Рекомендации по работе с одаренными студентами
методическая разработка

 В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В этом плане передо мной как учителем истории и обществознания сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по своему предмету, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся.

Поэтому целью своей деятельности считаю формирование активной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей – интерната №84 им. Гали Акыша»  

Имаевой Альбины Александровны

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                            РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ                                                                                    «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

П. А. ПОЛОВИНКО

Рекомендации по работе с одаренными студентами    

 

 

 

 

Подготовила: преподаватель высшей категории

Шкарупа И.В.

 

 

Батайск

2023г.

 

 

 

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.  

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

 В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В этом плане передо мной как учителем истории и обществознания сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по своему предмету, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся.

Поэтому целью своей деятельности считаю формирование активной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию. Путь к достижению лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе различных форм и методов обучения одарённых детей на уроках истории.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одаренности). Основными критериями при выявлении одаренного ребенка являются повышенная познавательная потребность, любознательность, способность к самообучению, увлеченность предметом, глубина задаваемых вопросов и другое.

На своих уроках я применяю разные системы и  методы (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы: проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах и т.д. , дискуссия, семинар, дебаты, решение проблемных ситуаций,  лабораторные работы (здесь происходит анализ исторических источников, одного или нескольких, в зависимости от возраста учащихся), ролевые игры (используются при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции). Данные формы позволяют вовлечь обучающегося в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышления, повышают познавательный интерес, формируют гражданственность и патриотизм. Например,  работа в группах по проблемному вопросу «Для чего необходимо изучать историю России?», семинар на тему «Проблема образования Древнерусского государства», «Противоречивый характер политики Петра I», «Сущность движения декабристов» и т.д.

При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы. Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки. Предлагаю учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц – вопросов, исторического лото и т.д.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе.

Он включает несколько ступеней:

• усвоение учебной задачи;

• процесс поиска лучшего решения;

• суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

• презентация группового решения.

Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей обучающихся искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения.

Задание может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.

В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся, поэтому очень важно научить различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы (инициатор, контролер, критик, оппонент). Учебное сотрудничество и взаимодействие, я организую в двух формах кооперации «Учитель - обучающийся» и «обучающийся – обучающийся». Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.

Особое внимание уделяю организации учебного пространства, так как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В зависимости от количества групп определяю оптимальные расстановки учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет сокращать время, необходимое для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.

Для того, чтобы организовать работу групп их четырех, пяти или шести студентов, я предлагаю четыре последовательных этапа деятельности, в технике «Мозаика» и «Опорный конспект».

I этап: Индивидуальная работа.

Мной предлагается задание: изучить тему и составить конспект, продумать вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20 минут (это может быть и домашнее задание). Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

II этап: Работа в парах по горизонтальным связям.

Я предлагаю каждому участнику выбрать себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 минут.

III этап: Работа в парах по вертикальным связям.

Я предлагаю парам поменяться. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения – 10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

IV этап: Принятие группового решения.

Я предлагаю членам группы собраться вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы, презентации и т.д.).

В результате такой работы, мои студенты накапливают опыт общения, отрабатывая умения и навыки организации конструктивного диалога. Особенно мотивированным для учащихся являются проблемные вопросы, задания, ситуации, связанные с жизнью современного им общества и определения своего места в нём. Например, при изучении темы «Права ребёнка»  организую дискуссию, обычно обучающиеся очень интересует проблема соотношения права на свободу мысли и убеждений и ограничением этого права в их жизни. Примечательно и то, что не было случая, чтобы студенты тут же не спросили о моей шкале ценностей, точке зрения на те или иные события прошлого и настоящего, на мою позицию в отдельно взятом вопросе. И здесь важным считаю не навязать им своё видения мира, а направить, научить думать самим.

В своей работе использую такую  форму, как игра. Это могут быть как игровые моменты – приём «Найди ошибку», так и целый урок: например, игра «Суд над смертной казнью», деловая игра «Семья 21 века». Такая деятельность позволяет повысить интерес учащихся к проблемам истории нашей страны и общественной жизни в ненавязчивой, свободной для детей форме.

При изучении истории важным является формирование личного отношения к историческим событиям и личностям. У студентов как правило есть определённые базовые знания и умения, на основе которых они более весомо представляют свою точку зрения, учатся её доказывать, защищать. На таких уроках мы работаем, в том числе и по технологии дебатов. Целью такой формы организации деятельности является развитие навыков сотрудничества и делового общения, что влияет на формирование социально активной личности, у которой есть свои ценности, жизненные ориентиры и гражданская позиция.  

Также в своей работе я уделяю большое внимание информационным технологиям. При составлении уроков использую материалы с электронных носителей, имеющихся в техникуме и полученные из системы Интернет. Особенно уместно использование данных средств при изучении военных действий (анимационные карты, реконструкции сражений) и при изучении темы «Культура». И подача материала, и его восприятие идет совсем на ином качественном уровне, а главное учащиеся активно вовлекаются в урок и сами создают различные информационные продукты (презентации, видеоролики, доклады и т.д.) Такая деятельность позволяет развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Важным моментом своей методической системы по социализации личности считаю организацию интеллектуальных игр. Цель таких игр - развитие интеллекта и эрудиции учащихся, расширение их кругозора. Такая деятельность учит обучающихся применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Причём в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов игры позволяют превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Кроме этого немаловажным считаю, что учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, искать пути совместного решения проблем, идти на компромисс друг с другом. Такие игры организуются для всех параллелей во внеурочной деятельности и могут быть как общеинтеллектуальными («Интеллект - шоу», «Турнир знатоков»), так и тематическими – например, игра, посвящённая Великой Отечественной войне.

Современное подрастающее поколение активно взаимодействует с обществом в разных формах, далеко не всегда это является позитивным и необходимым, школьникам трудно разобраться в многообразии жизни общества. Дискуссионный клуб, организованный для старшекурсников, помогает определиться учащимся с ценностными установками, жизненными ориентирами, своей гражданской позицией. Темы клуба разнообразны – «Свобода и ответственность-выбор XXI века», гражданский форум «Имею право. Несу ответственность», «Семья XXI века», «Женщина в политике».

Для определения эффективности системы использую различные методики: тестировании, анкетирование, система диагностик, рейтинг, самооценка, рефлексия.

Диагностические исследования позволяют сделать вывод об экспериментальной стадии развития представленной методической системы. Это даёт возможность скорректировать работу, сделать её более плодотворной, искать новые подходы, Современное общество сегодня ставит перед  нами одну из главных целей – создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Считаю, что в реализации данной цели,  я, как преподаватель должна технологически проработать вопросы организации работы с одарѐнными детьми при обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

 На одаренность существуют разные точки зрения. Мне ближе мнение тех, кто вместо понятия «одарѐнный ребѐнок» пользуются выражением «ребѐнок с признаками одарѐнности», или потенциально одарѐнный. Потенциальная одарѐнность, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарѐнность - это ребѐнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным).

И действительно, опыт коллег и мой собственный, показывает, что обучающиеся, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными чертами одарѐнности, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарѐн, но менее заинтересован.

 В тоже время, обучающиеся, малозаметные, неуспешные могут выдать значимые результаты. Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим, считается гиперактивным и отвлекающимся, постоянно реагирующим на разного рода раздражители и стимулы.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Часто с нетерпимостью относится к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Он может оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.

Как же я строю работу со студентами с признаками одарѐнности?

Прежде всего, следует начать с выработки стойкого интереса к предмету истории. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

 Для мотивирования студентов на своих уроках применяю разнообразные приѐмы:

 - Создание проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой студенту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

 - Связь с жизнью (на уроки, посвященные изучению ВОВ мы обязательно приглашаем, участников событий);

- Дидактические игры («Своя игра», «Сто к одному», «Живая картина», «Найди ошибки»…) не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки самостоятельного отбора и оценки информации;

 - Мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определение слова «экономика»);

 - Создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают одаренным студентам не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией);

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания:

Прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней:

 первый уровень - обязательный минимум,

второй уровень задания - тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу;

третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк.

Например, студентам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн.

Прием «особое задание»: продвинутые студенты получают право на выполнение особо сложного задания; выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

Прием «энциклопедист»: предполагается самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнѐнных заданий или дополнения в урок.

 Прием «молодой учитель»: студенты получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

- Применение электронных образовательных ресурсов. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах (городской, областной уровни, интернет – конкурсы) не только ориентируют студентов на мой предмет, но и повышают самооценку ребят. При работе с мотивированными учащимися важно создать условия для развития познания и логического мышления одаренных детей

 Формировать способность к познанию и логическому мышлению помогают:

- работа с разными видами источников информации (устные, письменные, графические, электронные, изобразительные);

- использование как традиционных методов преподавания (лекция, беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), так и современных образовательных технологий (составление кластеров, кейс – технологии);

Развивать аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов кейс-технологии.

 К примеру, на уроке обществознания «Трудовое право» обучающиеся делятся на группы и получают кейсы - описания ситуаций и вопросы.

Задание: найти выход из ситуации, используя статьи Трудового кодекса.

Стратегия обогащения обучения (расширение кругозора, освоение знаний об окружающем мире, самопознание, углубление в предмет) в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей.

Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс еѐ запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности студентов, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

В своей деятельности уделяю большое внимание развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время.

Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам, фиксации и определения этих проблем, поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез, формулирования и сообщения результатов решения.

Основными показателями креативности служат количество порожденных идей, их разнообразие, оригинальность.

Эти критерии четко отражаются в исследовательских и проектных работах. Студенты, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», студентам предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

 Активное включение студентов в создание проектов даѐт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом ребята  «проживают» конкретные ситуации, постигают реальные процессы. При выполнении исследовательских работ применяем краеведческий материал. Такие работы как «Как служил солдат», «Улицы родного города» не только формируют исследовательские умения и навыки на материале родного края, но и помогают обучающемуся раскрыть свой креативный потенциал.

 Работа с одаренными детьми требует от преподавателя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности. Преподаватель должен находиться на острие науки, так чтобы было интересно поговорить, о чем спросит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы  по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...

Методические рекомендации при работе с одаренными детьми

Данная методическая работа содержит небольшие рекомендации при работе с одаренными детьми...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Рекомендации  педагогам по работе с одаренными детьми - формы и методы...

Методические рекомендации по работе с неуспевающими студентами

В пояснительной записке приводятся рекомендации по организации работы с неуспевающими студентами в техникуме. Содержание непосредственно методической разработки имеет практическую направленность - обо...

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...