Обобщение опыта по теме "Современный урок по биологии"
учебно-методический материал (11 класс)

Измайлова Нафсет Ахмедовна

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.  А.Дистерверг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_biologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок биологии

                                                  Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить.

А. Дистервег

        Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести его успешно, заинтересовать суворовца, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Многие ученые и учителя, стараясь дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?»

        Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный современный урок? Эта методическая разработка содержит теоретические и практические основы современного урока биологии:

- функции современного урока

- структура урока и формы организации познавательной деятельности

- условия успешности современного урока

- требования к современному уроку биологии.

        Функции современного урока биологии

        Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

        Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия,  специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла – это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями.  Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

        Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

        Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения,  как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

        Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя

        Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

        Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

        Структура урока

Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.  В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

- организационный этап

- этап проверки домашнего задания

- этап актуализации субъектного опыта учащихся

- этап изучения новых знаний и способов деятельности

- этап первичной проверки понимания изученного

- этап закрепления изученного

- этап применения изученного

- этап обобщения и систематизации

- этап контроля и самоконтроля

- этап коррекции

- этап информации о домашнем задании

- этап подведения итогов занятия

- этап рефлексии

        Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами

Но есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.

                Формы организации учебной деятельности.

         Существуют три формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке –  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Очень часто        учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых.

        Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание соответствующее их подготовки, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у слабой группы. Необходимо учитывать взаимоотношения между суворовцами во взводе.

        Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

        Наша учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. Это вовсе не означает снижение значимости знаний, умений и навыков, а означает смещение акцентов. На современном уроке усвоение ЗУН происходит в развивающей среде. На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят уроку биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.

                Формирование предметной компетентности

        Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

        О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.

                Формирование информационной культуры

        С каждым днем в обществе повышаются требования к уровню владения информационными и коммуникационными технологиями. Среди очень широкого спектра профессий принципы работы с компьютером требуются повседневно, начиная с сотового телефона и заканчивая электронным справочником расписания поездов на вокзале. Все это говорит о том. Что необходимый уровень должен закладываться еще на стадии школьного образования.

                Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Каждый педагог должен четко понимать, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование современных информационно-коммуникационных технологий. Если он будет применять не только в образовательном процессе, но и для повышения собственного уровня самообразования. Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока.  Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.

Сегодня в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

        Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на мой взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования:

1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии

2. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности.

        Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам комбинированного урока:

1) Контроль знаний

2) Объяснение нового материала

3) Закрепление изученного материала

        1) Использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления контроля знаний:

- компьютерное диагностическое и контрольное тестирование;

- биологический диктант;

- задания в мультимедийных пособиях по предмету;

- задания типа "Убери лишнее" и т.д.

        2) Использование ИКТ при объяснении нового материала:

- использование готовых мультимедийных пособий;

 (Например, такие пособия, как «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»,  «Многообразие животного мира» отличает хорошо продуманный, необходимый для урока, наглядный теоретический материал, а также  огромный выбор тестов и проверочных заданий для закрепления пройденного материала).

- использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет

        Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.

- Использование мультимедийных презентаций

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

        3)  Использование ИКТ для закрепления знаний.

        В качестве закрепления можно использовать мультимедийные пособия, беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.

Другой блок применения информационно-коммуникационных технологий – это использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности:

- ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися;

- ИКТ при организации исследовательской деятельности;

- ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся.

                                Развитие мышления

        Необходимо создавать условия для освоения суворовцами основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Составление планов, схем помогают выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала.

        Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

                Развитие творческих способностей.

        Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

- составление тестов учащимися;

- составление вопросов;

- моделирование;

- составление вопросов творческого характера;

- составление вопросов с биологическими ошибками;

- составление кроссвордов, ребусов, загадок;

- ролевые игры.

                        Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

        В реальной жизни человек в основном общается в малых группах – на  работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять что-то совместно с другими, принимать совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Работая в группе или коллективе, проводя мини-исследования или реализуя проекты, школьники учатся принимать на себя разные социальные роли, общаться и выполнять работу совместно с другими, принимать совместные решения – это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, – это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.

        Необходимо применение разных форм общения, основанных на групповых технологиях, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся школьниками как итоги общения и взаимодействия.

        В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.         Основной формой обучения и воспитания является урок".

 «Урок – это основная «клеточка» учебного процесса, где отражается если не вся, то большая часть педагогики» (М.Н.Скаткин).

        Урок в современной школе должен отвечать требованиям:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

3. Установление межпредметных и внутрипредметных связей, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

4. Мотивация и активизация всех сфер личности.

5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

6. Эффективное использование средств обучения.

7. Связи с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью.

8. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Ключевые позиции современного урока:

Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других.

Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.

На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Обобщение опыта «Создание современного урока биологии по ФГОС»

Учителем представлена информация о создании современного урока биологии по ФГОС. Приведены методические приёмы организации урока на разных этапах....

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...