Статья "Шаги к исследовательской работе". Авторы: Е. В. Саитов, Э. В. Литвинцева
статья (6 класс)

Евгений Владимирович Саитов

Статья "Шаги к исследовательской работе". Авторы: Е. В. Саитов, Э. В. Литвинцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rip.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинцева Э.В., Саитов Е.В.

Шаги к исследовательской работе.

В современных условиях существуют многие реальные возможности развития живого интереса к исследованию. В нашей школе – это вовлечение учащихся 6 классов в деятельность инновационной площадки на пришкольном участке в урочное и внеурочное время. Система непрерывного образования эффективно закрепляет, расширяет и активизирует знания, полученные на занятиях в течение учебного года. В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способность быть активным потребителем информации.

Завершен первый этап инновационной работы в рамках региональной исследовательской площадки «Исследовательская деятельность в области естественных наук на учебно-опытном пришкольном участке как процесс формирования метапредметных компетенций обучающихся», цель которого-мотивация обучающихся к исследовательской деятельности по предметам биология, география. Проведены кругосветки, которые включали вопросы: Работа с метеорологическими приборами, осведомленность о культурных растениях и агротехнических приемах при их выращивании. Таким образом,  учащиеся были мотивированы к  работе на пришкольном учебно-опытном участке. Определены и выполнены следующие этапы исследовательской работы:

1. Посадка семян. Решили выращивать все растения рассадным способом. Для этого приобрели торфяные таблетки для рассады. Торфяные диски являются универсальным приспособлением для выращивания рассады. Поэтому в них можно сажать все, что только пожелаете.

1.купленные таблетки положили  в пластиковые стаканы с высокими бортами;

2.увлажнили их, используя обязательно теплую воду;

3.затем подождали, чтобы диски смогли увеличиться в объеме;

4.в середину дисков положили семена;

Завершив посев семян, взяли  лотки, в которые положили таблетки, после чего унесли их на подоконник.

2. Уход за посадками до всходов.        

Чтобы  получить крепкую рассаду, нужно было создать оптимальный температурный режим. Держали посадки на восточном окне кабинета биологии. Северная сторона не очень подходит для выращивания саженцев из-за слишком холодного микроклимата. В то же время не лучшим решением было бы установить ее на южной стороне, поскольку в обед здесь начинает слишком греть солнце.

Иногда на стенках пластиковых стаканов образовывался конденсат. Для эффективного вывода влаги проводили проветривание  один раз в день. В противном случае можно столкнуться с таким неприятным явлением, как плесень, что впоследствии приведет к гибели слабых растений.

3. Высадка растений в теплицу.        

При использовании таблеток из торфа для выращивания рассады достаточно было перенести саженцы прямо с торфяным комом. Этот метод выращивания рассады выгоден тем, что во время пересадки можно избежать повреждения корневой системы растений. Этот момент приобретает особо большое значение в тех случаях, когда мы имели дело с рассадой с мелкими всходами (петрушка, укроп).

Во время выращивания рассады постоянно наблюдали за цилиндром. На некоторых появлялись корни, это значит, что настал момент для пересадки растений в более просторные емкости. Очень важно не упустить этот момент, поскольку в противном случае корни переплетаются друг с другом и разрастаются. В этом случае растения уже не смогут нормально расти и развиваться. Для выращивания рассады  использовали торфяные таблетки, помещенные в сетчатую оболочку, и в момент пересадки ее надрезали до корня, чтобы впоследствии саженцы могли хорошо укорениться.

4. Уход за растениями в теплице.

 После полива и уплотнения верхнего слоя на насаждениях образовалась почвенная корка. Она особенно опасна для слабых всходов и плохо пропускает кислород, поэтому нам приходилось регулярно проводить рыхление с помощью трёхзубок. Рыхлили почву на следующие сутки после полива, пока почва не просохла, чтобы исключить дополнительное испарение. Частое рыхление позволило нам сократить поливы и препятствовало развитию сорняков (мокрец, марь белая).

Ещё один приём ухода за посевами, который мы применяли - это мульчирование. Для этого поверхность грядки укрывали торфом на 4-7 см. Мульчирование снизило испарение влаги с поверхности почвы, препятствовало образованию почвенной корки, защитило почву от размывания.

Оценка состояния растений в школьной теплице.

В нашей теплице на данный момент произрастает 8 видов культурных растений: огурец, томат, сладкий перец, редис, свёкла, петрушка, укроп и листовой салат. Все растения хорошо прижились и быстро идут в рост, болезней и паразитов на посадках не наблюдали. В середине мая планируем пересадить свёклу в открытый грунт, рассадить огурцы, томаты и перцы. А на следующий год возникла идея попробовать нечто экзотическое, например, вырастить в теплице какой-нибудь сорт винограда.

Началась краеведческая исследовательская работа по развитию сельского хозяйства на Сахалине, истории становления  Опытно-показательного Хозяйства"Тимирязевское" в п. Новоалександровск.

 Работа с архивными документами, фотографиями увлекла ребят и родителей. Старейшие работники предприятия ОПХ "Тимирязевское" поделились воспоминаниями: «Долго завозили прессованные овощи на Сахалин, т.к. складывалось мнение, что земля Сахалинская не могла родить урожай».  В 1945 г. Южный Сахалин был освобожден от японцев. Начались преобразования... Начались первые исследования: подробное изучение почв, условий климата. Так было предназначено появление Научно-Исследовательского Института сельского хозяйства, а затем и ОПХ "Тимирязевское" и Научно-исследовательский институт сельского хозяйства при Российской Академии сельскохозяйственных наук г.Москвы. Цель ОПХ "Тимирязевское" и института всегда была одна - наука разрабатывает рекомендации, ОПХ их внедряет и затем результаты в виде продукции (элитный картофель, племенной скот) продаёт совхозам области. В институте сельского хозяйства имелось восемь отделов: экономики, кормопроизводства, картофеля, земледелия, животноводства, плодоводства, внедрения и пропаганды, агрохимлаборатория. Особое впечатление произвел выращенный в пробирке картофель, называемый безвирусным. Отдел плодоводства разработал новые сорта плодовых и кустарниковых. Вывели несколько новых сортов лоха многоцветкового.

Интервью с Л. В. Зацаринной: « В 1988 году я работала учителем и была руководителем трудовой практики у учащихся  школы №32. С пятого класса ребята проходили практику в ОПХ "Тимирязевское" по интересам: кто-то работал в коровнике, кто-то в теплице, кому- то нравилось ухаживать за клубникой, фруктовыми деревьями и вся работа детей проходила под руководством наставников ученных. Не стояли вопросы с дисциплиной и посещаемостью. Ребята были горды, что сопричастны к научной опытнической работе, получали большой объем информации о растениях, а  для будущей жизни проходили большую жизненную школу. У меня была большая семья, шестеро детей и навыки, которые получила я, взрослый человек, в годы перестройки, помогли мне выжить и вырастить детей. Мы уехали в деревню, завели большой огород, посадили элитные сорта клубники и овощей и вместе с детьми собирали замечательный урожай. Зарплату не платили по восемь месяцев, а у нас полные погреба овощей, ягод! Я благодарна судьбе, что она тогда свела меня с замечательным коллективом, умными, трудолюбивыми людьми ОПХ "Тимирязевское"».

Работа в РИП-это  возможность органичного сочетания разнообразных видов организации деятельности и досуга с различными формами образовательной деятельности, решает проблему занятости детей, поддерживает и развивает творчество, создает условия для формирования у ребенка адекватного представления о себе и окружающем мире, помогает овладеть различными способами деятельности, способствует развитию любви и уважению к труду, земле, людям. Да и хорошо когда педагог всегда рядом- можно в любое время задать вопрос по предмету, получить информацию, расширяющую кругозор, обратить внимание на те вопросы, которые не возникали в школьном кабинете. Таким образом, происходит активизация познавательной деятельности: от заинтересованности и любознательности школьников – к познавательной самостоятельности и творческой активности путем исследования.

Результатом  же можно считать положительную  мотивацию и познавательный интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, возросший  уровень интеллектуальных и творческих способностей учащихся, положительную  динамику качества знаний.

Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся: педагогическая оценка, поощрения, создание ситуаций успеха,  соревнование.

 Результат: позитивная динамика участия школьников в олимпиадах, в творческих конкурсах, положительная динамика в формировании экологической культуры,  профессиональная ориентация, высокая мотивация на уроках географии, биологии. Участие в деятельности РИП способствует развитию интереса у учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует поисковые и исследовательские навыки, прививает уважение и любовь к родному краю, формирует активную жизненную позицию. И немало важно, что происходит формирование опыта творческой деятельности, работы в команде, принятия решения, написания  и защиты  исследовательских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...

Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов

Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...

Мастер-класс «Сравнение количества минеральных веществ в различных типах почв» от 10 апреля 2019 года. Автор: Е. В. Саитов

Мастер-класс «Сравнение количества минеральных веществ в различных типах почв» от 10 апреля 2019 года. Автор: Е. В. Саитов...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год.

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год....