Инновации в хореографическом образовании: мультимедийный профессиональный словарь как средство обучения будущих артистов балета
статья

Текст доклада, представленного на Всероссийской научно-практической конференции "Хореографическое образование: диалог времен". - Улан-Удэ, 2021.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновации в хореографическом образовании О создании мультимедийного профессионального словаря для будущих артистов балета Баинова О.А., канд. культурологии, преподаватель русского языка и литературы БРХК НПК «Хореографическое образование: диалог времён» Улан-Удэ, 10 апреля 2021

Слайд 2

Опыт применения Мультимедиа как инструмента обучения

Слайд 3

Основные понятия Инновации в образовании Мультимедиа / технологии мультимедиа

Слайд 4

Инновации в образовании Понятие « инновация » ( < лат. «обновление, новшество или изменение») впервые появилось в исследованиях XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогическому процессу инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 2009.]

Слайд 5

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. – ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Слайд 6

ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» М ультимедиа - «совместное использование нескольких медиа-средств». Медиа-средство - «с редство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных». _____________________________________________________ Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, включающих звук, видео, графику, тексты, анимацию.

Слайд 7

Различные способы передачи информации (ресурсы/ модусы) Учебные смешанные тексты = вербальный + невербальный способы представления информации

Слайд 8

https :// ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php

Слайд 9

Словарная статья «Лебединое озеро»: 1.Заголовочная иллюстрация 2. Заголовочное словосочетание (с постановкой ударения)

Слайд 10

Словарная статья «Лебединое озеро» 3 . Толкование: Балет П.И. Чайковского (либретто В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера ). 4 . В языке и речи «Лебединое озеро» – самая частотная ассоциация русских на слово балет . В разговорной речи «Лебединое озеро» часто называют просто «Лебединое» .

Слайд 11

5. Энциклопедическая справка Первый балет П.И. Чайковского, написан в 1876 г., впервые поставлен В. Рейзингером в феврале I877 г. в Большом театре . В основе балетного либретто лежит фантастическая история о девушке Одетте, превращённой злым волшебником в лебедя . Избавить её от злых чар может лишь преданная любовь. Принц Зигфрид, полюбивший Одетту, побеждает злого гения, и балет заканчивается торжеством любви над злом. В «Лебедином озере» проявился интерес П.И. Чайковского к балетному искусству, к миру волшебных образов, к фантастике в сочетании с лиризмом. Открыв «Лебединым озером» новую разновидность балета, композитор стал реформатором балетной музыки, где музыкальные образы развиваются так же, как в опере и симфонии, имеют свою музыкальную драматургию. Эволюция музыкальных образов раскрывается в танцевальных номерах солистов и кордебалета. В 1895 г. в Мариинском театре состоялась новая премьера «Лебединого озера» в постановке хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова. В этой постановке «Лебединое озеро» было высоко оценено и критикой, и публикой. Балет быстро превратился в одно из самых любимых и популярных произведений русского музыкального театра и со временем стал классикой мировой хореографии. В «Лебедином озере» танцевали лучшие русские балерины и танцовщики: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Фокин, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Михаил Лавровский. В конце ХХ – начале ХХI вв. состоялись премьеры новых редакций балета, однако они не заслонили великолепия классической постановки М. Петипа и Л. Иванова.

Слайд 12

Раздел 5. «В культуре» «Лебединое озеро» больше века не сходит со сцены русского музыкального театра, являясь своего рода визитной карточкой русского балета, постоянно входит в афишу гастролей Большого театра и других театров России. Исполнение ведущей женской партии балета является своеобразным экзаменом на право считаться балериной. Самым популярным музыкальным фрагментом и концертным номером из балета является «Танец маленьких лебедей». В советский период в конце 80-х гг. на телевидении возникла традиция замены объявленных программой передач на «Лебединое озеро» в случае кончины кого-либо из политического руководства страны или при других чрезвычайных обстоятельствах – как, например, в день смерти Л.И. Брежнева или во время путча 1991 года (см. Советский Союз ). Это вызывало горькую иронию у большинства населения страны.

Слайд 13

7. Раздел «Медиатека»: репродукции афиш, фотографии М. Петипа, Л. Иванова, П. Чайковского, Г. Улановой, сцены из балета, видеосюжеты. Мариус Петипа, 1898 г. Галина Уланова, 1933 г.

Слайд 14

8. Раздел «Интерактивные задания» Задание: Послушайте фрагменты разных балетов Петра Ильича Чайковского и выберите из них «Танец маленьких лебедей» и адажио из «Лебединого озера».

Слайд 15

Мультимедийный профессиональный словарь будущих артистов балета К постановке вопроса

Слайд 16

Е.О. Кабурнеева : «…представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям хореографического образования, которые, с одной стороны, должны быть сохранены, а с другой – адаптированы к новым условиям….» Применение мультимедиатехнологий как вспомогательное средство интегрированного обучения

Слайд 17

Мультимедийный профессиональный словарь для будущих артистов балета Охват дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов: Введение в профессию Основы музыкальной грамоты История театра История балета История мировой культуры и т.д. Проектная деятельность студентов

Слайд 18

Мультимедийный словарь Термины балета. Каждый термин сопровождается определением (текст), картинкой и/или видео (с музыкальным сопровождением). Например: Арабеск (от фр. arabesque ) — так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах , либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов. http://ru.any-notes.com/information/videos/pozicii-nog-v-balete/

Слайд 19

Мультимедийный словарь Персоналии русского и бурятского балета Фрагменты видеоуроков (позиция ног) http://ru.any-notes.com/information/videos/pozicii-nog-v-balete/ Спектакли Интересные сведения об элементах классического танца https://youtu.be/HDR8MVM_V24

Слайд 20

Мультимедийный словарь Музыкальные термины и понятия Ноты Фото-, аудиотексты , отрывки из музыкальных произведений Интерактивные задания по темам Виртуальная экскурсия по театрам и т.д.

Слайд 21

Источники Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» Литература Есенгабылов И.Ж., Нургазинова А.А. «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения» / http://oldconf.neasmo.org.ua/node/2307 Омельяненко В.А., Ремчукова Е.Н. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. – 2018. - № 3 (17). – С. 66-78. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция //Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. - С. 180–186.

Слайд 22

Литература (продолжение): 4. Ростова Е.Г. Прецедентные тексты русской культуры – основа содержания мультимедийного лингвострановедческого словаря «Россия» 5. Ростова Е.Г. Мультимедийные учебные ресурсы как средство сохранения языка и культуры» / https://ls.pushkininstitute.ru 6. Кабурнеева Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России. – Автореф . дисс . на соиск . уч. ст. канд.пед.н . Москва – 2011 (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования).

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...

Мы будущие артисты.

Занятие по театрализованной деятельности....

Мероприятие посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны.

Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда или ко Дню Победы (9 мая). Занятие направлено на то, чтобы заинтересовать во...

Мультимедийные средства обучения русскому языку в условиях информатизации образования

Учитывая особенности преподавания русского языка в коррекционной школе применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельн...

Конкурсная программа "Будущие артисты"

конкурсную программу можно проводить по командам. Ведущий каждой команде даёт задание, которое нужно обыграть, показать свою артистичность. В итоге определяется команда победитель....

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие

В современных условиях образования одна из самых главных проблем заключается в том, чтобы сделать учебный процесс эффективным. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимо отбир...