Практическая работа "Выполнение расчета калорийности блюда"
методическая разработка

Финатова Марина Владимировна

Разработка практического занятия  по ОП.01.Мкробиология, физиология питания, санитария и гигиена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Расчет калорийности блюда40.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Можайский техникум»

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«ВЫПОЛНЕНИЕ РАСЧЁТА КАЛОРИЙНОСТИ БЛЮДА»

по дисциплине «ОП.01 Микробиология, физиология питания,  санитария и гигиена»

Разработчик:

преподаватель специальных дисциплин

 Финатова М.В.

2019-2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка  предназначена для студентов по профессии  «Повар, кондитер» и по специальности «Поварское и кондитерское дело» очной формы обучения. Данная разработка подготовлена с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практического занятия по учебной дисциплине общепрофессионального цикла  ОП.01.«Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» и/или ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена» и соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе учебной дисциплины.

Целью практических работ является формирование практических (профессиональных) умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности, оказании помощи студентам при проведении практических занятий по изучению профессионального модуля, в формировании готовности к овладению основными умениями к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций и общих компетенций: ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5, ОК 01-11.

Основное назначение практических работ – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности.

Основными дидактическими целями практических работ являются формирование у обучающихся профессиональных умений работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять документы, решать разного рода задачи, определять характеристики веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развивать у них аналитические, проектировочные, конструктивные умения, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, намечать конкретные пути решения производственных задач.

Раздел. 2 Физиология питания

Тема: Обмен веществ и энергии

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков;

Вид урока: практическая работа

Курс: II курс

Специальность: Поварское и кондитерское дело

Количество учебных часов: 64  часа на весь курс.

Дата: 21.10.2019г.

Актуальность темы:

Зачем нужен расчет калорийности блюда? На сегодняшний день расчет калорийности блюда – это очень важная процедура, так как большое количество потребителей обращают внимание на содержание показателей калорийности в готовом пищевом продукте. Это обусловлено тем, что для потребления тех или иных продуктов, при определенных заболеваниях или условиях жизнедеятельности покупателю необходимо точно знать, сколько Ккал содержится в готовом изделии.

Расчёт калорийности блюд требуется при оформлении технико-технологических карт ТТК и технологических карт. Компании, которые работают не в соответствии со сборником технологических требований, обязаны разрабатывать технико-технологические карты неукоснительно. Данное требование регулируется нормами действующего Законодательства и, в частности, ГОСТом 53105-2008.

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки по расчету калорийности блюд с учетом всех потерь;

- развивающие: овладеть навыками самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.

Педагогические технологии используемые на занятии: частично-поисковые, личностно-ориентированные.

Практическая работа №12

 

«Выполнение расчёта калорийности блюда (по заданию преподавателя)»

Цель: сформировать навыки   расчета калорийности готового блюда, используя Сборник рецептур.

Условия выполнения задания:

Место (время) выполнения задания: учебный кабинет

Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

Расчёт калорийности блюд осуществляется в рамках методики, которая закреплена Методическими указаниями для лабораторного контроля качества свойств продуктов, предназначенных для отечественного питания.

В такой расчёт включают следующие сведения:

  • Точное наименование ингредиента (необходимо указывать все имеющиеся ингредиенты);
  • Вес нетто, указанный точно в граммах;
  • Содержание различных пищевых веществ на каждые 100 г продукции;
  • Указанные в процентах потери пищевых веществ, которые будут появляться при тепловой обработке продукции;
  • Общие потери, которые будут появляться при тепловой обработке;
  • Содержание питательных, пищевых веществ в продукте при учёте потерь;
  • Чёткое указание жиров, углеводов и белков в каждом используемом ингредиенте продукта;
  • Общее количество жиров, углеводов и белков в готовом продукте;
  • Указание калорийности продукции.

Порядок выполнения работы

Ознакомление с методикой расчета калорийности пищи

Коэффициенты энергетической ценности основных пищевых веществ.         Энергетическая ценность или калорийность, пищи выражается в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж). 1 – ккал – количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1 л воды с 15ºС до 16ºС. 1 ккал. = 4,18 кДж.

Энергетическая ценность пищи действительно может быть измерена путем сжигания ее в приборе, который называется калориметрической бомбой, или калориметром. Прибор представляет собой ящик с двойными стенками (с пространством между ними), тщательно изолированный от внешней среды. Таким образом, ящик имеет два пространства – внутреннее и внешнее. Пища взвешивается и помещается во внешнее пространство, которое заполняется кислородом. Наружное пространство заполняется известным количеством воды. Кислород поджигается электрической искрой, и пища сгорает. При этом нагревается вода в пространстве между стенками. По степени нагревания воды судят о калорийности пищи.

Энергетическая ценность пищи, получаемая при сжигании в калориметрической бомбе,

называется энергией сжигания. Это максимальное количество тепла, которое могут дать пищевые вещества, содержащиеся в пище. С учет величин энергии сжигания и степени усвояемости основных пищевых веществ были выведены коэффициенты энергетической ценности, которые составляет для углеводов 4 ккал/г, для белков – 4 и для жиров – 9 ккал/г. Энергетическая ценность этилового спирта (алкоголя) – 7 ккал/г.

Расчет калорийности пищи. Энергетическая ценность пищи в настоящее время рассчитывается на основе процентного содержания в ней углеводов, жиров и белков и коэффициентов их физиологической энергетической ценности. Содержание основных пищевых веществ и калорийность основных продуктов питания представлены в справочных таблицах (Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник/ под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: Де Ли принт, 2002г). Пример расчета энергетической ценности 100г продукта представлен в таблице 1.

Умножая энергетический коэффициент на количество соответствующих основных пищевых веществ и суммируя результаты по каждому из них, получают энергетическую ценность пищевого продукта. Сложив энергетическую ценность каждого продукта, можно получить калорийность всего рациона.

Таблица 1. Примерный расчет энергетической ценности продукта

Основные пищевые

вещества

Содержание в 100 г

продукта

Коэффициент

энергетической

ценности

Энергетическая

ценность 100г

продукта, ккал

Белки

5,5

4

22

Жиры

9,2

9

82,6

Углеводы

21,4

4

85,6

Общая энергетическая ценность 100 г продукта

190,4

Используя данные о содержании основных пищевых веществ, можно рассчитать их вклад (%) в общую калорийность рациона или продукта. Представим, что калорийность рациона составляет 2000 ккал и он содержит 200г углеводов, что составляет 800 ккал (200 X 4), 1000г жира, что составляет 900 ккал (100 X 9), и 75 г белка, что составляет 300 ккал (75 X 4). Можно далее рассчитать, что белки обеспечивают 15% общей калорийности рациона (300 / 2000 X 100), жира – 45% (900/ 2000 X 100), а углеводы – 40% (800 / 2000 X 100). Процентное соотношение энергии, получаемой от основных пищевых веществ, лежит в основе разработки рациона питания, лечебных и профилактических диет, рецептур блюд и кулинарных изделий, а также при планировании питания населения.

Текст задания: 

1. Рассчитайте энергетическую ценность блюд;

2. Подсчитайте общий вес продуктов и введите в поле ответа;

3. Воспользовавшись таблицей калорийности, заполните поле для 100 г каждого продукта.

4. Подсчитайте и введите значения в поля представленной таблицы, учитывая вес каждого продукта. Используйте калькулятор. Значение округлите до 1 знака после запятой.

5. Сделать вывод.

НАИМЕНОВАНИЕ БЛЮДА:  Винегрет овощной

Наименование продуктов

Количество продуктов

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Картофель

500

2

0,1

19,7

Огурец

200

0,8

0

3

Морковь

150

1,3

0,1

7

Свёкла

100

1,7

0

10,8

Горошек

100

0

0,2

13,3

Репчатый лук

75

1,7

0

9,5

Масло растительное

60

0

99,9

0

Всего продуктов

х 4.1

х 9.3

 х 4.1

=

=

=

= ___________ ккал

НАИМЕНОВАНИЕ БЛЮДА:  Блинчики

Наименование продуктов

Количество продуктов

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Молоко

765

2,8

3,2

4,7

Мука

260

10,6

1,3

73,2

Яйцо

130

12,7

11,5

0,7

Масло сливочное

50

0,6

82,5

0,9

Сахар

50

0,3

0

99,5

Всего продуктов

х 4.1

х 9.3

 х 4.1

=

=

=

= ___________ ккал

НАИМЕНОВАНИЕ БЛЮДА:  Сырники

Наименование продуктов

Количество продуктов

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Творог

800

16,7

9

1,3

Мука

150

10,6

1,3

73,2

Сметана

150

2,8

20

3,2

Яйцо

90

12,7

11,5

0,7

Сахар

50

0,3

0

99,5

Всего продуктов

х 4.1

х 9.3

 х 4.1

=

=

=

= ___________ ккал

НАИМЕНОВАНИЕ БЛЮДА:  Омлет с сыром

Наименование продуктов

Количество продуктов

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Сыр

100

23,4

30

0

Яйцо

90

12,7

11,5

0,7

Молоко

50

2,8

3,2

4,7

Масло сливочное

20

0,2

0,6

82,5

Всего продуктов

х 4.1

х 9.3

 х 4.1

=

=

=

= ___________ ккал

Вопросы для контроля знаний:

1. Что такое пищевая ценность продуктов?

2. Что такое энергетическая ценность продуктов?

3. В каких единицах выражается энергетическая ценность продуктов?

4. Какие пищевые вещества относят к основным?

5. Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?

6. Что такое рацион питания?

7. Каковы принципы составления рациона питания?

8. От чего зависит количество употребления в сутки белков, жиров, углеводов?

 Ответьте на вопросы и сделайте вывод о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Расчет расхода материалов для кирпичной кладки"

Практическая работа разработана для учащихся НПО по ОП "Мастер общестроительных работ". Может быть использована на уроке геометрии по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда". Возможно использовани...

Практическая работа «Расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли»

Данная разработка может быть использована на практическом занятии в 9 классе...

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Выполнение практической работы «Расчет и табличное определение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании».

Сделать расчеты режимов резания при сверлении ( с использованием таблиц нормативов), определить мощность резания (Nрез.), определить основное время (То)....

Практическое занятие : Расчет тали электрической.

Разработка содержит содержание практического занятия: Расчет тали электрической....

Использование MicrosoftExcel для расчёта калорийности блюда

Данный расчёт предназначен для определения калорийности блюда. Файл может быть использован для практической работы или зачётной работы. Задача обучакмых самостоятельно или с учителем  рассчи...

«Ремонт помещений. Практическая работа: Расчет суммы ремонта помещения»

laquo;Ремонт помещений. Практическая работа: Расчет суммы ремонта помещения»...

Технологическая карта урока : «Калорийность блюд из мяса, рубленной и котлетной массы»

Технологическая карта урока по предмету технология для 6 класса Тема урока: "Калорийность блюд из мяса, рубленной и котлетной массы" ...