НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С OВЗ
статья

Николаева Ольга Анатольевна

Включение детей с аутизмом в массовую образовательную систему в дошкольном и в школьном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva-statya.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Николаева О.А.

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С OВЗ.

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №38" Ново-Савиновский    район, г.Казань., учитель русского языка и литературы.

"Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия."

                                                                                  Альберт Эйнштейн.

Согласно федеральному законодательству, каждый ребенок имеет право на получение образования, в том числе с учетом выполнения требований к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся и дети с расстройствами аутистического спектра. Такие дети чаще всех других детей с ОВЗ оказываются на домашнем обучении, потому что их расстройства связаны с поведением и коммуникацией. 

Включение детей с аутизмом в массовую образовательную систему в дошкольном и в школьном возрасте может оказывать значительное влияние на их развитие, в частности, повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня.

Знание особенностей аутичных детей поможет учителю включить их в педагогический процесс.

Иногда такие дети отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Особенности детей-аутистов отчетливо проявляются при общении с ними.

Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.

Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на одни и те же интересующие его темы без остановки, не замечая, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его закончить. Этим детям, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении. Чаще всего дети с аутистическим спектром имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

У большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, наглядно-образное, особое, иногда даже навязчивое внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста, логической цепочки текста. Это ведет к сложностям, связанными с пересказом прочитанного, к фрагментарному восприятию устной речи. Это может затруднить и занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи. Большинство экспертов считают инклюзию гражданским правом, ответственным за формирование соответствующего социального развития, но для того чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, многим детям с аутизмом требуется специализированная помощь

Создание специальных условий (адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие обычно развивающихся детей в качестве примера для подражания и среды для общения помогает ребенку с аутизмом быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы. Обучение должно происходить в позитивно окрашенной атмосфере. Акцент должен постоянно делаться на успехах и сильных сторонах ребенка. Обучать аутичных детей надо через положительную мотивацию. В процессе обучения должны быть задействованы все особенности их мышления и восприятия. В организации обучения аутичного ребенка удобно использовать наглядное изображение. 

Интересным инструментом, позволяющим эффективно решить обозначенные выше проблемы аутичных детей, является, на мой взгляд, технология интеллект-карт, которая даст возможность для формирования общеучебных универсальных учебных действий детей-аутистов,– познавательных, регулятивных, коммуникативных. Ведь мышление таких детей преимущественно наглядно-образное.

Интеллект-карта - это графическое выражение процесса мышления. Это уникальный графический метод, позволяющий освободить гигантский потенциал нашего мозга и структурировать процесс мышления. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую рассматривают.

Сейчас много говорят об особенностях метода интеллект-карт и возможностях применения его в учебном процессе. Его используют на уроках по изучению нового материала и на уроках систематизации и обобщения. На мой взгляд, результативным будет применения данного метода в ходе выполнения домашнего задания учениками с аутистическим спектром. Хотя  такая задача самостоятельно им не под силу. Как правило, на начальной стадии обучения данному методу большая роль отводится учителю, затем родителям или тьютору.  Метод интеллект-карт позволит заменить традиционную форму пересказа, любого устного ответа альтернативной графической структурой, другими словами – преобразовать текст в рисунок, что наиболее благоприятно и для восприятия, и для понимания. Аутисты надолго запоминают конкретные объекты и эмоциональные переживания, связанные с ними.
Интеллект-карта  имеет ряд преимуществ перед традиционной формой представления информации: - легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.

- четко видна важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру.

- лучше видны связи между ключевыми образами.

- карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.

Так, например, использование интеллект-карт при изучении литературы даст возможность учащимся приобрести следующие умения:

-  формулирование основной мысли произведения;

 -  составление простого и сложного плана текста;

-  самостоятельное нахождение ключевых слов;

- самостоятельное формулирование характеристик героя (внешний вид, черты характера и поступки, мысли героя);

- воссоздание образов в соответствии с авторским текстом;

- воссоздание ситуаций, в которых характер героя раскрывается с наибольшей полнотой;

-  формулирование личного отношения к прочитанному, к герою;

-  понимание  и определение личных эмоций.

Ребёнок с удовольствием подробно и связно раскрывает содержание текста даже если в его карте почти нет ключевых слов, а только рисунки или сокращенные слова. Таким образом можно с уверенностью сказать, что составление  ребёнком рассказа с опорой на интеллект-карту  способствует развитию монологической речи.  Рекомендуется составлять карты именно руками – это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Метод интеллект-карт с его богатыми возможностями визуализации способов деятельности оказывается незаменимым в работе с детьми аутистического спектра развития. Такой подход  позволяет ребёнку целостно воспринимать весь процесс исследования, во всём многообразии связей и отношений его разных направлений.

 В заключение хочется сказать, что способ переработки информации, основанный на методе интеллект-карт позволит достичь результатов, на мой взгляд, во всех областях учебных предметов. Его использование приведет к систематизации знаний учащихся; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета. А также даст возможность включить данный метод в известные уже стратегии и методы в инклюзии.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о роли информационных компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,о том какие задачи ИКТ решает в коррекционной педагогике....

Применение дистанционных технологий при обучении детей с ОВЗ

Применение дистанционных технологий обучения для учащихся – детей с ограниченными физическими возможностями в рамках единой образовательной информационной среды...

Использование на уроках русского языка системно-деятельностной технологии при обучении детей с ОВЗ

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приводят к их неуспеваемости в школе. Особенно слабо усвоенными оказываются те разделы программы, которые требуют значите...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ –ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

использование ИКТ –технологий в обучении детей с ОВЗ...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)

Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...