Программа коррекционной работы МБОУ ТСОШ № 2 2018-2019 учебный год
учебно-методический материал на тему

Воликова Ирина Владимировна

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_5.9.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы МБОУ ТСОШ № 2

2018-2019 учебный год

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

ПКР разработана на период получения основного общего образования и включает следующие разделы:

2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи и поддержки обучающихся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи программы:

  • определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
  • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Содержание программы коррекционной работы определяется следующими принципами:

  • системность – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;
  • преемственность – создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего к основному общему образованию;
  • принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
  • комплексность – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).

2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности МБОУ ТСОШ № 2 (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Характеристика содержания направлений коррекционной работы

Диагностическая работа включает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
  • мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа включает:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, в МБОУ ТСОШ № 2 создана рабочая группа, включающая в себя директора Рубанову Т.Ю., зам. директора по УВР Плюшкину Л.Н., зам. директора по ВР Коломыцеву Е.Н.,   педагога-психолога Воликову И.В., социального педагога Грищенко Т. Б., учителей-предметников Туманову Л.П., Мажурину Л.Г., Быкадорову И.А.,медсестру Пухортову А. Э.

На подготовительном этапе определилось нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, проанализирован состав детей с ОВЗ в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ОВЗ.

На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР.

На заключительном этапе будет осуществляться внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ.

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляются медицинским работником (медицинской сестрой Пухортовой А.Э.) на регулярной основе. Так, медицинский работник участвует в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, проводит консультации педагогов и родителей.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной организации осуществляет социальный педагог Грищенко Т.Б. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог совместно с педагогом-психологом Воликовой И .В. участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Так же Грищенко Т.Б. принимает участие в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов, выступает на родительских собраниях, на классных часах (информационно-просветительские лекции и сообщения). Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог Воликова И.В. проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ как индивидуально, так и в группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога -  проведение психодиагностики; развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствование навыков социализации и расширение социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработка и осуществлении развивающих программ; психологическая профилактика, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ. В частности, педагог-психолог реализует программу, направленную на профилактику социальной дезадаптации учащихся с ОВЗ «Мы – такие разные, но все-таки мы вместе», проводит классные часы «Этот мир одинаков для всех», «Школа для всех», «Уроки доброты», «Я в мире, мир во мне».

Так же  педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. В течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами (семинар для преподавателей «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ», выступление на родительской конференции «Мы – за инклюзивное образование», родительское собрание для родителей детей с ОВЗ «Разные дети. Инклюзивное образование и воспитание»).

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы разработан образовательной организацией и утвержден локальным актом.

Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.

В состав ПМПк МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2 входят педагог-психолог Воликова И.В., , социальный педагог Грищенко Т.Б., медсестра Пухортова А.Э., а также зам. директора школы по УВР Плюшкина Л.Н.. Родители своевременно уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

МБОУ ТСОШ № 2 при отсутствии ставок педагога-дефектолога и педагога-логопеда осуществляет деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: МБУЗ ЦРБ Тарасовского района; ГБУСОН РО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Тарасовского района" 
  и др.

2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Коррекционная работа планируется во всех организационных формах деятельности МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).

Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

В учебной внеурочной деятельности коррекционные занятия проводятся педагогом-психологом Воликовой И.В. по индивидуально ориентированным коррекционным программам.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.

Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами МБОУ ТСОШ № 2 и сопровождаться дистанционной поддержкой.

При реализации содержания коррекционной работы зоны ответственности распределяются между учителями и разными специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).

 Обсуждения проводятся на ПМПк МБОУ ТСОШ № 2 и касаются таких форм работы, как план обследования детей с ОВЗ, особые образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные программы, специальные учебные и дидактические, технические средства обучения, мониторинг динамики развития и т. Д.

Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (педагог-психолог, медицинский работник) внутри образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Взаимодействие включает в себя следующее:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы класса на 2018-2019 учебный год

Программа воспитательной работы класса...

Индивидуальная программа логопедической работы (Абрамова С. 2018 - 2019 у.г.)

Индивидуальная программа логопедического сопровожденияФИО, год рождения ребёнкаАбрамова Софья, 2003 г.р.Логопедическое заключениеНарушение процесса чтения и письмаАктуальная проблема Не читает, н...

Индивидуальная программа логопедической работы (Дмитричёв А. 2018 - 2019 у.г.)

Индивидуальная программа логопедического сопровожденияФИО, год рождения ребёнкаДмитричёв Артём Алексеевич, 21.11.2009г.р.Логопедическое заключениеНарушение процесса чтения и письма, обусловленное СНР ...

Индивидуальная программа логопедической работы (Нагайцев И. 2018 - 2019 у.г.)

Индивидуальная программа логопедического сопровожденияФИО, год рождения ребёнкаНагайцев Иван Сергеевич, 2008 г.р.Логопедическое заключениеНарушение процесса чтения и письма, обусловленное СНР тяжёлой ...

Индивидуальная программа логопедической работы (Толмачёв В. 2018 - 2019 у.г.)

Индивидуальная программа логопедического сопровожденияФИО, год рождения ребёнкаТолмачёв Владимир Аркадьевич, 2003 г.р.Логопедическое заключениеСистемное недоразвитие речи средней степени. Нарушение пр...

Рабочая программа воспитательной работы воспитателя на 2018-2019 уч. г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «...

Программа воспитательной работы. 7 класс, 2018-2019

Цель ВР. создание условий развития каждого ученика, его способности к самоорганизации и саморазвитию через становление межличностных отношений в коллективе. Задачи ВР.  Способствовать формировани...