Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 37 с УИОП» г. Выборг
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Авторы: Чернова Ксения Ивановна, учитель физической культуры. Бусс Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Аннотация. Понятие интеграции в педагогике появилось давно. Актуальность ведения интегрированных уроков связано с новыми стандартами. ГТО диктует свои правила для постоянного укрепления здоровья учащихся. Интеграция уроков физкультуры и русского языка возможна (на примере 7 класса). Обобщение опыта проведения такого урока.
Проблема интеграции рассматривалась еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое ее исследование началось в двадцатом веке. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. Н.М. Буринская в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования.
Межпредметные связи являются одним из факторов воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни. Способствуют развитию мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальных условиях.
Уроки физкультуры имеют связь с различными предметами: историей (возникновение спорта, история Олимпийских игр), биологией (правильное питание, развитие дыхательной системы, тело человека, его мышцы; режим дня), математикой (цифровые вычисления возможностей и способностей учащихся на уроках физкультуры), физикой (скольжение, скорость).
Интегрированный урок повышает мотивацию учащихся к обучению, вызывает интерес к изучаемым предметам. В ФГОСе нового поколения мы находим, что физкультура обеспечивает установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей. Почему бы не попробовать использовать ее составляющие на уроках письменных?
С введением норм ГТО большое внимание уделяется здоровому образу жизни, и в школе в том числе. Здоровый образ жизни - прежде всего это активная и целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и поддержание психического и физического здоровья. Интерес к здоровью учащихся связан еще, прежде всего с тем, что развитие школы идёт по пути увеличения физических и психологических нагрузок на ребёнка. Ещё в 1905 году Песталоцци заявил, что «при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное ухудшение развития детей, убийство их здоровья». Уроки русского языка, где много приходится писать, читать связаны с отклонениями в развитии опорно - двигательного аппарата. Низкий уровень здоровья учащихся и является одной из основных причин возникновения трудностей в образовательном процессе, в слабом усвоении учебного материала, что сказывается в качестве образования в целом. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, города и отдельно взятой школы. Сегодня, как никогда, педагогу необходимы комплексные знания об особенностях развития современного ученика, о его здоровье, методах и технологиях здоровьесбережения и здоровьеформирования, поддержании и восстановлении оптимальной работоспособности в образовательном процессе, а ученику - элементарные знания о себе, своём организме, о способах выживания. Современная школа должна стать школой здоровья. В современном обществе большой популярностью пользуется такой вид спорта, как «Чирлидинг», который образовался в результате слияния гимнастики, акробатики и элементов танца. Знакомство с этим видом спорта привлечет внимание школьников к спорту.
На каждом уроке с 1 по 11 класс должны проводятся физкультминутки в целях эмоциональной и физической разгрузки учащихся. В программах классных часов обязательно присутствуют уроки, посвященные Дню здоровья, воспитанию основ безопасности.
В учебниках русского языка есть упражнения, посвященные видам спорта, упражнения, способствующие здоровому образу жизни. Так в учебнике Ладыженской Т.А. «Русский язык. 7 класс» есть ряд подобных упражнений. Например, упражнения 153 и 188 расширяют словарный запас учащихся, благодаря специальной спортивной терминологии: «состав сборной страны», «марафонец», «юниор», «прыгуны в высоту и в длину», «международные состязания», «известная гимнастка». Упражнение 189 предлагает комплекс гимнастических упражнений для укрепления мышц на уроках физкультуры или во время утренней гимнастики. Упражнение 197 содержит словосочетания на тему «Плавание в бассейне», также обогащая речь учащихся и расширяя их круг знаний, а 418- предлагает советы, как научиться плавать по тексту М. Исакова. 207, 208-это упражнения о таком виде спорта, как футбол. Предлагается в нем ряд словарных слов, связанных с движением: «броситься», «кинуться», «метнуться», «ринуться», «устремится». Упражнение 293 о лыжниках целью своей имеет привлечение внимания к этому виду спорта (удовольствие от соревнований, прогулки на свежем воздухе). Ладыженская предлагает вслед за теорией практику: составить связное высказывание по картине С. Григорьева «Вратарь», А. Сайкиной «Детская спортивная школа».
Таким образом, в учебнике русского языка 7 класса, как видим, есть ряд упражнений, которые можно использовать для интеграции. Темы уроков могут быть разными: «Плавание. Основные термины и навыки.», «Футбол. Теория и практика», «История Олимпийских игр при изучении наречий», «Виды спорта. Их правила написания». Все они будут направлены на формирование здорового образа жизни, на укрепление связи между предметами и реальной жизни учащегося.
Нами, педагогами школы № 37 г. Выборга, был выбран урок «Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа. Внедрение элементов гимнастики в современные виды спорта (чирлидинг)». Урок был направлен на получение новых знаний о жанре «репортаж» (жанр публицистического стиля- русский язык), создание продукта в этом жанре, а также знакомство с чирлидингом как слиянием гимнастики и акробатики. Данное занятие проведено было в 7 классе. На уроке наблюдался повышенный эмоциональный настрой, внимание. Учащиеся смогли наглядно убедиться во взаимосвязи предметов на первый взгляд отдаленных друг от друга: физкультура и русский язык. Термины спорта, демонстрация помогли собрать языковой материал для сочинения.
Конечно, возникают трудности в практике. Лишь часть учащихся была задействована в показе элементов чирлидинга (пирамида, мост и т.д.), но другая часть составляла комплекс упражнений для утренней гимнастики. Что не скажешь о русском языке. Здесь практикой был охвачен весь класс.
В итоге можно сделать вывод, что интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Используемая литература:
1)ФГОС основного образования от «17» декабря 2010 г. № 1897
2) http://neuch.org/thought/integrirovannyjj-urok-segodnya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...
Педагогические методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите ...
Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
Рекомендации по повышению мотивации обучающихся....
Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"
Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...