амос Коменский

   К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

   Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

 «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

    «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

   То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

   «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать: реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; когда это невозможно, модели и копию предмета; картинки как изображение предмета или явления.

   Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

   Коменский выводит принцип наглядности, это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

   Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

   Наглядность  используемых учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса по любой из учебных дисциплин. Это чётко иллюстрирует рис. 1, где приведены научные данные по усвоению учебной информации с помощью зрения.

Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.

   

   Современный урок географии или биологии  невозможно представить себе без использования средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, и в то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география и биология. Поэтому учитель должен осознать всю значимость наглядности, знать её разновидности, методику использования на уроках.

   Вопрос о том, какая наглядность наиболее целесообразна на данном уроке, решается на основе всестороннего анализа структуры знаний, того, что должны усвоить обучающиеся. При этом важно четко определить учебные  функции  наглядности:  будет ли она  иллюстрацией устного изложения материала, средством постановки задачи или средством ее решения.

   География и биология изучают преимущественно конкретные объекты. Поэтому здесь не обойтись без наглядности, без конкретного восприятия предметов. Ни один исследователь не в состоянии побывать везде, лично видеть всё то, что изучают предметы. Наглядные же образы, запечатленные  на фотографиях, картинах, макетах или кино, помогают нам составить верное представление о любом уголке земли.  

    Роль наглядности различна на отдельных этапах обучения. Она меняется в зависимости от возраста обучающихся и содержания предмета.

    Без наглядности обучение было бы значительно затруднено, как и поддержание интереса учащихся к предмету.   

   Например:

   В 6 - 7 классе использую фильмы и картины. В кинофильмах объекты и явления максимально приближены к действительности. Значение звукового фильма переоценить трудно. Школьники, не выходя из класса, могут услышать шум прибоя, грохот извержения вулкана, разные звуки природы, шумы, иноземную речь.

   Картины использую для объяснения нового материала, используя рассказ (если тема сложная, незнакомая) или беседу (если у учащихся имеются знания по этому вопросу). Например, изучая в шестом классе тему "Волны в океане", использую для объяснения явлений прилива и отлива картины "Прилив" и "Отлив". Их лучше показывать одновременно, чтобы учащимся была понятна сущность данного явления. Необходимо показ сопровождать пояснениями. При изучении темы "Реки" можно использовать картины "Равнинная река" и "Горная река". Здесь в разговоре принимают участие и школьники. Найти сходства и различия, рассказать о характерных особенностях местности, по которой могут протекать эти реки и т.п.

   Составляя рассказ по картине, ученик развивает речь, расширяет свой активный словарный запас, учится выделять главное, сопоставлять факты. Таким образом, решается одна из дидактических задач - развитие учащихся.

   Самое важное для учителя в использовании наглядности - рациональное её использование с максимальным положительным результатом.

    Часто в своей работе использую таблицы. Они  различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют изображения изучаемых объектов или фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

Одни таблицы использую в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний, как материал для организации тренировочных упражнений.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Они позволяют организовать разнообразную работу.

Коллекции использую при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

   Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. Использую глобус, компас, термометр и т. д. Модели использую как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала, так и при проверке знаний.

   С появлением компьютеров обучение стало более наглядным. На экране компьютера реальные объекты нетрудно заменить их моделями.  Для реализации принципа наглядности на практике применяю компьютерные (информационные) технологии обучения,  вместе с ребятами составляем презентации.

   

Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала.

Заключение

   Коменский, учитывая все-то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

   На практике оно выражалось в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.

   Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции и парадигмы обучения объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.

   Естественно, методы и средства наглядности всё более совершенствуются, но сам принцип наглядности, т.е. его сущность остаётся прежней. Принцип наглядности и в современном образовании является основой для осуществления всестороннего развития личности.

   Таким образом, теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор.


Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bc68a4d43b88521216d26.html
  2. 2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/23/realizatsiya-printsipa-naglyadnosti
  3. Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
  4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 1984.
  5. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения //Информатика и образование - 2004 - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...

«Принцип наглядности как один из основных методов развития мотивации обучения у учащихся на уроках географии и биологии»

Принцип наглядности, является одним из основных принципов обучения, в современной педагогике.Именно наглядность является  опорой не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их моде...

Выступление на МО учителей предметников НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Выступление на МО учителей предметников НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...