Духовные традиции русской семьи
статья (7 класс)

В статье представлена программа предмета "Духовные традиции русской семьи" из одиннадцатилетнего курса "Добротолюбие", который преподается в Ивановской школе на протяжении 27 лет. Автор В.С.Мартышин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_traditsii_russkoy_semi.docx66.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Духовные традиции русской семьи

«и если дом разделится сам в себе,

не может устоять дом тот». 

(Мк, 3, 25) 

Как отмечалось выше, программа «Добротолюбие» дает представление о традиции духовной жизни наших предков на уровнях  личности, семьи, общества. С педагогической точки зрения  главное место в воспитании ребенка занимает семья. Об этом мы тоже говорили уже не один раз, но не останавливались подробно  ни на механизме, ни на деталях воспитательной системы, которая формировалась  у наших предков на протяжении столетий. Поговорим здесь в контексте традиций о самой главной составляющей для жизни человека – традиции духовной.

        Здесь представлена первая часть курса, о второй ее части,  посвященной вопросам образования семьи, православному браку, мы говорили выше. Вторая часть курса «Основы целомудрия»   достаточно полно освещена в православной литературе. Этот  курс  близок каждому человеку, а не только живущему в семье, особенно он близок и  готовящим себя  к  монашескому образу жизни. Все остальные случаи, кстати, в русской семейной традиции рассматривались как исключения из правил, как особые случаи. Несомненно, в духовной жизни человека, независимо от того, какой путь он выбрал, много общего, и общее заключается, прежде всего, в самой цели ее - подготовке к вечной жизни. Но вместе с тем и в том, и в другом образе жизни много специфики. Об устроении духовной жизни в монастыре имеется большая литература, что же касается семейного образа жизни, то здесь наблюдается ее большой дефицит, и это вполне объяснимо: в семье работала традиция, все важное незримо передавалось от поколения к поколению. И лишь в исключительных случаях духовный опыт жизни русской семьи обобщался, фиксировался. Наиболее удачным примером такого обобщения опыта может являться «Домострой» протопопа Сильвестра, собравшего всю премудрость традиционной жизни в отдельную книгу.

Так как наше государство длительный период насаждало своим гражданам, а значит, и семье, иные цели жизни, то, естественно, насаждались и иные ценности. Духовные традиции либо преследовались, либо грубо осмеивались. В конце концов, многое доброе, душеспасительное оказалось за пределами опыта ныне существующей семьи. А в большинстве случаев духовная традиция прервалась. Сегодня, с возрождением истинных ценностей, существует большая необходимость в ее восстановлении.

Предмет «Духовные традиции русской семьи» - попытка восстановить, воссоздать хотя бы некоторые фрагменты той целостности, которая была характерна для русской традиционной  семьи. Разработанный нами двухгодичный курс данного предмета - это своего рода и практическое руководство к восстановлению духовных традиций. Программа довольно цельно и всесторонне охватывает семейную жизнь. Так как  ниже мы подробно коснемся только отдельных тем курса, то считаю необходимым познакомить читателя со всем перечнем разделов и  тем курса. Вот как выглядит ее первая часть:

Введение. Семья - надежное пристанище души (1 час)

Раздел 1. Духовно-нравственные основы русской семьи (9 часов)

Тема 1. Духовно-нравственные основы русской семьи (1 час)

Тема 2. Формирование духовно-нравственной семейной традиции (4 часа)

Тема 3. На чем дом стоит (2 часа)

Тема 4. Когда традиция под сомнением (2 часа)

 Раздел 2. Духовно-нравственная жизнь семьи (10 часов)

Тема 1. Религиозная жизнь семьи (2 часа)

Тема 2. Проявления духовности в жизни семьи (2 часа)

Тема 3. Дом православного христианина - малая церковь (1 час)

Тема 4. Порядок жизни (1 час)

Тема 5. Стержень духовной жизни (1 час)

Тема 6. Духовное питание (1 час)

Тема 7. Дыхание духовной жизни семьи (1 час)

Раздел 3. Создание духовно-нравственной атмосферы в семье (1 час)

Тема 1. Освященность жизни православной семьи

Тема 2. Создание духовно-нравственной атмосферы в семье (1 час)

Тема 3. Нравственные устои православной семьи (1 час)

Тема 4. Насыщенность духовной жизни православной семьи (1 час)

Тема 5. Поддержание духовно-нравственного тонуса /климата, атмосферы (1 час)

Раздел 4. Сохранение и преумножение духовно-нравственных традиций в семье (3 часа)

Тема 1. Родовое предание (1 час)

Тема 2. Семейные реликвии (1 час)

Тема 3. «Любовь к отеческим гробам» (1 час)

Тема 4. Роль родительского дома в духовном воспитании (3 часа)

Раздел 5. Духовно-нравственное устроение семьи (7 часов)

Тема 1. Члены семьи

Тема 2. Отцы и дети (3 часа)

Тема 3. Мать и материнство

Тема 4. Семья и общество (1 час)

Тема 5. Знаменитые русские семьи (3 часа)

Заключение. Как восстановить традиции (1 час)

. Для подготовки курса нами  были переработаны сотни книг и источников и учтены все встретившиеся примеры и образцы присутствия духовной семейной традиции, начиная от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона и заканчивая наблюдениями современных исследователей и писателей, таких, как М.М. Громыко и В.И. Белов.

Коснемся отдельных тем и разделов программы.

Формирование духовно-нравственной семейной традиции в России

Каким образом складывалась семейная духовная традиция на Руси? Главное для нас, конечно, известно - она складывалась и рассматривалась в свете Священного Писания. И это подтверждают письменные памятники Руси изначальной, дошедшие до нас. Первым таким документом является «Слово о Законе и Благодати», произнесенное митрополитом Иларионом на Пасху после 1037 года. Нет никаких сомнений, что принятие христианства явилось неким предопределением пути России, неким замыслом Божиим. Следовательно, можно смело утверждать, что не Владимир выбрал христианство, а Христос выбрал Владимира. Но вместе с тем Господь воплощает Свой замысел через людей. Проявление воли великого князя здесь очевидно. Митрополит Иларион возводит похвалу князю за сделанный выбор и вместе с тем отдает дань тому, что принятие для Владимира христианства явилось делом развертывания родовой традиции, так как он не первый в своем роду пошел по этому пути: христианской была его бабка, княгиня Ольга. Владимир, несомненно, об этом знал и помнил, и это, столь же несомненно, сыграло роль в его формальном выборе. Ольга приняла христианство - Владимир продолжил дело своей бабки. Таким образом, здесь присутствует нравственный момент преемственности, на который как бы перекладывается часть ответственности. Формально здесь приверженность родовой традиции выдвинулась на первое место (необходимо отметить, что славянам вообще присуща особая цепкость по отношению к родовым связям, к крепким родовым традициям). Иларион воздает хвалу «прочности семейных уз». Итак, уже в первом отечественном манифесте, обозначившем место Руси, пути ее развития, родовая традиция не просто провозглашена идеалом, а выдвигается для русской семьи как программное направление.

Далее, на протяжении многих веков мы встречаемся с развертыванием этой программы. И уже следующий литературный памятник подтверждает это. Речь идет о «Поучении к своим детям» Владимира Мономаха. Его наставления воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых. Установки на соблюдение благочестия тесно переплетены в нем с хозяйственно-бытовыми рекомендациями. Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать заповеди Господни, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными интересами.

«Домострой» - русский литературный памятник XVI века, представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности се- мейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV веке в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). В середине XVI века переработан приближенным молодого царя Ивана IV Васильевича, протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, дает подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.

«Домострой» представляет собой систему правил, цель которых - установить гармонию в личных и семейных отношениях. В семье, свидетельствует Сильвестр, все должны постоянно работать (лень и безделье побуждают помыслы, а затем и действия, противные воле Бога и благу), в ней не должно быть споров, пересудов, обид. Дом должен стать полной чашей и образцом порядка, согласия, смирения и мудрости. Все должны быть гостеприимны, милостивы, щедры и терпеливы, должны повиноваться властям. Все члены семьи несут ответственность друг за друга. Эта книга стала своеобразным кодексом семейного образа жизни, отражающим идеал семейной жизни и личных отношений. «Домострой» - книга определенного пространства, но не времени, ибо она отражает объективные ценности, характерные для русской семьи на протяжении всего существования русского государства - от Владимира до наших дней. В ней Сильвестр, с одной стороны, подытожил и обобщил многовековой опыт духовной жизни русской семьи, с другой - обобщил свод правил, на основании которых только и может жить семья, развиваться и укрепляться. Эта книга не количеств, но качеств.

При осмыслении тех ценностей, которые были главными для русской семьи, дети приходят к выводу, что на протяжении тысячи лет эти ценности одни и те же, характерны они и для семьи сегодняшнего времени. Вместе с ребятами формулируем один из законов, касающийся духовной традиции семьи: духовные ценности православной семьи не изменяются во времени и в пространстве, они не подвержены катаклизмам и моде, они заключаются в исполнении Закона Божьего.

Духовно-нравственная жизнь семьи

Жизнь семьи можно рассматривать под призмой множества проблем: как мы помним, автор «Домостроя» Сильвестр объединяет их в три группы: духовная жизнь, мирская и домовая (хозяйственная). Несмотря на бесконечное число увеличившихся проблем в нынешней семье, автор «Домостроя» дает ответы на большинство вопросов, которые возникают ныне в семье.

Традиционная русская семья - целостный, слаженный организм. В отличие от всех общественных институтов, форм общественного сознания, загнивание которых у нас в России началось еще в XVIII веке, до русской семьи секуляризация добралась лишь в начале XX века. Духовное инакобытье еще сто лет назад воспринималось нашими предками как нечто трагическое, из рук вон выходящее. («И вот, такой же позор, ужас вдруг свалился и на нашу семью», - восклицает герой романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева», когда брат его за инакомыслие оказался взятым под стражу). Особая цепкость за традицию, за духовные ценности рода нашими предками и здесь сослужила добрую службу русской семье. Даже в условиях всеобщего нетрадиционного мышления в советское время большинство семей свято хранили многие духовные ценности.

Не только вся в целом жизнь семьи состоит из множества аспектов (духовных, экономических, социальных, этнографических...), но и ее духовно-нравственная сфера содержит множество аспектов. Проявления духовности множественны. Дом православного христианина - малая церковь. Здесь присутствует постоянная религиозная жизнь. Вся жизнь православной семьи во всех ее проявлениях освящена, любое действие каждого члена семьи является отражением состояния ее духовности. В православной семье особый ритм жизни, особый порядок. Соблюдение иерархии - своеобразный стержень духовной жизни семьи. Семья - живой организм, дыханием ее является постоянно присутствующая молитва, а питанием, как и для каждого христианина, - чтение. Все содержание, все формы, вся окружающая обстановка оказывают влияние на эту жизнь, на атмосферу, климат. Влияние это множественно взаимообразно.

Это именно то место, где постоянно действуют законы духовной жизни: взаимного влияния, взаимодействия, общения. Нет в семье ничего незначительного, что бы не могло не влиять на ее духовную жизнь, точно так же как сама духовная атмосфера семьи не может не влиять на это незначительное. Это одно из важнейших устойчивых правил духовно-нравственной жизни семьи.

Религиозная жизнь семьи

На Руси религиозная жизнь - основание духовно-нравственной жизни семьи. Данная тема наиболее доступна и понятна нашим современникам. Дети на первом уроке по данному предмету на вопрос, что они могли бы отнести к духовным традициям русской семьи, в своих ответах большей частью связывают все духовное с религиозной жизнью: посещение храмов, крещение, венчание, исповедь, причастие, соборование, отпевание, освящение в храме, утреннее и вечернее правило, крестные ходы, соблюдение постов... И наши современники, люди невоцерковленные, чей ум еще уберегся от сектантских извращений, также все духовное традиционно связывают непременно с церковью, с религиозной жизнью. В этом, конечно, есть большая правда. Русский человек всегда знал об истинности православной церкви, о влиянии ее на нравственность. Вот как рассуждает один из героев повести «Захудалый род» Н.С. Лескова: «Глядя на вещи практически и просто, бабушка не отделяла нравственность от религии. Будучи сама религиозна, она человека без религии считала ни во что. Таковой, по ее словам, сколь бы умен ни был, а положиться на него нельзя, потому что у него смысл жизни потерян».

Это художественные обобщения писателя. А вот реальная жизнь. Послушаем, какое место отводил религиозности в становлении духовной личности митрополит Евлогий: «Уклад нашей жизни был религиозный, патриархальный; отражал характерные черты быта русской крестьянской жизни и положение сельского духовенства. Под его воздействием и слагалась моя духовная личность. В раннем возрасте направление моего развития обусловили два влияния: первое - религиозная вера и ее церковно-бытовые формы благочестия; второе - природа».

Как уже отмечалось выше, религиозность носила на Руси всеобщий характер, а не исключительный. Н. Костомаров в своем исследовании «Нравы русского народа» уделяет большое внимание не только быту, характеру народа, но и его религиозности. « Перед посевом приносили хлебное зерно в церковь и святили его; так делали и после жатвы. Во время ества или питья благочестивые крестились чуть ли не за каждым глотком, прогоняя дьявола. При выезде из дома непременно нужно было призвать священника и отслужить молебен... Когда дворянин отправлялся в дальний путь на воеводство, тогда уж недостаточно было моления простого священника; он отправлялся к архиерею и получал от него благословенную икону. Некоторые были столь благочестивы, что носили в руках четки и при всяком свободном случае перебирали их, ходя и сидя, шептали сряду шестьсот раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», а потом сряду сто раз: «Владычица моя Богородица, помилуй мя грешнаго». Грамотные объясняли, что если кто так делает три года сряду, то в первый год в него вселится Христос, во второй год - Дух Святый, а в третий год – Сам Бог Отец. Таким образом, при всяком начинании дела, и важного, и неважного, русский благочестивый человек всегда прибегал к религиозному обряду».

Исследование Н. Костомарова относится к Древней Руси, а вот свидетельство, носящее автобиографический характер, М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Остается сказать несколько слов о религиозном настроении. В этом отношении я могу свидетельствовать, что соседи наши были вообще набожны; если же изредка и случалось слышать праздное слово, то оно вырывалось без намерения, именно только ради красного словца, и всех таких празднословов без церемонии называли пустомелями. Сверх того, довольно часто встречались личности, которые, очевидно, не понимали истинного смысла самых простых молитв; но и это следует отнести не к недостатку религиозности, а к умственной неразвитости и низкому образовательному уровню».

Впереди мы еще не раз коснемся темы религиозной жизни семьи и более детально рассмотрим некоторые составляющие этой жизни, здесь же отметим, что вопросы религиозности являются весьма доступными для современной семьи еще и потому, что они напрямую связаны с храмом, где не только поддерживается религиозная жизнь общества, но и сохраняется на уровне устава, на уровне предания все то, что было и в XI. и в XV, и в веках. И здесь трудно что-либо убавить, или прибавить. А кроме того, религиозная жизнь православной семьи чаще всего и по ныне находится под пристальным окормлением приходских священников или духовников.

Проявления духовности в жизни семьи

В чем же проявляется духовность отдельного человека, семьи в целом? Что, собственно, являлось результатом этой духовности? В конце концов, как определить, духовно живет семья или бездуховно? Что нужно иметь в виду, восстанавливая сегодня духовную жизнь семьи? И если религиозность - это обязательное исполнение церковных уставов, правил, богослужебного круга и календаря, то что, собственно, должно следовать за религиозностью? Ведь иначе все может превратиться в исполнение обряда.

Русский философ Сергей Трубецкой, развивая понятие религиозности, связывает его именно с духовностью, с любовью: «Главная основа воспитания была у мамы - религиозная. Религия была отнюдь не формальная и даже далеко не в такой мере традиционно-церковная, как бывало в прежних поколениях. «Бог есть любовь» - вот чем было проникнуто религиозное сознание мама и, естественно, все ее воспитание нас. Даже голос мама становился совершенно особенным, когда она читала нам в Евангелии о любви как первой и главнейшей заповеди Господней. Может быть, именно вследствие этой религиозной атмосферы, которой я дышал с детства, понятие «страха Божия» сделалось мне понятным только гораздо позднее, и то больше умом, чем чувством. Мама прививала нам именно любовь к Богу, а не «страх Божий», который, конечно, отнюдь не противоречит любви, но относит человека к Богу как бы под другим углом зрения...».

Жизнь по Евангелию - вот главное направление, та сторона, в которую направляют стопы усилия религиозности. вот главный смысл жизни. И в каждой семье знали, что жить по Евангелию - это значит любить и приносить жертву, проявлять сердечность и сострадание, странноприимство  и  нищелюбие,   подавать милостыню, быть милосердным, иметь душевную щедрость, пребывать в покаянном чувстве и просить прощение, быть благодарным за все Богу и людям, находиться в постоянном состоянии мира, быть совестливым и стыдливым... Собственно говоря, проявлением духовности в семье являются те человеческие качества и поступки, которые мы называем добродетелями, которые зиждутся на добре. Подобными примерами изобилует наша литература. Вопросы добра и зла стали главными вопросами и русской философии  (в отличие от зарубежной). Здесь мы остановимся лишь на некоторых проявлениях духовности, которые делали и продолжают делать веру русского человека живой.

Гостеприимство. Видеть в госте посланца Господа стало на Руси традицией. Сам Спаситель во время странствий постоянно пребывал чьим-нибудь гостем. Обычай гостеприимства в дальнейшем послужил и апостольской проповеди христианства. А на Руси много веков соблюдалась традиция принимать странствующих по святым местам людей. Гостеприимство дает нам возможность проявить к ближнему любовь, выражающую себя в милосердии, смирении, сострадании, жертвенности. Когда приходит гость, мы жертвуем своим досугом, покоем, делим с ним семейную трапезу.

Нищелюбие. Нищие были необходимы тогда для общества; подачею им милостыни у русского человека выражалось чувство милосердия и сострадания. Если б не было нищих, благочестивый человек не мог бы утешать свою совесть: подать нищему значило проложить себе путь к прощению грехов от Бога.

Благотворительность. Благотворительность - одно из свойств жизни русского общества. На Руси, в России всегда благотворили, именно поэтому на ее просторах было столько храмов и благоукрашений. И именно такими образами наполнена русская литература. Можно приводить бесконечные примеры. Вот, к примеру, отрывок из Лескова: «Хотетова... только ездила по монастырям, на которые и тратила свои почти, можно сказать, несметные богатства. Ею было восстановлено множество обедневших обителей; много мощей ее средствами были переложены из скромных деревянных гробниц в дорогие серебряные раки, и в этом, кажется, заключалась вся ее христианская добродетель».

Покаяние. Покаяние - составная часть и религиозной жизни. О могучей силе покаяния говорит эпизод из романа А. М. Горького «Фома Гордеев»: «О его кутежах в городе создавались легенды... Так он жил неделями. И неожиданно являлся домой еще весь пропитанный запахом кабаков, но уже подавленный и тихий. Со смиренно опущенными глазами, в которых теперь горел стыд, он молча слушал упреки жены, смирный и тупой, как овца, уходил к себе в комнату и там запирался. По нескольку часов кряду он выстаивал на коленях пред образами, опустив голову на грудь; беспомощно висели его руки, спина сгибалась, и он молчал, как бы не смея молиться. К дверям на цыпочках подходила жена и слушала. Тяжелые вздохи раздавались за дверью - вздохи лошади, усталой и больной.

- Господи! Ты видишь!.. - глухо шептал Игнат, с силой прижимая к широкой груди ладони».

Во дни покаяния он пил только воду и ел ржаной хлеб. Жена утром ставила к двери его комнаты большой графин воды, фунта полтора хлеба и соль. Он отворял дверь, брал эту трапезу и снова запирался.

Примирение - обязательная страница духовной жизни каждого русского человека, каждой русской семьи. Если учесть, что всякий человек обязательно хотя бы несколько раз в год причащался, а, следовательно, исповедовался, то он не мог бы быть допущенным священником к причастию без примирения. И случаи непримирения были так редки, что становились острым сюжетом произведений, как, например, у Н.В. Гоголя. Ну, а если и случались подобные жизненные казусы, то перед смертью примирение было обязательным. И как тут не вспомнить благодушие Каренина, примиряющегося с падшей Анной и прощающего ей все грехи и нанесенные ему обиды, так как Анна должна была умереть.

А.Т. Болотов в своем «Жизнеописании» свидетельствует: «Дядя мой примирился с нею пред ее кончиною и имел попечение о ее погребении, а окончив сию печальную церемонию, взял на себя попечение о нашем доме и управление деревнями до моего приезда».

Просить прощение. Предтечей примирения служило прощение. Примириться можно лишь простив человеку его неблаговидные поступки, обиды. И трудно представить семью, в которой бы ее члены долгое время могли жить без примирения, а следовательно, и прощения. Стремление к благочестию подвигло на Руси установить традицию, обычай, направленные на всеобщее примирение. Речь идет о так называемом «прощеном воскресении». В воскресенье, перед постом, родные и знакомые посещали один другого и прощались. Равным образом и встретясь на улицах, говорили друг другу: «Прости меня, пожалуй!» Ответ был: «Бог простит тебя». Тогда после обедни, вспоминая родителей, ездили по церквам и монастырям и прощались с гробами усопших.

 А  у Ремезова читаем: «В Прощеный день пришла Акумовна и прямо бухнулась в ноги. На Акумовне черный ватошный апостольник и вся она черная. - Бог простит, Акумовна.

Прежнее время присаживалась старуха к столу и за чаем начинались разговоры о жите-бытье, и прошлом, и теперешнем.

- Бог простит, Акумовна, Бог простит».

Прощеное воскресение с православной жизнью возвращается в русскую семью. Вернулось оно и в наши борисоглебские храмы.

К проявлению духовности у русского человека и в русской семье можно отнести многие и многие качества, такие как сердечность, сострадание, странноприимство, стыдливость, человеколюбие, жертвенность, любвеобилие, милосердие, подаяние, побратимство. На изучении каждого из этих качеств мы останавливаемся на уроках с ребятами.

Дом православного христианина

Общеизвестно, какое большое значение окружающая обстановка имеет для внутренней жизни человека. Феофан Затворник, говоря о воспитании младенцев, пишет: «Развивающиеся чувства доставляют материал воображению; воображенный предмет хранится в памяти и составляет, так сказать, содержание души. Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и прочее. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы... Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют. Но потом и во все последующее время надо хранить тот же порядок...»

Этого порядка в определении ценностных приоритетов русские люди придерживались уже при строительстве собственного дома. Вот как характеризует этот важный момент в своем романе «Князь Серебряный» А.К. Толстой: «Не щадили москвитяне ни рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих. Везде видны были дорогие цвета, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий. Любили православные украшать дома Божии, но зато мало заботились о наружности своих домов: жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых или дубовых брусьев, не обшитых даже тесом, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами».

Все было подчинено благочестию. Старинный русский дом во многом представлял из себя дом-сочетание. Вот один из примеров такого дома-сочетания, который находим у Д.Н. Мамина-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы»: «Громадный деревянный дом, который выстроил себе Гуляев в Шатровском заводе, представлял из себя и крепость, и монастырь, и богато убранные палаты. Это была полная чаша во вкусе того доброго старого времени, когда произвол, насилия и все темные силы крепостничества уживались рядом с самыми светлыми проявлениями человеческой души и мысли. Жизнь в гуляевских палатах была создана по типу древнего благочестия, в жертву которому здесь приносилось все». Дом воспринимался как нечто большее, чем жилище, о чем будет сказано в главе «Родительский дом». Это живая связь поколений, идеалов, мировоззрения, дом - это целый мир. И именно так воспринимает его герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Дом был большой, старинный, и Левин, хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Левина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своей женой, с своей семьей.

Левин едва помнил свою мать. Понятие о ней было для него священным воспоминанием, и будущая жена его должна была быть в его воображении повторением того прелестного, святого идеала женщины, каким была для него мать». Жилище соответствовало внутреннему духовному состоянию его обитателей, вот, как например, у главной героини романа «Приваловские миллионы»: «Комната девушки с двумя окнами выходила в сад и походила на монашескую келью по своей скромной обстановке: обтянутый пестрым ситцем диванчик у одной стены, четыре стула, железная кровать в углу, комод и шкаф с книгами, письменный стол, маленький рабочий столик с швейной машиной - вот и все. Девушка очень любила эту комнатку, потому что могла оставаться в ней одна, сколько ей было угодно»

Важное место в доме отводилось молитвенному пространству, где вся семья собиралась на ежедневные утренние и вечерние молитвы. Место или отдельная комната для молитвы определялись еще на стадии проектирования. В проектах домов, опубликованных в популярной до революции книге Е. Молоховец «Книга для молодой хозяйки» мы встречаем и отведенное специально помещение для молельной. В книге Н.И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» читаем: «Молились в специальных комнатах. В больших и богатых домах выделялась специальная комната для молитвы, называемая «крестовой». Молельная в доме органично сочеталась с остальным домом и была неотъемлемой его частью».

У Мамина-Сибиряка читаем: «На половине Марьи Степановны была устроена моленная. Это была длинная комната совсем без окон; человек, незнакомый с расположением моленной, мог десять раз обойти весь дом и не найти ее. Ход в моленную был проведен из темного чуланчика, который был устроен рядом со спальней Марьи Степановны; задняя стенка этого чулана составляла дверь в моленную и для окончательной иллюзии была завешена какими-то шубами. Привалов, не застав Марью Степановну в гостиной, прошел однажды прямо в моленную. Она была там и сама читала за раздвижным аналоем канон Богородице... Привалова сразу охватила с детства знакомая атмосфера: пахло росным ладаном, воском и деревянным маслом. Вся передняя стена моленной была занята иконостасом, в котором под дорогими окладами из серебра и золота, темнели образа самого старинного письма. Тут были собраны иконы работы фряжской, старого строгановского письма и произведения кормовых царских изографов. Все эти богатства достались моленной Марьи Степановны как наследство после смерти матери Привалова из разоренной моленной в приваловском доме.

В домах, где не было таких комнат, собиралась семья в помещении, где стояло побольше образов. Вообще образа считались на Руси главным украшением любого дома. Это утверждает и Костомаров: «Главное украшение домов составляли образа: не было в доме покоя, где бы их не висело несколько, и чем хозяин был зажиточнее, тем более это выказывалось множеством образов; их ставили не только в покоях, но в сенях, лавках и амбарах. Большому числу образов в домах способствовало еще и то, что в старину было в обычае дарить приятелей образами... Образа ставили в киоты. Кроме киотов с окончиками, делали киоты со створками, и как на наружной, так и на внутренней стороне створок писались изображения. Одни образа представляли картины из Священной Истории, другие изображали святых во весь рост, а иные - только по грудь. Образа ставили в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом. Занавесы у богатых людей унизывались драгоценными камнями. Пелены переменялись на образах и в праздники привешивались более нарядные, чем в будни и посты. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи. Между всеми образами, висевшими в углу, был один главный. Те образа, которые имели особое почитание, выделялись украшениями. В домах зажиточных хозяев, кроме множества образов, во всех покоях и жилых, и глухих, была одна комната, где стояли исключительно образа во всю стену наподобие церковного иконостаса; там происходило домашнее моление. Под образами стоял аналой с книгами, просфора Пресвятой Богородицы; на полице под образами лежало крылышко для обметания пыли и губка для отирания... Стенных зеркал у русских не было, их не одобряла Церковь. Старинное благочестие избегало не только зеркал, но и стенных картин и эстампов, не допуская других украшений кроме икон. Картины и эстампы стали входить в обиход лишь в XVM веке???. Правда эстампы, заключенные в золотую рамку, представляли собою священные предметы, но их строго отличали от образов. Иконки и крестики привешивали и в детских зыбках и кроватках».

Часто в молитвенную комнату превращалась личная комната, кабинет. «Папа предоставил нам свой кабинет, где мы с ним ежедневно все годы изливали перед Господом свои сердечные молитвы. Кругом иконы, духовные картины, множество лампад. Папочка отдал нам самое дорогое, что имел в своей жизни, а именно - свой уголок, в котором беседовал с Богом», - читаем в книге Н.Н. Соколовой «Под сенью Всевышнего».

Традиция устроения православного дома возрождается. Здесь мы могли бы привести множество примеров украшения комнат не только иконами, но и картинами, эстампами духовного содержания.

Как знаком и близок нам интерьер комнаты, описанный в стихотворении о смерти сельского священника Захария  в  книге «Последний старец», посвященной отцу Павлу Груздеву:

«Комнаты в нем малы, с низким потолком,

Но во всем порядок, чистота кругом.         

Целый ряд икон там во святом угле,

На накрытом тут же небольшом столе

Книга в переплете кожаном лежит,

Рядом крест в оправе при огне блестит.

Свернут аккуратно близ епитрахиль,

И на нем сверкает золотая пыль.

На стене картинок виден целый ряд,

Чинно, по порядку, все они висят.

Все архиереи - вот из темноты

Видны Филарета строгие черты.

Тут же два монаха, вид монастыря,

Да войны прошедшей два богатыря...»

Порядок жизни православной семьи

В основе порядка жизни православного дома лежит ритм жизни. Ритмом живет вселенная, ритм присутствует в природе, по ритмам строится производственная деятельность предприятий и трудовых коллективов... Если не ритмично работает двигатель автомобиля, трактора, то это является серьезным симптомом к тому, что он вскоре перестанет работать совсем. Ритмично работает организм человека и животных. И вы, вероятно, слышали, сколь серьезным заболеванием для человека является аритмия сердца, то есть нарушение ритмичной его работы. Ритмичность жизни - необходимое условие для нормальной духовной да и вообще жизни семьи. Ритм жизни семьи, основанной на традиционных ценностях, несомненно, отличается от жизненного ритма семьи, живущей вне традиции.

Ритмы семейной жизни во многом определяются молитвой и принятием пищи, деятельностью членов семьи, праздниками и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и материальную, и духовную жизнь человека.

Приучаются к ритму жизни и к дисциплине времени прежде всего регулярностью молитвы и еды. Беспорядочная еда, когда вдруг захотелось, когда принесли в дом что-то вкусное, отрицательно действует не столько на телесное здоровье ребенка, сколько на его ум и душу: он не научается управлять собой, владеть своими желаниями, длительно сосредотачиваться на каком-либо деле.

Нельзя подвести детей к посту, если можно есть, когда захочется, если можно бегать по дому с кусками хлеба и колбасы или пирожного. Регулярность питания, если хотите, - это начало христианской аскетики.

Еда допустима только за столом и должна предваряться и заканчиваться молитвой.

В недельный ритм входит посещение церкви или какие-либо формы домашнего богослужения.

Говоря о ритме дома, нельзя не упомянуть о его внешнем виде. В доме должен быть порядок, ибо внешние проявления порядка дисциплинируют человека и внутренне. Однако порядок должен быть живым, должен обеспечивать жизнь членов семьи, но не сиять мертвым блеском лакированных полов мещанских гостиных в просторных квартирах, где страшно ходить и неизвестно, как и на что сесть. Такой порядок способен лишь выгонять детей из дома на лестницу и во двор. Нельзя и даже греховно из порядка делать культ.

Чтение - духовное питание семьи

В русской семье чтение было не только доброй традицией - оно являло собою нечто большее. Мы находим в литературе множество примеров, как под воздействием прочитанного у героев не только формировались позиция, мировоззрение, но и буквально изменялась жизнь, смысл ее. О силе воздействия прочитанного на душу человека мы можем судить по рассказу о жизни графа B.C. Толстого, который находим в книге «Дворянское благочестие» О.В. Кириченко: «Сын богатых родителей, ничего не щадивших для его воспитания. Он научился всему, что могло давать блеск в тогдашнем обществе... Он ходил в церковь, молился наружно, но был совершенно равнодушен к вере и любил повторять кощунственные остроты французских философов, которых перечитывал с жадностью». Случайное знакомство в книжной лавке с молодым, мало кому тогда известным бакалавром Ф.А. Голубинским подтолкнуло графа Толстого к чтению и обдумыванию Священного Писания. Графа покорила ученость Голубинского, а также его увлеченность поэзией. Бакалавр стал открывать «примеры прекрасного и высокого из Ветхого и Нового Завета». Граф перестал повторять богохульные остроты любимых писателей, от чтения Писания «получая удовольствие, не сравнимое ни с какой прочей книгой». Рассказ евангелистов о страдании и смерти Спасителя трогал его до слез. «И этой Книги не читал я до сих пор, - часто повторял он, - в ней бы мне искать отрады и утешения». Но окончательно он обратился к вере после своей болезни. Когда тяжко и опасно заболел, то во все время болезни постоянно читал сам или просил жену читать для него вслух Новый Завет и Акафист Иисусу Сладчайшему. Примирился заочно с родственниками, с которыми был в ссоре... Сыну же потом сказал: «Никогда не читай злонамеренных книг, даже не смотри в них».

Митрополит Антоний Сурожский вспоминал: «Бабушка у меня была замечательная: она страшно много мне вслух читала... Бабушка могла читать часами и часами, а я мог слушать часами и часами. Я лежал на животе, рисовал или просто сидел и слушал. И она умела читать: во-первых, она читала красиво и хорошо, во-вторых, она умела сделать паузу в те моменты, когда надо было дать время как-то реагировать: периодически она переставала читать, мы ходили гулять, и она затевала разговоры, о чем мы читали: нравственные оценки, чтобы это дошло до меня не как развлечение, а как вклад, и это было очень ценно, я думаю».

Особое отношение у русского человека было к Евангелию. Русский историк Костомаров свидетельствует об отношении наших соотечественников к Евангелию. «Поругание святых икон, по русским понятиям, наводило гнев Божий... В равной степени русские чествовали книгу святого Евангелия, хотя бы и в частном доме. Святое Евангелие следовало брать в руки не иначе, как с благоговением, с поникшею главою и после крестного знамения».

Очень часто бывало, что Священное писание было единственной книгой в доме. Н.С. Лесков в повести «Захудалый род» отмечает: «Бабушка выросла и воспиталась в протозановском доме. Ее там чему-то учили... Она без науки знала все, что ей нужно было знать, умела всякое дело поставить перед собой так, чтоб обнять его со всех сторон и уразуметь ясным пониманием его смысл и значение. Изучением же она знала, кажется, только Священное Писание... знала в совершенстве и из Священного Писания любила приводить тексты».

Как проводилось чтение, в какие часы, кто участвовал в чтении? На эти вопросы мы находим множество ответов как в документальных источниках, так и в литературных. Н.Н. Смирнова в книге воспоминаний «Под покровом Всевышнего» отмечает: «Когда нам было лет десять-двенадцать, папа иногда собирал нас по вечерам для духовного чтения. Обычно это было перед вечерней молитвой. Отец читал нам сам вслух Евангелие, объясняя притчи, указывал, как надо в жизни руководствоваться Священным Писанием. Папа читал нам жизнь святых и произведения Поселянина... Папа упрашивал меня читать хоть по страничке, хоть по пять минут в день из той духовной литературы, которую он мне подбирал. То были «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь» и другие сочинения святых отцов.

- Неинтересно? - спрашивал он. - Но это как лекарство - оно невкусно, но необходимо. Я прошу тебя: читай хоть понемножку». И я из-за любви к отцу брала «Дивеевскую летопись», труды Феофана Затворника, совсем понемногу, но Свет вливался в мою душу. Я начала сознательно молиться, то есть умом призывать Господа, без Которого сердце мое уже томилось от грехов».

Сегодня в море литературы, к сожалению, большей частью не душеполезной, трудно сориентироваться даже опытному книгочею. Что же выбирать для чтения? Как сформировать у ребенка общую направленность чтения с учетом возраста, интереса? Протоирей Глеб Коляда рекомендует к чтению такие книги как «Куда идешь» Г. Сенкевича, Евгении Тур «Катакомбы», «Мученики Колизея», «Героиня веры». Для домашнего чтения по ролям рекомендуется драма К. Р. «Царь Иудейский», рассказы о жизни христиан первых веков Н. Лескова. Однако «Мелочи архиерейской жизни» и рассказ «Полунощники» не рекомендуется к чтению. «Хижина Дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Отверженные» Виктора Гюго, «Письма Баламута» К. Льюиса, полезными могут быть произведения Антуана де Сенкт-Экзюпери, некоторые произведения Ч. Диккенса. Для расширения кругозора детей полезными считает отец Глеб исторические романы А. К. Толстого, М. Н. Загоскина, Д. М. Балашова, Вальтера Скотта. Всегда полезна для детей литература о природе: Э. Сеттон-Топсона, О. Перовской, Дж. Адамсона, Дж. Харриота.

Хотелось бы обратить внимание на литературу современных русских писателей: В. Солоухина. В. Белова, В. Распутина, В. Крупина, В. Солоухина, В. Астафьева, Ю. Лощица, Н. Коняева, С. Залыгина, А Солженицына.

От себя добавим, что детям старшеклассникам мы можем рекомендовать серьезную литературу: критику таких писателей, как отец и сыновья Аксаковы, А. С. Хомякова, Ю. Самарина, А. Григорьева, братьев Киреевских,  А. К. Толстого, В. Ключевского.

В наше время выходит множество произведений, объединенных сериями. Несомненно, здесь можно рекомендовать книги, выходящие в издательстве «Отчий дом». Серия этих книг, состоящая уже из нескольких десятков томов, составлена из произведений русской литературы, имеющей православную направленность.

Создание духовно-нравственной атмосферы в семье

В доме одним из главных воспитателей является атмосфера, в которой воспитывается ребенок и которой живет семья. На это указывают многие старцы, вышедшие из благочестивых семейств, писатели. Вот как описывается атмосфера семьи, в которой воспитывался схиигумен Савва: «Дети жили в атмосфере христианской любви, не знакомые с грубостью и наказаниями, да и наказывать их не было необходимости. Детям никогда не приходилось быть свидетелями криков, брани. На их воспитание оказывали влияние не столько слова родителей, сколько поступки.

Детей оберегали от всего дурного: не разрешали им долгих уличных гуляний, особенно вечерних, ограждали от вредных, неполезных сообществ, воспитывали в них трудолюбие и честность, любовь, прежде всего к Богу и к ближним, приучали их к молитве.

В семье постоянно царили мир, спокойствие и радость. Вся эта большая семья жила дружно, все были трудолюбивы и благочестивы. В такой благодатной атмосфере протекли детство, отрочество и юность Николая».

С.Е. Трубецкой вспоминал «Не успели мы поздороваться с мамой, как по коридору слышится хорошо нам знакомый звук шагов в туфлях, и в дверях появляется в халате верблюжьего цвета наш милый дедушка. Лицо его так и сияет добротой и любвеобилием. Дедушка любил приходить к нам ежедневно в детскую здороваться, а вечером присутствовать при нашей молитве перед сном...

В нашей семье с самого раннего детства я слышал не только хорошие слова, но и, что гораздо важнее, всегда видел только хорошие примеры и рос в атмосфере любви...

Не по какой-либо системе воспитания, а создавая тихую и благотворную семейную атмосферу любви и стройного порядка, со всех сторон нас окружавшую. Мы дышали этой атмосферой с самого детства, и она нам казалась вполне естественной. На самом деле это была атмосфера исключительная, которой могли бы только позавидовать многие-многие семьи».

Атмосфера - нечто постоянное, но вместе с тем и каждая минута, каждый час, каждый день жизни имеет свой особый оттенок. Одно дело атмосфера трудового дня, другое - праздника. Такими примерами насыщена каждая страница широко известного романа Ивана Шмелева «Лето Господне». А мы здесь обратимся к роману М.Е. Салтыкова Щедрина «Пошехонская старина».

«Всенощная идет в образной комнате и длится более часа; за всенощной следует молебен с водосвятием и тремя-четырьмя акафистами, тоже продолжительный, так что все вместе кончается, когда уже на землю спустились сумерки. В образной слушают всенощную Господа, в соседней комнате, в коридоре и в девичьей - дворовые; в палисаднике прислушивается к богослужению небольшая толпа, преимущественно ребятишки, которым не нашлось места в горнице. Все молятся с особенным усердием, потому что завтра главный престольный праздник, которого ждут целый год. При пении праздничного тропаря отец становится на колени и кладет земные поклоны; за ним, с шумом, то же самое делает и прочий молящийся люд. Наконец отошел и молебен. Процессия с образами тем же порядком обратно направляется в церковь. Комнаты наполнены кадильным дымом; молящиеся расходятся бесшумно; чай и вслед за ним ужин проходят в той специальной тишине, которая обыкновенно предшествует большому празднику, а часов с десяти огни везде потушены, и только в господских спальнях да в образной тускло мерцают лампады».

В день праздника с раннего утра светит солнышко, но в воздухе уже начинает чувствоваться приближение осени. В доме поднимается обычная праздничная суматоха. Прихорашиваются, чистятся. Дети встали спозаранку и стоят у окон в праздничных казакинчиках и белых панталонцах. Сенные девушки, в новых холстинковых платьях, наполняют шумом и ветром девичью и коридор; мужская прислуга, в синих суконных сюртуках, с белыми платками на шеях, ждет в лакейской удара колокола; два лакея в ливреях стоят у входных дверей, выжидая появления господ. Чаю в этот день до обедни не пьют даже дети, и так как все приказания отданы еще накануне, то делать решительно нечего,.,»

А вот другой пример повседневной атмосферы в семье, где воспитывался главный герой романа А.М. Горького «Фома Гордеев». «Семья была благочестива - запах воска, ладана и лампадного масла наполнял дом, покаянные вздохи, молитвенные слова носились в воздухе. Обрядности исполнялись неуклонно, с наслаждением, в них влагалась вся свободная сила обитателей дома. В сумрачной, душной и тяжелой атмосфере по комнатам почти бесшумно двигались женские фигуры, одетые в темные платья, всегда с видом душевного сокрушения на лицах и всегда в мягких туфлях на ногах».

Атмосфера семьи, дома - это жизнь, поведение домочадцев. Владыка Иоанн Шаховской вспоминал: «Помню, как благоговейно я остановился однажды в Матове на пороге кабинета моего отца, а потом тихо ушел, когда, ворвавшись туда одним летним днем, я вдруг увидел в тишине комнаты моего отца, молящегося на коленях. Вдруг я ощутил тайну молитвы...

Помню, радостно было мне всегда, идя ко сну, прощаясь с отцом, принимать его благословение и целовать его, перекрестившую меня, руку. Таков был обычай в семье. Мне также было радостно (еще в более раннем детстве) молиться на коленях в кровати перед сном, когда рядом молилась научившая меня молиться мать. Слова этой молитвы были такие: « Господи, спаси и помилуй папу, маму, дедушку, бабушку, Варю, Нату, Зину и меня, грешного Митю». Окончивши эту свою детскую молитву, я крестился, целовал небольшую иконку Спасителя в серебряном окладе, висевшую у моего изголовья, и сладко забирался под одеяло. Мать крестила и целовала меня...»

Единство ритма семейной жизни, общее содержание этой жизни цементируют фундамент семьи, создают определенный климат в семье. Разумеется, что на это влияет любое проявление семейной традиции, но особенно духовной. Несмотря на свое критическое отношение к русской духовной традиции, М.А. Шолохов как гениальный писатель и в романе «Тихий Дон», и в романе «Поднятая целина» не может обойти стороной эту строну жизни. Читаем в «Тихом Доне»: «Каждое утро, умывшись, выстраивались в столовой в ряд ... мать стояла позади, и едва до спальни долетало сухое покашливание отца, начинали разноголосо и фальшиво: "Спаси, Господи, люди твоя", потом "Отче наш"... Емельян Константинович ... выходил... вытягивал ... руку. Дети подходили поочередно и целовали...» И это действо создает определенное настроение на день. Но яркими чаще всего становятся события редкие, исключительные, но и они существенно влияют на климат семейной жизни.

 Н.С. Лесков воспроизводит такую атмосферу: «Я уже помню себя... когда бабушка один раз прислала к нам звать маму со всеми детьми, чтобы мы приехали к обедне, которую проездом с епископской кафедры на архиепископскую будет служить архиерей. Мама, конечно, поехала и повезла нас к бабушке. Помню это первое архиерейское служение, которое мне довелось видеть: оно поражало своим великолепием мои детские чувства, и мне казалось, что мы находимся в самом небе... Когда совсем облаченный архиерей, взойдя на амвон, повернулся лицом к народу и со словами «Призри, виждь и посети» осенил людей пылающими свечами, скромный белый чепец Ольги Федотовны вдруг очутился вровень с нашими детскими головами. Она стояла на коленях и, скрестив на груди свои маленькие ручки, глазами ангела смотрела в небо и шептала:

- Свет Христов просвещает все!

В этом как бы заключался весь ответ ее себе, нам и всякому, кто захотел бы спросить о том, что некогда было, и о том, что она нынче видит и чувствует».

Нравственные устои православной семьи

Нравственные устои - это то, что устоялось, является обычным делом и чем живет семья.

В рамках изучения данной темы мы, прежде всего, касаемся вопросов, относящихся к понятиям благородства и долга в семье, а также понятий чести и достоинства семьи.

Слово «честь» в нынешних жизненных ситуациях произносится нередко. Честь офицера, честь школы, честь коллектива - мы встречаем чуть ли не ежедневно. Но понятие «честь семьи», «девичья честь» встречаются реже.

Обратимся к сцене прощания князя Болконского с Андреем. Трогательны и впечатлительны слова старого князя, когда он говорит, что смерть собственного сына для него будет не столь больна, как если бы он опорочит честь семьи, фамилии Болконских.

А вот совсем не художественное произведения, а реальные воспоминания митрополита Антония Сурожского из своей жизни: «Как-то я вернулся с летнего отдыха, и он (отец) меня встретил и сказал: «Я о тебе беспокоился этим летом». Я так полушутливо ему ответил: «Ты что, боялся, как бы я не сломал ногу или не разбился?» Он ответил: «Нет. Это было бы все равно. Я боялся, как бы ты не потерял честь». И потом прибавил: «Ты запомни: жив ты или мертв - это совершенно должно быть безразлично тебе, как это должно быть безразлично и другим; единственное, что имеет значение, это ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть».

Честь семьи, забота о чести семьи и непорочности семьи и всех домочадцев - это одна из составляющих духовных традиций русской семьи. Этой теме посвящены целые произведения в русской литературе. Среди них такие, как «Капитанская дочка», «Песня о купце Калашникове», «Тарас Бульба», «Анна Каренина» ... При анализе ситуаций мы можем увидеть ряд тенденций, которые выливаются в определенного содержания правила.

Правило №1. Честь семьи - понятие собирательное, оно складывается из чести каждого отдельного ее члена.

Правило № 2. Честь семьи формируется /складывается/ в течение нескольких поколений.

Правило № 3. Один неблаговидный поступок может нарушить понятие чести той или иной семьи.

Особое место в изучении данной темы отводится понятию «девичья честь». Поразительный случай описывает в своем рассказе «Неупиваемая чаша» Иван Шмелев, касающийся понятия чести семьи.

 Этот рассказ вообще во многом касается нашего предмета, то есть духовных традиций. В доме усадьбы висели портреты, но один из них с особой историей - портрет в овальной золоченой раме. Очень молодая женщина в черном глухом платье, с чудесными волосами красноватого каштана. На портрете с обратной стороны надпись: «...Анастасия Ляпунова, по роду Вышатова. Родилась 1833 года мая 23. Скончалась 1855 года марта девятого дня. Выпись из родословной мемории рода Вышатовых, лист 24: «На балу санкт-петербургского дворянства Августейший монарх изволил остановиться против сей юной девицы. Он сказал, в книге слова на французском языке, а я сразу прочту сноску «Сейчас зима, но ваши глаза, малышка, пробуждают в моем сердце весну!» А наутро прибыл к отцу ее, гвардии секунд-майору Павлу Афанасьевичу Вышатову, флигель-адьютант и привез приглашение во дворец совокупно  с дочерью Анастасией. О, сколь сия Монаршая милость горестно поразила главу фамилии благородной! Он же, гвардии секунд-майор Вышатов, прозревая горестную отныне участь юной девицы, единственного дитяти своего, и позор семейный, чего многие за позор не почитают, явил дерзкое ослушание, в сих судьбах благопохвальное, и тот же час выехал с дочерью, в великом ото всех в секрете, в дальнюю свою вотчину Вышата-Темное».

Нарушением девичьей чести являлось обыкновенное прикосновение юноши к девушке и уж тем более к замужней женщине, о чем так ярко поведал нам М.Ю. Лермонтов. И особым случаем считалось нарушение чести, обнажение головы замужней женщины.

К высоким нравственным устоям мы относим еще одно важное действо, постоянно присутствовавшее в русской семье, - испрашивание прощения. Надежда на прощение была стержнем нравственного очищения, путем к спасению. Мы просим прощения у Бога: «Господи, прости мне согрешения вольные и невольные...».

Мы провинимся и чувствуем свою вину перед родителями, перед ближними, и пока не попросим прощения, на душе словно тяжелый камень. Наши предки мудрее нас, каждый из них ощущал свою вину и неслучайно в благочестивых семьях день заканчивался целым своеобразным ритуалом, в который входили вечерняя молитва, затем дети принимали у родителей благословение и затем просили прощения все члены семьи друг у друга: дети у родителей, жена у мужа, муж у жены.

Вообще в русском обществе и тем более в русской семье немыслимой была ситуация, чтобы грех оставался кем- то непрощенным, то есть была затаена обида на обидчика. Эта традиция формировала открытый, бесхитростный характер русского человека.

И венцом этого стремления является и до сих пор существующая традиция Прощеного воскресения. Ф. Писемский в романе «Тысяча душ» также упоминает эту традицию:

«...Еще в так называемое Прощальное воскресенье, на Масленице, все у них в доме ходили и прощались друг перед другом». Покаянное состояние, стремление к примирению было характерной чертой русского человека, обязательным для каждой семьи.

Но не только ответственность за личные поступки тяготила русского человека, но и на каждого из членов семьи ложилась ответственность за дела рода, предыдущих поколений. Одной из важнейших духовных задач членов семьи была задача выпрямления пути рода через личное покаяние. Вот как об этом написал замечательный русский поэт и философ А. С. Хомяков:

За все, за всякие страдания,

За всякий попранный закон,

За темные отцов деяния,

За темный грех своих времен,

 За все беды родного края,

Пред Богом благости и сил,

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб Он простил, чтоб Он простил.

    Здесь представлены лишь некоторые фрагменты преподаваемого у нас курса и создаваемого сейчас учебника по предмету «Духовные традиции русской семьи». В поурочном планировании есть и другие темы, направленные не только на знакомство с этими традициями, но и на воссоздание некоторых из них в семьях, где к тому есть основания. Создаваемый учебник построен как живой разговор с учащимися, с учителем, нередко к разговору на уроке привлекаются и родители, бабушки, дедушки. Практически после каждого урока детям предлагается выполнить то или иное задание, выучить правила, законы, касающиеся той или иной темы. Так к завершающему уроку постепенно складывается свод правил, бытовавших в русской семье и, оказывается, так близких и нам, живущим в XXI веке.

Восстанавливаем традиции

«Дважды в одну реку войти нельзя», — говорил древний мыслитель. На протяжении двух тысяч лет это изречение является, пожалуй, самым излюбленным для тех, кто борется с традициями любых времен и народов. А люди здравомыслящие, уважающие своих отцов, дедов, их обычаи, подвиги, благочестивую жизнь, как раз с тех пор вынуждены от этого изречения отмежевываться, потому как каждый здравомыслящий человек понимает: когда речь идет о восстановлении традиции, то имеется в виду не возвращение в эпоху, а возвращение к тем утраченным ценностям, нравственным законам, которые каждого отдельного человека, семью, род, государство делали сильными и могущественными.

Прямо скажем, незавидная роль и у нас с вами — восстанавливать разрушенное, а то и утраченное. Но делать это крайне необходимо. Необходимо восстановление и всего лучшего, что содержала в себе семейная традиция.

Самое главное, чтобы слушатели курса  усвоили, что причина всех человеческих падений кроется в прерванности связи между поколениями, в отказе от опыта и традиций семьи, от заветов предков, то есть, семейной традиции.

Подводя итог пройденному курсу,  мы должны еще раз остановиться на самом главном, что фундаментом семейной традиции являлось Священное Писание. Основы этой традиции на протяжении тысячелетия находили свое постоянное воплощение в православной жизни семьи и общества и так или иначе закреплялись в законах, «оседали» в памятниках литературы.

И даже во времена отхода большей части общества от православия русская семья не так уж и далеко отошла от этих традиций в быту, во внутрисемейных взаимоотношениях -  в основе семьи лежали все те же библейские заповеди. Разве можно как-то по иному относиться к своим родителям, а равно и к старшим поколениям, чем нас учит пятая заповедь – почитать их. А разве не соблюдаются последующие заповеди: не убий, не укради, будь верен своей жене или мужу, не завидуй, не лги. Во всяком случае, шесть заповедей и в наше время, в том числе и для тех, кто далек от православного вероучения, являются определяющими. Ну, а если коснемся нравственной основы, на которой зиждутся семейные да и любые общественные традиции – то есть первые четыре заповеди, нацеливающие нас на взаимоотношения с Богом, то вот здесь-то произошел явный сбой. То, что в досоветское время в России было у каждого человека и у каждой семьи приоритетным, оказалось из большинства семей просто изгнанным.

      Но все же большинство людей понимают, что заповеди - закладной камень для фундамента возрождающейся традиционной семьи, возрождающейся традиции рода. Он основа, идеология, дух всякой семьи, стремящейся к совершенству. Все остальное — лишь приложение. Если ваш прадед жил в Боге, а кто-то из вас в противоположном ему образе, то ничто внешнее, никакое древо рода, выстроенное вами и прикрепленное на самом видном месте вашего дома, не возродит, не спасет родовую семейную традицию, ибо то и другое просто несовместимо, ибо вы не един род, а враги.

Таким образом, для русских людей восстановление семейной духовной традиции возможно лишь через восстановление приобщения к единой Русской Православной Церкви.

В противном случае лишаются смысла всякие действия, направленные на сугубо внешнюю сторону, а также разговоры о целях, об исторических задачах и смысле, о преемственности в жизни семейной традиции.

Вопрос восстановления единства семьи  в православной вере очень важен, особенно в наше время, когда сотни сект пытаются вбить клин в это единство. И лишь члены семьи, не дорожащие этим духовным единством, Иваны, не помнящие родства, способны пойти на такой раскол.

Когда это самое важное для единства рода условие уже выполнено, тогда как бы уже само собой, естественным путем происходит восстановление многого: семья становится надежным пристанищем души, возвращается роль отца в семье и достойное место матери. Ваша семья устраивает тот же самый порядок жизни, что и ваши предки, а до этого ведь он был разрушен. В вашей семье возрождено благословение родителями детей, и уже ни один поступок вы не совершаете без разрешения родителей и даже перед сном подходите под благословение отца и матери. Вами восстановлен поминальник, и вы каждое утро поминаете поименно всех членов своего рода.

Наряду с духовной традицией вам непременно захочется восстановить и трудовую традицию. Конечно, время сегодня иное, и то, что нецелесообразно и будет выглядеть искусственным, восстановления не потребует. Но мне известны десятки примеров, где в семьях вот уже на протяжении нескольких десятилетий называют одним и тем же именем животных, где в Благовещенье (праздник, в который и птица гнезда не вьет, девица косы не плетет), несмотря на солнечную, ясную погоду, крестьяне стараются даже хозяйственные работы свести до минимума, заранее приготовить животным корм, а в этот день только раздать.

Восстановление трудовой традиции — это прежде всего восстановление нашего отношения к труду, каким оно было у предков. И только потом уже экономическая часть трудовой традиции, в основе которой лежит не стремление к богатству, а желание жить в достатке. Абсурдными тогда нам покажутся слова высоких чиновников, которые перед молодым поколением ставят главной задачей быть успешным, потому что это противоречит нравственным законам, по которым жили наши предки, потому что это стремление делает лицо традиции уродливым. А вот, заметив, что для вашего рода характерной чертой являлось трудолюбие - одна из важнейших человеческих добродетелей, вам непременно захочется выработать и в себе, и  в вашей нынешней семье эту благочестивую черту да и многие другие качества, которыми обладали ваши предки. И наоборот, заметив в себе те же пороки, которые были у пращуров, вам захочется от них непременно избавиться.

И вот, наконец, сбылась ваша мечта — в вашем доме, как и в былые годы, вновь разливается аромат пасхальных куличей, а на Преображение  из храма вы возвращаетесь с освещенными плодами, на медовый Спас с освещенными сотами. И  вновь, как и вашу прабабушку хвалили за самые вкусные пироги, вас возносят за этот дар соседи и друзья. И они каждый раз после праздничной литургии, собираясь в гости, просто говорят: «Едем на пироги к N». И это предмет не тщеславия, а семейного предания!

О семейных традициях написаны целые книги. Но мы ведем речь о тех традициях, которые были характерны, именно для вашего рода. А они сугубо индивидуальны для каждой отдельной семьи. Посмотрите, как не похожи семьи Болконских и Ростовых в романе «Война и мир», хотя и та и другая вызывают расположение и любовь читателей. Так и в каждой из  семей.

Процесс восстановления духовных, семейных традиций требует не только сильной воли, но и определенной, довольно высокой, культуры и деликатности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные традиции русской семьи

Текс беседы для родителей...

Духовно-нравственные традиции русской семьи

Разработка классного часа для 10 класса о духовно-нравственных традициях русской семьи...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Родительское собрание "Духовные традиции семьи"

Рассуждение совместно с родителями о семейных ценностях....

Духовно – нравственные основы семь и народные традиции в семейном воспитании.

духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой ...

Духовные традиции семьи

Занятие кружка по теме "Семейное счастье: от кого или от чего оно зависит?"...

Беседа "Духовные традиции русской семьи"

Конспект занятия по семейному воспитанию...