1 пара 24.03.2020 года, группа 318-МТ/17 Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Электронный практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 пара 24.03.2020 года, группа 318-МТ/17

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Срок сдачи задания до 26.03.20 включительно.

Все задания делаются  на компьютере и выводятся  на печать. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются в файловой   папке.

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Требования к оформлению документа:

Заглавные буквы в наименовании документа, шрифт полужирный, шрифт 16.

Основной текст: Шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14.

Выравнивание текста по ширине.

Межстрочный интервал (1,5 пт).

Поля документа (верхнее –1,5см; нижнее –2,0см; левое –2,5см; правое –1,5см.)

Имя файла  задавать в следующем виде: дата_ФИО студента_группа

Задание:

1. Самостоятельно прочитать лекцию и ответить на вопросы на стр.

2. Составить перечень информационных ресурсов (см.ниже).

Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности

Лекция

Средства массовой информации оказывают огромное формирующее влияние на общественное сознание. В нашей стране сложилась такая обстановка, что в Криминализации общественного сознания большую роль сыграли средства массовой информации. Широко известно, что жизнь современного человека неотделима от средств массовой информации, каковыми являются газеты, журналы, телевидение, потому что они помогают ему адаптироваться и ориентироваться в обществе, получать важные для него знания, а также устанавливать и укреплять их общественные связи, влияют на выбор стратегии поведения, вырабатывают его профессиональные и другие личные качества. В то же время средства массовой информации – это палка о двух концах, которая обладает огромной силой воздействия на сознание людей, причем, если свободой слова злоупотребляют, то СМИ могут манипулировать общественным сознанием на пользу тем, кто платит им, а также способствовать распространению в обществе ложных понятия о нравственности, вызвать ложный ажиотаж или, напротив посеять у потребителей информации панику перед каким-либо общественным явлением. Газеты и журнал, радио и телевидение, кино и Всемирная паутина – всё это каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой. Эти каналы получили название средств массовой информации, так как информация проникает сразу к большим группам людей, проникая в отдалённые уголки планеты, в самые широкие слои общества.

Современные средства массовой информации (СМИ) являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся молодежи (и не только молодежи).

СМИ могут выступить в качестве союзника психологов-профконсультантов, позволяя через циклы телепередач, через специальные рубрики в периодической печати и т.п. в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией.

Но СМИ могут во многом и перечеркивать усилия педагогов и психологов, направленные на формирование полноценного, социально активного субъекта самоопределения, формируя в итоге «стандартного человека», ориентированного на ценности «массового общества».

Как отмечает известный итальянский журналист Дж. Кьеза, «…средняя плотность дураков постоянна в любом достаточно многочисленном человеческом конгломерате», но «факт таков, что журналисты – категория наиболее «опасная»: и потому, что сами они подвержены опасности, и потому, что являются источником опасности для других (ибо влияют на множество других индивидов)».

Как отмечает Р.Миллс, «Массовые средства общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли в область нашего самопознания… они подсказывают человеку… они подсказывают ему, каким он хотел бы быть, т.е. формируют его стремления… и подсказывают ему, как этого достигнуть, т.е. внушают ему пути и способы осуществления желаний»…

В этом случае СМИ должны рассматриваться в качестве реального «конкурента» профконсультантов. Соответственно, психологи-профконсультанты должны осознать опасность такой конкуренции и искать способы противодействия манипулятивному воздействию зависимых от обанкротившейся власти и от олигархов СМИ.

Вот как оценивает современную российскую прессу Б.С.Братусь: «Наша пресса заражена сегодня губительной бациллой насмешки над всем и над всеми. Это носит какой-то болезненный характер. Не давая возможности разобраться в происходящем, людей втягивают в это всеобщее осмеяние и насмехательство» (см. Интервью с Б.С.Братусем, 1998, с. 15).

Если выразиться образно, то, к сожалению, «силы зла и разложения» уже давно взяли на вооружение смех, юмор, иронию и, следует признать, используют их весьма искусно для манипуляции общественным сознанием, особенно в среде молодежи. Вопреки старым представлениям, смех не всегда побеждает зло: сам смех может быть злым и даже болезненным… Отмечая особую роль смеха в развитии человеческой культуры, Л.В.Карасев в своей работе «Философия смеха» все-таки замечает: «Смеясь, мы подчиняемся чужой воле – воле смеха… Не мы свободны, а смех. Это он волен распоряжаться нами, подчинять своей власти, навязывать свои иллюзии и надежды. Смех перед опасностью – смех сильного, однако и он не должен обмануть нас. «Мера» смеха для каждого человека различна, но неизменным остается главное – самостоятельность смеха и его власть над нами» (см. Карасев, 1996, с. 199-200).

Смех оказался прекрасным средством для подавления воли людей, особенно тех людей, которые боятся своих собственных мыслей и чувств и стремятся быть ближе к «сильным» (смеющимся) личностям. Между тем, существует изначальная связь между смехом и страхом. Как отмечает Л.В.Карасев, животное не умеет смеяться, «животное – существо постоянно боящееся», а вот у человека перед лицом опасности «возник не еще больший ужас, а смех» (см. Карасев, 1996, с. 205)… Но быть может, у неуверенного (у не самоопределившегося) человека все-таки проявляются рудименты страха, но уже в виде стремления постоянно все осмеивать?… Примечательно, что не смеются не только животные, но и Бог: «Животное еще не смеется, Христос уже не смеется, ибо не нуждается в этом» (см. Карасев, 1996, с. 203).

При этом важнейшей антитезой смеху (особенно, патологическому смеху неуверенного в себе человека) оказывается чувство стыда: «Смех ориентирован на другого. Стыд – на самого стыдящегося… В этом смысле смех и стыд легко меняются местами: и если высшая точка смеха – это смех над собой, то вершиной стыда – будет стыд за другого… Нельзя пережить стыд вдвоем или коллективно. Поэтому стыдящийся принципиально одинок и беззащитен» (см. Карасев, 1996, с. 68).

Исходя из этого, пробуждение нравственных чувств у учащихся и у самого психолога-практика предполагает не отказ от смеха вообще, но перевод его на более высокий уровень (смех над собой), а также формирование готовности к чувству стыда как важному условию нравственного развития учащегося, где высший уровень проявления чувства стыда – это стыд за другого человека, который в силу своего образования и общественного положения мог бы сделать что-то значительное для своей страны и народа, но не сделал, т.е. стал «дураком» (как уже отмечалось, наибольший риск стать «профессиональным и личностным дураком» имеется у специалистов с высшим гуманитарным образованием)… Но все это, в свою очередь, предполагает и формирование у самоопределяющегося человека определенного мужества и воли перед возможными «беззащитностью» и «одиночеством».

Только в этом случае учащийся не будет зависеть от мнения окружающих (например, от мнения своей «тусовки») и в ответственные моменты жизни сможет продемонстрировать свою готовность к действительно нравственному поступку, что и будет основой для чувства его собственного достоинства (как важнейшей этической категории). Все сказанное еще в большей степени относится к преподавателю психологии, к психологу-практику и к профконсультанту.

Массовая культура – важнейший социальный феномен современного общества. Её продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают СМИ, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия[1].

Под «культурой» понимается всё, что создано человеком. Так, гуманитарии и социологи, предметом которых является культура, считают, что:

- культура – это то, что отличает человека от животных;

- культура – важнейшая характеристика человеческого общества;

- культура не наследуется биологически, а предполагает обучение.

То, что культура не передаётся человеку генетически, что её можно усвоить только в общении с другими людьми, дало основание определить культуру и как систему внебиологического наследования. Если бы человечество понадеялось на механизм биологического наследования, каждому новому поколению пришлось бы начинать с каменного рубила. Но человечество породило культуру как механизм социального наследования накопленного опыта. Социальное наследование стало реальным тогда, когда появилась возможность отделить не только материальные результаты человеческой деятельности, но и опыт, знания, представления от их непосредственного носителя – человека. Эти возможности предоставило человечеству овладение речью, знаками, символами и, наконец, письменностью.

Создатели орудий труда, научных открытий, изобретений, литературных и музыкальных произведений, философских идей умирают, но результаты их деятельности, а также знания о правилах, принципах, технологиях получения этих результатов остаются и переходят к другим поколениям. Вот эта совокупность результатов человеческой деятельности и механизм социального наследования правил, технологий, содержания деятельности и есть культура. Социальное назначение культуры есть производство и воспроизводство норм, образцов, ценностей, облегчающих взаимодействие, совместную жизнь людей в обществе.

Из сказанного выше ясно, сколь велика роль культуры в обществе.

Функции культуры заключаются в следующем[2]:

  1. Регулирующая функция. Ценности и нормы – важнейшие компоненты культуры каждого народа. Именно они служат регуляторами развития общества и поведения людей.
  2. Функция сохранения, накопления и передачи социального опыта. Культуру нередко называют памятью общества. Благодаря созданным в ходе культурно-исторического развития средствам и формам – языку, письменности, современным аудиовизуальным средствам – человечество сохраняет и передаёт уже накопленный опыт, знания и ценности. Именно этим обеспечивается преемственность в развитии общества.
  3. Компенсаторская функция. Она частично связана с предыдущей функцией. Речь идёт о том, что обращение к тем или иным формам и продуктам культуры помогает человеку отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку.
  4. Коммуникативная функция. Культура – важнейшее средство общения между людьми. Люди, живущие в одной стране, говорящие на одном языке, смотрящие одни и те же новости по телевидению, обучающиеся по сходным программам в школе, иными словами – принадлежащие к одной культуре, достаточно хорошо понимают друг друга. И речь идёт не только о понимании смысла слов, но и образцов поведения, значения различных символов.

Первым институтом в процессе освоения культуры человеком является семья, дальше круг тех, под чьим влиянием идёт освоение культуры (школа, сверстники). В современной жизни серьёзным конкурентом семье и школе, как основным институтам социализации, выступают средства массовой информации, влияние которых оказывает очень сильное влияние на сознание и поведение человека.

Функции СМИ сводятся к следующему:

  1. Информирование о происходящих событиях;
  2. Помощь в решении отдельных проблем;
  3. Развлечение[3].

Кроме информационных и развлекательных программ телевидение и радио предлагают нам познавательные передачи. Много полезного об устройстве мира и человеческого общества можно узнать из научно-популярной журнальной периодики. В этом проявляется ещё одна функция СМИ – передача знаний об обществе от одного поколения к другому.

Очевидно, что перечисленные выше функции играют положительную роль, как в жизни человека, так и в развитии всего общества. Получаемая информация помогает составить представление о новых явлениях, увидеть неожиданные грани известной проблемы.

Но есть и другое, менее заметное влияние СМИ на каждого из нас. Под влиянием увиденного на теле, и киноэкране, прочитанного в газете и журнале, услышанного по радио формируются стереотипы, установки и предпочтения людей, изменяются уже сложившиеся взгляды, распространяются системы мнений, уточняются ценностные ориентации.

Ещё недавно решающее значение в формировании таких позиций и установок имели реальная действительность, семья и школа. Сегодня на первый план вышли СМИ. По словам американского социолога, «СМИ становятся своего рода светской религией, заменяющей историческую традицию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей».

В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в том числе с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос. Если раньше таким источником служили школа, семья, родители, то сейчас их заменяют СМИ. Но психика ребёнка в подростковом возрасте достаточно уязвима, и формирование его личности как раз таки происходит под воздействием средств массовой информации, которые меняют представления молодого человека о различных предметах, явлениях, событиях. Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д. Конечно, многие родители могут просто запретить смотреть, читать, слушать то, что, по их мнению, не подходит их ребёнку, но ведь давно известно, «что то, что плохо и запрещено, то интересно». Поэтому возникает необходимость помочь подростку задуматься над тем, сколько времени в день, месяц, год он проводит в «общении» с телевизором, компьютером, какую он получает информацию, чтобы он понял, что всё то, что нам преподносят СМИ, необходимо анализировать, оценивать, т. е критически относиться к доступной информации. Научить подростка думать при выборе любой информации, а не принимать ее слепо как руководство к действию.

Вопросы:

  1. Каковы основные функции культуры и СМИ в профессиональном самоопределении личности?
  2. Как влияет телевидение на формирование личности человека?
  3. Составить перечень информационных (5) ресурсов для осуществления и выбора профессии согласно таблице:

№п/п

Информационный ресурс (название), ссылка

Содержание данного ресурса (кратко)

Пример* 

Информационный ресурс:

«Труд Всем»

 Trudvsem.ru

Общероссийская база является официальной информационной системой федеральной службы РФ по труду и занятости. Здесь более 1,3 миллиона вакансий, проверенных государством. Это сведения из центров занятости, прямых работодателей (проверенных на госуровне) и с крупнейших коммерческих порталов. Предусмотрен подбор стажировок, актуальных для выпускников и студентов, варианты занятости для инвалидов.

1

2

3

4

5

  • Пример  ответа из таблицы убрать

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – стр.447

  1. Денисон Д. Тоби Л. Учебник по рекламе. – Минск.: ИООО «Современное слово», 2007. – стр.320
  2. Доможиров В.И. Кризис СМИ и освещение криминальной темы, как последний шанс остаться популярными. – М.: МГУ, 2000. – стр.412
  3. Елдышева Ю.Н.Информационное общество//Экология и жизнь. – 2004. – №3. – стр. 15-17
  4. Из высказываний Патриарха Алексия о растлевающем влиянии СМИ// www.newsru.com.ru
  5. Из высказываний сопредседателя Совета муфтиев России//www.newsru.com.ru
  6. Из материалов III международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», //www.psichiatry.ru
  7. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантивности//Ломоносовские чтения 2007 г. Сборник статей преподавателей «Россия и социальные изменения в современном мире. Т. 2. – М.: МГУ, 2008. – стр. 56-62
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Дело, 2000. – стр.624


По теме: методические разработки, презентации и конспекты