Типология учебных блогов
статья на тему

Фролова Юлия Вадимовна

В статье описывается типология учебных блогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipologiya_uchebnyh_blogov.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Блоги в преподавании используются достаточно успешно уже на протяжении последних 7-8 лет, поэтому существует несколько типологий учебных веблогов, созданных зарубежными и российскими учеными и преподавателями. Так, Аарон Кэмбелл основывает свою классификации на авторстве и выделяет: блог преподавателя, блог студента и групповой блог.

Блог преподавателя используется как для публикации учебных программ и методических разработок, так и для общения с коллегами. Стивен Даунз считает, что блог преподавателя может свидетельствовать о его компетентности: в нем преподаватель описывает и наглядно демонстрирует методики, применяемые в учебной аудитории.

Кроме того, записи в блоге отражают внимание, которое преподаватель проявляет к успехам учащихся и их трудностям обучения. Блог также представляет собой площадку для профессионального общения, благодаря которой преподаватель может повышать свой уровень, участвуя в обсуждениях, обмениваясь опытом и полезными ссылками с коллегами.

Блог студента обычно инициируется преподавателем и служит для выполнения каких-либо конкретных заданий или задания. Преимущество этого типа блога состоит в том, что у студента появляется личное пространство в Интернете. Именно эти блоги идеально подходят для занятий, где приоритетными видами речевой деятельности являются чтение и письмо. Например, преподаватель может отслеживать то, как каждый студент на своем блоге выполняет задания по прочитанному или пройденному материалу.

Также студенты могут превратить свой блог в онлайн-дневник, в котором они будут фиксировать свои наблюдения и размышления, что позволит им не только практиковаться в письменной речи, но также ориентироваться в практических юридических и этических вопросах авторства в Интернете.

В коллективном блоге курса публикуется программа курса и задания, даются необходимые учебные ссылки, обсуждаются учебные проблемы в течение всего периода обучения, т. е. контент создается как преподавателем, так и обучающимися. Сегодня это наиболее часто применяемый вид блога в преподавании иностранных языков.

Формат коллективного блога позволяет использовать его в качестве платформы для проведения дискуссий, начатых в классе. При этом в блоге студентам дается большая свобода в выражении своего мнения в силу того, что они не ограничены временными рамками аудиторного занятия. Они могут повернуть ход дискуссии, высказать неординарную точку зрения, согласиться или поспорить друг с другом и преподавателем. При этом сам преподаватель побуждает студентов углубиться в ту или иную проблему, побуждая их к живой дискуссии.

Питер Даффи и Аксель Бранс, используя другую терминологию, также выделяют три типа блогов: личностно-академический, организационный и педагогический. Под личностно-академическим аспектом они понимают использование блога как инструмента профессионального развития преподавателя – для педагогической рефлексии, разработки методик и сбора образовательных материалов, для ведения дискуссий и обмена опытом с коллегами.

Блог также может быть инструментом организации учебного процесса – в нем можно публиковать и постоянно обновлять информацию о предстоящих событиях, учебных заданиях, а также публиковать ссылки на онлайн-ресурсы.

Педагогическая составляющая блогов реализуется через комментарии к литературным текстам, которые оставляют студенты; обратную связь, которая обеспечивается преподавателем, а также через разработку портфолио как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

По степени использования элементов мультимедиа обычно выделяют текстовый блог, подкасты (звуковые записи в виде МР3-файлов), видеоблоги, мультимедийные блоги. Преподаватели, которые только осваивают данную технологию, обычно начинают с текстовых блогов. Сейчас достаточно сложно найти блог, основанный только на текстовой презентации информации, в большинство учебных блогов инкорпорированы видео/аудиосервисы, слайд-презентации, изображения и т. д.[1]

По предоставлению права участвовать в учебных дискуссиях или публиковать свои посты различают открытые и закрытые блоги. Преимуществом блог-технологий является то, что преподаватель сам может решать, кому давать доступ к блогу.

Общеизвестно, что открытость (технологическая и идеологическая) – основная черта технологий Веб 2.0, но использование блога для дидактических целей диктует особые условия, которые определяются уровнем владения языком, сложностью обсуждаемой проблемы, целями конкретного курса, временными рамками, особенностями учебной компьютерно-опосредованной коммуникации и т.д.

Вне всякого сомнения, блоги, целью которых является, например, развитие межкультурной компетенции, должны быть открытыми, поскольку только такой блог позволит студентам и преподавателям общаться с различными представителями другой культуры, развивать социолингвистическую и дискурсивную компетенции.

По степени интегрированности в учебный процесс можно выделить основной или коллективный учебный блог, основанный на каком-либо учебном курсе, поддерживающий блог студента/ов или преподавателя, который создается для выполнения какого-то задания или проведения дискуссии по конкретной проблеме.


[1] Кашурникова Т.А. Интеграция блог-технологий в процесс обучения иностранным языкам / https://infourok.ru/integraciya_blog_-_tehnologiy_v_processe_obucheniya_inostrannym_yazykam-316045.htm / Дата обращения: 11.09.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Типология учебных проектов"

Цели доклада: -рассказать о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности; -обозначить цели названных типов учебных проектов; -определить проектный продукт; -указать формируемую ко...

Презентация к докладу "Типология учебных проектов"

Презентация способствует наглядно понять информацию  о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности; о целях названных типов учебных проектов;  об определени...

Учебный блог Елизаветы Лобовой. Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны

Учебный блог Елизаветы Лобовой  воскресенье, 29 сентября 2013 г. Модуль 1. Информационное обеспечение научных исследований Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ.1....

Типология учебных проектов по геометрии

Это  материал  в  помощь  учителю  при  работе  над  созданием  учебного  проекта. В данной  работе  рассмотрены различные типы учебных прое...

Технологии использования блогов в учебных целях

В статье описываются технологии использования блогов вучебных целях...

Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога

Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога...

Образовательный проект "Урок через учебный видео блог"

Образовательный проект «Урок через учебный влог» (видео блог) разработан с учетом государственной политики в области образования, общественных запросов и современных тенденций в ...