«Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы».
статья

Лямзина Полина Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы».

Видишь – вот нить. Незатейливая вещь,

 не так ли? А вот обычный узел.

Ты ведь видел уже такие?

А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами.

 И получится сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду,

 изготовить гамак или придумать что-нибудь  еще.

 Видишь, какая польза от того,

 что каждая нить теперь не просто сама по себе?...

Они поддерживают друг друга,

складываясь в нечто целое, в систему.

                                                                                                        Анатолий Гин.  

           Эффективность речевого развития современных школьников связана  с опорой на межпредметные связи уроков русского языка и литературы. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  у  обучающихся целостной картины мира. Проблема межпредметных связей является актуальной и сейчас в связи с введением ФГОС. Будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.  Идею межпредметных связей отражает в своей теории К.Д.Ушинский и даёт ей наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование с точки зрения  мировоззренческой роли.

Уроки с использованием межпредметных связей могут быть:

  • фрагментарными -  когда лишь отдельные вопросы содержания раскрываются с привлечением знаний из других предметов.
  • узловыми, реализующими межпредметные связи на протяжении всего урока с целью полного и глубокого изучения его темы.
  • бинарные уроки, на которых чередуются теоретические и практические вопросы, теоретическое обоснование непосредственно предшествует практическим приемам, умениям, навыкам.
  • синтезированные уроки или интегрированные, когда органически сливаются знания из ряда учебных предметов при раскрытии содержания всего урока, при этом воспроизведении опорных знаний может являться лишь первым этапом урока.

        Русский язык как учебный предмет тесно связан с другими предметами, существующими в школе.

      Русский язык и литературу ведете один и тот же учитель, наверное, в этом есть определенная закономерность. Действительно, на этих уроках ведется работа над текстом, над словами.

      Например, при закреплении темы «Причастия», «Причастный оборот», использую предложения, помогающие узнать произведения.

   Задание: указать действительные и страдательные причастия.

За ним шагает русский городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. (А.П.Чехов. «Хамелеон»).

И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала… (И.Бунин «Цифра»).

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело. (И.Бунин «Лапти»).

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. (Горький «Данко»).

Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего солнца. (Горький «Данко»).

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (Леонид Андреев «Кусака»).          

       Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.

        Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами— «общество» и «человек»—и методами их изучения. Изучение литературы идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязь литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения — общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с эстетической оценкой. Литература вступает в тесный контакт с предметами эстетического цикла.  

       Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.

      Ребята делают небольшие доклады. Обращаясь к истории, я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем в данном произведении. Изучая «Житиё Александра Невского», нельзя не вспомнить, какое значение имела эта легендарная личность в истории Руси. Учащиеся стараются показать знания в этой области.

        В практике своей работы часто использую приём «Исторический календарь». Этот приём меня заинтересовал при прохождении краткосрочного повышения квалификации в 2012г. в ГОУ ДПО ЧИППКРО. Он заключается в следующем: в начале урока после записи числа сообщаю ученикам о каком-либо историческом событии (если есть возможность, сопровождаю иллюстративным материалом), произошедшем в этот день. Это событие перекликается с темой урока и служит дидактическим материалом, который будет использован на уроке. Информацию можно получить на сайте «Этот день в истории»: http://www.city cat.ru/history centre/ . Допустим, урок  проходит 15 января 2014 года. В этот день произошло следующее событие: 17077944 70 лет назад

  1.  70 лет назад, в 1944году.

В течение 15 января западнее и северо-западнее города Калинковичи наши войска с боями продвигались вперед и выбили противника из нескольких населенных пунктов.

Восточнее Винницы и севернее Умани наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

На других участках фронта в ряде пунктов бои местного значения.

   Данный текст используем для комплексного анализа на уроке русского языка, а полученная информация носит исторический и географический характер.

  1. 15 января 1895 года состоялась премьера оперы Эдуарда Францевича Направника "Дубровский" на сцене Мариинского театра. В основу оперы легла одноименная повесть А. С. Пушкина, либретто написал Модест Ильич Чайковский.

    Это сообщение может быть рассмотрено на уроках русского языка, литературы, музыки или МХК.

        На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о жизни и творчестве художников.

       Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Ю. Казакова «Тихое утро» может служить картина И.И. Левитана «У омута», изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», цикл уроков по произведениям Н.А. Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок», «На жатве. Лето» и др.

      Ребята и сами выступают в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.

        На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, после прослушивания фрагмента из Первой симфонии П. И. Чайковского - "Грёзы зимнею дорогой" (так называется произведение) обучающиеся пишут сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» в 5 классе.

          Литература и музыка. Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии. Для проведения таких уроков использую записи музыкальных произведений. Например, романсы на стихи А.С.Пушкина, М.Цветаевой; песни на стихи Н.Рубцова, С.Есенина: фрагменты оперы «Князь Игорь» А.Бородина по мотивам «Слово о полку Игореве» и др.  

      Между русским и иностранным языком устанавливаются связи сопоставительного характера вследствие сходства объектов изучения в том и другом предметах. С целью лучшего понимания школьниками сущности изучаемых явлений родного языка привлекаются для наблюдения и сравнения явления другого языка. Тем более известно, что в лексике русского языка 10% составляют слова заимствованные из других языков.    

       Без  взаимосвязи русского языка и литературы с другими предметами не только гуманитарно-художественного направления, но и с естественно - математического невозможно системное освоение основ наук. Эти связи позволяют расширить, углубить филологические знания учащихся, способствуют формированию познавательного процесса, помогают создать представление о мире и человеке в едином целом.

         Межпредметная связь русского языка с математикой многообразна. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.

       Конечно же, связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Фразеологизмом называется устойчивое сочетание слов данного языка, значение которого по отдельности не определяется значениями слов, входящих в его структуру. Примеры: Один на один. Одного поля ягода. На один манер (покрой). Раз-два - и готово. В два счёта. Раз-два и обчёлся. Бог троицу любит. В три ручья (плакать). Заблудиться в трёх соснах.  За тридевять земель. Сидеть в четырёх стенах.  С пятого на десятое. Седьмая вода на киселе. Семь пятниц на неделе.  Семеро одного не ждут. На седьмом небе. Семь вёрст до небес и всё лесом. Девятый вал. Во сто крат и т.д.

      Сейчас редко можно встретить старинные русские меры длины. А в пословицах и поговорках они сохраняются: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.  Ты от правды на пядень, а она от тебя – на сажень (1 пядь -  1/12 сажени). За семь вёрст комара искали, а комар - на носу (1 верста = 1,1 км).   У него в голове ни ползолотника (1 золотник - 4,3 грамма. Полено к полену – сажень. Не уступить ни пяди. Каждый купец на свой аршин меряет. От горшка два вершка, а уже указчик. Семи пядей во лбу. 

        Числительные встречаются во многих загадках русского языка: «Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. Два брюшка, четыре ушка. Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят.  Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны.    Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. Два близнеца – два братца верхом на нос садятся». Таких загадок существует огромное количество. Это свидетельствует о роли числовых обозначений, связей  в картине мира человека. Впервые на использование «математического языка» в русских загадках, пословицах, поговорках обратил внимание Владимир Иванович Даль, современник Пушкина и  Гоголя.

    Лев Толстой очень любил математику и даже преподавал её в основанной им  Яснополянской школе. Он написал учебник «Арифметика». Гостям писатель любил предлагать задачи для решения.  Например, такую: «Косцы должны выкосить два луга. Начав косить с утра большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?».

       С математикой в литературе связан и юмор. В рассказе «Репетитор» А.П. Чехов описывает, как безуспешно пытается решить элементарную задачу про два куска сукна нерадивый репетитор, краснея и пыхтя. А о комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и говорить нечего: урок математики Цыфиркина и Митрофана – это настоящий анекдот.

      В рассказе  И.С. Тургенева «Муму» дворник Герасим имеет рост двенадцати вершков и считается богатырём. Дело в том, что раньше указывалось только число вершков, на которое рост человека  превышал два аршина. Таким образом, рост Герасима – это 1м 98см.
     В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» приводятся подробные математические расчёты старухи-процентщицы: сколько она берёт за каждый заклад. С Раскольникова старуха требует тридцать пять копеек.

    А вот в басне И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» с помощью положения векторов движения героев по правилу параллелограмма можно доказать, почему воз не трогается с места.

      Итак, на всех этих и других примерах можно понять роль математики в русском языке, в русской культуре. Поразительно высказывание Л.Н.Толстого, где соединяются математика и философия: «Человек есть дробь. Числитель - это сравнительно  с другими – достоинства человека; знаменатель - оценка человеком самого себя.  Увеличить свой числитель - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».

        Использование  ИК-технологии  и  Интернет-ресурсов, сервисов Web 2.0, технологии проблемного диалога, формирование познавательного интереса к литературе и облачным технологиям позволяет провести совместно урок литературы и информатики. Такой нетрадиционный вид урока называется бинарным. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки  могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей. В моей практике такого урока ещё не было, но надеюсь, что такое возможно.

    Например, на одном из таких уроков даётся учителем русского языка и литературы такое задание:

-Прочтите данное стихотворение.

"Берегите жизнь" - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но я встретить не могла ни разу:
"Осторожно, берегите душу!"
Топчут душу, распинают душу,
Убивают в ней ростки добра.
И сегодня, не жалея, рушат
То, что строили с трудом вчера.
Где-то там, внутри, у человека
есть душа, хорошая душа...
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать,
"Берегите жизнь"-  такую фразу
можно  каждый день читать и слушать.
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу.

      -Творцы русской литературы всегда обращались к человеческой душе, старались, чтобы она разжала свои тиски, ожила, оттаяла, встрепенулась. А какие ассоциации с понятием «душа» возникли у вас в ходе урока?    

      А учитель информатики предлагает составить кластер с ключевым понятием "душа" с помощью сервиса google документы. Перейти к нему они могут по ссылке, находящейся в письме их почтовых ящиков.

Домашним заданием будет: опубликовать сочинение с помощью сервиса google документы: текстовый документ, открыв для всех доступ к этому документу.

       Межпредметные связи русского языка и литературы с предметами естественного цикла также интересны.  Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, химии.

       Подбор занимательного материала по химической терминологии должен способствовать дальнейшему запоминанию  химических терминов. Изучение химической терминологии может быть связано с изучением   русского языка и  литературы. Например,  в литературе в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, железные нервы, свинцовое лицо, золотые руки, золотое сердце, медный лоб,  серебряный голос, оловянные глаза. В то же время химия заимствует литературные термины: дразнение меди,  свинское железо, чушка,  обманка,  оловянная чума,  травление,  усталость, ползучесть, закалка.

     В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего

« -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил инженер.

Вода?- переспросил Пенкроф…

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». (А.П. Казанцев «Пылающий остров»).

      При изучении металлов можно цитировать М.В. Ломоносова, который так сказал о значении металлов: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может».

       При изучении металлов можно спросить у учащихся: кто из знаменитых поэтов ХХ в. Написал следующие строки?

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек

(А.А. Блок)

       К услугам волшебного зеркала прибегали и Кощей Бессмертный, и злая мачеха, и еще очень многие персонажи как восточнославянского, так и западного фольклора. Волшебное зеркало пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» к тому же еще и разговаривало:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно; свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело .

        При изучении в 5 классе темы «Имена существительные собственные  и нарицательные», при изучении в 8 классе темы «Согласование приложений» и при работе с различными текстами, при написании диктантов  всегда происходит связь с географией. Правильное написание географических названий формируется при работе с текстовым материалом. Например, в 5 классе:

1)«Рассмотрите географическую карту. Выпишите географические названия, которые имеют форму только множественного числа. Составьте с этими существительными 2-3 предложения».

2) Исправьте ошибки и запишите предложения:«Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.»

3) «Работа в парах. Найти и исправить ошибки в тексте. (Проверка на интерактивной доске)

Россия - самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и по воде. На севере омывает Баренцево море. На западе - Балтийское море. На юго- востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан. 

- Озаглавьте текст.(Россия)

4)  Возьмите политическую карту мира и выпишите названия только тех стран, через которые проходит экватор. Теперь поставьте эти названия стран в косвенных падежах и составьте с ними словосочетания. Вот так: Жить в Колумбии, очертания Бразилии... А как будет слово Конго в родительном падеже? Он вернулся из ...?
Продолжайте сами. Будьте внимательны в написании окончаний существительных. Они «ошибкоопасны»!

5) Задания при изучении раздела в 6 классе «Имя прилагательное»: 1. Перепишите тексты, вставляя по смыслу нужные прилагательные. Не забывайте правильно писать суффиксы прилагательных.
«Европа — это мозаика из различных языков: от французского до финского, от португальского до румынского. Некоторые из них в ходе истории пересекли вместе с исследователями океан. Так, сегодня в Бразилии говорят на ... , в Аргентине и Мексике — на ... , в Канаде — на ... и ... языках.»
2. Составьте список языков, о которых вы знаете хоть что-нибудь. Интересно, сколько языков окажется в вашем списке? В каких из записанных вами слов есть суффикс -ск-, а в каких — -к-?
Каких прилагательных оказалось больше? А какой суффикс в названии языка народа коми, живущего на северо-востоке Европейской России?

     При изучении в 8 классе темы «Согласование приложений»

Задание: поставить приложение в нужной форме.

Выполни задание

Самостоятельно проверь себя

1.Некоторое время он жил в городе

1.Некоторое время он жил в городе

(Петропавловск-Камчатский, Орехово—

Петропавловске-Камчатском, в городе

Зуево, Тверь)

Орехово-Зуево, в городе Твери

2. Упорные бои шли на реке (Днепр, Висла)

2.Упорные бои шли на реке Днепре, на

реке Висле.

3. Родом он был то ли из села (Мончалово,

3 Родом он был то ли из села Мончалово, то

Чертолино)

ли из села Чертолино.

4. Линия железных дорог проходит в

4. Линия железных дорог проходит в

непосредственной близости от озера

непосредственной близости от озера

5.Пароход приближается к острову (Кипр)

5.Пароход приближается к острову Кипр.

6. Теплое течение проходит мимо

полуострова (Флорида)

6. Теплое течение проходит мимо

полуострова Флориды

7. Альпинисты остановились  у подножия

горы(Эльбрус, Казбек)

7. Альпинисты остановились  у подножия

горы Эльбрус, Казбек.

8. Астрономы изучали движение планеты

(Сатурн)

8. Астрономы изучали движение планеты

Сатурн.

9. Много рыбачьих баркасов было в порту

(Находка, Одесса)

9.Много рыбачьих баркасов было в порту

Находка, Одесса.

10. Поезд приближался к станции

(Есиповская)

10. Поезд приближался к станции

Есиповская.

11. Герой повести идет на поиск счастья и в

городе (Штутгард) открывает ресторан.

11. Герой повести идет на поиск счастья и в

городе (Штутгарде открывает ресторан.

12. Восстановлен храм в селе (Никольское,Архангельское).

12. Восстановлен храм в селе  Никольском,Архангельском..

13. Лыжники готовились к «Белой

Олимпиаде» в (Сараево)

13. Лыжники готовились к «Белой

Олимпиаде» в Сараеве..

14. Музей находится на улице

(Кропоткинская)

14. Музей находится на улице

Кропоткинской.)

   Задание на уроке литературы: «Ответьте письменно на вопросы. За каждый правильный ответ начислите себе 1 балл; за полные ответы на вопросы 2 и 4 можно и по 2 балла.
1) Где находился необитаемый остров, на котором Робинзон Крузо прожил 28 лет?
2) Где находится остров Робинзон Крузо, названный в честь героя романа Д. Дефо? В честь кого назван остров Александр Селькирк в той же группе островов?
3) В какой части света происходят события в романах Фенимора Купера?
4) В каком городе жил Том Сойер? Почему город так называется?
5) По какой реке плыли Гекльберри Финн и негр Джим?

        Межпредметная связь русского языка с биологией происходит при работе со словарными словами и при написании диктантов.

        Например, в 5 классе. Загадки по темам «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением»,«Правописание разделительного мягкого и твердого знаков»,«Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»,«Состав слова».

1. В малой хатке, в спаленке, спит ребенок маленький,
В кладовой еда лежит, как проснется будет сыт.  (семя с зародышем и питательными веществами)

2. Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод. Но сладок, как солод.  (горох)

3. Даже в день укоса, кустик ниже проса,
Зато семя одно – ста просинкам равно.  (бобы)

4. Из растений, чей портрет выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете?  (пшеница)

5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена.
(береза)

6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками.
(орехи)

7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
(морковь)

9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
(малина)

10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает.
(воробей)

11.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица…
(грач)

12.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем.
(врач)

13.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай!
(душица)

14.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)

15.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит.
(муравьи)

16.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся!
(деревья)

17.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка.
(свинья)

18.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще.
(подберезовик)

19.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(подснежник)

20.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …
(подосиновик)

     В 8 классе,  «Что такое сердце?». Много произведений посвящено «сердцу», например: М. Горький – «Старуха Изергиль», в котором говорится о смелом сердце Данко, Вильгем Гауф – «Холодное сердце», Булгаков «Собачье сердце».

     Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:

Самое крупное хвостатое животное - исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.

      Можно показать и картинку с изображением саламандры.

Использую теоретический материал по физической культуре и спорту при написании сочинений в виде дидактического материала. Например, всем известные картины: А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»,С.А.Григорьева «Вратарь»,

       Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.

 

Список использованной литературы 

  1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., «Просвещение», 2007.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., «Просвещение», 1981.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа.
  4. Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., «Просвещение», 1999.
  5. Какзанова Е.М. Терминологический энциклопедический словарь: Математика и всё, что с ней связано, на немецком, английском и русском языках. М.: Астрель: АСТ, 2009.
  6. Кондратов А.М. Математика и поэзия. М., 1962.
  7. Мещерский Н.А. История русского литературного языка, 1981.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Просвещение», 2006.
  9. Русские народные сказки. М.: «Правда», 1982.

         10. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

        11. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

       12. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

       13.Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.

       14.Браже Т.Г., Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -2006 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья посвящена межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

В работе говорится о роли межпредметной деятельности на уроках русского языка и литературы, предлагается перечень тем межпредметных работ по предмету...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"

Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Статьи посвященные межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Для эффективного обучения русскому языку обращаемся к интеграции предметов «Русский язык» и «Литература». Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают ор...